Автор: Бондаренко Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ Усвятская СОШ
Населённый пункт: д. Усвятье Дрогобужского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная технология как средство формирования УУД
Раздел: полное образование
Бондаренко Ирина Николаевна,
учитель биологии МБОУ Усвятская СОШ
Проектная технология как средство формирования УУД
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —
это ускорение темпов развития. Так в XIX веке для увеличения объема знаний в
два раза требовалось 50 лет, а уже в конце XX в. этот срок сократился в 10 раз -
до 5 лет. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
(выучить столько не возможно), сколько вооружить его такими универсальными
способами действий, которые помогут ему при необходимости самостоятельно
добывать нужные знания, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно
меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы
образования является формирование совокупности “универсальных учебных
действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Согласно Закону
об образовании обучение – это целенаправленный процесс организации
деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,
приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и
формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение
всей жизни. Таким образом приоритетным направлением, обозначенным в
новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в
системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование
универсальных учебных действий (УУД), Универсальные учебные действия –
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как
производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они
формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными
действиями самих учащихся.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно
выделить пять блоков:
– личностный;
– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
– познавательный;
– знаково-символический;
– коммуникативный
Именно
проектные
и
исследовательские
методы
в
первую
очередь
связаны с реализацией деятельностного подхода к обучению, когда предметом
освоения становится не просто «базовый объем знаний», а способы и средства
деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования. По
сути, происходит переход:
- от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной
деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых
решений;
- от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному
(межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций.
Сама
технология
построена
таким
образом,
что на
каждом
этапе
осуществления проектной
и исследовательской деятельности формируются
основные УУД. Педагогу
не нужно искусственно создавать условия для их
формирования.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов:
1 Постановка проблемы. Выбор темы. Подбор команды.
Подбор участников проекта и выбор темы – самый сложный этап. На
первом этапе формируются УУД, обеспечивающее личностный моральный
выбор. Возможно формирование следующих УУД:
Познавательные универсальные действия:
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия
- умение слушать и вступать в диалог
2. Планирование работы
Когда группа сформирована, от общей идеи можно переходить к более
конкретному планированию. Школьники много и охотно фантазируют на тему,
как будет выглядеть законченный проект. Задача учителя расставить акценты –
«Для чего и для кого проект создается?», «Почему это будет интересно?» (в
такой
простой
форме
ставится
исследовательская
задача),
«Каков
объем
материала?»,
«Какова
структура
проекта?».
Определившись
с
ответами
на
поставленные вопросы, ребята переходят к поиску необходимого материала. На
этом этапе формируются следующие УУД:
Личностные действия:
- смыслообразование
Регулятивные действия:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- коррекция
Познавательные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- постановка и формулирование проблемы;
Коммуникативные действия
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. Поиск информации
Важно, чтобы при подборе материала для проекта ребята использовали
все
возможные
источники:
книги,
сеть
Интернет,
электронные
учебники
и
образовательные
программы,
музеи,
архивы,
опыт
и
знания
взрослых.
Материал
должен
быть
разнообразным
по
форме:
текст,
иллюстрации,
фотодокументы,
фотографии,
таблицы,
диаграммы,
записи
речи,
музыка
и
анимация. На этом этапе происходит формирование следующих УУД:
Познавательные универсальные действия
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- определение основной и второстепенной информации;
4. Непосредственная работа над проектом
На
этом
“романтический”
период
создания
проекта
заканчивается.
Переход от идей к конкретной работе требует активного участия педагога.
Личностные действия
- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для
меня учение? - и уметь на него отвечать;
Регулятивные действия
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия:
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от -моделирование - преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждении;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия
- умение слушать и вступать в диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и
его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
5. Защита проекта
Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают
приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о
проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют
приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные
ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт
представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта
выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к
выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную
цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с
жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики.
На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению
проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений,
признавать право на существование различных точек зрения на решение одной
проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные
вопросы. В ходе этого этапа идет формирование следующих УУД:
Личностные действия
- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,
что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен
задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и
уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные действия
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К
коммуникативным действиям относятся:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Система работы с проектами помогает осуществлять связь полученных
знаний с реальной жизнью, позволяет развивать научную пытливость,
способствует высокой мотивации обучения. Использование при этом
информационных технологий позволяет дифференцировать учебную
деятельность, активизирует познавательный интерес школьников, стимулирует
умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности на
уроках и во внеурочное время.
Сложность и длительность проектов зависит от возрастных особенностей
детей. В условиях сельской малокомплектной школы к участию в крупном,
длительном проекте целесообразно привлекать детей из разных классов, это
позволяет учитывать возможности отдельных обучающихся и способствуют
более полному проявлению их способностей, дает возможность проявить себя
детям с разным уровнем развития. Таким образом, удается достичь главного –
умение учиться, т. е. осуществлять деятельностный подход к образованию.
Список литературы:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для
преподавателей. – СПб., 2002.
Сериков В.Личностно ориентированное образование: феномен, концепция,
технологии: монография / отв. ред. В. – Волгоград, 2000.