Напоминание

"Малоподвижные и спортивные игры для летних прогулок"


Автор: Иванова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 239 "Город Мастеров"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Картотека
Тема: "Малоподвижные и спортивные игры для летних прогулок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 239

«Детский сад комбинированного вида»

КАРТОТЕКА ИГР

для летних прогулок

Составитель: Иванова Светлана Александровна

-воспитатель группы «Виртуозы»

Кемерово

2019

Считалки для выбора ведущего в играх

1.Жаба жабе говорит: – А у вас прекрасный вид!

Отвечает жаба жабе: - Не нарваться на ужа бы.

2.Потеряла Мышь горошек,

А нашла у дома грошик.

Мышке грош не раскусить,

Но у тети Крысы можно на него купить

Целый фунтик риса.

Потеряла Мышь горошек,

Не за так – за медный грошик:

Если скажешь, то соврешь,

Что пропал он не за грош!

3.Жеребенок белолобый,

Если быстрый ты такой,

Догони, дружок, попробуй,

Летний ветер, луговой!

4.Кто в лесу играет в прятки?

Грузди, рыжики, опятки.

Белый гриб-коротконог,

Кто нашелся – в кузовок!

5.Яблоки хрусткие,

Яблоки спелые,

Яблоки красные,

Яблоки белые.

Играют в пятнашки

Со мною в саду,

Но я все равно их,

В листьях найду.

6.Белый зайка,

Шустрый зай,

К сени в сани залезай!

7.Тит мечтал поймать кита,

В сеть идет одна кета.

Ну, а кит лежит на дне.

И смеется в тишине.

-Зря, брат, сети не кидай!

Если ловкий, так поймай!

8.Привинтили окуньки серебристые коньки.

Подо льдом они зимой выбирают путь прямой.

Дразнят смело: «Ну – ка, догони нас, щука!»

9.Дружит ветер с облаками.

Солнце – с лугом и цветами.

Рыба – с чистою водой, птица – с небом, я – с тобой!

10.В лес зарянки прилетели,

Голосами зазвенели.

В лад зарянкам, как звонки,

Зажурчали ручейки.

Далеко слыхать их звон:

-Здравствуй, Солнце! Стужа – вон!

Подвижные игры для детей 4-5 лет.

(Основное движение – бег)

1.

«Быстро в домик».

Белям

строительным

скотчем

на

участке

отмечается

линия

домики.

Они

расположены на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Идите гулять!»

Дети

выпрыгивают

из

домиков

и

разбегаются

по

площадке.

По

сигналу

воспитателя: «Быстро в домик!» они должны быстро вернуться каждый в свой

дом, на свое место. Игра повторяется 4-5 раз.

2.

«Спящая лиса».

Выбирают

лису.

Она

уходит

в

угол

площадки

(нору)

и

крепко

засыпает

(закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой

- дом

зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое

время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» все дети, спасаясь от лисы, бегут

в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных лиса

отводит в нору. Когда в норе окажется 2-3 ребенка, выбирается новая лиса. Игра

повторяется со всеми детьми. В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису.

3.

«Самолеты».

( I вариант). Дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в

стороны).

Самолеты

недолжны

сталкиваться

и

ломать

крылья.

Потерпевшие

аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет.

Игра продолжается 2-3 минуты.

(II вариант). Дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и

приседают на корточках. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя

самолеты друг за другом отправляются в полет и летают медленно в разных

направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны

руками).

По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают

место на

аэродроме.

В

конце

игры

отмечаются

лучшие,

летавшие

без

аварий.

Игра

повторяется 3-4 раза.

4.

«Добеги до предмета».

Воспитатель называет предмет на площадке, до которого нужно добежать. По

команде дети бегут и шагом возвращаются обратно. Затем воспитатель называет

другой предмет. Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель отмечает тех, кто во

время бега не задевал товарищей.

5.

«Кто добежит быстрее?»

Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель показывает детям дерево (беседку,

место на дорожке и т.д.) на расстоянии 10 м от детей и говорит: «Кто добежит

быстрее?»

Дети

бегут

до

указанного

места

и

шагом

возвращаются

к

воспитателю.

Пробежка

повторяется

3-3

раза

до

нового

места.

В

конце

воспитатель отмечает самых быстрых малышей.

6.

«Ловишки».

Выбирают

ловишку.

По

сигналу

воспитателя

«Раз,

два,

три!

Лови!»

дети

разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные

отходят в сторону. Когда будет поймано 3-4 ребенка, выбирается новый ловишка.

Игра повторяется 3-4 раза.

7.

