Автор: Исмаилова Элмине Мурсаловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №6 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Домодедово, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер–класс "Обучение с увлечением"
Раздел: дошкольное образование
«Обучение с увлечением»
(экспериментирование с различными материалами»
(Исмаилова Элмине Мурсаловна)
Цель: представить опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по
развитию
познавательной
активности
через
опытно–исследовательскую
деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –
класса по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-
исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно –
экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в
воспитательно–образовательном
процессе
опытно-экспериментальной
деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование
и
материал:
контейнеры
по
количеству
педагогов,
стаканчики,
одноразовые
тарелки,
магниты,
заготовки
цветов
из
бумаги,
воздушные шарики, соль, перец, пакеты с конфетами
«Скитлс»,
жидкое
мыло, трубочки для коктейля, плотная бумага, краски «Гуашь», кисточки,
бумажные полотенца.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте,
уважаемые
гости!
Рада
приветствовать
вас
на
своем
мастер классе. Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают
нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждет чуда и волшебства.
Конечно, ждет каждый, и взрослый, и ребенок. Только дети его ждут с
особым нетерпеньем, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы
взро слые.
Почему?
Да
потому
что
дети
по
своей
п р и р од е
очень любознательны. Их интересует все новое, неизведанное.
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море…
Целый век друг с другом в споре.
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться.
Мы
с
вами
живем
в
век
компьютерных
технологий,
когда
любая
информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны
нашим детям и только мы взрослые можем научить их понимать, осознавать
находить правильные ответы на вопросы. Не зря гласит китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка,
он настроен на познание окружающего мира.
Он изучает все как может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется
даже самому маленькому открытию.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным,
исследователем, первооткрывателем.
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования в форме
сказки, которые можно использовать в работе с детьми.
Мы
все
знаем,
что
дети
любят
слушать
и
играть
сказки.
Считаю
это
эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать
новую информацию в близкой для них форме – сказки. Сейчас предлагаю вам
окунуться в мир детства и приглашаю в сказку. С кем мы туда отправимся,
вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Шапочку надела
И шагает смело.
Песенку поет,
К бабушке идет.
Воспитатель:
Жила-была
маленькая
девочка.
Мать
любила
ее
без
памяти,
а
бабушка
еще
больше.
Ко
дню
рождения
внучки
подарила
ей
бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Как-то раз
испекла мама пирожок и сказала дочке: - Сходи-ка, Красная Шапочка, к
бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, как у неё дела.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Шла она, не торопясь, по
пути то и дело останавливалась, нюхала цветы, вокруг которых порхали
бабочки.
Опыт № 1. (с магнитом). Луг с цветами, бабочка летает с помощью магнита.
Вдруг она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов.
Солнышко
уже
начало
всходить,
и
Красная
шапочка
увидела,
как
распускаются эти прекрасные цветы. Давайте, и мы с вами понаблюдаем за
этим явлением.
Опыт № 2. У вас на столах лежат заготовки цветов. Сложите лепестки к
центру и опустите нераспустившиеся цветы в воду. Буквально на ваших
глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? Это
происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и
лепестки раскрываются.
Воспитатель: Красная шапочка долго любовалась красотой раскрывшихся
цветов, вдруг она услышала, чей-то плач, посмотрев вокруг, она увидела
ежика.
«Почему
ты
плачешь?»
-
спросила
его
Красная
шапочка.
Ёжик
ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу пруда.
«Не плачь, я помогу тебе» - сказала Красная шапочка.
Опыт № 3. Для следующего опыта нам понадобится пластилин и бусинки.
Опустите, пожалуйста, маленький кусочек пластилина в воду. Что
произошло с пластилином. Правильно он утонул. Почему?
Пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому
тонет в ней.
А теперь возьмите другой кусок пластилина. Расплющьте и сделайте из
него плоскую с закруглёнными краями лодочку. Вот такая лодочка у вас
должна получиться. Спустите лодочку на воду. И что мы видим, наша
лодочка из пластилина будет плавать на поверхности воды, в нее даже можно
положить несколько бусинок. Как вы думаете, почему наша лодочка не
тонет?
Воспитатель: Когда из пластилина делали лодочку, он наполнился воздухом,
поэтому наша «лодка» держится на воде.
Воспитатель: Помогла Красная шапочка ёжику и вспомнила, что обронила
ключ в воду. Задумалась, как достать ей ключ. Давайте поможем Красной
шапочке достать ключ из воды. Как это можно сделать, не намочив рук?
(молодцы). Да правильно! Предлагаю достать с помощью магнита.
Опыт № 4. Поднесите магнит к стакану и двигайте его к верху стакана. Вы
увидите, что ключ поднимается вместе с магнитом. Вывод: магнитная сила
может действовать через воду, пластик.
Вдруг Красная шапочка увидела над лесом радугу. Она была очарована этим
зрелищем. Но радуга быстро исчезла. Ей захотелось увидеть ее снова. Как
это можно сделать?
Опыт № 5. Я предлагаю это сделать с помощью конфет Скитлс. Разложите
конфеты
по
краю
тарелки.
В
центр
тарелки
налейте
воды.
Наблюдаем
эффектный опыт. Этот опыт можно использовать во время беседы о вредных
и полезных продуктах. Детям можно объяснить вредное влияние красителей,
входящих в состав конфет.
Вот и пришла Красная шапочка к бабушке. Увидела расстроенную бабушку.
«Что случилось?» - спросила Красная шапочка. Бабушка рассказала, что
рассыпала соль и перец. Как же теперь разделить перемешанный перец и
соль?
Опыт № 6.
Расстелите на столе бумажные салфетки, насыпьте на них смесь соли и
перца.
Надуйте
шарик,
потрите
его
о
волосы,
шарик
наэлектризуется.
Поднесем
его
к
смеси
соли
и
перца.
Частички
перца
притягиваются
к
отрицательно заряженному шарику. В соли электроны перемещаются плохо,
поэтому
остаются
на
месте.
Я
вам
показала
пример
статического
электричества.
Красная шапочка собралась домой. Бабушка предложила ей отнести маме в
подарок цветы. Предлагаю вам сделать необычные цветы.
Опыт № 7.
В стаканчики с цветным мыльным раствором опустите трубочку для сока,
размешайте
и
дуйте
в
трубочку,
пока
не
поднимется
мыльная
шапка.
Мыльную шапку перенесите на бумагу. Так можно сделать несколько цветов.
Дорисуйте недостающие детали: листочки, стебельки.
Молодцы! Какие красивые цветы у нас получились.
Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Все справились с заданиями. Вы
большие
молодцы!
И
на
память
о
нашей
встрече
предлагаю
выбрать
сувениры из чудесного мешочка. Участники достают из чудесного мешочка
сувениры.
Спасибо
вам
за
внимание!
Творческих
успехов!
Надеюсь,
вам
все
понравилось!