Напоминание

Тема " Люби живое"


Автор: Морозова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМР " Федотовская средняя школа"
Населённый пункт: п. Федотово Вологодский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема " Люби живое"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок литературного чтения в 3 классе

по программе «Школа России»

Учитель: Морозова И.Н.

Тема: Люби живое.

По произведению В. И. Белова «Малька провинилась».

Цели:

1.

Учить осмысленному, выразительному чтению.

2.

Познакомить с творчеством В.Белова

3.

Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы

логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через

точное выполнение инструкций урока.

4.

Прививать интерес и любовь к животным.

Ход урока:

1.

Организационный момент. (Ребята распределены на три группы, названия групп

они выберут по ходу урока)

Вот звонок сигнал нам дал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2.

Актуализация знаний.

Представим что мы сотрудники газеты «Люби живое». Название газеты

неслучайно. Почему так называется газета?

(Так называется тема, которую мы изучаем.).

+ Какие произведения по этой теме уже изучили?

-

(М. Пришвин «Моя родина», Соколов- Микитов «Листопадничек» )

А о чём будут печататься рассказы в этой газете? (О животных, о природе и т.д..)

Представим, что мы работаем в редакции. <рисунок.1>

1 группа - журналисты

2.группа - редакторы

3.группа - критики

Кто такие журналисты?

-(Они собирают материал, берут интервью.)

+ Кто такие редакторы прочитаем в словаре [1](с. 36)

-

(Редактор - работник издательства, осуществляющий подготовку рукописи к печати.)

+ Редактор следит за правильным построением предложений, следит, чтобы не было речевых

ошибок.

+ Критики – оценивают статью, высказывают своё отношение к происшедшему, определяют

значение

статьи.

(Ученики

выбирают

название

своей

группы:

редакторы,

журналисты,

критики)

3. Целеполагание.

+ Вам нужно собрать материал и напечатать статью по произведению В. И. Белова.

Каждая группа выберет главную цель для достижения результата.

1. Познакомиться с произведением В. И. Белова.

2. Уметь правильно строить связный рассказ.

3. Определить главную мысль рассказа и его значение.

Учитель: Морозова И.Н.

(каждая группа выбирает свою конечную цель и поясняет её)

2

Работа по содержанию урока.

Беседа: Обратите внимание на портрет писателя. Что можно сказать об этом

человеке, если судить по выражению лица, по облику. (Он добрый, лицо деревенского жителя,

может быть охотник…)<рисунок.2>

Редакторы подготовили статью о жизни и творчестве писателя (выступают с сообщением).

<рисунок.3>

Рассмотрите книги, которые можно взять в библиотеке и прочитать (выставка книг).

+ О ком будет рассказ вы узнаете из загадки:

В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака).

С давних пор живёт собака рядом с человеком. Охраняет и защищает дом, помогает охотиться.

Каких только пород собак нет: охотничьи, служебные, декоративные и все они верно служат

человеку. Ведь недаром говоря: собака - друг человека.

5.

Первичное чтение: с. 68. (читают журналисты абзац)

+ Как называется произведение?

_(Малька провинилась.)

Кто такая Малька? (ответы детей)

Автор о ней начал писать в книге «Рассказы о всякой живности». [2] (ученик читает отрывок на

карточке) <рисунок.4> <рисунок.5>

Теперь вы знаете, как выглядит Малька, (идёт чтение цепочкой рассказа, в это время редакторы

отмечают незнакомые слова)

6.Словарная работа:

(слова называют редакторы: объясняют сами или просят объяснить детей по желанию)

Честит - ругает

Шельма, батявка, шаромыжница- ругательства

Кутёнок - щенок <рисунок.6>

Ругает негрубо, безобидно. Что можно сказать об отношении Лидии к собаке?

(учитель объясняет слово)

Шаромыжница- (слово пришло из французкого языка. Французы после бегства Наполеона ходили

по домам и просили подаяния шер – монн- отсюда и пошло слово означает - попрошайка)

Лава - два бревна, перекинутые с одного берега на другой.

7.Физминутка. (по классу развешаны таблички с числами, ребята ищут их глазами и показывают

рукой)

100 - австралийские пастушьи собаки выполняют до 100 команд

14 - в 1942 году 14 собак держали радиосвязь, ползли под пулями и тянули провод

300 - танков подбили овчарки за годы войны

150 км могут пробежать в упряжке собаки Севера за 1 сутки

40 человек спас сенбернар Барри во время снежных лавин в Альпах. Ему в Париже стоит

памятник.

15 - лет пёс Верный ходил встречать к поезду хозяина, убитого на войне. Ему в Италии поставлен

памятник.

7.Работа по содержанию

Критики - Это быль или вымысел?

Редакторы - От чьего имени идёт рассказ?

Журналисты - В чём вина Мальки? + Как Лидия ругала Мальку? (зачитать)

Как она разговаривала с собакой? (как с человеком) Почему?

- Лидия жила одна, была одинока и собака для неё была как член семьи, как дитё.

+ Как поступили со щенками? (зачитать) Почему Лидия была довольна? А как вы относитесь к

этому? (отвечают дети)

+ Какой случай очень удивил автора? (зачитать)

Что вы почувствовали читая этот отрывок?

- (Собаку стало жалко.)

Какое выражение особо вызывает чувство жалости?

+ (Одна – одинёшенька.)

- Зачем автор использует повтор?

+ (Чтобы усилить впечатление.)

_ Как Лидия объяснила поведение Мальки? Сочувствует ли Мальке?

Редакторы должны охарактеризовать Мальку, какая она? (таблички со словам выбирают и

показывают другой группе) <рисунок.7>

- верная - заботливая

- преданная - смелая сердитая

Журналистам подтвердить эти качества примерами из рассказа.

Где особо подтверждается, что она преданная? <рисунок.8>

+ (Запирала и всё равно убегает.)

- Осуждает ли Лидия Мальку?

8. Тест на проверку содержания материала. (учитель зачитывает выдержки из текста, дети

наклеивают на полоску кружки : красный – да, синий – нет)<рис 9>

1. Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла 3 щенят.

2. Лидия ругала 2 дня, а на третий сказала: пусть живут

3. Второго отнесла за реку в деревню, а взамен принесла белого молодого кота.

4. Лава- 2 стесанных бревна перекинутые с одного берега на другой.

5. Какая верная мамаша оказалась, каждый день за 5 км в чужую деревню бегает.<рисунок.10>

9.Целостное восприятие картины. (Краткий пересказ рассказа)

Журналистам - рассказать о Мальке.

Редакторам - дать анализ ответа.

Критикам - какую главную мысль хотел донести автор. (идёт пересказ рассказа)

10.Домашнее задание:

Что произошло дальше с Малькой вы прочитаете в следующем рассказе «Ещё раз про Мальку»

самостоятельно. (с. 70 - 71)

11. Рефлексия

Назовите главную мысль произведения. Что вы хотели донести до читателей?

- Не обижать животных, заботиться о них....

Урок закончим стихотворением. Пусть оно будет как пожелание.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту. [4]

(На доске иллюстрация летящих птиц, дети прикрепляют к ней красное сердечко)

Литература.

1.

Толковый словарь С.Ожегова.

2.

В.Белов «Рассказ о всякой живности»

3.

В.И.Белов «Лад»

4.

К. Ибряев «Нам этот мир завещано беречь..»



В раздел образования