«Ловишки с домами».

Выбирают ловишку. Он становится в центре площадки. По сигналу воспитателя

дети разбегаются, а ловишка их ловит (дотрагивается рукой). От ловишки можно

спастись

в

домике

(встать

на

скамейку,

доску).

Когда

будет

поймано

3-4

человека,

выбирают

нового

ловишку.

Игра

повторяется

4-5

раз.

В

конце

отмечаются лучшие ловишки и дети, которые ни разу не были пойманы.

8.

«Лиса и птицы».

Дети (птицы) в нарисованных гнездах (круги на участке). В углу площадки нора

лисы. Птицы вылетают поклевать вредных насекомых (жуки, червяки, мошки и

т.д.). По сигналу воспитателя «Лиса!» все птицы летят в свои гнезда. Лиса

выбегает из норы и пытается поймать птиц. Пойманных она уводит к себе в

нору. После двух повторений выбирают новую лису.

9.

«Успей выбежать из круга».

На площадке чертят или выкладывают шнуром большой круг (диаметром 3-5 м).

Воспитатель встает в центр круга, дети – за кругом по одну сторону. По сигналу

они перебегают на другую сторону круга, стараясь как можно быстрее выбежать

из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел это сделать. Игра продолжается 3-5

минут.

10.«Лошадка».

Дети распределяются на пары по своему желанию: один – кучер, другой –

лошадка. Кучер запрягает лошадку – надевает вожжи (скакалки). По команде

воспитателя лошадки едут по площадке, объезжают препятствия, стараясь не

задеть их и друг друга. По сигналу воспитателя дети меняются ролями.

11.«Стой!»

Дети свободно бегают по площадке, не задевая друг друга. Через 30-40с по

сигналу воспитателя «Стой!» все замирают в какой – либо позе: на одной ноге,

руки в стороны, присев и т.д. После 5-7 секундной паузы, во время которой

воспитатель следит, чтобы никто не двигался, раздается сигнал «Беги!», и игра

повторяется.

12. «Догони свою пару».

Дети становятся парами один за другим на расстоянии 2-3 метра на одной

стороне площадки. По сигналу воспитателя первые в парах бегут на другую

сторону площадки, вторые догоняют (каждый свою пару). в обратную сторону

дети меняются местами (первые догоняют вторых). Игра продолжается 2-3 раза.

13.«Караси и щуки».

Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две

подгруппы: одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые

плавают внутри круга. Щука

находится за кругом. По сигналу воспитателя

«Щука!» ребенок, изображавший ее, вбегает в круг и старается поймать карасей.

Караси прячутся за камешки – приседая за кем – нибудь из играющих, стоящих

по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за

круг. После 2-3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают

новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, игра

продолжается.

14.«Наперегонки парами».

Дети распределяются на пары, берутся за руки и встают по одной стороне

площадки. По сигналу воспитателя они бегут до противоположной стороны.

Побеждает пара, которая добежала быстрее других, не разъединив руки. Игра

повторяется 4-5 раз. При повторении дети могут соединить руки крест – накрест.

15.« Мы веселые ребята».

На расстоянии 2-3 м от границ площадки проводят две линии. Между ними –

ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит «Три –

четыре!» Дети хором отвечают:

«Мы веселые ребята

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас поймать!»

Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до

кого ловишка дотронется, прежде чем играющий пересечет черту, считается

пойманным и отходит в сторону. После 2-3 перебежек подсчитывают пойманных

и выбирают нового ловишку. Игра продолжается.

16.«Мышеловка».

Дети распределяются на две неравные подгруппы. Меньшая (примерно треть

играющих) образует круг - мышеловку. Остальные – мыши. Они находятся за

кругом. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки

и идут по кругу,

приговаривая:

«Ах, как мыши надоели: все погрызли, все поели!

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные

руки. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По

сигналу воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают.

Мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать

из круга,

считаются пойманными. Они становятся в круг, и

игра повторяется. Когда

поймана большая часть мышей, дети меняются ролями. Игра продолжается.

(Основное движение – прыжки)

17.«Перепрыгни через ручеек».

На площадке рисуют или выкладывают двумя шнурами ручеек: с одного конца

узкий

(30

см),

с

другого

широкий

(до

60-70см).

Дети

один

за

другим

перепрыгивают через ручеек, начиная прыгать с узкого места и постепенно

продвигаясь к широкой части

ручейка. Воспитатель отмечает тех, кто сумел

перепрыгнуть ручеек, в самом широком месте.

18.«Воробьишки».

