Автор: Кострова Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №18
Населённый пункт: ст. Григорополисская
Наименование материала: Социальный проект
Тема: "Тепло наших сердец"
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЛЕКСАНДРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
«Формирование системы адаптации и социализации детей
вынужденных переселенцев»
Обоснование проекта:
В Григорополисской МОУ СОШ№18 обучаются дети вынужденные
переселенцы, прибывшие с территории Украины, испытывающие проблему
адаптации в школьную среду и социум.
Определение проблемы:
Много месяцев мы наблюдаем за событиями на юго-востоке Украины. Никто
не остается равнодушным, просматривая выпуски новостей. Ежедневно на
территорию Российской Федерации приезжают сотни вынужденных
переселенцев и беженцев. В Новоалександровский район приехали 250
вынужденных переселенцев.(Прил.1) 26 из них прибыли в нашу станицу
Григорополисскую. Среди них 7 детей различных возрастов.(Прил.2)
Переселение в Россию в столь значительных масштабах порождает
множество проблем, связанных не только с жильем, трудоустройством,
акклиматизацией, но и с социально-психологической адаптацией
иммигрантов пусть не в иноэтничной, но в новой и во многом непривычной
для них социокультурной среде.
Необходимость адаптации в новой социокультурной среде ставит перед
переселенцами задачу выбора и реализации соответствующей адаптационной
стратегии. Для большинства переселенцев наиболее успешной стратегией
адаптации является стратегия интеграции, в процессе которой происходит как
сохранение прежних этнокультурных особенностей, так и освоение новых
норм, ценностей, образцов поведения новой культуры. Обретение
переселенцами позитивной социальной идентичности в новой
социокультурной среде идет по пути идентификации себя со своим (русским)
этносом, сохранения позитивного отношения к представителям своей группы
и формирования позитивного отношения к представителям принимающей
группы (коренные жители России).
Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей
вынужденных переселенцев, причем если взрослые люди, несмотря на
проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то
2
психика детей не выдерживает напора травмирующих ситуаций и
напряженной обстановки в целом.
Многие родители рассказывали, что дети просыпаются по ночам в слезах,
они находятся в постоянном страхе. Они вырваны из привычной жизненной
среды. Здесь для них всё чужое, и что немаловажно – мало близких и
знакомых людей. Дети оказались в новой, непривычной для них обстановке,
что привело к нарушениям в сфере общения как со сверстниками, так и со
взрослыми
Посттравматический стресс провоцирует нервозную атмосферу в семьях.
Учитывая то, что ребенку приходится реально адаптироваться к новым
экономико-социальным условиям (школа, город, отношения), ребенок
оказывается окружен проблемами, непониманием: так, прибыв в Россию,
многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе.
К тому же, отсутствие у подавляющего большинства семей мигрантов
элементарных социально-бытовых условий (регистрации, постоянного
жилья, работы) самым негативным образом сказывается на психологическом
климате в семье, и особенно на психологическом состоянии ребенка. Из-за
наличия существенных различий в школьных программах России и Украины
у детей беженцев и вынужденных переселенцев растет неуспеваемость,
снижается самооценка, нарастает психическое напряжение, приводя к
ухудшению психического и физического здоровья.
Поэтому необходимо вовлечение этих детей в систему общественных ,
семейных , межличностных взаимодействий, чтобы в дальнейшем процесс
адаптации не вызывал затруднений.
Просмотрев данные по количеству детей вынужденных переселенцев,
обучающихся в МОУ СОШ №18, мы выявили следующие результаты:
На начало нового учебного 2016 – 2017 года в школу прибыл 1 ребенок
В ноябре прибыли еще 2 девочки
Таким образом, видно, что количество воспитанников увеличилось.
3
Проведенный психологом мониторинг показал, что уровень
дезадаптированности у детей вынужденных переселенцев выше, чем у их
сверстников (Прил.3 ).
Гипотеза: если создать воспитательную систему, которая поможет детям
вынужденным переселенцам пройти процесс социализации и адаптации в
школьном коллективе, то, эти ребята смогут успешно найти свое место в
социуме.
Объект проекта: воспитательная система школы.
При этом предметом выступает организация специальных условий для
адаптации детей в общественной и школьной жизни.
Цель проекта: создание воспитательной системы школы, способствующая
адаптации и социализации учащихся
Задачи:
- создать систему управления процессом социализации;
- разработать систему мероприятий, включение в которые будет решать
проблему адаптации;
- организовать группу волонтеров из школьников, пользующихся уважением
и авторитетом у сверстников;
- спланировать систему взаимодействия с общественными организациями;
- создать систему мониторинга социализации и адаптации детей;
- создать благоприятную психологическую ситуацию в школе;
- вовлечь в проект родительскую общественность.
Базовые принципы.
