Автор: Морозова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМР " Федотовская средняя школа"
Населённый пункт: п. Федотово Вологодский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема " Люби живое"
Раздел: начальное образование
Открытый урок литературного чтения в 3 классе
по программе «Школа России»
Учитель: Морозова И.Н.
Тема: Люби живое.
По произведению В. И. Белова «Малька провинилась».
Цели:
1.
Учить осмысленному, выразительному чтению.
2.
Познакомить с творчеством В.Белова
3.
Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы
логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через
точное выполнение инструкций урока.
4.
Прививать интерес и любовь к животным.
Ход урока:
1.
Организационный момент. (Ребята распределены на три группы, названия групп
они выберут по ходу урока)
Вот звонок сигнал нам дал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2.
Актуализация знаний.
Представим что мы сотрудники газеты «Люби живое». Название газеты
неслучайно. Почему так называется газета?
(Так называется тема, которую мы изучаем.).
+ Какие произведения по этой теме уже изучили?
-
(М. Пришвин «Моя родина», Соколов- Микитов «Листопадничек» )
А о чём будут печататься рассказы в этой газете? (О животных, о природе и т.д..)
Представим, что мы работаем в редакции. <рисунок.1>
1 группа - журналисты
2.группа - редакторы
3.группа - критики
Кто такие журналисты?
-(Они собирают материал, берут интервью.)
+ Кто такие редакторы прочитаем в словаре [1](с. 36)
-
(Редактор - работник издательства, осуществляющий подготовку рукописи к печати.)
+ Редактор следит за правильным построением предложений, следит, чтобы не было речевых
ошибок.
+ Критики – оценивают статью, высказывают своё отношение к происшедшему, определяют
значение
статьи.
(Ученики
выбирают
название
своей
группы:
редакторы,
журналисты,
критики)
3. Целеполагание.
+ Вам нужно собрать материал и напечатать статью по произведению В. И. Белова.
Каждая группа выберет главную цель для достижения результата.
1. Познакомиться с произведением В. И. Белова.
2. Уметь правильно строить связный рассказ.
3. Определить главную мысль рассказа и его значение.
Учитель: Морозова И.Н.
(каждая группа выбирает свою конечную цель и поясняет её)
2
Работа по содержанию урока.
Беседа: Обратите внимание на портрет писателя. Что можно сказать об этом
человеке, если судить по выражению лица, по облику. (Он добрый, лицо деревенского жителя,
может быть охотник…)<рисунок.2>
Редакторы подготовили статью о жизни и творчестве писателя (выступают с сообщением).
<рисунок.3>
Рассмотрите книги, которые можно взять в библиотеке и прочитать (выставка книг).
+ О ком будет рассказ вы узнаете из загадки:
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака).
С давних пор живёт собака рядом с человеком. Охраняет и защищает дом, помогает охотиться.
Каких только пород собак нет: охотничьи, служебные, декоративные и все они верно служат
человеку. Ведь недаром говоря: собака - друг человека.
5.
Первичное чтение: с. 68. (читают журналисты абзац)
+ Как называется произведение?
_(Малька провинилась.)
Кто такая Малька? (ответы детей)
Автор о ней начал писать в книге «Рассказы о всякой живности». [2] (ученик читает отрывок на
карточке) <рисунок.4> <рисунок.5>
Теперь вы знаете, как выглядит Малька, (идёт чтение цепочкой рассказа, в это время редакторы
отмечают незнакомые слова)
6.Словарная работа:
(слова называют редакторы: объясняют сами или просят объяснить детей по желанию)
Честит - ругает
Шельма, батявка, шаромыжница- ругательства
Кутёнок - щенок <рисунок.6>
Ругает негрубо, безобидно. Что можно сказать об отношении Лидии к собаке?
(учитель объясняет слово)
Шаромыжница- (слово пришло из французкого языка. Французы после бегства Наполеона ходили
по домам и просили подаяния шер – монн- отсюда и пошло слово означает - попрошайка)
Лава - два бревна, перекинутые с одного берега на другой.
7.Физминутка. (по классу развешаны таблички с числами, ребята ищут их глазами и показывают
рукой)
100 - австралийские пастушьи собаки выполняют до 100 команд
14 - в 1942 году 14 собак держали радиосвязь, ползли под пулями и тянули провод
300 - танков подбили овчарки за годы войны
150 км могут пробежать в упряжке собаки Севера за 1 сутки
40 человек спас сенбернар Барри во время снежных лавин в Альпах. Ему в Париже стоит
памятник.
15 - лет пёс Верный ходил встречать к поезду хозяина, убитого на войне. Ему в Италии поставлен
памятник.
7.Работа по содержанию
Критики - Это быль или вымысел?
Редакторы - От чьего имени идёт рассказ?
Журналисты - В чём вина Мальки? + Как Лидия ругала Мальку? (зачитать)
Как она разговаривала с собакой? (как с человеком) Почему?
- Лидия жила одна, была одинока и собака для неё была как член семьи, как дитё.
+ Как поступили со щенками? (зачитать) Почему Лидия была довольна? А как вы относитесь к
этому? (отвечают дети)
+ Какой случай очень удивил автора? (зачитать)
Что вы почувствовали читая этот отрывок?
- (Собаку стало жалко.)
Какое выражение особо вызывает чувство жалости?
+ (Одна – одинёшенька.)
- Зачем автор использует повтор?
+ (Чтобы усилить впечатление.)
_ Как Лидия объяснила поведение Мальки? Сочувствует ли Мальке?
Редакторы должны охарактеризовать Мальку, какая она? (таблички со словам выбирают и
показывают другой группе) <рисунок.7>
- верная - заботливая
- преданная - смелая сердитая
Журналистам подтвердить эти качества примерами из рассказа.
Где особо подтверждается, что она преданная? <рисунок.8>
+ (Запирала и всё равно убегает.)
- Осуждает ли Лидия Мальку?
8. Тест на проверку содержания материала. (учитель зачитывает выдержки из текста, дети
наклеивают на полоску кружки : красный – да, синий – нет)<рис 9>
1. Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла 3 щенят.
2. Лидия ругала 2 дня, а на третий сказала: пусть живут
3. Второго отнесла за реку в деревню, а взамен принесла белого молодого кота.
4. Лава- 2 стесанных бревна перекинутые с одного берега на другой.
5. Какая верная мамаша оказалась, каждый день за 5 км в чужую деревню бегает.<рисунок.10>
9.Целостное восприятие картины. (Краткий пересказ рассказа)
Журналистам - рассказать о Мальке.
Редакторам - дать анализ ответа.
Критикам - какую главную мысль хотел донести автор. (идёт пересказ рассказа)
10.Домашнее задание:
Что произошло дальше с Малькой вы прочитаете в следующем рассказе «Ещё раз про Мальку»
самостоятельно. (с. 70 - 71)
11. Рефлексия
Назовите главную мысль произведения. Что вы хотели донести до читателей?
- Не обижать животных, заботиться о них....
Урок закончим стихотворением. Пусть оно будет как пожелание.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту. [4]
(На доске иллюстрация летящих птиц, дети прикрепляют к ней красное сердечко)
Литература.
1.
Толковый словарь С.Ожегова.
2.
В.Белов «Рассказ о всякой живности»
3.
В.И.Белов «Лад»
4.
К. Ибряев «Нам этот мир завещано беречь..»