(I вариант). Посередине площадки чертят две линии (или выкладывают шнуры)

на расстоянии 2-3 м друг от друга. Это – дорожка, с одной стороны от которой

поле, с другой – луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно

летают над полем. По сигналу воспитателя они спускаются на поле и прыгают на

двух ногах по дорожке к лугу. Когда все дети окажутся по другую сторону

дорожки, воспитатель разрешает им летать над лугом, не перелетая дорожку.

Игра повторяется 3-4 раза. В конце воспитатель отмечает лучших воробышков.

(II вариант). На площадке чертят (или выкладывают шнур) круг (диаметром 3-4

м). Дети (воробышки) располагаются за кругом. В кругу кошка. воробышки то

впрыгивают в круг на двух ногах и клюют зернышки, то выпрыгивают. Кошка,

бегая в кругу, не дает воробышкам собирать зерна, ловит их дотрагивается

рукой). Воробышки стараются увернуться от кошки. Когда кошка поймает 3-4

воробышков, выбирают новую кошку. Игра повторяется 3-4 раза.

19.«Достань мяч».

Воспитатель подвешивает на площадке в нескольких местах мячи в сетках. Дети

поочередно подходят и подпрыгивают, стараясь коснуться мяча двумя руками

(прыгать можно с места или слегка разбежавшись).

20. «Лиса в курятнике».

На одной стороне площадки раскладывают веревку – это насест для кур. На

противоположной стороне находится нора лисы. Один из играющих назначается

лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста,

выходят и бегают по площадке, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу

воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса

старается поймать курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору.

Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра

заканчивается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно игру повторить с другой

лисой.

21.На одной ножке по дорожке».

Дети

встают

по

краю

площадки.

Воспитатель

предлагает

им

допрыгать

до

середины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают

на другой ноге.

22.«Зайцы и волки».

Одного из играющих выбирают волком. Остальные – зайцы. На одной стороне

площадки зайцы устраивают домики (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят

в своих домиках, волк – на другом конце площадки в овраге). По сигналу

воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то

прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!»

волк выбегает из оврага и ловит зайцев (старается коснуться их). Зайцы убегают

каждый

в

свой

домик.

Пойманных

зайцев

волк

отводит

в

овраг.

Игра

возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

23.« Из кружка в кружок».

На площадке чертятся небольшие кружки (диаметром 30-35 см) на расстоянии

30-35 см друг от друга (или кладут плоские обручи). Кружки располагаются от

одной

стороны

площадки

до

другой.

Дети

должны

перебраться

на

противоположную сторону площадки, прыгая из кружка в кружок на двух ногах

(при этом нельзя выходить за границы кружков).

24. «Спрыгни вниз».

Дети

стоят

ступнями

ног

на

веревочке.

По

сигналу

воспитателя

они

перепрыгивают

веревочку.

Можно

усложнить

задание,

начертив

перед

веревочкой кружки (диаметром 25-30 см), в которые дети должны спрыгнуть 5-8

раз.

25.«Не задень!»

Дети произвольно располагается на площадке различные предметы: мячи, кегли,

кубики, чурбачки и т.д. по условиям игры они могут бегать по площадке в любом

направлении, но

не сталкиваться и не задевать предметы. Ребенок, задевший

предмет, ставит его на место и продолжает играть. Через 2 мин. Дети по сигналу

воспитателя останавливаются. Воспитатель называет победителей (кто ни разу не

нарушил правил). Игра повторяется.

Ее можно усложнить, увеличивая исло

предметов и уменьшая площадку.

Прыжки на резиночке.

Атрибуты: отрезок резинки длиной от 2 до 4 м.

Правила игры.

В игре участвуют от трех человек. Резиночку связывают, образуя замкнутый контур, и

растягивают на ногах двух играющих, после чего третий участник начинает игру. В

процессе игры

резиночка

поднимается по ногам все выше и выше, достигая

положения от самого простого – на уровне щиколоток – до самого сложного на поясе.

После

безошибочного выполнения всех упражнений на первом уровне играющий

повторяет

их

на

следующем.

Если

же

играющий

ошибается

в

выполнении

упражнения, ход переходит к следующему игроку, а допустивший ошибку занимает

место в резиночке.

Возможен вариант, когда в резиночку играют не 3, а 4 человека – парами. В этом

случае партнер может выполнить упражнение вместо допустившего малыша ошибку.

Набор упражнений и последовательность их выполнения в разных вариантах

игры могут быть различны: на рисунках приведены базовая схема правил

игры в

резиночку.

1.

«Березка».

И.п.-

стоя

к

резиночке

боком.

