Напоминание

Применение проблемных ситуаций при формировании универсальных учебных действий на уроках биологии


Автор: Ступина Галина Михайловна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГАПОУ ИТИП
Населённый пункт: г. иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Применение проблемных ситуаций при формировании универсальных учебных действий на уроках биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ступина Г.М., преподаватель

ГАПОУ ИО «Иркутский техникум индустрии питания»,

г. Иркутск

Применение проблемных ситуаций при формировании

универсальных учебных действий на уроках биологии

Модернизация российского образования, стандарты второго поколения

направлены

на

реализацию

системно-деятельностного

подхода

в

обучении.

Следуя потребностям современного общества, будущим специалистам

необходимо

владеть

универсальными

учебными

действиями.

К

ним

относятся:

• регулятивные (уметь выявлять возникающие проблемы, выдвигать

гипотезы,

находить

альтернативные

варианты

решения

проблем,

уметь

адаптироваться в реальных условиях);

познавательные

(проявлять

активность

в

познании

окружающего

мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её

анализировать,

делать

обобщения,

формулировать

и

аргументировать

выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных

ситуациях);

• коммуникативные (обладать навыками общения, быть контактными в

различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и

быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать

конфликтные ситуации).

Универсальные учебные действия:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять

учебную

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения,

уметь

контролировать и оценивать ее результаты;

- создают условия развития личности на основе «умения учиться» и

сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой

жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию,

высокую социальную и профессиональную мобильность.

В учебном предмете «биология» ведущую роль играет познавательная

деятельность, направленная на изучение биологических систем разного

уровня и, следовательно, на развитие познавательных учебных действий.

В

курсе

общей

биологии

изучаются

закономерности

организации,

функционирования и развития биологических систем различного уровня

организации от клетки до биосферы. Это требует владение логическими

действиями:

анализ,

синтез,

сравнение,

классификацию

объектов,

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи

рассуждений, доказательства.

Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным

моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или

познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они

не

могут

достичь

цели

с

помощью

известных

им

способов

действия,

знаний.

Эта

познавательная

потребность

является

«двигателем»

в

обучении.

Проблемная

ситуация

как

познавательная

задача,

характеризуется

противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и

предъявляемым требованием.

В своей работе использую различные способы организации проблемно-

поисковой деятельности, которые направлены на формирование основных

предметных компетенций курса биологии.

Проблемное изложение:

- Учёные провели исследования митоза: оказалось, что у животных,

ведущих ночной образ жизни, в большинстве органов максимум митозов

приходится на утро и минимум – на ночное время. У дневных животных

максимум

наблюдается

в

вечернее

время,

а

минимум

днём.

Проанализируйте этот факт и сделайте вывод.

- Великая река Нил протекает почти по всей территории Африканского

континента.

В

ее

водах

в

большом

количестве

обитают

различные

представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако последние

годы

река

дарит

нам

загадки.

Там,

где

Нил

протекает

по

территории

Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране - Судане,

расположенной

вверх

по

течению,

их

можно

встретить

в

большом

количестве. Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите

возможные меры их предупреждения

Поисковая беседа:

- В 1688 году итальянский ученый Франческо Реди писал: «Я взял

четыре сосуда, поместил в один них мертвую змею, в другой немного

рыбы, в третий – дохлых угрей, а в четвертый - кусок телятины, плотно

закрыл их и запечатал. Затем я поместил то же самое в четыре других

сосуда и оставил их открытыми. Вскоре в открытых сосудах мясо и рыба

зачервивели, а в запечатанных сосудах я не увидел ни одного червячка».

Что пытался доказать Франческо Реди.

-

В

два

аквариума

были

помещены

головастики

лягушек

одного

возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала

возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом. К

концу опыта были получены следующие результаты:

1) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились;

2) во втором аквариуме появились лягушата. Объясните, как это могло

произойти? Каково значение подобных явлений для эволюции?

Решение проблемных задач:

- Если верить древнему историку, то во времена похода Александра

Македонского

в

Индию

офицеры

его

армии

гораздо

реже

болели

желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них

были

одинаковые,

но

вот

посуда

-

разная.

Из

какого

металла

была

изготовлена посуда для офицеров?

- В какой ситуации может возникнуть особая потребность в белке у

клетки?

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность:

- подготовить кроссворд по заданной теме;

- составить тест на изученную тему;

- подготовить сообщение или презентацию к следующему занятию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беркалиев

Т.Н.

Развитие

образования:

опыт

реформ

и

оценки

прогресса школы. – Спб, 2007.

2. Демидова

М.

Естественно-научный

цикл:

вырабатываем

общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.

3. Лернер Г.И. Эволюционная теория: Учебное пособие/ - М.: Изд-во

гимназии «Открытый мир», 1995. (Учеб. Серия «Шаг за шагом»: Биология)

4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с

учениками: пособие для учителя. – Москва, 2002.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

6. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования.



В раздел образования