Автор: Афанасьева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: город Когалым ,Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия по экологии
Тема: "Путешествие по городу Дубовому"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по экологии.
Составила Афанасьева Галина Викторовна
Тема: «Путешествие по городу Дубовому»
Цель: обобщение знаний детей о лесе и его обитателях.
Программное содержание: Закрепить знания детей о птицах, насекомых,
животных; дать представление о том, что они живут не только на земле, но и
под землей, под корой дерева, и так же в воде; развивать внимание, память
умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы; воспитывать
бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Словарная работа:
активизировать словарь детей словами по теме занятия.
Предварительная
работа: рассматривание
иллюстраций
о
природе,
наблюдения
на
прогулках,
экскурсия
в
лес,
разучивание
пословиц
и
поговорок о природе; чтение художественной литературы, рассматривание
энциклопедий, рисование.
Материал: макет дуба, карточки с изображением птиц, насекомых, животных;
2схемы; карандаши, лист белой бумаги, магнитафон.
Планируемый
результат: знают правила поведения в природе, называют
обитателей леса, умеют находить способы решения проблемной ситуации;
умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; знают
Методы и приемы:
1.Организационное:
(Дети стоят в группе вокруг воспитателя).
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в лес!
- Я хочу вам ребята предложить отправиться в увлекательное путешествие по
необычному городу, который находится в лесу. Отправляемся в путешествие?
-Да!
2.Путешествие по городу Дубовому.
- Тогда проходите и садитесь поудобней. А город этот называется Дубовый.
(Показывает
на
макет
дуба
).
В
этом
городе
есть
такие
улицы,
как
Лиственная, Подкорная, Надземная и Подземная.
1). -Лиственную улицу вы мне сейчас покажите. (Вызываю ребенка: Женя,
покажи
нам
эту
улицу.
Как
эта
улица
называется?
Почему
у
нее
такое
название?)
- И жильцов на улице быстро назовите?
- Как жильцы там размещаются?
- Где живут и чем питаются?
- Кто же живет на лиственной улице?
-На улице Лиственной живут птицы. Какие? Сова, филин, соловей, кукушка,
грачи.
- А какую птицу называют санитаром леса?
-Это дятел. А еще живет в дупле белка.
-Кроме птиц кто еще может жить на улице Лиственной?
- На улице Лиственной живут насекомые. Какие? Жуки, гусеницы, мотыльки.
- Всех жителей Лиственной улицы назвали? Может кто - то хочет еще
добавить?
- А теперь скажите, чем же питаются жители Лиственной улицы?
-
Птицы
поедают
гусениц,
жучков,
питаются
почками.
Жуки,
гусеницы
питаются листьями.
2). - А теперь улицу Подкорную покажите? Почему она так называется, всем
объясните? Все согласны с Мишей, что он показал улицу Подкорную?
-Да!
- А почему она так называется?
- Потому что она находится под корой дуба.
- Кто обитает на этой улице?
-На этой улице обитают жуки, личинки.
- А чем же они питаются?
-Они точат кору дерева: точат ствол; жуки поедают личинок.
3). - Следующая улица Надземная.
- Где эта улица покажите?
- Почему она так называется?
- Потому что улица Наземная находится на земле.
- Кто на ней живет и чем они питаются?
-На улице Наземной живут: заяц, лиса, медведь, волк, олень, ежи, кабаны.
- А чем же они питаются?
-Лиса ловит мышей, зайцев; олень питается листьями и корой дерева, ежи
собирают плоды, кабан корнями деревьев, плодами, медведь ловит зайцев,
лис.
4).- А где находится улица Подземная? Покажите нам эту улицу. (Аня почему
она так называется? Выставляю схему).
- Потому что она находится под землей.
- Кому удобно на улице Подземной жить?
-На улице Подземной живут: крот, мыши, жуки, черви, суслики.
- И чем эти жители питаются?
- Крот питается жуками, личинками; суслик травой, зерном, семенами; мыши
плодами дерева.
-Вот сколько в городе Дубовом улиц. Назовите их еще раз. (Дети называют).
3. Решение проблемной ситуации.
- А давайте подумаем может быть птицам удобней было бы жить в воде?
-Птицы не могут жить в воде, потому что они не умеют дышать под водой,
не умеют плавать, так как у них перо намокнет и они погибнут.
А может быть заяц сможет жить под землей?
-Заяц тоже не сможет долго находиться под землей, ему нужен воздух, свет,
он не сможет там бегать.