Перепрыгиваем

сначала

через

одну

половинку

резиночки, а затем через вторую – таким образом, чтобы резиночка оставалась между

ногами. Выпрыгиваем за резиночку.

2.

«Пешеходы».

И.п. – лицом к резиночке. Прыгаем на резиночке таким образом, чтобы прижать

каждую половинку к земле ногой, затем меняем ноги.

3.

«Ступеньки».

И.п. – лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна

нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Перепрыгиваем

на вторую

половину резинки, меняя положение ног. Выпрыгиванием из резиночки и повторяем

упражнение в обратную сторону.

4.

«Бантик».

И.п.

лицом

к

резиночке.

Прыгаем

на

ближнюю половину резиночки так, чтобы

одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Не отпуская резиночку,

прыгаем на вторую половину, располагая ноги симметрично. Выпрыгиваем за пределы

резиночки

5.

«Платочек».

И.п. – лицом к резиночке. Прыгаем на дальнюю половинку резинки, прижимаем ее

двумя ногами к земле. Ближняя половина резинки при этом должна зацепиться за

ноги.

Выпрыгиваем

за

пределы

резиночки.

В

другом

варианте

необходимо

не

напрыгивать, а перепрыгивать через дальнюю половину резиночки.

6.

«Конфетка».

И.п. – внутри перекрученной наподобие конфеты резиночки. Подпрыгиваем, давая

резиночке раскрутиться, и приземляемся ногами на половинки резинки.

Вариантов

упражнений

может

быть

огромное

ко л и ч е с т в о ,

м о г у т

т а к ж е

в в о д и т ь с я

дополнительные, самые сложные уровни, когда

резиночка натягивается на высоте подмышек и

шеи.

Научившись

играть

в

резиночку

на

простейших уровнях, ребенок сможет проявить

свою фантазию, выдумывая все новые и новые

упражнения. Кроме очевидной пользы здоровью,

игра

в

резиночку

станет

хорошим

способом

найти новых друзей и стать лидером.

Малоподвижные игры

Игра с лошадкой

Дети стоят в кругу на одинаковом расстоянии друг от друга.

Ведущий

Эй, дружочек, не зевай и лошадку передай!

Дети по кругу передают лошадку на палочке друг другу.

Ведущий

А потом верхом садись, на лошадке прокатись!

На последние слова тот ребенок, у которого оказалась лошадка, садится на палочку

верхом.

Ведущий

Ты, лошадка, поскачи и копытцем постучи!

Ребенок скачет прямым галопом верхом на палочке «лошадке» внутри круга.

Остальные дети хлопают в ладоши и проговаривают слова:

Снова в круг вставай, с нами, поиграй!

На последние слова ребенок слезает с «лошадки» и встает в круг на свое место.

Игра продолжается.

Игра «Платочек»

Дети стоят в кругу, ведущий держит в руке красивый цветной платочек.

Ведущий

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Все в кружок вставайте, глазки закрывайте

Эти слова будут говорить все дети перед началом игры при ее повторе.

Ведущий

Я по кругу похожу, похожу, похожу

И кому – то за спиной свой платочек положу.

Ведущий ходит по кругу за спинами детей и кладет платочек кому – нибудь из

них на пол, сам встает со всеми в круг.

Ведущий

Ты платочек мой найди и в кружочек выходи!

Дети оглядываются; ребенок нашедший платочек, выходит в середину круга.

Дети.

А теперь – ка, попляши, всем платочек покажи!

Ребенок пляшет, размахивая платочком, остальные хлопают в ладоши.

На повторные игры ведущим становится ребенок с платочком.

Игра – этюд «Чей это ребенок?»

У медведицы ребенок – косолапый медвежонок.

Он вразвалочку идет, ищет мишка сладкий мед.

Дети изображают идущего вперевалочку медведя.

Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!

У зайчихи есть ребенок – шустрый серенький зайчонок.

Скачет зайчик по кустам, скачет зайчик тут и там.

Дети держат согнутые кисти перед грудью («лапки») прыгают на двух ногах.

И у мышки есть – ребенок – это маленький мышонок,

Быстро – быстро он бежит и тихонечко пищит:

«Пи-пи –пи – пи – пи!»

Бегают, чуть пригнувшись, на носочках, держа перед грудью «лапки»,

и тихо попискивают.

У лягушки есть ребенок – то зеленый лягушонок.

Прыг – скок высоко! Прыг – скок, далеко!

Сев на корточки, широко раздвигают колени,

обе руки ставят на пол между коленей, опираются ладонями в пол.

Пальцы широко расставлены. Прыгают то вверх, то вперед!