Целесообразность:
соответствие цели и действий, направленных на ее
реализацию.
Личностный
подход
: воспитание, становление и развитие личности
Природосообразность:
организация деятельности с учетом
4
индивидуальных биологических, психологических, психических
особенностей.
Культуросообразность:
формирование личности через познание и
усвоение национальной, материальной и духовной культуры.
Вариативность: возможны добавления, изменения содержания проекта.
Открытость: участником проекта может стать любой взрослый и ребенок.
Взаимодействие: обеспечение тесного сотрудничества между
участниками проекта.
Теоретические основы адаптации и социализации детей:
Ребёнок, вынужденный переехать на новое место жительство, имеет
определённые особенности в психической и эмоционально-личностной
сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Он
требует специфических методов организации воспитательного процесса.
Главной идеей воспитания становится создание условий для успешной
социализации и адаптации ребенка в новых этнических и культурных
условиях.
Продолжительности межкультурной адаптации определяются очень многими
факторами, которые подразделяются на индивидуальные и групповые.
К факторам первого типа относятся:
1. Индивидуальные характеристики – демографические и личностные
(прежде всего, возраст). Так, маленькие дети адаптируются быстро и
успешно, для школьников же этот процесс оказывается мучительным, так как
в классе они должны во всем походить на своих одноклассников – внешним
видом, манерами, языком и даже мыслями.
2. Обстоятельства жизненного опыта индивида. Немаловажное значение
имеет готовность к переменам. Одним из важнейших факторов, благоприятно
влияющих на процесс адаптации, является установление дружественного
отношения с местными жителями. Среди влияющих на адаптацию групповых
5
факторов необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур:
1. Степень сходства или различия между культурами. 2. Объективная
культурная дистанция; 3. Наличие или отсутствие конфликтов – войн,
геноцида и т.п. – в истории соотношение между двумя народами; 4. Степень
знакомства с особенностями культуры страны пребывания и компетентности
в чужом языке. Так, человек, с которым мы можем свободно общаться,
воспринимается как более похожий на нас; 5. Равенство или неравенство
статусов и наличие или отсутствие общих целей при межкультурных
контактах
Для оказания помощи этим детям мы изучили опыт работы зарубежных и
отечественных психологов и педагогов, таких как Караковский В.А.,
Маленкова Л.И., Кон И.С., Макаренко А.С. и других
Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме
того, различные науки – философия, социальная психология, социальная
педагогика, социология - также имеют свои варианты трактовки этого
понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести следующее
определение: социальная адаптация – это процесс и результат активного
приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один
из ведущих механизмов социализации личности.
Полная социальная адаптация человека включает физиологическую,
управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и
профессиональную адаптацию.
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и
результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что
социализация представляет собой совокупность всех социальных и
психологических процессов, посредством которых индивид усваивает
систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в
качестве полноправного члена общества. Социализация может быть
рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом
6
социального опыта в процессе жизни (Г.М.Андреева). Сущность процесса
социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает
социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение
происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется
усилиями семьи, школы, различных общественных организаций.
Стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем которых
является человек.
Проблемой психологической адаптации мигрантов и членов их семей в
России стали заниматься сравнительно недавно. Разработки по проблеме
адаптации вынужденных переселенцев принадлежат Н.С. Фрейнкман-
Хрусталева , А.И. Новиков, Т.Г. Стефаненко , В.В. Гриценко, Л.Е. Ананьина,
Л.Л. Москалев, С.Г. Климова и др.
Несмотря на то, что продолжительность изучения вынужденной миграции
небольшая, как и самого изучаемого феномена (вынужденная миграция из
постсоветских республик насчитывает всего 10 лет), данная тема активно
разрабатывается многими научными коллективами. Среди них следует
выделить Лабораторию миграции населения Института
народнохозяйственного прогнозирования
(Ж.А.Зайончковская, Г.С.Витковская), Центр по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ под руководством
В.С.Хорева, Центр демографии ИСПИ РАН, возглавляемый
Л.Л.Рыбаковским, Институт стран СНГ под руководством К.Ф.Затулина,
Институт этнологии и антропологии РАН под руководством В.А.Тишкова. За
этот период появились многочисленные исторические, политические,
демографические и этносоциологические исследования, раскрывающие
различные аспекты вынужденной миграции: социально-политическое
положение русских в новых независимых государствах, причины и мотивы
их массового исхода из этих государств, масштабы потенциальной и
7
реальной миграции, ее последствий, как для государств исхода, так и для
принимающих территорий РФ.
