Напоминание

Проектная технология как средство формирования УУД


Автор: Бондаренко Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ Усвятская СОШ
Населённый пункт: д. Усвятье Дрогобужского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная технология как средство формирования УУД
Раздел: полное образование





Назад




Бондаренко Ирина Николаевна,

учитель биологии МБОУ Усвятская СОШ

Проектная технология как средство формирования УУД

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —

это ускорение темпов развития. Так в XIX веке для увеличения объема знаний в

два раза требовалось 50 лет, а уже в конце XX в. этот срок сократился в 10 раз -

до 5 лет. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше

конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

(выучить столько не возможно), сколько вооружить его такими универсальными

способами действий, которые помогут ему при необходимости самостоятельно

добывать нужные знания, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно

меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового

социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы

образования является формирование совокупности “универсальных учебных

действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Согласно Закону

об образовании обучение – это целенаправленный процесс организации

деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и

компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,

приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и

формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение

всей жизни. Таким образом приоритетным направлением, обозначенным в

новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в

системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование

универсальных учебных действий (УУД), Универсальные учебные действия –

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную

идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию

этого процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как

производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они

формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными

действиями самих учащихся.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно

выделить пять блоков:

– личностный;

– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

– познавательный;

– знаково-символический;

– коммуникативный

Именно

проектные

и

исследовательские

методы

в

первую

очередь

связаны с реализацией деятельностного подхода к обучению, когда предметом

освоения становится не просто «базовый объем знаний», а способы и средства

деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования. По

сути, происходит переход:

- от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной

деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых

решений;

- от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному

(межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций.

Сама

технология

построена

таким

образом,

что на

каждом

этапе

осуществления проектной

и исследовательской деятельности формируются

основные УУД. Педагогу

не нужно искусственно создавать условия для их

формирования.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов:

1 Постановка проблемы. Выбор темы. Подбор команды.

Подбор участников проекта и выбор темы – самый сложный этап. На

первом этапе формируются УУД, обеспечивающее личностный моральный

выбор. Возможно формирование следующих УУД:

Познавательные универсальные действия:

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия

- умение слушать и вступать в диалог

2. Планирование работы

Когда группа сформирована, от общей идеи можно переходить к более

конкретному планированию. Школьники много и охотно фантазируют на тему,

как будет выглядеть законченный проект. Задача учителя расставить акценты –

«Для чего и для кого проект создается?», «Почему это будет интересно?» (в

такой

простой

форме

ставится

исследовательская

задача),

«Каков

объем

материала?»,

«Какова

структура

проекта?».

Определившись

с

ответами

на

поставленные вопросы, ребята переходят к поиску необходимого материала. На

этом этапе формируются следующие УУД:

Личностные действия:

- смыслообразование

Регулятивные действия:

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- коррекция

Познавательные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные действия

- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Поиск информации

Важно, чтобы при подборе материала для проекта ребята использовали

все

возможные

источники:

книги,

сеть

Интернет,

электронные

учебники

и

образовательные

программы,

музеи,

архивы,

опыт

и

знания

взрослых.

Материал

должен

быть

разнообразным

по

форме:

текст,

иллюстрации,

фотодокументы,

фотографии,

таблицы,

диаграммы,

записи

речи,

музыка

и

анимация. На этом этапе происходит формирование следующих УУД:

Познавательные универсальные действия

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- определение основной и второстепенной информации;

4. Непосредственная работа над проектом

На

этом

“романтический”

период

создания

проекта

заканчивается.

Переход от идей к конкретной работе требует активного участия педагога.

Личностные действия

- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью

учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом

учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для

меня учение? - и уметь на него отвечать;

Регулятивные действия

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к

преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия:

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от -моделирование - преобразование объекта из чувственной

формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

(пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждении;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия

- умение слушать и вступать в диалог;

- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и

его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

5. Защита проекта

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают

приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о

проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют

приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные

ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт

представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта

выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к

выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную

цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с

жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики.

На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению

проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений,

признавать право на существование различных точек зрения на решение одной

проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные

вопросы. В ходе этого этапа идет формирование следующих УУД:

Личностные действия

- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,

что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен

задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и

уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого

содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее

личностный моральный выбор.

Регулятивные действия

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к

преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К

коммуникативным действиям относятся:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Система работы с проектами помогает осуществлять связь полученных

знаний с реальной жизнью, позволяет развивать научную пытливость,

способствует высокой мотивации обучения. Использование при этом

информационных технологий позволяет дифференцировать учебную

деятельность, активизирует познавательный интерес школьников, стимулирует

умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности на

уроках и во внеурочное время.

Сложность и длительность проектов зависит от возрастных особенностей

детей. В условиях сельской малокомплектной школы к участию в крупном,

длительном проекте целесообразно привлекать детей из разных классов, это

позволяет учитывать возможности отдельных обучающихся и способствуют

более полному проявлению их способностей, дает возможность проявить себя

детям с разным уровнем развития. Таким образом, удается достичь главного –

умение учиться, т. е. осуществлять деятельностный подход к образованию.

Список литературы:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для

преподавателей. – СПб., 2002.

Сериков В.Личностно ориентированное образование: феномен, концепция,

технологии: монография / отв. ред. В. – Волгоград, 2000.



В раздел образования