Ква – ква – ква! Ква – ква – ква!

А у козочки ребенок – то веселенький козленок.

С мамой будет он играть, ее рожками бодать.

Сделав на голове «рожки» из указательных пальцев, бодают свою маму – козу.

Ме – ме – ме! Ме- ме – ме!

И у кошки есть ребенок – то пушистенький котенок!

Тихо лапки поднимает, мягко, мягко он ступает.

«Мяу – мяу!» - говорит, если страшно, то шипит.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Выгибают спинки, показывают «ноготки»,

держа скрюченные пальцы рук перед лицом.

У лошадки есть ребенок – это резвый жеребенок! И -го – го! И – го- го!

Двигаются галопом и кричат «И – го – го!»

Поскачу я далеко!

У собачки есть ребенок – он щенок, не собачонок!

Маме радуется он,

Виляют хвостиками и «гавкают».

Крутит весело хвостом. Гав – гав-гав-гав-гав-гав!

Игра «самолеты»

Раз, два, три, четыре, пять будем с вами мы играть.

Все вы храбрые пилоты, забирайтесь в самолеты.

Все дети встают на одно колено, разводят руки в стороны – вниз

– «самолеты на посадку».

Начинаем мы игру, та- ра – ра и ту – ру – ру!

Самолетные моторы заведем, заведем

Вращают перед грудью согнутыми в локтях руками.

И в высокие просторы самолеты поведем.

Нас поднимут самолеты высоко – высоко,

мы помчимся в самолетах далеко – далеко.

Поднимаются с коленей и бегают в одном направлении,

широко расставив крепкие руки – «крылья».

Ты сквозь тучи грозовые самолет свой проведи и быстрее, и быстрее

Свой моторчик заведи. А теперь свой самолетик на площадку посади.

Постепенно замедляют бег и встают на одно колено.

Да и сам из самолета поскорее выходи!

Встают с колен и маршируют на месте.

Игра «Паровоз»

Раз, два, три, четыре, пять будем в паровоз играть!

Есть у нас паровоз, он имеет сто колес.

Если хочешь прокатиться, нужно в поезд всем садиться.

Воспитатель ставит детей друг за другом «паровозиком», а сама встает во главе

«состава». Нужно объяснить детям, что вагончики паровоза двигаются друг за

другом и стучат своими ножками – колесиками по рельсам .Дети топают ногами,

держа друг друга за пояс, продвигаются вперед за паровозиком.

Везу, везу, ребят, мои колесики стучат.

Чох – чох, чу – чу, всех ребяток прокачу!

Чох-чох, чу – чу, всех ребяток прокачу!

Дальше «паровоз» возит «вагончики», объезжая разные преграды, петляет,

проговаривая слова текста.

Едем, едем мимо леса, мимо поля и реки.

Вот и наша остановка. Из вагона выходи!

Станция Хлопотушкино!

Дети расходятся, встают в свободном порядке. На этой станции все дети весело

хлопают в ладоши. Игра начинается сначала, со слов «есть у нас паровоз».

Примерные названия станций: Топотушкино, Кричалкино, Скакалкино, Хохотушкино,

Мычалкино,Моргалкино, Чихалкино, Рычалкино, и т.д.

Игра «Мышки»

Перед началом игры каждый ребенок («мышка») выбирает себе «домик» - это

может быть начерченный на земле круг или обруч. Можно просто обозначить

«домик» предметами – кубиком. Колечком, шишкой, камешком и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли мышки погулять.

Мышки бегали, играли, свои норки потеряли.

Мышки, мышки, не зевайте, себе норку выбирайте!

С началом текста дети «превращаются в маленьких мышат»: бегают быстрыми

мелкими шажками, чуть согнувшись, держа «лапки» перед грудью.

С последними словами «мышки» выбирают себе новый «домик» и встают рядом с

ними или в него. Игра начинается снова.

Игра «Птички»

Ту-ру-ру, та-ра –ра! Начинается игра!

Все ребятки будут птички, будут птички – невелички.

Стоя на месте на двух ногах, дети сгибают руки в локтях, кисти рук находятся у

плеч. Все последующие движения дети выполняют по тексту.

Птичка, птичка – невеличка, прыгай, прыгай веселей.

Птичка, птичка – невеличка, своих лапок не жалей.

Птичка, птичка, полетай, крылышками помахай!

Покружись, покружись и на веточку садись.

Во время «полета птички» дети бегают врассыпную и быстро машут кистями

расставленных в стороны рук. С концом текста дети приседают на корточки, а руки

– «крылья» складывают на спине вдоль туловища.

