Автор: Брагин Александр Николаевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: Пермский край, п.Звездный
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Крым: земля героическая"
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Пермское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Брагин Александр Николаевич
Методическая разработка
классного часа
«Крым: земля героическая»
пгт Звездный
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта классного часа………………………………….
5
Приложения……………………….………………………………………..
10
2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА
Тема
Крым: земля героическая
Класс
6-7
Цель темы
Создать условия для усвоения знаний учащихся по данной
теме.
Планируемый
результат
УУД
Личностные:
эмоциональное
восприятие
истории,
поступков и подвигов; способность к самооценке своей
работы на основе совместно выработанных критериев.
Познавательные: анализировать
литературный
текст
с
опорой
на
систему
вопросов
учителя
(учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать её
на
уровне
обобщения
в
совместной
коллективной
деятельности.
Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство
своей точки зрения, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы; осознавать цель своего
высказывания;
строить
диалог,
задавать
вопросы
на
осмысление нравственной проблемы.
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом
3
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Мотивация
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш
классный час посвящен крайне важной в
истории теме.
Люблю ли я тебя, моя земля?
Да что, скажи, я без тебя бы значил!
Ты есть – в тебе поэзия моя!
Ты есть – и я с тобой стократ богаче.
Приветствуют
учителя.
Актуализация
знаний
Крымская стратегическая наступательная
операция вошла в историю как одна из
важнейших наступательных операций
Великой Отечественной войны.
Ребята, помните ли вы дату Крымской
операции?
Что явилось основной целью данной
операции?
- 8 апреля – 12
мая 1944 года.
- Ее целью стало
освобождение
Крымского
полуострова.
Самоопреде-
ление к
деятельности
Ребята,
тема
нашего
сегодняшнего
классного часа расположена на доске. Как
вы видите, буквы написаны в хаотичном
порядке.
Есть
предположения
в
какое
словосочетание их можно собрать?
С о в е р ш е н н о
в е р н о !
Те ма
н а ш е го
сегодняшнего
классного
часа
–
«Крым:
земля героическая». Какие ассоциации у
вас возникают при употреблении данного
термина?
Узнав тему классного часа, предположите,
какая основная цель данного занятия?
- Крым: земля
героическая.
- гордость, сила,
отвага,
подвиг,
труд, мужество.
- познакомиться
с героями
Крымской
операции.
4
Работа по
теме урока
Крымская
операция
-
наступательная
операция войск 4-го Украинского фронта
(командующий
генерал
армии
Ф.
И.
Толбухин) и Отдельной Приморской армии
(генерал
армии
А.
И.
Еременко)
во
взаимодействии
с
Черноморским
флотом
(адмирал Ф. С. Октябрьский) и Азовской
военной флотилией (контр-адмирал С. Г.
Горшков)
8
апреля
-
12
мая
с
целью
о свобождения
Крыма
от
н е м е ц ко -
фашистских
войск
во
время
Великой
Отечественной войны 1941/45.
Обратите ваше внимание, на изображение
на экране (приложение 1):
-
командующий
генерал
армии
Ф.
И.
Толбухин;
- генерал армии А. И. Еременко;
- адмирал Ф. С. Октябрьский;
- адмирал С. Г. Горшков.
В результате Мелитопольской операции 26
сентября
-
5
ноября
1943
и
Керченско-
Эльтигенской
десантной
операции
31
октября - 11 ноября 1943 советские войска
прорвали
укрепления
Турецкого
вала
на
Перекопском
перешейке
и
захватили
плацдармы на южном берегу Сиваша и на
Керченском полуострове, но освободить в
это
время
Крым
им
не
удалось
из-за
недостатка
сил.
17-я
немецкая
армия
оказалась
блокированной
и,
опираясь
на
5
г л у б о к о
э ш е л о н и р о в а н н ы е
оборонительные
позиции,
продолжала
удерживать Крым. В ее состав в апреле
1944 входило 5 немецких и 7 румынских
дивизий
(около
200
тыс.
человек,
около
3600
орудий
и
минометов,
свыше
200
танков
и
штурмовых
орудий,
1 5 0
самолетов).
Как
вы
думаете,
какой
состав
имели
советские войска?
Советские
войска
насчитывали
30
стрелковых
дивизий,
2
бригады
морской
пехоты,
2
укрепленных
района
(всего
около 400 тыс. человек, около 6000 орудий
и
минометов,
559
танков
и
самоходных
орудий, 1250 самолетов).
