Напоминание

"Путешествие по городу Дубовому"


Автор: Афанасьева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: город Когалым ,Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия по экологии
Тема: "Путешествие по городу Дубовому"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по экологии.

Составила Афанасьева Галина Викторовна

Тема: «Путешествие по городу Дубовому»

Цель: обобщение знаний детей о лесе и его обитателях.

Программное содержание: Закрепить знания детей о птицах, насекомых,

животных; дать представление о том, что они живут не только на земле, но и

под землей, под корой дерева, и так же в воде; развивать внимание, память

умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы; воспитывать

бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Словарная работа:

активизировать словарь детей словами по теме занятия.

Предварительная

работа: рассматривание

иллюстраций

о

природе,

наблюдения

на

прогулках,

экскурсия

в

лес,

разучивание

пословиц

и

поговорок о природе; чтение художественной литературы, рассматривание

энциклопедий, рисование.

Материал: макет дуба, карточки с изображением птиц, насекомых, животных;

2схемы; карандаши, лист белой бумаги, магнитафон.

Планируемый

результат: знают правила поведения в природе, называют

обитателей леса, умеют находить способы решения проблемной ситуации;

умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; знают

Методы и приемы:

1.Организационное:

(Дети стоят в группе вокруг воспитателя).

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в лес!

- Я хочу вам ребята предложить отправиться в увлекательное путешествие по

необычному городу, который находится в лесу. Отправляемся в путешествие?

-Да!

2.Путешествие по городу Дубовому.

- Тогда проходите и садитесь поудобней. А город этот называется Дубовый.

(Показывает

на

макет

дуба

).

В

этом

городе

есть

такие

улицы,

как

Лиственная, Подкорная, Надземная и Подземная.

1). -Лиственную улицу вы мне сейчас покажите. (Вызываю ребенка: Женя,

покажи

нам

эту

улицу.

Как

эта

улица

называется?

Почему

у

нее

такое

название?)

- И жильцов на улице быстро назовите?

- Как жильцы там размещаются?

- Где живут и чем питаются?

- Кто же живет на лиственной улице?

-На улице Лиственной живут птицы. Какие? Сова, филин, соловей, кукушка,

грачи.

- А какую птицу называют санитаром леса?

-Это дятел. А еще живет в дупле белка.

-Кроме птиц кто еще может жить на улице Лиственной?

- На улице Лиственной живут насекомые. Какие? Жуки, гусеницы, мотыльки.

- Всех жителей Лиственной улицы назвали? Может кто - то хочет еще

добавить?

- А теперь скажите, чем же питаются жители Лиственной улицы?

-

Птицы

поедают

гусениц,

жучков,

питаются

почками.

Жуки,

гусеницы

питаются листьями.

2). - А теперь улицу Подкорную покажите? Почему она так называется, всем

объясните? Все согласны с Мишей, что он показал улицу Подкорную?

-Да!

- А почему она так называется?

- Потому что она находится под корой дуба.

- Кто обитает на этой улице?

-На этой улице обитают жуки, личинки.

- А чем же они питаются?

-Они точат кору дерева: точат ствол; жуки поедают личинок.

3). - Следующая улица Надземная.

- Где эта улица покажите?

- Почему она так называется?

- Потому что улица Наземная находится на земле.

- Кто на ней живет и чем они питаются?

-На улице Наземной живут: заяц, лиса, медведь, волк, олень, ежи, кабаны.

- А чем же они питаются?

-Лиса ловит мышей, зайцев; олень питается листьями и корой дерева, ежи

собирают плоды, кабан корнями деревьев, плодами, медведь ловит зайцев,

лис.

4).- А где находится улица Подземная? Покажите нам эту улицу. (Аня почему

она так называется? Выставляю схему).

- Потому что она находится под землей.

- Кому удобно на улице Подземной жить?

-На улице Подземной живут: крот, мыши, жуки, черви, суслики.

- И чем эти жители питаются?

- Крот питается жуками, личинками; суслик травой, зерном, семенами; мыши

плодами дерева.

-Вот сколько в городе Дубовом улиц. Назовите их еще раз. (Дети называют).

3. Решение проблемной ситуации.

- А давайте подумаем может быть птицам удобней было бы жить в воде?

-Птицы не могут жить в воде, потому что они не умеют дышать под водой,

не умеют плавать, так как у них перо намокнет и они погибнут.

А может быть заяц сможет жить под землей?

-Заяц тоже не сможет долго находиться под землей, ему нужен воздух, свет,

он не сможет там бегать.