Игра «Жучки»

Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы в жучков играть.

Вы жучками становитесь и на травку все садитесь.

Дети садятся на пятки, поджимая ноги под себя, руки складывают на спине вдоль

туловища, прижимая ладошки к ягодицам.

Вот жучок сидел, сидел, вжик! – и в небо полетел.

Он летает и жужжит, крылышками дребезжит.

Дети поднимаются на ноги, руки отводят назад-в сторону и помахивают только

кистями рук, легко бегают, а потом выполняют все движения по тексту.

Жук летел, летел, летел и за веточку задел.

Вмиг на спинку он упал, ножки – лапки вверх поднял.

Ножки – лапки вверх – поднял и барахтаться он стал.

На бочок вдруг повернулся, на живот перевернулся.

Игра повторяется со слов «вот жучок сидел…»

Игра «Лягушки»

Ту-ру-ру, та-ра-ра! Начинается игра!

Будем с вами мы играть – лягушат изображать.

Все дети вместе с воспитателем принимают позу лягушки: садятся на корточки,

широко разведя колени, руки ставят между ногами, ладони на полу,

пальцы растопырены.

Вот зеленые лягушки засиделись на опушке.

Греют спинку и бока: «Ква-ква-ква, ква-ква-ква!»

Дети в позе лягушки слегка покачиваются и квакают,

затем выполняют движения по тексту.

Вы, лягушки, не сидите, лучше весело скачите.

Прыгать нужно высоко, прыгать нужно далеко.

Вот лягушки поскакали и немножечко устали.

Вы, лягушки, отдохните и на кочке посидите.

Игра повторяется со слов «вот зеленые лягушки…»

Игра «Зайцы и медведи»

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Девочки – зайчата, мальчишки – медвежата.

Дети делятся на две группы: девочки – «зайчики», мальчики – «медвежата» - и

расходятся в разные стороны по группам, принимая соответствующий образ.

Мишки по лесу гуляли,

Зайчиков они искали:

-Где же, где же вы, зайчата?

Выходите поиграть.

Скучно, скучно медвежатам

Без веселеньких зайчат.

Мальчики ходят врассыпную, вперевалочку, останавливаются.

Тут зайчата выбегали, веселились и искали:

-Будем с мишками играть, будем с ними танцевать.

Девочки бегают, как зайчата,

каждая выбирает себе в пару мальчика – «медвежонка».

Все в ладоши будем хлопать-

Хлоп-хлоп-хлоп – хлоп!

И ногами будем топать- топ – топ – топ, топ – топ – топ!

Будем вместе мы кружиться, будем вместе веселиться.

Дети хлопают, топают, кружатся – в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Мальчики – зайчата, девчонки – медвежата.

Игра «Петушок и курочки»

Перед началом игры воспитатель распределят роли: кто – то из детей будет

петушком, кто –то курочками, а кто – то цыплятами. Чтобы выделить ребенка,

изображающего петушка, ему надевают маску или «гребешок». Прежде чем

приступить к игре, воспитатель обязательно должен прочитать текст игры,

разобрать с детьми образы персонажей, показать, как двигается один и тот же

герой. Во время игры воспитатель подсказывает детям, как нужно двигаться,

изображая домашнюю птицу.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Ходит важно петушок, приподняв свой гребешок.

Ходит, вертит головой, сторожит курятник свой.

Ну, а курочки – хохлатки за ребятами глядят,

Копошатся, суетятся, учат курочки цыплят.

Лапкой землю разгребают, зерна, червячков клюют.

Крылышками машут. машут и по дворику снуют.

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Ко – ко – ко! Не ходите далеко!

Поведу я вас домой, Все идите вы за мной!

Игра с бубном

Дети встают по кругу, в руках у одного из них бубен. Проговаривается текст,

Дети передают бубен друг другу по кругу. На слово «передай» бубен останавливается

в руках одного из детей, который выходит в круг и выполняет движения по тексту.

Остальные дети хлопают дети в ладошки.

Раз, два, три, четыре, пять - будем с бубном мы играть.

Ты смотри не прозевай бубен другу передай.

Ты по кругу поскачи бубен звонко постучи.

Покружись, поклонись и на место садись.

Игра продолжается с самого начала текста.

Игра «Сапожки»

Дети стоят в кругу, держась за руки. Начиная произносить текст первого

четверостишия, дети двигаются по кругу.

Скачут, скачут по дорожке чьи – то новые сапожки. Только это не сапожки

Это Димочкины (другое имя) ножки.

Ребенок имя, которого назвали, выходит в середину круга и пляшет.

Все ребята хлопают в ладоши.

