Напоминание

"Использование нетрадиционной техники "батик" на занятиях по рисованию в детском саду"


Автор: Марова Татьяна Владиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Солнышко"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Корсаков
Наименование материала: Опыт работы на тему: "Использование нетрадиционной техники "батик"в развитии творческой активности детей дошкольного возраста"
Тема: "Использование нетрадиционной техники "батик" на занятиях по рисованию в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы на тему:

Использование нетрадиционной техники «батик» в развитии

творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Марова Татьяна Владиславовна, педагог дополнительного

образования МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»

Пояснительная записка

Декоративное - прикладное искусство не только продолжает жить в

современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства

выразительности. Одним из интересных направлений декоративно -

прикладного искусства является роспись по ткани.

Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая

широкое распространение и в современном мире. Занятия батиком требуют

не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и

отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира.

Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности

именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей

цветовосприятия и цветового вкуса. Роспись по ткани формирует в ребенке

мировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать

прекрасное. Это занятие способствует развитию фантазии, творческих

способностей, развивает мелкие мышцы рук, воспитанию выдержки,

настойчивости, умения доводить начатое до конца. Опыт работы в изостудии

свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными

технологиями позволяет детям ощутить незабываемые положительные

эмоции, а эмоции, как известно, это процесс, и результат практической

деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно

судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что

характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дети старшего

дошкольного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от

работы с нетрадиционными материалами, поэтому эта работа становится

актуальна в наше время. Дети испытывают необычное чувство радости и

восторга, наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани,

ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить.

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить

и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в

условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по

бумаге, то представьте себе, сколько положительных эмоций получает

ребёнок, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной

комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке —

картинку на ткани в рамке.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое

определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает

новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел,

находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более

углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и

расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

В формировании творческой активности большое значение имеет

комплексное использование художественного слова, музыки,

изобразительного искусства. На занятиях используются игры и игровые

приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу,

способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить

все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным

мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Основная цель занятий:

Развитие художественно – эстетического вкуса детей при помощи

расписывания ткани.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с видом декоративно – прикладного искусства – «батик»

( роспись по ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма

и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые

контрасты.

2. Учить расписывать ткань разными способами:

- Свободная роспись.

-Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.

-Холодная роспись.

3. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать предвидеть

результат.

4. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые

сочетания цветов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые

возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции

и др.);

- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,

нельзя миновать предыдущий);

- принцип динамичности (от самого простого к сложному);

- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и

способов изображения, разнообразие материала);

- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без

ограничений);

- принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего

возрастного периода);

- принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского

сада, родителями, выпускниками);

- принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата

2. Баночки для воды.

3. Кисти круглые и плоские разного размера.

4. Салфетки.

5. Рамы разных размеров или пяльцы.

6. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

7. Клей ПВА.

8. Фен.

9. Соль, сода.

10. Аптечный парафин или восковые свечи.

11. Специальные краски для батика.

12. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).

13. Кнопки.

14.Поролоновые тампоны.

Технология «Батика» для детей.

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить

и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в

условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по

бумаге, то представьте себе, сколько положительных эмоций получает

ребёнок, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной

комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке —

картинку на ткани в рамке.

Сегодня на занятии мы использовали три техники росписи по ткани, хочу

рассказать немного о каждой из них.

1. Трафаретная техника

Эту технику мы использовали для росписи детской футболки. Для этой цели

хорошо подходят футболки белого цвета. Футболка должна быть хорошо

выстирана и проглажена. Для того чтобы краска не отпечаталась на другой

стороне футболки мы подкладываем картон в целлофановом пакете. Рукава и

обе стороны футболки закрепляем сзади скотчем, этим мы предохраняем

нашу футболку от ненужных пятен, так как краска по ткани жидкая, так и

норовит капнуть в ненужное место. Так же необходимо подготовить

трафарет. Трафарет - это декоративный мотив, вырезанный на бумаге.

Трафареты, выполненные из промасленного картона, являются водостойкими

и хорошо выдерживают растворители, их можно использовать несколько раз.

Преимущество работы с картонными трафаретами заключается в снижении

до минимума возможности смазывания краски, так как картон впитывает

краску по краям прорезей. Всю эту предварительную работу проделывает

взрослый. Следующий этап работы выполняют дети. Для начала работы дети

выбирают трафарет, который хотят перевести на ткань, затем с помощью

взрослого закрепляют трафарет на рабочей поверхности скотчем.

Следующий этап - это нанесение краски при помощи поролонового тампона,

аккуратно обмакнув его в краску, наносим на трафарет. Завершив работу,

можно аккуратно снять трафарет и посмотреть все ли получилось. Работа

должна хорошо просохнуть, после чего прогладить горячим утюгом, чтобы

краска закрепилась на ткани. Такую футболку можно стирать и носить, для

ребенка эта вещь станет предметом гордости.

