Автор: Морозова Лидия Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №6 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Домодедово, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Организация системы работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно–экспериментальную деятельность».
Раздел: дошкольное образование
«Организация системы работы по развитию познавательной активности
дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность».
(Морозова Лидия Петровна, старший воспитатель).
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность
заложена в них от рождения. Чтобы эффективно поддерживать и развивать,
присущую
ребенку
природную
любознательно сть
не обход има
целенаправленная работа.
ФГОС дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую
деятельность, как один из тех видов деятельности ребенка-дошкольника,
который в наибольшей степени способствует решению развивающих задач.
Для
успешной
реализации
требований
ФГОС
была
разработана
система
методической работы.
В
начале
работы
проведено анкетирование и опрос педагогов
на
готовность ведения работы по экспериментальной деятельности. Результаты
анкетирования
показали,
что
педагоги
нуждаются
в
методическом
сопровождении.
Для
этого
была
создана творческая
группа в
составе
старшего
воспитателя
и
педагогов,
имеющих
опыт
работы
по
данной
проблеме. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что
привело
к
более
тесному
сотрудничеству,
повышению
каче ства
образовательного
процесса.
Творческая
группа
помогала
в
составлении
перспективных
планов,
конспектов
образовательной
деятельно,
картотеки
опытов, в проведении мастер-классов.
Большое внимание уделили самообразованию педагогов, через подбор
и изучение литературы по проблеме. Для этого в методическом кабинете
оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых
исследовательской деятельности дошкольников, детских энциклопедий.
Перед
проведением смотра-конкурса по
оформлению
ц е н т р о в
экспериментирования
творческой
группой
был
составлен
примерный
перечень
материалов
и
оборудования
для
каждой
возрастной
группы,
рекомендации
по
оформлению
мини-лабораторий.
Педагогами
была
пересмотрена
развивающая
предметно-пространственная
среда.
Каждый
центр
дополнен
новыми
предметами
и
материалами,
стимулирующими
поисковую активность дошколят. В этом смотре приняли активное участие и
родители
воспитанников.
Они
сшили
для
юных
исследователей
белые
халаты, фартуки, костюмы магистров, приобрели недостающие природы.
На
заседаниях педагогического
совета обсуждали
вопросы
по
определению
новых
подходов
к
решению
проблемы
исследовательской
деятельности,
анализировали
состояния
воспитательно-образовательной
работы
педагогов
по
познавательно-исследовательской
деятельности,
осуществляли
обмен
опытом,
подводили
итоги
работы
и
планировали
дальнейшую
работу
коллектива.
Для
активизации
во спитателей
использовался методический прием цветных квадратов. Красный - можно
применить, будет интересно; синий – нуждается в доработке.
Для
повышения
педагогической
грамотности
и
профессионального
мастерства педагогов проводились семинары, на которых рассматривался как
теоретический,
так
и
практический
аспект
исследовательского
обучения
дошкольников. На семинарах воспитатели знакомились с задачами, формами,
методами
и
приемами
опытно-экспериментальной
деятельности,
видами
детского
экспериментирования.
В
практической
части
семинара
разрабатывали схемы проведения экспериментов, способы фиксации опытов,
правила
безопасно сти
при
проведении
экспериментов.
Ро с ту
профессионального
мастерства
педагогов
способствовало
и
посещение
открытых занятий, где педагоги не только показывают работу с детьми, но и
обсуждают с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и
приёмах, которые обеспечили эффективность работы.
Для
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов
важны консультации по
психологическим
и
педагогическим
аспектам
познавательного
развития
детей,
например:
«Экспериментальная
деятельность
в
жизни
ребенка-дошкольника»,
«Экспериментирование
как
метод
познавательного
развития
дошкольников»,
«Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников»,
«Исследовательская
деятельность
как
один
из
этапов
метода
проектирования».
Во
время
консультации-иллюстрации,
педагогам
были
предложены
зарисовки,
карточки-схемы
наблюдений
и
опытов.
При
проведении
консультации-
диалога два педагога освещая одну тему «Ведущий вид деятельности: игра
или эксперимент?». Познакомили коллег с разными подходами к проблеме.
Никого
не
оставила
равнодушным
консультация-парадокс.
Во
время
консультации педагоги находили запланированные ошибки. Они заполняли
две
колонки
карточки,
выбирая
из
предложенного
текста
правильные
и
ошибочные варианты ответов.
Чтобы
знакомить
детей
с
“техникой”
проведения
исследования,
взрослым необходимо самим её хорошо знать, поэтому опытные специалисты
провели мастер-классы, демонстрируя оригинальные методы и приемы для
активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия
в процессе активной поисковой деятельности.
Исследовательская
деятельность
носит
характер
сотрудничества,
в
котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также родители
и другие члены семьи. Совместная деятельность сближает детей и взрослых,
формирует партнёрские отношения, воспитывает чувство сопереживания за
общее дело и его результат. Чтобы повысить педагогическую грамотность
родителей,
было
проведено
родительское
собрание
по
теме:
«Создание
условий
для опытно-экспериментальной
деятельности
дошкольников»,
на
котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы.
Для
родителей
проводились
консультации,
мастер-классы,
оформлялась
наглядная информация. А чтобы обеспечить безопасность ребёнка во время
проведения
домашних
опытов
и
экспериментов
для
родителей
была
разработана памятка с руководством к действию и правилами безопасности.
Экспериментальная
деятельность,
явилась
той
нетрадиционной
формой
работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в
жизни детского сада.
Подводя
итог,
хочется
отметить,
что
участие
в
экспериментальной
работе
способствует
профессиональному
росту
педагога,
влияет
на
формирование
педагогического
мастерства,
формирует
профессиональное
самосознание.