Наиболее
горячая
работа
черноморской
а в и а ц и и
р а з в е р н у л а с ь
с
н а ч а л а
наступления
на
Крым
войск
4 - г о
Ук р а и н с ком
ф р о н т а
и
О т д е л ь н о й
Приморской армии. Убедившись в провале
своей обороны, немцы и румыны пытались
выбраться из Крыма морем. «Не выпустить
фашистские
орды
живыми
из
Крыма!» -
с т а л о
д е в и з о м
в
б о е в о й
р а б о т е
летчиковчерноморцев в это время.
На ваших партах лежит текст с основными
значительными
событиями
и
героями
данного
сражения
(Приложение
2 ) .
Индивидуальная
работа:
Прочитайте
- высказывают
свои
предположения.
Выполняют
6
внимательно 5 карточек, выберете одну из
пяти, которая тронула вас больше всего.
Напишите короткое письмо благодарности
и восхищения в память о данных героях.
По
желанию,
зачитайте
ваши
письма
вслух.
Спасибо
ребята,
за
столь
живые
и
эмоциональные
письма.
Вы
прекрасно
справились с заданием!
задание.
Читают письма.
Закрепление
Следующим этапом нашего занятия будет
проверка вашей внимательности.
Парная работа: работая в парах выполните
следующие
упражнения
на
карточках
(приложение 3):
-
Соотнесите
фото
и
командующих
крымской операцией;
- Вставьте пропущенные в тексте слова;
- Исправьте ошибки.
выполняют
задания.
Подведение
итогов урока
Освобождение
Крыма
1944
г.
позволило
вернуть
советской
стране
важнейший
экономический и стратегический район.
Указом
Президиума
Верховного
Совета
Союза
ССР
от
16
мая
1944
года
за
образцовое
выполнение
боевых
заданий
Командования
на
фронте
борьбы
с
н е м е ц к и м и
з а х в а т ч и к а м и
п о
освобожденью Крыма и проявленные при
этом геройство и отвагу, 13-ти летчикам-
черноморцам
присвоено
звание
Героя
7
Советского
Союза.
Сотни
летчиков
и
техников
награждены
орденами
и
медалями.
Спасибо за внимание, до новых встреч!
8
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Командующий генерал армии Ф. И. Толбухин
Генерал армии А. И. Еременко
9
Адмирал Ф. С. Октябрьский;
Адмирал С. Г. Горшков.
10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образцы героизма и отваги показали летчики Краснознаменной гвардейской
авиачасти гвардии подполковника Мусатова. Эта часть в совершенстве
освоила метод топмачтового бомбометания, отличающийся большой
эффективностью действия, но требующий от летчиков сочетания отваги и
мужества, спокойствия и выдержки и отличного владения боевой техникой.
Гвардии майор Дегтярев—один из пионеров применения этого метода на
Черном море. Он учил своих летчиков мастерству топмачтовика
непосредственно в бою. Вот что рассказывают летчики полка об одном
вылете Дегтярева Перед, выходом на цель группе наших бомбардировщиков
во главе с гвардии майором Дегтяревым преградила путь большая группа
немецких истребителей. Дегтярев по радио приказал: «Всем идти на цель.
Истребителей принимаю на себя».
И повел свой самолет навстречу врагу. Когда подоспели наши истребители и
сковали вражеские самолеты, Дегтярев передал ведомым: "Смотрите, как я
буду бомбить". Развернувшись на цель, он нанес мастерский бомбоудар
топмачтовым методом. Прямым попаданием двух бомб он потопил транспорт
водоизмещением 3.000 тонн. Затем делает второй заход и снова прямым
попаданием топит сторожевой катер противника. Летчики, возвратившись на
аэродром, поздравляли Дегтярева с крупной победой и благодарили за учебу.
"Вы научили нас сегодня мастерству и героизму»,—говорили они, пожимая
руку своему учителю.