Однако социально-психологических исследований, специально посвященных
проблемам адаптации и интеграции вынужденных переселенцев и беженцев в
российское общество, очень мало, и, в основном, они отражают отдельные
стороны процесса адаптации переселенцев и беженцев к новым условиям
жизни в России (Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, Е.И.Шлягина, И.В.Бардина,
Л.А.Шайгерова, А.Б.Щербакова, Н.М.Швалева, Н.С.Макоева, Г.У.Солдатова,
П.А.Черкасов, Л.А.Шайгерова, )
В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую
возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем
успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют
несколько видов миграций: Переселенцы – покидают родину навсегда;
визитеры (дипломаты, шпионы, деловые люди и студенты) длительное время
живут в чужой стране (туристы, участники научных конференций и т.п.)
приезжают в незнакомое место на непродолжительный срок. Переселенцы
нами рассматриваются как вид мигрантов.
Установление непосредственных контактов между представителями разных
стран и народов часто приводит к негативным последствиям и отношениям
между ними: все мигранты в той или иной мере сталкиваются с трудностями
при взаимодействии с местными жителями, поведение которых они не
способны предсказать, а обычаи страны пребывания кажутся им странными,
как и сами люди. При рассмотрении проблем взаимоотношения переселенцев
с коренным населением необходимо учитывать следующие факторы, от
которых зависит благоприятность взаимодействия представителей разных
культур и этносов: а) территория, которая может быть общей или "своей"
лишь для одной из групп; б) продолжительность взаимодействия
(постоянное, долговременное, кратковременное); в) цель (совместная
деятельность, совместное проживание, учеба, досуг); г) тип вовлечения в
8
жизнь общества (от участия до наблюдения); д) частота и глубина контактов;
е) относительное равенство статуса и прав; ж) численное соотношение
(большинство – меньшинство); з) явные различительные признаки (язык,
религия, раса).
Успешное приспособление обычно определяется как ощущение гармонии с
ближайшим окружением, а так же чувство удовлетворенности,
психологического благополучия и душевного здоровья.
Показателями успешной социально-психологической адаптации
вынужденных переселенцев на групповом уровне анализа выступают:
- сохранение переселенцами культурных заимствований от культуры тех
этносов, в среде которых они длительное время проживали до переезда в
Россию;
- установление связей с новым окружением;
- удовлетворенность отношениями с новым окружением;
- близость ценностных структур сознания мигрантов и коренных жителей;
- позитивная социальная (этническая) идентичность;
- позитивный образ «Мы» (мигранты);
- позитивный образ «Они» (коренные жители);
- межгрупповая толерантность.
Показателями успешной социально-психологической адаптации на
индивидуально-личностном уровне анализа выступают:
- реализация потребностей в самоуважении и самоактуализации;
- удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейшим
условием реализации потребности в самоактуализации;
- удовлетворенность осуществлением смысла жизни;
-оптимистическая оценка жизненной ситуации;
-наличие личностных особенностей: высокая активность, готовность к
сотрудничеству, эмоциональная устойчивость, сила «Я», внутренний
самоконтроль.
9
Существующая система воспитания вынужденных переселенцев
несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в современном
социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к
преодолению жизненных трудностей.
В ходе разработки данного проекта мы изучили нормативно правовые акты.
(Прил.4) В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции Российской федерации
иностранные граждане и лица без гражданства наделены правами и
обязанностями в области образования наравне с гражданами Российской
Федерации.
При организации данного проекта необходимо руководствоваться
следующими документами:
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от
14 декабря 1960 г.;
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового
регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в
Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе
Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города
федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации"»;
- Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О
вынужденных переселенцах»;
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»;
10
- Соглашение от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным
переселенцам» (ратифицировано Федеральным законом от 22 ноября 1994 г.
№ 40-ФЗ);
- письмо Минобразования России от 7 мая 1999 г. № 682/11-12
«Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении порядка
приема граждан в общеобразовательные учреждения»;
- письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № 08-548 «О приеме в
общеобразовательные учреждения»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении
методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
- приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка
приема граждан на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- письмо Минобрнауки РФ от 09.07.2014 № 08-859 «Об обучении детей,
прибывающих с территории Украины»;
Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект
ориентирован на социальные интересы самих участников проекта.
Групповой, долгосрочный, рассчитан на 1 год.
Аннотация проекта:
Центральной идеей проекта является помощь в процессе социализации и
адаптации детей вынужденных переселенцев, через вовлечение их в
совместные мероприятия, трудовую деятельность, школьное самоуправление.