2. Свободная роспись.

Роспись ткани кистью напоминает удивительный эффект гобелена. Эту

технику мы использовали для росписи косынки. Нужно помнить, что ткань,

на котором работает ребёнок, должна быть выстирана, проглажена и

закреплен на рабочем месте. Это может быть рамка или пяльцы, в нашем

случае это обратная сторона мольберта. Натяжение ткани требует усилий и

определенной последовательности, поэтому эту работу выполняет взрослый,

так как ребенок не может это выполнять по технике безопасности. Дети

приходят в изостудию к заранее подготовленным рабочим местам. Перед

началом работы детям мы надеваем клеенчатые фартуки и нарукавники, так

как краска для батика очень устойчивая, а при работе можно испачкать

одежду. Творческая работа детей начинается, и они с удовольствием

работают в этой технике. Начинаем с выбора красок. Для начала дети

отбирают краски четырех или пяти цветов, которые легко комбинируются

друг с другом. Краски наносятся большими и маленькими мазками,

расположенными рядом друг с другом. Соприкасаясь друг с другом, краски

начинают смешиваться, при этом как по волшебству на ткани появляются

новые цвета. Эти эффекты приводят детей в полный восторг. Завершив

работу, необходимо выждать, когда краска высохнет, после чего прогладить

роспись горячим утюгом. В конце занятия мы выставляем наши работы

обсуждаем, что удалось, и конечно же сразу видно , ни одна работа не похожа

на другие, они не повторимы.

3.Роспись методом резервирования («Холодный батик»)

Эту технику мы использовали для росписи фартука. Так же как и в

предыдущей технике, всю предварительную работу проводит взрослый:

натягивает ткань на раму, переводит рисунок на ткань и наносит резерв.

Резерв играет очень важную роль в этой технике: он наносится на контур,

который мы перевели на ткань, линия контура должна быть замкнутой. Это

делается для того, чтобы краски не смешивались. Роспись напоминает

малайку. После нанесения резерв должен высохнуть. Дети приступают к

работе, когда резерв высох. На ткани дети видят еле заметный бесцветный

рисунок, При помощи краски по батику и кисти дети превращают его в

произведение искусства. Краска на ткань наносится по принципу от светлого

к темному. При окрашивании больших поверхностей ткань смачивают водой,

тогда краска ложится ровно, не оставляя сильно заметной границы.

Завершив работу, необходимо выждать, когда краска высохнет, затем

закрепить горячим утюгом и шедевр готов!

Методика организации занятий.

Занятия в изостудии проводятся с использованием интеграции

образовательных областей: художественное творчество, музыка,

коммуникация, социализация, здоровье.

Включая в занятия сюрпризные моменты, музыкальное оформление, стихи,

загадки, динамические паузы, рефлексию делает их насыщенными,

плодотворными , запоминающими.

Успешное проведение занятий во многом должно зависеть от подготовки

руководителя, который должен заранее определить объем и содержание

работы, подбирать материалы, инструменты в необходимом количестве,

соответствующие гигиеническим требованиям соблюдения техники

безопасности. Тему занятия руководитель выбирает с учетом интереса и

желаний детей. Любая тема занятий требует предварительной работы с

детьми. Готовясь к занятию, руководитель выполняет примерные образцы.

Свой образец руководитель должен демонстрировать на первых занятиях.

Обращая внимание на выполнение техники «роспись на ткани». Очень

важно, чтобы образец не заменял живое созерцание реального мира, если

дети будут воспринимать только образец, то они никогда не смогут научиться

творческому отражению своих впечатлений.

В большинстве случаев в других садах дети рисуют на ткани акварелью,

гуашью или тушью. Мы для работы с детьми используем акриловые краски,

безопасные для ребенка, не содержащие вредных веществ, специальные для

росписи по ткани, имеющие свойства растекаться по волокнам ткани.

Именно эти свойства делают роспись по ткани завораживающим

волшебством для детей. Роспись профессиональными красками дает

возможность нашим воспитанникам создавать не только картины, предметы

для украшения детского сада, но и расписывать элементы одежды, делая ее

уникальной и любимой для ребенка, ведь он сотворил ее сам. На готовую

работу можно нанести цветной контур, он добавит батику яркости и

выразительности. Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом,

чтобы закрепить краску и произведение искусства готово.

Искусство росписи по ткани включает в себя множество техник.

Познакомившись с некоторыми из них, у нас есть возможность овладеть

другими техниками батика и научить этому детей.

Методические рекомендации к проведению

занятий в изостудии "Акварелька"

(нетрадиционные способы рисования на ткани в

технике "Батик")

Пояснительная записка

Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но

и находит новые формы, материалы, средства выразительности. Одним из

интересных направлений декоративно - прикладного искусства является

роспись по ткани.

Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая

широкое распространение и в современном искусстве. Занятия батиком

требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса,

но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего

мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности

именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей

цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют

формированию у детей психологической устойчивости, богатства

эмоциональных переживаний. Эти качества взаимосвязаны и формируются

на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего

мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то

не получится, - немного техники, и пятно на ткани превращается в кошечку,

дуб-великан, морское чудище. Дети испытывают необычное чувство радости

и восторга, наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по

ткани, ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и

творить.

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить

и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в

условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по

бумаге, то представьте себе, сколько положительных эмоций получает

ребёнок, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной

комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке —

картинку на ткани в рамке.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое

определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок

создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой

замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети

более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества,

закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

В формировании творческой активности большое значение имеет

комплексное использование художественного слова, музыки,

изобразительного искусства. На занятиях используются игры и игровые

приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу,

способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить

все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным

мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Основная цель занятий:

Развитие художественно – эстетического вкуса детей при помощи

расписывания ткани.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с видом декоративно – прикладного искусства – «батик»

( роспись по ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма

и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые

контрасты.

2. Учить расписывать ткань разными способами:

- Свободная роспись.

-Солевая техника.

-Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.

- Узелковый батик.

-Холодная роспись.

3. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать

предвидеть результат.

4. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые

сочетания цветов.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие

условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и

воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.

2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем

и его практического применения.

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в

технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл

изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые

возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете,

композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному

этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого к сложному);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и

способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без

ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего

возрастного периода);

- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского

сада, родителями, выпускниками);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Тушь разноцветная.

4. Пастель, сангина, уголь.

5. Гуашь.

6. Восковые мелки.

7. Трубочки для коктейля.

8. Ванночки с поролоном.

9. Баночки для воды.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Салфетки.

12. Рамы разных размеров или пяльцы.

13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

14. Клей ПВА.

15. Фен.

16. Соль, сода.

17. Аптечный парафин или восковые свечи.

18. Специальные краски для батика.

19. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).

20. Кнопки.

Технология «Батика» для детей.

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить

и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в

условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по

бумаге, то представьте себе, сколько положительных эмоций получает

ребёнок, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной

комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке —

картинку на ткани в рамке.

Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребёнок, должен

быть выстиран, хорошо отглажен, и закреплен на рабочем месте. Это может

быть рамка или пяльцы. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или

газету, которые впитывают лишнюю краску. Перед началом работы

необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и

обвести простым карандашом. После этого на контур наносится резерв. Он

нужен для того, чтобы не давать краскам смешиваться, линия контура

должна быть замкнутой. В большинстве случаев в других садах дети рисуют

на ткани акварелью , гуашью или тушью. Мы для работы с детьми мы

используем акриловые краски, безопасные для ребенка, не содержащие

вредных веществ специальные для росписи по ткани. Роспись

профессиональными красками дает возможность нашим воспитанникам

создавать не только картины, предметы для украшения детского сада но и

расписывать элементы одежды, делая ее уникальной и любимой для

ребенка , ведь он сотворил ее сам. На готовую работу можно нанести

цветной контур, он добавит батику яркости и выразительности. Готовый

рисунок необходимо прогладить горячим утюгом, чтобы закрепить краску и

произведение искусства готово.

Способы работы с детьми в технике «Батик»

1.Печатаем листьями на ткани.

Сначала необходимо придумать композицию ( составление эскиза).Намазать

листик со стороны прожилок краской, затем прижать в нужном месте на

ткани. Дорисовать кисточкой мелкие детали.

2. Печатаем по трафарету.

Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно.

Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно

пропитался. Нанести краску на ткань по трафарету.

3.Печатаем штампами.

Недолговечные штампы делаются из моркови ,картофеля , яблок , редиса…

Есть фабричные штампы с изображением птиц , животных ими можно

украсить скатерти, платочки, салфетки, футболки. …Для таких изделий мы

используем специальные краски для батика.

4.Узелковый батик.

Этот вид батика применяется в основном для изображения цветов ,круглых

форм. На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать

крепкой ниткой или проволочкой. Его складки тщательно прокрасить

краской. Это середина цветка. Затем завязать узелок в другом месте и

покрыть другим цветом. И так в зависимости от того, сколько цветов вы

хотите увидеть в своем букете. Тонкой кистью прорисуем стебельки.

5.Солевая техника.

Ткань обрабатывается солевым раствором. Когда она высохнет, рисуем как

акварелью по бумаге. Соль является грунтовкой для ткани, не дает краскам

расплываться и смешиваться.

6. Свободная роспись.

Рисуем как красками по бумаге. Краска, смешиваясь, перетекая, образует

новые цвета, делая роспись сказочным произведением искусства, которое

невозможно повторить.



В раздел образования