11
Многочисленными примерами героизма прославил себя другой летчик этой
же части – гвардии майор Ильин. Вот один из его вылетов. 23 апреля он
повел на топмачтовое бомбометание группу бомбардировщиков. При
подходе к каравану врага бомбардировщики были встречены
исключительно насыщенным зенитным огнем. Майор Ильин, презирая
опасность, первый пошел на цель через огневую завесу. На пути на него
напал один «Ме-109». Ильин повернул самолет и пошел в лобовую атаку на
врага. Немец не выдержал и отвернул. Ильин снова лег на боевой курс и
теперь уже все свое внимание сосредоточил на то, чтобы обеспечить
точное бомбометание. Сзади на него набросились 4 мессершмитта,
впереди—завеса сплошного зенитного огня. Но бесстрашный летчик ни на
йоту не отклонился от боевого курса. Прорвавшись почти вплотную к
транспорту, он метко сбросил бомбы; Вражеский транспорт потонул на
глазах у всех ведомых летчиков. На аэродроме обнаружилось, что весь
самолет Ильина был изрешечен осколками и пулями.
12
Умножая боевую славу героев Севастопольской обороны, громили врага в
период освобождения Крыма черноморские штурмовики. Их вели бой Герои
Советского Союза (ныне дважды Герои Советского Союза) подполковник
Челноков, майор Степанян. Штурмовики Пысин, Николаев, Покалюхин,
Гургинадзе и др. своими мастерскими штурмовками живой силы наземной
техники и плавсредств врага, своим героизмом и самоотверженностью
прославили себя в боях за Крым.
Отважно сражались в боях за Крым черноморские истребители. 24 апреля
группа истребителей части майора Янковского во главе с каштаном
Абариным получила задание прикрыть бомбардировщиков, идущих на
бомбоудар по каравану противника, Караван судов противника был настигнут
лишь у порта Сулина. Над караваном патрулировала стая фашистских
истребителей, превосходящая силы группы Абарина, несмотря на то, что
горючее в баках было уже наполовину израсходовано, и несмотря, на перевес
сил врага, истребители Абарина смело ринулись на вражеский патруль,
связали его воздушным боем, предоставив возможность нашим
бомбардировщикам выполнять свою задачу.
13
Большую, важную работу в период боев за Крым провели черноморские
разведчики части полковника Рождественского. Это они летая в любую
погоду, постоянно держали под своим контролем все базы и коммуникации
врага, отмечая малейшие изменения в дислокации вражеских сил, не
оставляя незамеченным ни один конвой кораблей, которые пытались
прорваться в Севастополь или из Севастополя в Румынию. Отважные
разведчики, ныне Герои Советского Союза, Скугарь, Василевский, Лобозов,
Рожков, Карпов. Марченко, Ковальчук были глазами не только для ударной
авиации, но и для всего флота. Они наводили бомбардировщиков,
штурмовиков, пикировщиков и торпедоносцев на вражеские караваны, а
нередко и сами наносили удары по врагу.
14
В один из дней разведчик-истребитель лейтенант Гавриш возвращался домой
после разведки коммуникаций противника. Внезапно он обнаружил над
морем большую немецкую летающую лодку "Гамбург-138" Несколькими
атаками Гавришу удалось зажечь самолет противника. Немецкий летчик
посадил машину на воду, 5 фрицев высадились из горящего самолета в
резиновую шлюпку. Не теряя времени, Гавриш направился в сторону нашего
берега. Встретив катер, он навел его на шлюпку с немцами. Так опытный
разведчик попутно с выполнением основного задания уничтожил вражеский
самолет и обеспечил пленение пяти человек его экипажа. Военно-Воздушные
Силы Черноморского флота сыграли существенную роль в уничтожении
крымской группировки немцев и румын.
15
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Соотнесите фото и командующих крымской операцией.
Командующий генерал армии Ф. И.
Толбухин
Адмирал С. Г. Горшков.
Адмирал Ф. С. Октябрьский;
Генерал армии А. И. Еременко
2. Вставьте пропущенные в тексте слова:
16
Советские войска насчитывали 30 ________________, 2 бригады морской
пехоты, 2 укрепленных района (всего около _____ тыс. человек, около 6000
орудий и минометов, 559 _________________, 1250 ______________).
3. Исправьте ошибки:
Наиболее
горячая
работа
черноморской
авиации
развернулась
с
начала
наступления
на
Крым
войск
4-го
Украинском
фронта
и
Отдельной
Приморской армии. Убедившись в успехе своей обороны, немцы и румыны
пытались
взять
крым
морем. «Не
выпустить
русские
орды
живыми
из
Крыма!» - стало девизом в боевой работе летчиковчерноморцев в это время.
17