Дима, Дима, попляши,

Твои ножки хороши.

А потом не зевай – Снова в наш кружок вставай!

Игра повторяется, но уже называют другого ребенка.

Игра «Веселые мартышки»

Эй, девчонки и мальчишки!

Будем мы сейчас мартышки!

Вы со мною поиграйте – все движенья повторяйте.

Воспитатель показывает детям разные смешные движения, дети повторяют их,

например: корчат рожицы, тянут себя за уши и показывают языки, показывают

«носики», вертят попками и двигают руками поочередно вверх и вниз, растопырив

пальцы рук; имитируют ползание по веревке вверх; ходят вперевалочку, вытянув

вперед животы, почесываются как обезьянки и т.д.

Игра «Ходим кругом!»

Дети стоят по кругу. Взявшись за руки, воспитатель в центре.

Ходим кругом друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Какое движенье сейчас покажу я,

Будем все вместе за мной повторять.

Дети повторяют предложенное воспитателем движение. Воспитатель выбирает

ребенка,

движения

которого

ему

больше

всего

понравилось.

он

становится

в

центре. Игра повторяется, но движение показывает уже ребенок. И слова текста

изменяются.

Ходим кругом друг за другом,

Эй, ребятки, не зевать!

Что Егорка нам покажет?

(Что нам Оленька, покажет)

Будем дружно повторять.

Игра «Машины»

Раз, два, три, четыре, пять – будем с вами мы играть

Вы машины выбирайте, руль к машине подбирайте.

Начинается игра. Ту-ру -ру!Та – ра – ра!

Детям предлагается несколько силуэтов разноцветных машин, которые можно

надеть на шею, и рули такого же цвета. Воспитатель произносит текст, а дети

топающим быстрым шагом двигается в разных направлениях, стараясь не

сталкиваться друг с другом.

Быстро катятся машины – раз, два, три, четыре, пять!

Крутятся колеса – шины, нам машины не догнать.

Повороты, развороты, остановка на пути. Вот приехали на место, из машины выходи.

Дети останавливаются.

Вы машину обменяйте и другому передайте. Продолжается игра. «Туру – ру, тара-ра»

Игра «Заготовка дров»

В руки мы пилу возьмем

(Дети выполняют движения по тексту).

Бревнышко распилим. Вжик – вжик! Вжик – вжик!

Бревнышко распилим. А потом топор возьмем и дрова нарубим.

Ух, ух, ух, ух! Мы дрова нарубим!

Мы дровишек нарубили (разводят руки в стороны);

И в поленницу сложили (сводят руки в «полочку»);

Так, так, так, так! (показывают, как укладывают дрова);

Все в поленницу сложили! (выполняют круговые движения руками перед собой).

Игра «Выбирай дружочка»

Дети стоят по кругу. Ведущим выбирают ребенка, он будет ходить внутри круга и

выполнять движения по тексту.

Ходит Лиза посреди кружочка.

Ищет Лиза для тебя дружочка.

Друга ты себе найди, в серединку выходи.

Покружись, покружись и с дружочком обнимись.

На последние две строчки текста дети хлопают в ладоши, а Лиза с выбранным

дружочком кружатся и обнимаются. Теперь в середине остается выбранный Лизой

дружочек. Игра повторяется сначала, но с именем выбранного ребенка (даже если

это будет не в рифму).

Игра «Попляши»

Дети стоят по кругу. У воспитателя в руках игрушка – зайчик. Игрушка «пляшет» в

центре круга при помощи воспитателя, а затем выполняет движения по тексту.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Заинька, попляши! Серенький, попляши!

Ты по кругу погуляй и дружочка выбирай!

Прыгай с …(имя ребенка) веселей,

Своих ножек не жалей!

Последние две строчки повторяют два раза. Дети хлопают в ладоши, а выбранный

ребенок прыгает на двух ногах в центре круга, держа игрушку. Игра повторяется

сначала, но зайчиха «оживляет» выбранный ребенок. Вместо зайчика может быть

любое другое животное: мишенька маленький, лисонька рыженькая, котейка

мохнатенький, бегемотик толстенький, еженька колюченький, волк – волчонок

серенький.

Игра «Охотничий пес»

Дети стоят по кругу, руки у всех убраны за спину. Воспитатель с помощью считалки

выбирает пса и лисицу. Для игры в качестве добычи, которую будет прятать «лиса»

за спину кому – нибудь из детей, понадобиться какой – либо предмет – палочка,

камешек или шишка. «Пес» становится в центре круга, а «лиса» выходит за круг

снаружи.

