Напоминание

"Внутренняя политика Павла I"


Автор: Кошкина Галина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ ЦО №56
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Внутренняя политика Павла I"
Раздел: среднее образование





Назад




Внутренняя политика Павла I

Цель урока: показать внутреннюю политику России в период правления Павла I (1796-

1801гг) используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной

деятельности учеников.

Задачи урока:

Обучающие:

показать

жизнеописание

и

дать

личностную

характеристику

императора ПавлаI; проанализировать основные преобразования во внутренней

политике, отметив их противоречивость;

Развивающие:

формировать

умение

анализировать

исторический

материал,

используя

различные

источники

знаний;

устанавливать

причинно-следственные

связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать

материал; решать проблемные задачи; готовить краткое сообщение; работать с

текстом учебника и вести записи в тетради;

Воспитательные: патриотическое, нравственное, военное воспитание.

Планируемые результаты:

Личностные: стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной

работе, поддерживать интерес к предмету, толерантность; воспитание российской

гражданской идентичности, патриотизма;

Метапредметные:

умение

самостоятельно

определять

цели

и

задачи

урока

и

познавательной

деятельности,

планировать

пути

достижения

целей;

умение

использовать универсальные методы работы;

Предметные: знания содержания, противоречивости и драматизма внутренней

политики России в период правления Павла I (1796-1801гг)

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный

материал.

Основные понятия: Акт о престолонаследии, «Разжалованная грамота» дворянству.

Основные персоналии: Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Н.И. Панин

План урока:

1.

Жизнеописание и личность Павла I

2.

Основные направления внутренней политики Павла I. Ее противоречивость.

3.

Закрепление материала

4.

Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

1

I.

Организационный момент. Приветствие. Отметка отсутствующих

II.

Проверка домашнего задания

Письменный ответ на вопрос «Почему в период правления Екатерины II возникла

насущная необходимость заселения бывшего Дикого поля»? (пишут два ученика)

В это время на доске один ученик пишет ответ на вопрос «Определите значение

освоения новых земель для экономики России»?

Работа с классом. Фронтальный опрос.

III.Мотивационно-целевой этап

Генерал Я.И. Санглен писал: «Павел навсегда останется психологической задачей. С

Сердцем

добрым,

чувствительным,

душою

возвышенную,

умом

просвещенным,

пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был

предметом ужаса для подданных своих». Бывший начальник тайной полиции при

Александре I оказался прав. Сложную, противоречивую натуру Павла I не смогли до

конца понять ни его современники, ни последующие поколения историков.

Тема урока: «Внутренняя политика Павла I»

IV. Актуализация знаний по теме.

Прежде чем перейти к правлению Павла I, давайте вспомним, кто его родители?

- Екатерина II и Пётр III.

- Чем нам известен Пётр III?

- Что вам известно о Екатерине II?

- Почему политику Екатерины Второй, называют «просвещённым абсолютизмом»?

- Вспомните основные реформы Екатерины II?

V. Изучение нового материала.

1.

Жизнеописание и личность Павла I

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император

Павел

1.

Началось

короткое,

но

чрезвычайно

важное

и

насыщенное

событиями

царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

Работая с дополнительным материалом, составьте психологический портрет императора

Павла I.

2

Дополнительный материал

Наследник престола родился в 1754 г. Крещение Павла состоялось в пышной обстановке 25 сентября. Своё

благоволение к матери новорождённого императрица Елизавета Петровна выразила тем, что после крестин

сама принесла ей на золотом блюде указ о выдаче ей 100 тыс. руб. После крестин при дворе начались

торжественные праздники. Балы, маскарады, фейерверки по случаю рождения Павла длились около года.

Ломоносов в оде, написанной в честь Павла Петровича, желал ему сравниться с его великим прадедом.

Увидеть сына в первый раз после родов Екатерине пришлось лишь через шесть недель, а затем только

весной 1755 г. Екатерина вспоминала: «Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пелёнках, в

кроватке, обитой мехом чёрных лисиц, покрывали его стёганным на вате атласным одеялом, а сверх того ещё

одеялом из розового бархата… пот выступал у него на лице и по всему телу. Когда Павел несколько подрос,

то

малейшее

дуновение

ветра

причиняло

ему

простуду

и

делало

его

больным.