-Правильно ребята! Птица не сможет жить в воде, заяц под землей, как и лиса

не сможет летать как птица.

4.Физкультминутка.

-Устали! Давайте отдохнем, сделаем физкультминутку. Встаньте из - за

столов. Выпрямились все:

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Руки, руки поднимаем

Выше, выше, выше

Завертелись наши руки

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились (2 раза).

Дети садятся.

5.Игровая ситуация.

Магнитофонная запись, голос Дуба:

Мои милые друзья, я расту не зря!

Много лет я помогаю:

И кормлю и согреваю.

В дуплах белки проживают,

Птицы меж ветвей летают.

На суку сова сидит,

То ли дремлет, то ли спит.

Рад, что время вы нашли,

В гости к дубу вы пришли.

И мне без вас пришлось бы худо,

Расползлись жуки повсюду,

Древесину мою точат,

Грызут листья нет уж мочи!

Хватит горе горевать,

Нужно подумать кого сюда позвать?

Птица:

Мохнатых и пушистых

Я гусениц люблю,

Зеленых, мягких вкусных,

Их целый день ловлю.

От вредителей я дуб очищаю,

Да и пользу для себя получаю

И желуди приберегаю,

Запасы всюду оставляю.

Потом ищу их там и тут,

Но разве все найдешь?

Они дубками прорастут,

Когда польет их дождь.

Отвечайте - ка друзья !

Какая польза от меня?

- А какая все же польза от птиц?

- Они поедают гусениц, жуков, мышей (сова, филин), лечат деревья (дятел),

разносят семена.

И у птиц есть враги: крупные птицы, как орел поедают мелких птиц, птиц

ловит лиса, даже люди убивают птиц;

Мышь:

Пи — пи — пи! Тише — тише!

Это мы - лесные мыши.

Мы и желуди грызем

И в корнях его живем.

Ведь у нас врагов полно

Догадались вы давно.

-Кто наши враги, кто нами питается?

- Кто же ребята питается мышами?

- Мышами питаются лиса, птицы: орел, сова, филин.

Кабан:

Я видеть неба не могу,

Ни кроны ни ветвей.

Лишь корни вижу я внизу

И много желудей.

Рыть землю целый день готов

В поисках твоих плодов.

Кабан приносит вред большой

скажите же быстрей какой?

-Кабан роет землю, он может погубить корни деревьев, дерево засохнет,

питается корнями.

Пожалуйста, запомни!

Подсыпь на корни ты земли,

Чтобы не высохли они.

Лиса:

Ну, запели славу дубу,

Лично я, не буду!

Мне от дуба пользы нет, один вред.

Я говорю вам всем, всем, всем

Я ведь желудей не ем.

Если зайца догоняю,

Дуб мне зайца заслоняет.

Часто мне на хвост пушистый

Летят гусеницы с листьев.

В дубраве, правда я бываю

Ведь здесь я мышек добываю.

- Лиса подумай поскорей: отчего так много здесь мышей?

Вообще - то я знаю

Но пусть лучше дети отвечают.

- Ребята, подумайте, почему под дубом в дубраве много мышей?

- Потому, что мыши живут под корнями; питаются плодами.

- А представьте ребята, что деревья исчезнут, что тогда может случится с с

обитателями леса?

- Они погибнут, потому что для птиц и зверей не будет корма и пищи-

им негде будет прятаться от врагов, от непогоды; им негде будет ночевать

зимовать.

- Правильно!

Они ведь все существовали,

Пока друг другу помогали,

А потому и выживали

6.Работа со схемой пищевой цепи.

(Вывешиваю схему пищевой цепи)

-

Посмотрите

все

внимательно

на

эту

схему.

Жуки,

гусеницы

питаются

листьями , птицы - жуками, хищные птицы - мелкими птицами, зайцами,

белка - орехами, лиса - мышами, может поймать зайца, олень - ветками

дерева, листьями, медведь может поймать оленя и т. д.

- Кто кому служил пищей, вы сейчас и изобразите. Нарисуйте свою живую

цепь.

- А что же такое пищевая цепь и почему она так называется?

- Это кто, чем и кем питается.

Дети

рисуют.

Затем

показывают

свои

рисунки

и

рассказывают,

что

они

изобразили в своей пищевой цепи.

7. Итог : -В интересном путешествии мы с вами побывали.

- Где же мы были? Кого там видели?

- Запомнили всех обитателей города Дубового и название улиц?

Назовите их.

- Вы теперь знаете, что в природе все взаимосвязано друг с другом.



В раздел образования