-Правильно ребята! Птица не сможет жить в воде, заяц под землей, как и лиса
не сможет летать как птица.
4.Физкультминутка.
-Устали! Давайте отдохнем, сделаем физкультминутку. Встаньте из - за
столов. Выпрямились все:
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Руки, руки поднимаем
Выше, выше, выше
Завертелись наши руки
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились (2 раза).
Дети садятся.
5.Игровая ситуация.
Магнитофонная запись, голос Дуба:
Мои милые друзья, я расту не зря!
Много лет я помогаю:
И кормлю и согреваю.
В дуплах белки проживают,
Птицы меж ветвей летают.
На суку сова сидит,
То ли дремлет, то ли спит.
Рад, что время вы нашли,
В гости к дубу вы пришли.
И мне без вас пришлось бы худо,
Расползлись жуки повсюду,
Древесину мою точат,
Грызут листья нет уж мочи!
Хватит горе горевать,
Нужно подумать кого сюда позвать?
Птица:
Мохнатых и пушистых
Я гусениц люблю,
Зеленых, мягких вкусных,
Их целый день ловлю.
От вредителей я дуб очищаю,
Да и пользу для себя получаю
И желуди приберегаю,
Запасы всюду оставляю.
Потом ищу их там и тут,
Но разве все найдешь?
Они дубками прорастут,
Когда польет их дождь.
Отвечайте - ка друзья !
Какая польза от меня?
- А какая все же польза от птиц?
- Они поедают гусениц, жуков, мышей (сова, филин), лечат деревья (дятел),
разносят семена.
И у птиц есть враги: крупные птицы, как орел поедают мелких птиц, птиц
ловит лиса, даже люди убивают птиц;
Мышь:
Пи — пи — пи! Тише — тише!
Это мы - лесные мыши.
Мы и желуди грызем
И в корнях его живем.
Ведь у нас врагов полно
Догадались вы давно.
-Кто наши враги, кто нами питается?
- Кто же ребята питается мышами?
- Мышами питаются лиса, птицы: орел, сова, филин.
Кабан:
Я видеть неба не могу,
Ни кроны ни ветвей.
Лишь корни вижу я внизу
И много желудей.
Рыть землю целый день готов
В поисках твоих плодов.
Кабан приносит вред большой
скажите же быстрей какой?
-Кабан роет землю, он может погубить корни деревьев, дерево засохнет,
питается корнями.
Пожалуйста, запомни!
Подсыпь на корни ты земли,
Чтобы не высохли они.
Лиса:
Ну, запели славу дубу,
Лично я, не буду!
Мне от дуба пользы нет, один вред.
Я говорю вам всем, всем, всем
Я ведь желудей не ем.
Если зайца догоняю,
Дуб мне зайца заслоняет.
Часто мне на хвост пушистый
Летят гусеницы с листьев.
В дубраве, правда я бываю
Ведь здесь я мышек добываю.
- Лиса подумай поскорей: отчего так много здесь мышей?
Вообще - то я знаю
Но пусть лучше дети отвечают.
- Ребята, подумайте, почему под дубом в дубраве много мышей?
- Потому, что мыши живут под корнями; питаются плодами.
- А представьте ребята, что деревья исчезнут, что тогда может случится с с
обитателями леса?
- Они погибнут, потому что для птиц и зверей не будет корма и пищи-
им негде будет прятаться от врагов, от непогоды; им негде будет ночевать
зимовать.
- Правильно!
Они ведь все существовали,
Пока друг другу помогали,
А потому и выживали
6.Работа со схемой пищевой цепи.
(Вывешиваю схему пищевой цепи)
-
Посмотрите
все
внимательно
на
эту
схему.
Жуки,
гусеницы
питаются
листьями , птицы - жуками, хищные птицы - мелкими птицами, зайцами,
белка - орехами, лиса - мышами, может поймать зайца, олень - ветками
дерева, листьями, медведь может поймать оленя и т. д.
- Кто кому служил пищей, вы сейчас и изобразите. Нарисуйте свою живую
цепь.
- А что же такое пищевая цепь и почему она так называется?
- Это кто, чем и кем питается.
Дети
рисуют.
Затем
показывают
свои
рисунки
и
рассказывают,
что
они
изобразили в своей пищевой цепи.
7. Итог : -В интересном путешествии мы с вами побывали.
- Где же мы были? Кого там видели?
- Запомнили всех обитателей города Дубового и название улиц?
Назовите их.
- Вы теперь знаете, что в природе все взаимосвязано друг с другом.