Пес охотничий заснул, (пес делает вид, то спит).

Крепко глазки он сомкнул.

Лиса по лесу бежала и добычу потерла.

(«Лиса» прячет добычу в руках).

Пес, добычу отыщи,

(Пес открывает глаза, ходит внутри круга, ищет).

К себе в будку притащи.

Те дети, на кого «пес» загавкает, показывают спрятанные руки. У кого окажется

добыча, тот становится «лисой». Другого «пса» дети выбирают заново.

Игра продолжается.

Игра «Белка меняет гнездо»

Дети разбиваются по тройкам, один ребенок – лишний. Он будет бездомной белкой

(ее может сыграть воспитатель). Два ребенка из тройки встают друг к другу лицом

и берутся за руки – это «гнездо белки». Третий ребенок – «белка», он стоит внутри

«гнезда». «Бездомная белка» находится чуть в стороне от «гнезд с белками». На

слова «Белка, белка, не зевай! Поскорей гнездо меняй!» дети поднимают соединенные

руки вверх, и «белки» перебегают из одного «гнезда» в другое. В это время «бездомная

белка» должна занять освободившееся «гнездо». Ребенок, оставшийся без «гнезда»,

становится «бездомной белкой». Игра должна проходить в довольно быстром темпе,

текст проговаривается всеми детьми – очень дружно и с одинаковой

скоростью.Через некоторое время дети, составляющие «гнездо», меняются ролями с

«белками», и игра продолжается дальше. Так постепенно все дети побывают в роли

«белок» и «гнезд».

Игра «Ах ты, березка!»

Дети стоят парами по кругу, взявшись одной рукой, все повернуты вправо. Все идут в

одном направлении и произносят слова: «Ах ты, береза, ты моя береза!» затем

рассоединяют руки, быстро поворачиваются в другую сторону (не меняясь при этом

местами) и продолжают идти (уже в обратном направлении), произнося те же

слова и сцепившись одной

рукой друг с другом. Затем все останавливаются и

поворачиваются

лицом

друг

к

другу,

подняв

соединенные

руки

вверх

в

виде

«воротиков».На слова «Шире, шире ворота! Пробегайте, детвора!» одна или две

пары пробегают друг за другом под «воротиками» в одном направлении. Пробежав

круг, возвращаются на свои места. Эту фразу произносят несколько раз, пока дети

пробегают

под

«воротиками».

Игра

повторяется

сначала,

но

теперь

под

«воротиками» пробегают следующие пары.

Игра «Ловись, рыбка!»

Дети делятся на две группы: «рыбаки с сетями» и «рыбки». «Рыбаки» образуют

сначала круг («озеро»), взявшись за руки. «Рыбки» находятся в середине круга.

«Рыбки» произносят слова, раскачивая соединенными руками вперед – назад:

Рыбки плавают в водице,

Рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки – озорницы,

Мы хотим всех вас поймать!

На последнее слово «рыбаки» выстраиваются парами, образуя соединенными руками

«воротики» (сети), и встают на небольшом расстоянии друг от друга по кругу. На

следующие слова «рыбки» пробегают друг за другом под «воротиками»:

Ловись, ловись, рыбка! Ни мала, ни велика!

Ловись, ловись, рыбка! Ни мала, ни велика!

Рыбка, рыбка, берегись! В сети ты не попадись!

На последнее слово «рыбаки» опускают сцепленные руки вниз. «Сети» опущены, и

некоторые

«рыбки»

пойманы

«рыбаками».

За

счет

пойманных

«рыбок»,

«сети

рыбаков», расширяются – «рыбки» становятся к поймавшим их «рыбакам». Игра

повторяется еще несколько раз с самых первых слов, пока не будут выловлены все

«рыбки».

Игра «Лиса и Зайцы».

Роль лисы может взять на себя воспитатель.

На весеннюю лужайку вышли прогуляться зайки.

(Дети изображают бегающих и прыгающих зайцев)

Вот какие наши зайки, это зайки – побегайки.

Сели зайки под кусток (выполняют движения по тексту).

Роют лапкой корешок. Вот, какие наши зайки.

Это зайки – побегайки.

Пробегала тут лисичка. (Лиса выполняет движение по тексту).

С шерсткой рыжею сестричка.

Смотрит, ищет: «Где же зайки, эти зайки, побегайки?»

Тихо заиньки сидят, только хвостики дрожат.

Их лисичка увидала: «Вот, вы!» - громко прокричала.

Хочет зайчиков поймать, да не может их догнать.

(Дети – «зайчики» убегают от «лисы» в свою «норку»).



В раздел образования