Кроме

того,

к

нему

приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием

причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, чем добра». Неправильный уход

привёл к тому, что ребёнок отличался повышенной нервозностью и впечатлительностью. Ещё в раннем

детстве нервы Павла были расстроены до того, что он прятался под стол при сколько-нибудь сильном ударе

дверями. В воспитании Павла не было никакой системы. Он ложился спать или очень рано, часов в 8 вечера,

или же в первом часу ночи. Случалось, ему давали кушать, когда «просить изволит», бывали и случаи

небрежности: «Один раз он из колыбели выпал, так что никто того не слыхал. Пробудились поутру – Павла

нет в колыбели, посмотрели – он лежит на полу и очень крепко почивает».

Павел получил прекрасное образование в духе французских просветителей. Он знал иностранные языки,

владел знаниями по математике, истории, прикладным наукам. В 1758 г. его воспитателем был назначен

Фёдор

Дмитриевич

Бехтеев,

который

сразу

же

начал

учить

мальчика

грамоте.

В

июне

1760

г.

обер-

гофмейстером при великом князе Павле Петровиче был назначен Никита Иванович Панин, воспитателем и

учителем математики у Павла был Семён Андреевич Порошин, бывший флигель-адъютант Петра III, а

законоучителем (с 1763 г.) – архимандрит Платон, иеромонах Троице-Сергиевой лавры, впоследствии

Московский митрополит.

Порошин приметил и описал те личные качества Павла, которые разовьются в нём в дальнейшем. Отмечая

недюжинный ум и способности великого князя, Порошин сетует, что «он совсем в дело не входит и о

мельчайших безделицах между тем помышляет». Павел непременно желал настоять на своём, даже если его

желания были вовсе «не благоразумны». Записки свидетельствуют о чрезвычайно развитом воображении

цесаревича: он мечтал то командовать отрядом дворян и совершать подвиги, то дослужиться от капрала до

ротмистра. «Веселится тогда, подпрыгивает и откидывает по привычке своей руки назад беспрестанно».

Павел всегда очень спешил, опоздание обеда или отхода ко сну всего на несколько минут доводило его до

слёз. По утрам он не залёживался в постели. Впрочем, по словам Порошина, великий князь вполне

осознавал свои недостатки (резвость, отсутствие терпения, непостоянство) и честно пытался исправиться.

Эти его качества отметят в дальнейшем все авторы.

Сызмальства Павел воспитывался как будущий государь; он давал аудиенции иностранным послам, обедали

за его столом крупнейшие сановники елизаветинского времени с тем, чтобы он прислушивался к их

разговорам и осваивал трудную науку – царствовать. Панину дан был строгий наказ: Павлу к «мелочам

отнюдь вкусу не давать, а стараться приучать его к делам генеральным». Лишь очень редко, по праздникам,

мальчику позволяли играть со сверстниками. Наиболее дружен он был с А. Куракиным (племянником

Панина) и А. Разумовским.

Со второй женой, Марией Фёдоровной, Павел обрёл истинное семейное счастье. В отличие от матери

Екатерины и двоюродной бабушки Елизаветы, которые семейного счастья не знали и личная жизнь которых

была далека от общепринятых норм морали, Павел предстаёт образцовым семьянином, давшим пример всем

последующим русским императорам – своим потомкам.

В сентябре 1781 г. великокняжеская чета под именем графа и графини Северных отправляется в большое

путешествие

по

Европе,

длившееся

целый

год.

Во

время

этой

поездки

Павел

не

только

осматривал

достопримечательности и приобретал произведения искусства для своего строящегося дворца. Путешествие

имело и большое политическое значение. Впервые вырвавшийся из-под опеки ЕкатериныII, великий князь

имел возможность лично познакомиться с европейскими монархами, нанёс визит папе римскому Пию VI.

В Италии Павел, следуя по стопам своего прадеда императора Петра Великого, серьёзно интересуется

достижениями европейского кораблестроения и знакомится с организацией военно-морского дела.

