Автор: Козлова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 4 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Народные подвижные игры
Раздел: дошкольное образование
Народные подвижные игры.
Одно из важных направлений образовательной работы по физическому
развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является
физическое развитие.
«Маленькие дети…играют, как птица поет». Эти слова емко и образно
выделяют
главное:
игра
–
естественное
состояние
ребенка,
его
основное
занятие.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их
можно разделить на две большие группы: подвижные (сюжетные, бессюжетные,
игры-забавы), спортивные (футбол, баскетбол, волейбол и другие).
Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня
из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне
одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство
любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное
отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и
понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление
оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо
помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются
национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Так у меня возникла необходимость по привитию детям русских народных
подвижных игр.
Целью моей работы: развитие интереса у детей к физическому развитию
путем
включения н а р од н ы х
п од в и ж н ы х и г р
в
в о с п и т а т е л ь н о
–
образовательную работу.
Задачи:
1. Разработать систему народных подвижных игр.
2. Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных
подвижных игр.
3. Создать условия для проведения подвижных игр.
4. Организовать взаимодействия с семьями воспитанников.
Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с
изучением методических новинок изучила подвижные игры, их организацию.
Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой
целью
были
переоборудованы
игровые
уголки
в
группе,
продумано
их
эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.
Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказывала им об истории ее
создания.
Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых
животных движения. Для этого я старалась побольше рассказать о повадках
животных
–
персонажах
игр,
таких,
как
«У
медведя
во
бору»,
«Лиса
в
курятнике», «Заяц и волк» и т. д. Читали сказки, народные потешки, вместе с
детьми мастерили все необходимые атрибуты.
В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных народах
населяющих
Россию,
знакомила
с
историей
и
традициями
этих
народов.
Народные
подвижные
игры
выбирала
в
соответствии
с
теми
задачами
по
физическому
развитию,
над
которыми
работала
в
данный
момент
и
теми
двигательными навыками, которыми дети уже овладели.
Так как игра является основным видом деятельности детей, то при
составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные игры,
которые
не
только
стимулируют
двигательную
деятельность
ребенка,
но
и
способствуют развитию, совершенствованию основных движений.
Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а
также
игровые
упражнения,
основанные
на
выполнении
конкретных
двигательных
заданий.
Эти
задания
в
играх
и
игровых
упражнениях
я
подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей.
Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание, подлезание. Весь
игровой материал старалась распределить в определенной последовательности,
с учетом сложности движений. В период освоения детей с новой обстановкой
подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не
наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В
этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучала
детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач,
прежде всего, зависит от того, насколько заинтересовались этой игрой. Поэтому
объяснять
игру
я
старалась
эмоционально
и
выразительно
и
принимала
непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями
детей. Все это помогло активным действиям, вызывало желание повторять
движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, я не только
подсказывала, как нужно двигаться, но и делался акцент на самостоятельное
экспериментирование,
поисковую
активность
самих
детей,
побуждая
их
к
творческому отношению при выполнении заданий. Так в игре «Петушиный
бой» не только показывала, как нужно прыгать на одной ноге, толкая друг друга
плечом,
но
и
поощряла
при
этом
детей,
наиболее
удачно
выполняющих
движение.
Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако
наблюдения
показали,
что
интерес
детей
к
игре,
двигательная
активность
заметно
снижается,
если
знакомую
игру
проводить
в
течение
длительного
времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство
заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.
Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от
времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение
ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных
особенностей. Например, всем знакомая игра «Хитрая лиса». А варианты у нее
могут быть такие:
А) ведущий дотрагивается 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими;
Б) вводится ограничение для лисы: салить левой рукой;
В) в игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи, поэтому
двигаются они во время игры в соответствии с образами.
Использую интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини-
сказки.
Основными
требованиями
к
таким
мини-сказкам
является
их
образность
и
эмоциональность,
наличие
конкретного
содержания
игры
и
четкого сигнала к началу действия. Например, для игры «Совушка», сказка
может быть такая: «На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки:
зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили – кто, как умел, и
всем было весело. А в дупле дерева жила совушка- сова. Днем она спала, а по
ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» -
летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорее бегут в домики. А
когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».
Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют
большое
воспитательное
значение.
Подчинение
правилам
воспитывает
в
ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями.
Очень важным моментом при проведении игры является распределение
ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами:
поручить кому-то роль, выбрать считалкой. Чтобы дети
не использовали
случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы вместе с
детьми разучиваем считалки и на занятиях, и в свободной деятельности. Кроме
этого
использую
считалки
с
вопросом,
сговорки,
жребий,
угадывание.
Организую конкурс на лучшую новую считалку. Такие конкурсы позволяют
обогащать знания детей о народных играх, развивают фантазию, чувство ритма,
столь необходимое в народных
подвижных
играх. Был оформлен альбом с
самыми любимыми и интересными считалками.
Поощряю использование народных игр и в свободной деятельности .
Итак,
народные
подвижные
игры
в
комплексе
с
другими
воспитательными
средствами
представляют
собой
основу
начального
этапа
формирования гармонически развитой личности.