Автор: Лузянина Наталья Станиславовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУСОШ пгт Пинюг
Населённый пункт: Подосиновский район Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Жизнь и творчество И.А.Крылова
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Пинюг
Подосиновского района Кировской области
Методическая разработка
урока литературы в 5 классе
Тема: « Жизнь и творчество И.А. Крылова»
Разработала: учитель
русского языка и литературы
Лузянина Н.С.
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: «Литература. 5 класс. Часть первая», Москва,
Тема урока: Жизнь и творчество И.А.Крылова.
Цели урока:
1.Образовательные: познакомить учащихся с биографией И.А.Крылова, дать
определение понятия басня, аллегория.
2. Практические: углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя,
вспомнить
ранее
изученные
басни;
умение
находить
мораль
басни;
формировать умение выразительного чтения, составления кластера.
3. Воспитательные: совершенствование читательского вкуса; воспитываем
через
мораль
басни
нравственные
качества
личности,
духовное
развитие
учащихся.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,
умению выделять главное; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Познавательные
УУД:
самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной
цели,
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в
устной
форме,
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения задач, структурирование знаний;
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
планирование,
оценка
результатов
работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
Средства
обучения:
учебник,
карточки
с
текстом.
Методы
и
приемы:
словесные, наглядно – практические, выразительное чтение, беседа.
Ход урока
1. Включение детей в деятельность.
Учитель: _Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня
пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Посмотрите на
наш рабочий стенд, чей портрет вы видите?
Что вы можете сказать об И.А. по его внешним признакам?
Обучающиеся говорят, что перед ними портрет И.А.Крылова , что у него
добрые глаза, солидный вид и т.д.
Учитель:
прочитайте
эпиграф
к
нашему
уроку: «
...цель
литературы
-
помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и
развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях,
уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество,
делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли
одухотворить свою жизнь святым духом красоты...
М.Горький
Как вы понимаете данное высказывание?
Как вы думаете, подходит ли оно к творчеству И.А.Крылова?
2 Постановка учебной задачи
А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.
Как выдумаете чему мы должные сегодня с вами научиться, какие знания
получить?
3. «Открытие нового знания»
Учитель: Ребята, давайте прочитаем статью учебника о жизни и творчестве
И.А.Крылова
Беседа:
Почему И.А.Крылова называют великим русским баснописцем?
Как вы понимаете выражение «писать басни на злобу дня»?
Назовите известные памятники И.А. Крылову.
Учитель: Ребята. Н.В.Гоголь так отзывался о баснях Крылова : « Басни
Крылова - это книга мудрости самого народа». Как вы понимаете смысл этого
высказывания?
Ученики:
Басни Крылова тесно связаны с жизнью простого народа, он
многое наблюдал и брал у народа.
Учитель: А что же такое басня? Давайте в учебнике найдём и выпишем в
тетради определение этого жанра (дети выписывают определение).
Учитель: Как вы думаете, кто является действующими героями в басне?
Ученики: В баснях Крылова действуют животные
Учитель: Докажите вашу точку зрения
Ученики: И.А. наделяет животных человеческими поступками и мыслями:
пчёлы и муравьи почти всегда трудолюбивы, скромны; лиса хитрая; заяц
труслив и т.д.
Учитель: Ребята, а какие части выделяют в басне?
Ученики: В басне выделяют две части: основное содержание и мораль
Учитель: Что такое мораль?
Ученики: Мораль - это логический, поучительный вывод из чего-либо
4. Первичное закрепление
Учитель: Ну а сейчас
мы с вами вместе попробуем проанализировать
известную
басню
И.А.
Крылова
«Лебедь,
Щука
и
Рак»
(выразительно
наизусть читает учитель)
Сколько частей можно выделить в этой басне?
Ученик: две части: основное содержание и мораль
Учитель: Зачитайте ту часть, которая является моралью
Ученик: Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
Учитель: Ребята, обратите внимание, в этой басне мораль находится перед
основным содержанием, а не после него. Кто действует в этой басне?
Ученик: Лебедь, Щука и Рак
Учитель: А что Крылов говорит о каждом из них?
Ученик: Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду
Учитель: Ребята, а что делают эти животные?
Ученик: Они решают везти с поклажей воз
Учитель:
Найдите
в
басне
выражение,
которое
стало
крылатым,
т.е.
известным всем
Ученик: Да только воз и ныне там
Учитель: Как вы думаете, чему учит эта басня?
Ученик: Эта басня учит тому, что без согласия, без умения договариваться
ничего хорошего не получится.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Учитель: Итак, ребята, что нового вы узнали на этом уроке? Вспомним,
какова была наша цель? Достигли мы ее?
-Назовите отличительные признаки басни.
Давайте составим кластер, в нашем солнышке поместим фамилию Крылов, а
вокруг лучики. напротив которых вы напишите те сведения, которые вы
сегодня узнали.
6. Рефлексия деятельности.
Учитель: выразите ваши впечатления от урока. У вас на столе лежит 3
смайлика,
поднимите
тот,
который
соответствует
вашему
настроению:
1.
Улыбочка
широкая
(все
понравилось,
настроение
хорошее);
2.
Улыбочка
скромная (не все понравилось); 3. Грусть ( не понравилось).
7. Домашнее задание: выучить басню Крылова наизусть или выписать в
тетради значение непонятных слов из басни «Лебедь, Щука и Рак»