В Ливорно цесаревич находит время для посещения находящейся там русской эскадры. В результате

усвоения новых веяний в европейской культуре и искусстве, науке и технике, стиле и образе жизни, Павел во

многом изменил и своё собственное мировоззрение и восприятие российской действительности.

Таким образом, к моменту вступления на престол Павел Петрович был человеком с установившимися

взглядами и привычками, с готовой, как ему казалось, программой действий. Ещё в 1783 г. он порывает все

отношения с матерью, среди придворных ходили слухи о лишении Павла права престолонаследия. Павел

погружается в теоретические рассуждения о настоятельной необходимости изменения управления Россией.

3

Вдали от двора, в Павловске и Гатчине, он создаёт своеобразную модель новой России, представлявшуюся

ему образцом управления всей страной.

В 30-летнем возрасте он получил от матери большой список литературных произведений для глубокого

изучения. Здесь были книги Вольтера, Монтескье, Корнеля, Юма и других знаменитых французских и

английских авторов. Павел считал главной задачей государства «блаженство каждого и всех». Формой

правления он признавал только монархию, хотя и соглашался с тем, что эта форма «связана с неудобствами

человечеству». Однако Павел утверждал, что самодержавная власть лучше других, так как «соединяет в себе

силу законов власти одного».

Из всех занятий Павел имел наибольшее пристрастие к военному делу. Советы боевого генерала П. И.

Панина и пример Фридриха Великого увлекли его на военный путь. Во время царствования матери, Павел,

устранённый от дел, долгие часы досуга заполнял обучением воинских батальонов. Именно тогда у Павла

сформировался и окреп тот «капральский дух», который он стремился привить всей армии.

Современников поразили обстоятельства вступления Павла I на престол. Вот как они его описывают.

25

ноября

по

разработанному

императором

в

мельчайших

подробностях

ритуалу

было

совершено

сокоронование праха Петра III и трупа Екатерины II. Такого ещё не видела Россия. Утром в Александро-

Невском монастыре Павел возложил корону на гроб Петра III, а во втором часу дня Мария Фёдоровна в

Зимнем дворце возложила ту же корону на умершую Екатерину II. В церемонии в Зимнем дворце была одна

жуткая деталь – камер-юнкер и камердинеры императрицы во время возложения короны «приподнимали

тело усопшей». Вечером того же дня тело императрицы было перенесено в великолепно устроенный

траурный шатёр, а 1 декабря Павел торжественно перенёс в Невский монастырь императорские регалии. На

следующий день, в 11 часов утра от Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры медленно

двинулся в путь траурный кортеж. Впереди гроба Петра III герой Чесмы Алексей Орлов нёс на бархатной

подушке императорскую корону. Позади катафалка в глубоком трауре шествовала вся августейшая семья.

Гроб с останками Петра III перевезли в Зимний дворец и установили рядом с гробом Екатерины. Через три

дня, 5 декабря, оба гроба перевезли в Петропавловский собор. Две недели они были выставлены там для

поклонения. Наконец 18 декабря их предали земле. На гробницах ненавидевших друг друга супругов

указали одну и ту же дату погребения. По этому поводу писатель Николай Иванович Греч заметил:

«Подумаешь, что они провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день».

Этот фантасмагорический эпизод поразил воображение современников, которые пытались найти ему хоть

какое-то разумное объяснение. Одни утверждали, что всё это было проделано для того, чтобы опровергнуть

слухи о том, что Павел – не сын Петра III. Другие видели в этой церемонии стремление унизить и оскорбить

память Екатерины II, ненавидевшей своего мужа. Короновав уже коронованную Екатерину одновременно с

не успевшим короноваться при жизни Петром III той же самой короной и почти одновременно, Павел как бы

заново, посмертно, обвенчал своих родителей и тем самым свёл на нет результаты дворцового переворота

1762 г. Павел заставил убийц Петра III нести императорские регалии, выставив их на публичное осмеяние.

(Проверка выполнения задания)

-Какие сильные стороны личности Павла Вы выделили?

-Какие слабые стороны были ему свойственны?

(Ответы учеников)

2. Основные направления внутренней политики Павла I. Ее противоречивость.

