Напоминание

«Организация системы работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно–экспериментальную деятельность».


Автор: Морозова Лидия Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №6 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Домодедово, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Организация системы работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно–экспериментальную деятельность».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация системы работы по развитию познавательной активности

дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность».

(Морозова Лидия Петровна, старший воспитатель).

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность

заложена в них от рождения. Чтобы эффективно поддерживать и развивать,

присущую

ребенку

природную

любознательно сть

не обход има

целенаправленная работа.

ФГОС дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую

деятельность, как один из тех видов деятельности ребенка-дошкольника,

который в наибольшей степени способствует решению развивающих задач.

Для

успешной

реализации

требований

ФГОС

была

разработана

система

методической работы.

В

начале

работы

проведено анкетирование и опрос педагогов

на

готовность ведения работы по экспериментальной деятельности. Результаты

анкетирования

показали,

что

педагоги

нуждаются

в

методическом

сопровождении.

Для

этого

была

создана творческая

группа в

составе

старшего

воспитателя

и

педагогов,

имеющих

опыт

работы

по

данной

проблеме. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что

привело

к

более

тесному

сотрудничеству,

повышению

каче ства

образовательного

процесса.

Творческая

группа

помогала

в

составлении

перспективных

планов,

конспектов

образовательной

деятельно,

картотеки

опытов, в проведении мастер-классов.

Большое внимание уделили самообразованию педагогов, через подбор

и изучение литературы по проблеме. Для этого в методическом кабинете

оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых

исследовательской деятельности дошкольников, детских энциклопедий.

Перед

проведением смотра-конкурса по

оформлению

ц е н т р о в

экспериментирования

творческой

группой

был

составлен

примерный

перечень

материалов

и

оборудования

для

каждой

возрастной

группы,

рекомендации

по

оформлению

мини-лабораторий.

Педагогами

была

пересмотрена

развивающая

предметно-пространственная

среда.

Каждый

центр

дополнен

новыми

предметами

и

материалами,

стимулирующими

поисковую активность дошколят. В этом смотре приняли активное участие и

родители

воспитанников.

Они

сшили

для

юных

исследователей

белые

халаты, фартуки, костюмы магистров, приобрели недостающие природы.

На

заседаниях педагогического

совета обсуждали

вопросы

по

определению

новых

подходов

к

решению

проблемы

исследовательской

деятельности,

анализировали

состояния

воспитательно-образовательной

работы

педагогов

по

познавательно-исследовательской

деятельности,

осуществляли

обмен

опытом,

подводили

итоги

работы

и

планировали

дальнейшую

работу

коллектива.

Для

активизации

во спитателей

использовался методический прием цветных квадратов. Красный - можно

применить, будет интересно; синий – нуждается в доработке.

Для

повышения

педагогической

грамотности

и

профессионального

мастерства педагогов проводились семинары, на которых рассматривался как

теоретический,

так

и

практический

аспект

исследовательского

обучения

дошкольников. На семинарах воспитатели знакомились с задачами, формами,

методами

и

приемами

опытно-экспериментальной

деятельности,

видами

детского

экспериментирования.

В

практической

части

семинара

разрабатывали схемы проведения экспериментов, способы фиксации опытов,

правила

безопасно сти

при

проведении

экспериментов.

Ро с ту

профессионального

мастерства

педагогов

способствовало

и

посещение

открытых занятий, где педагоги не только показывают работу с детьми, но и

обсуждают с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и

приёмах, которые обеспечили эффективность работы.

Для

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов

важны консультации по

психологическим

и

педагогическим

аспектам

познавательного

развития

детей,

например:

«Экспериментальная

деятельность

в

жизни

ребенка-дошкольника»,

«Экспериментирование

как

метод

познавательного

развития

дошкольников»,

«Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников»,

«Исследовательская

деятельность

как

один

из

этапов

метода

проектирования».

Во

время

консультации-иллюстрации,

педагогам

были

предложены

зарисовки,

карточки-схемы

наблюдений

и

опытов.

При

проведении

консультации-

диалога два педагога освещая одну тему «Ведущий вид деятельности: игра

или эксперимент?». Познакомили коллег с разными подходами к проблеме.

Никого

не

оставила

равнодушным

консультация-парадокс.

Во

время

консультации педагоги находили запланированные ошибки. Они заполняли

две

колонки

карточки,

выбирая

из

предложенного

текста

правильные

и

ошибочные варианты ответов.

Чтобы

знакомить

детей

с

“техникой”

проведения

исследования,

взрослым необходимо самим её хорошо знать, поэтому опытные специалисты

провели мастер-классы, демонстрируя оригинальные методы и приемы для

активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия

в процессе активной поисковой деятельности.

Исследовательская

деятельность

носит

характер

сотрудничества,

в

котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также родители

и другие члены семьи. Совместная деятельность сближает детей и взрослых,

формирует партнёрские отношения, воспитывает чувство сопереживания за

общее дело и его результат. Чтобы повысить педагогическую грамотность

родителей,

было

проведено

родительское

собрание

по

теме:

«Создание

условий

для опытно-экспериментальной

деятельности

дошкольников»,

на

котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы.

Для

родителей

проводились

консультации,

мастер-классы,

оформлялась

наглядная информация. А чтобы обеспечить безопасность ребёнка во время

проведения

домашних

опытов

и

экспериментов

для

родителей

была

разработана памятка с руководством к действию и правилами безопасности.

Экспериментальная

деятельность,

явилась

той

нетрадиционной

формой

работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в

жизни детского сада.

Подводя

итог,

хочется

отметить,

что

участие

в

экспериментальной

работе

способствует

профессиональному

росту

педагога,

влияет

на

формирование

педагогического

мастерства,

формирует

профессиональное

самосознание.



В раздел образования