Напоминание

Народные подвижные игры


Автор: Козлова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 4 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Народные подвижные игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народные подвижные игры.

Одно из важных направлений образовательной работы по физическому

развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является

физическое развитие.

«Маленькие дети…играют, как птица поет». Эти слова емко и образно

выделяют

главное:

игра

естественное

состояние

ребенка,

его

основное

занятие.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их

можно разделить на две большие группы: подвижные (сюжетные, бессюжетные,

игры-забавы), спортивные (футбол, баскетбол, волейбол и другие).

Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня

из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне

одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство

любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное

отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и

понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление

оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо

помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются

национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Так у меня возникла необходимость по привитию детям русских народных

подвижных игр.

Целью моей работы: развитие интереса у детей к физическому развитию

путем

включения н а р од н ы х

п од в и ж н ы х и г р

в

в о с п и т а т е л ь н о

образовательную работу.

Задачи:

1. Разработать систему народных подвижных игр.

2. Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных

подвижных игр.

3. Создать условия для проведения подвижных игр.

4. Организовать взаимодействия с семьями воспитанников.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с

изучением методических новинок изучила подвижные игры, их организацию.

Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой

целью

были

переоборудованы

игровые

уголки

в

группе,

продумано

их

эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказывала им об истории ее

создания.

Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых

животных движения. Для этого я старалась побольше рассказать о повадках

животных

персонажах

игр,

таких,

как

«У

медведя

во

бору»,

«Лиса

в

курятнике», «Заяц и волк» и т. д. Читали сказки, народные потешки, вместе с

детьми мастерили все необходимые атрибуты.

В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных народах

населяющих

Россию,

знакомила

с

историей

и

традициями

этих

народов.

Народные

подвижные

игры

выбирала

в

соответствии

с

теми

задачами

по

физическому

развитию,

над

которыми

работала

в

данный

момент

и

теми

двигательными навыками, которыми дети уже овладели.

Так как игра является основным видом деятельности детей, то при

составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные игры,

которые

не

только

стимулируют

двигательную

деятельность

ребенка,

но

и

способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а

также

игровые

упражнения,

основанные

на

выполнении

конкретных

двигательных

заданий.

Эти

задания

в

играх

и

игровых

упражнениях

я

подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей.

Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание, подлезание. Весь

игровой материал старалась распределить в определенной последовательности,

с учетом сложности движений. В период освоения детей с новой обстановкой

подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не

наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В

этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучала

детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач,

прежде всего, зависит от того, насколько заинтересовались этой игрой. Поэтому

объяснять

игру

я

старалась

эмоционально

и

выразительно

и

принимала

непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями

детей. Все это помогло активным действиям, вызывало желание повторять

движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, я не только

подсказывала, как нужно двигаться, но и делался акцент на самостоятельное

экспериментирование,

поисковую

активность

самих

детей,

побуждая

их

к

творческому отношению при выполнении заданий. Так в игре «Петушиный

бой» не только показывала, как нужно прыгать на одной ноге, толкая друг друга

плечом,

но

и

поощряла

при

этом

детей,

наиболее

удачно

выполняющих

движение.

Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако

наблюдения

показали,

что

интерес

детей

к

игре,

двигательная

активность

заметно

снижается,

если

знакомую

игру

проводить

в

течение

длительного

времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство

заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.

Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от

времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения.

Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение

ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных

особенностей. Например, всем знакомая игра «Хитрая лиса». А варианты у нее

могут быть такие:

А) ведущий дотрагивается 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими;

Б) вводится ограничение для лисы: салить левой рукой;

В) в игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи, поэтому

двигаются они во время игры в соответствии с образами.

Использую интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини-

сказки.

Основными

требованиями

к

таким

мини-сказкам

является

их

образность

и

эмоциональность,

наличие

конкретного

содержания

игры

и

четкого сигнала к началу действия. Например, для игры «Совушка», сказка

может быть такая: «На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки:

зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили – кто, как умел, и

всем было весело. А в дупле дерева жила совушка- сова. Днем она спала, а по

ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» -

летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорее бегут в домики. А

когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».

Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют

большое

воспитательное

значение.

Подчинение

правилам

воспитывает

в

ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями.

Очень важным моментом при проведении игры является распределение

ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами:

поручить кому-то роль, выбрать считалкой. Чтобы дети

не использовали

случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы вместе с

детьми разучиваем считалки и на занятиях, и в свободной деятельности. Кроме

этого

использую

считалки

с

вопросом,

сговорки,

жребий,

угадывание.

Организую конкурс на лучшую новую считалку. Такие конкурсы позволяют

обогащать знания детей о народных играх, развивают фантазию, чувство ритма,

столь необходимое в народных

подвижных

играх. Был оформлен альбом с

самыми любимыми и интересными считалками.

Поощряю использование народных игр и в свободной деятельности .

Итак,

народные

подвижные

игры

в

комплексе

с

другими

воспитательными

средствами

представляют

собой

основу

начального

этапа

формирования гармонически развитой личности.



В раздел образования