Мы закончили изучать историю России эпохи Екатерины Великой.

Представьте,

что

вы

являетесь

советниками

нового

императора

Павла I.

Подскажите

правителю,

какие

проблемы

необходимо

ему

решить.

(Примерный

ответ. Проблему

финансов; социальные проблемы, которые вызывали острое недовольство народных масс,

особенно крестьянства; противоречия между новыми и старыми явлениями в экономике;

проблемы российской армии и др.)

Поскольку материал обширный, предлагаю разделиться на 3 группы, каждая из которых

будет работать над своим заданием.

Задание для первой группы. 1797 г. – Указ о престолонаследии. Прочитать п.2, стр. 58-59.

Ответить

на

вопросы.

Почему

Павел

принял

этот

указ?

В

чем

его

суть?

Какие

последствия?

4

Задание для второй группы. Преобразования в армии. Прочитать п.3, стр.59-60. Ответить

на вопросы. Что изменилось в армии? Почему офицеры подвергались гонениям?

Задание для третьей группы. Крестьянский вопрос. Прочитать п.6, стр.60-61. Ответить на

вопросы. Улучшилось или ухудшилось положение крестьян в период правления Павла I?

Какие категории крестьян затронули перемены?

Все группы поработали со своими материалами, теперь они наглядно продемонстрируют

результаты своего труда

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)

Работа с документом.

Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).

Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы

никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ

остающиеся

на

неделе

шесть

дней

по

равному

числу

оных

в

обще

разделяемые,

как

для

крестьян

собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны

будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

Вопросы.

1.Какой запрет вводил Павел I?

2.Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»?

«Разжалованная грамота» дворянству

Ограничение

дворянских

прав

и

привилегий.

Был

запрещён

свободный

переход

из

армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената. Дворяне были

обложены

налогами

на

содержание

местной

администрации.

Дарованное

Екатериной

право любому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому монарху было

отменено. Возобновилось наказание палками дворян.

Вспомните основные положения «Жалованной грамоты» дворянству? (с.20-21)

- освобождение от обязательной службы и предоставление заниматься своим хозяйством,

увеличение дворянских владений, крестьян жаловали в награду за воинские подвиги,

создано дворянское самоуправление (дворянские собрания.

Беседа по вопросам

Какие сословия были не довольны политикой Павла I?

К каким последствиям могло привести это недовольство?

3. Закрепление полученных знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы из презентации, представленной на мультимедийном

оборудовании

1. Павел I начал свое правление с:

а) восстановления Правительствующего сената б) изъятия церковных земель

в) изменения порядка престолонаследия г) губернской реформы

5

2. Внутренней политикой Павла I были недовольны прежде всего:

а) крестьяне б) дворяне и чиновники в) купцы г) казаки

3. В интересах крестьянства Павел I:

а) ограничил барщину тремя днями б) установил размер денежного оброка

в) перевел монастырских крестьян на положение государственных

г) запретил передачу государственных крестьян в частные руки

4. Выберите правильные ответы.

Мероприятия Павла I в отношении дворянства:

а) восстановление указа Петра I о единонаследии

б)

запрет

на

свободный

переход

из

армейской

службы

в

гражданскую

без

особого

разрешения

в) восстановление обязательной службы дворян

г) ограничение «свободы дворянских собраний»

д) отмена права дворян обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу

е) применение к дворянам телесных наказаний

4.Подведение итогов

Дайте свою оценку внутренней политике Павла I (высказывания учащихся)

1 Был ли нарушен Павлом I порядок престолонаследия, установленный Петром I?

2 Улучшилось или ухудшилось положение крестьян в период правления Павла I?

Итоги: Внутренняя политика Павла I, как и сама личность, были полны противоречий.

Главным из них было то, что желая взойти на престол реформатором и навести порядок в

стране, он оставил о себе память как о правителе – деспоте.

5. Рефлексия.

Я сегодня узнал… Мне понравилось… Я хотел бы…

Домашнее задание.

Прочитать п. 24, ответить на вопросы 1,4,6,7.

Подготовить сообщение.

Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова

Боевые подвиги Ф.Ф. Ушакова

6



В раздел образования