Напоминание

Жизнь и творчество И.А.Крылова


Автор: Лузянина Наталья Станиславовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУСОШ пгт Пинюг
Населённый пункт: Подосиновский район Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Жизнь и творчество И.А.Крылова
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Пинюг

Подосиновского района Кировской области

Методическая разработка

урока литературы в 5 классе

Тема: « Жизнь и творчество И.А. Крылова»

Разработала: учитель

русского языка и литературы

Лузянина Н.С.

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: «Литература. 5 класс. Часть первая», Москва,

Тема урока: Жизнь и творчество И.А.Крылова.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся с биографией И.А.Крылова, дать

определение понятия басня, аллегория.

2. Практические: углубить знания учащихся о жизни и творчестве писателя,

вспомнить

ранее

изученные

басни;

умение

находить

мораль

басни;

формировать умение выразительного чтения, составления кластера.

3. Воспитательные: совершенствование читательского вкуса; воспитываем

через

мораль

басни

нравственные

качества

личности,

духовное

развитие

учащихся.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению,

умению выделять главное; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Познавательные

УУД:

самостоятельное

выделение

и

формулирование

познавательной

цели,

осознанное

и

произвольное

построение

речевого

высказывания

в

устной

форме,

выбор

наиболее

эффективных

способов

решения задач, структурирование знаний;

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Регулятивные

УУД:

целеполагание,

планирование,

оценка

результатов

работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и

обосновывать свою точку зрения.

Средства

обучения:

учебник,

карточки

с

текстом.

Методы

и

приемы:

словесные, наглядно – практические, выразительное чтение, беседа.

Ход урока

1. Включение детей в деятельность.

Учитель: _Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня

пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Посмотрите на

наш рабочий стенд, чей портрет вы видите?

Что вы можете сказать об И.А. по его внешним признакам?

Обучающиеся говорят, что перед ними портрет И.А.Крылова , что у него

добрые глаза, солидный вид и т.д.

Учитель:

прочитайте

эпиграф

к

нашему

уроку: «

...цель

литературы

-

помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и

развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество,

делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли

одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М.Горький

Как вы понимаете данное высказывание?

Как вы думаете, подходит ли оно к творчеству И.А.Крылова?

2 Постановка учебной задачи

А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.

Как выдумаете чему мы должные сегодня с вами научиться, какие знания

получить?

3. «Открытие нового знания»

Учитель: Ребята, давайте прочитаем статью учебника о жизни и творчестве

И.А.Крылова

Беседа:

Почему И.А.Крылова называют великим русским баснописцем?

Как вы понимаете выражение «писать басни на злобу дня»?

Назовите известные памятники И.А. Крылову.

Учитель: Ребята. Н.В.Гоголь так отзывался о баснях Крылова : « Басни

Крылова - это книга мудрости самого народа». Как вы понимаете смысл этого

высказывания?

Ученики:

Басни Крылова тесно связаны с жизнью простого народа, он

многое наблюдал и брал у народа.

Учитель: А что же такое басня? Давайте в учебнике найдём и выпишем в

тетради определение этого жанра (дети выписывают определение).

Учитель: Как вы думаете, кто является действующими героями в басне?

Ученики: В баснях Крылова действуют животные

Учитель: Докажите вашу точку зрения

Ученики: И.А. наделяет животных человеческими поступками и мыслями:

пчёлы и муравьи почти всегда трудолюбивы, скромны; лиса хитрая; заяц

труслив и т.д.

Учитель: Ребята, а какие части выделяют в басне?

Ученики: В басне выделяют две части: основное содержание и мораль

Учитель: Что такое мораль?

Ученики: Мораль - это логический, поучительный вывод из чего-либо

4. Первичное закрепление

Учитель: Ну а сейчас

мы с вами вместе попробуем проанализировать

известную

басню

И.А.

Крылова

«Лебедь,

Щука

и

Рак»

(выразительно

наизусть читает учитель)

Сколько частей можно выделить в этой басне?

Ученик: две части: основное содержание и мораль

Учитель: Зачитайте ту часть, которая является моралью

Ученик: Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука

Учитель: Ребята, обратите внимание, в этой басне мораль находится перед

основным содержанием, а не после него. Кто действует в этой басне?

Ученик: Лебедь, Щука и Рак

Учитель: А что Крылов говорит о каждом из них?

Ученик: Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду

Учитель: Ребята, а что делают эти животные?

Ученик: Они решают везти с поклажей воз

Учитель:

Найдите

в

басне

выражение,

которое

стало

крылатым,

т.е.

известным всем

Ученик: Да только воз и ныне там

Учитель: Как вы думаете, чему учит эта басня?

Ученик: Эта басня учит тому, что без согласия, без умения договариваться

ничего хорошего не получится.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель: Итак, ребята, что нового вы узнали на этом уроке? Вспомним,

какова была наша цель? Достигли мы ее?

-Назовите отличительные признаки басни.

Давайте составим кластер, в нашем солнышке поместим фамилию Крылов, а

вокруг лучики. напротив которых вы напишите те сведения, которые вы

сегодня узнали.

6. Рефлексия деятельности.

Учитель: выразите ваши впечатления от урока. У вас на столе лежит 3

смайлика,

поднимите

тот,

который

соответствует

вашему

настроению:

1.

Улыбочка

широкая

(все

понравилось,

настроение

хорошее);

2.

Улыбочка

скромная (не все понравилось); 3. Грусть ( не понравилось).

7. Домашнее задание: выучить басню Крылова наизусть или выписать в

тетради значение непонятных слов из басни «Лебедь, Щука и Рак»



В раздел образования