11
Заказчик: МОУ СОШ №18, станицы Григорополисской
Авторы: Кострова Людмила Анатольевна
Исполнитель: школьники и учителя
Ресурсы проекта:
Организационные:
1) совет при директоре по проблемам детей вынужденных переселенцев
2) психолого-педагогический консилиум
3) родительский комитет
4) рабочая группа педагогов и учащихся по проекту
Информационные:
1) сбор, анализ информации по детям вынужденным переселенцам
2) мониторинг, составление карты проблемности
Кадровые:
1) Ермакова Н.И. – психолог;
2) Ермакова Н.И – социальный педагог.;
3) Ляпин - председатель Совета ветеранов ст. Григорополисской;
4) Учителя МОУ СОШ№18;
7) Баландина А.Ю. – старшая вожатая;
8) Щеблыкин А.В. – заместитель председателя племколхоза «Россия» по
социальным вопросам;
9) Алексеева Г.А. – председатель партийной ячейки «Единая Россия»;
10) Соболева А. Г – заведующая сельской библиотекой;
11) Земцева Г.В. – завуч по ВР техникума им. атамана Платова;
12) Кислюк О.И. – директор дома культуры «Россия»;
13) Ерохина Ольга – руководитель группы детей-волонтеров;
14) Ермакова Н.И. – уполномоченный по правам ребенка в МОУ СОШ№18.
Нормативно-правовые: разработка положений о работе:
1)
совета при директоре по проблемам детей вынужденных переселенцев;
12
2)
психолого-педагогического консилиума;
3)
родительского комитета;
4)
рабочей группе педагогов и учащихся по проекту;
5)
группы детей-волонтеров.
Функциональные обязанности участников проекта: (Прил.5)
Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:
1. Вовлечение в Детско-юношеское объединение «Школьная галактика», что
позволяет детям, прибывшим из Украины познакомиться с устройством
государства РФ.
- участие в совете министров и министерств детей от организации «Школьная
галактика»
- участие в общешкольных мероприятиях социальной направленности;
- участие в организации летней оздоровительной компании «Лето 2015»
2. Большую роль в успешной социализации играет общение со сверстниками:
- подготовка и участие в школьных КВНах («Старые сказки на новый лад»,
«Новогодняя карусель»)
- организация конкурсных мероприятий, посвященных Дню защитника
отечества «А ну-ка, парни!», «Солдатский конверт», «Знамя победы 1941» ;
- участие в поездках и экскурсиях (посещение пекарни, животноводческого
комплекса, механизированного тока, ученической производственной бригады
племколхоза «Россия»; экскурсии в техникум им. атамана Платова, экскурсия
в музей станицы Григорополисской);
- тематические школьные дискотеки («Мы такие разные, но все-таки мы
вместе», «Станица – родина моя», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»);
- посещение ветеранов ВОВ и учителей ветеранов совместно с группой детей
волонтеров и членами совета ветеранов ст. Григорополисской;
- участие в субботниках, акциях;
- организация самообслуживания;
- участие в осеннем кроссе;
13
- участие в общешкольных Казачьих играх;
- посещение школьных секций и кружков (баскетбол, футбол, «Бусинка»,
«Волшебные ленты»).
3. Приобщение к общечеловеческим ценностям через осознание значимости
в жизни ребенка семьи:
-подготовка и участие в празднике «День матери» (с приглашением,
Соболевой А.Г – заведующей сельской библиотекой);
- подготовка спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья» (с
участием Щеблыкина А.В.– заместителя председателя племколхоза «Россия»
по социальным вопросам, Кислюк О.И. – директора дома культуры
«Россия»).
Функции участников проекта (приложение )
Этапы реализации:
I этап. Подготовка к реализации проекта. Сентябрь 2016 года
- изучение методической и научной литературы;
- изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по
данной проблеме;
- распределение функциональных обязанностей участников проекта;
- сбор информации;
- проведение мониторинга детей вынужденных переселенцев.
II этап. Деятельностный этап. Октябрь 2016– январь 2017гг.
Реализация проекта, осуществление различных мероприятий направленных
на социализацию и адаптацию детей из детского дома.
III этап. Констатирующий этап. Январь –февраль 2017.
- обобщение опыта;
- проведение итоговой диагностики
IV этап. Представление результатов общественности. Март – май 2017г.
- Общешкольное родительское собрание;
14
- Публикации в средствах массовой информации;
- Подготовка методических рекомендаций.
Риски проекта:
- отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность субъектов
образования по реализации проекта;
- неготовность к участию в социальных проектах общественных организаций
и трудовых коллективов, расположенных на территории ст.
Григорополисской;
- неверно выбранные приоритеты в тематике воспитательных мероприятий;
- нежелание детей вынужденных переселенцев идти на контакт;
- отсутствие мотивации у участников проекта.
Результаты:
- рост уровня социальной адаптации у детей вынужденных переселенцев;
- повышение квалификации педагогов и учащихся по вопросам адаптации и
социализации детей вынужденных переселенцев.
Финансирование проекта:
Финансирование осуществлялось в рамках спонсорской помощи:
племколхоза «Россия», партии «Единая Россия», администрации сельского
совета ст. Григорополисской.
15