Напоминание

"Крым: земля героическая"


Автор: Брагин Александр Николаевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: Пермский край, п.Звездный
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Крым: земля героическая"
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Пермское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Брагин Александр Николаевич

Методическая разработка

классного часа

«Крым: земля героическая»

пгт Звездный

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Технологическая карта классного часа………………………………….

5

Приложения……………………….………………………………………..

10

2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема

Крым: земля героическая

Класс

6-7

Цель темы

Создать условия для усвоения знаний учащихся по данной

теме.

Планируемый

результат

УУД

Личностные:

эмоциональное

восприятие

истории,

поступков и подвигов; способность к самооценке своей

работы на основе совместно выработанных критериев.

Познавательные: анализировать

литературный

текст

с

опорой

на

систему

вопросов

учителя

(учебника);

выявлять основную мысль произведения, формулировать её

на

уровне

обобщения

в

совместной

коллективной

деятельности.

Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство

своей точки зрения, проявлять активность и стремление

высказываться, задавать вопросы; осознавать цель своего

высказывания;

строить

диалог,

задавать

вопросы

на

осмысление нравственной проблемы.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

3

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш

классный час посвящен крайне важной в

истории теме.

Люблю ли я тебя, моя земля?

Да что, скажи, я без тебя бы значил!

Ты есть – в тебе поэзия моя!

Ты есть – и я с тобой стократ богаче.

Приветствуют

учителя.

Актуализация

знаний

Крымская стратегическая наступательная

операция вошла в историю как одна из

важнейших наступательных операций

Великой Отечественной войны.

Ребята, помните ли вы дату Крымской

операции?

Что явилось основной целью данной

операции?

- 8 апреля – 12

мая 1944 года.

- Ее целью стало

освобождение

Крымского

полуострова.

Самоопреде-

ление к

деятельности

Ребята,

тема

нашего

сегодняшнего

классного часа расположена на доске. Как

вы видите, буквы написаны в хаотичном

порядке.

Есть

предположения

в

какое

словосочетание их можно собрать?

С о в е р ш е н н о

в е р н о !

Те ма

н а ш е го

сегодняшнего

классного

часа

«Крым:

земля героическая». Какие ассоциации у

вас возникают при употреблении данного

термина?

Узнав тему классного часа, предположите,

какая основная цель данного занятия?

- Крым: земля

героическая.

- гордость, сила,

отвага,

подвиг,

труд, мужество.

- познакомиться

с героями

Крымской

операции.

4

Работа по

теме урока

Крымская

операция

-

наступательная

операция войск 4-го Украинского фронта

(командующий

генерал

армии

Ф.

И.

Толбухин) и Отдельной Приморской армии

(генерал

армии

А.

И.

Еременко)

во

взаимодействии

с

Черноморским

флотом

(адмирал Ф. С. Октябрьский) и Азовской

военной флотилией (контр-адмирал С. Г.

Горшков)

8

апреля

-

12

мая

с

целью

о свобождения

Крыма

от

н е м е ц ко -

фашистских

войск

во

время

Великой

Отечественной войны 1941/45.

Обратите ваше внимание, на изображение

на экране (приложение 1):

-

командующий

генерал

армии

Ф.

И.

Толбухин;

- генерал армии А. И. Еременко;

- адмирал Ф. С. Октябрьский;

- адмирал С. Г. Горшков.

В результате Мелитопольской операции 26

сентября

-

5

ноября

1943

и

Керченско-

Эльтигенской

десантной

операции

31

октября - 11 ноября 1943 советские войска

прорвали

укрепления

Турецкого

вала

на

Перекопском

перешейке

и

захватили

плацдармы на южном берегу Сиваша и на

Керченском полуострове, но освободить в

это

время

Крым

им

не

удалось

из-за

недостатка

сил.

17-я

немецкая

армия

оказалась

блокированной

и,

опираясь

на

5

г л у б о к о

э ш е л о н и р о в а н н ы е

оборонительные

позиции,

продолжала

удерживать Крым. В ее состав в апреле

1944 входило 5 немецких и 7 румынских

дивизий

(около

200

тыс.

человек,

около

3600

орудий

и

минометов,

свыше

200

танков

и

штурмовых

орудий,

1 5 0

самолетов).

Как

вы

думаете,

какой

состав

имели

советские войска?

Советские

войска

насчитывали

30

стрелковых

дивизий,

2

бригады

морской

пехоты,

2

укрепленных

района

(всего

около 400 тыс. человек, около 6000 орудий

и

минометов,

559

танков

и

самоходных

орудий, 1250 самолетов).

Наиболее

горячая

работа

черноморской

а в и а ц и и

р а з в е р н у л а с ь

с

н а ч а л а

наступления

на

Крым

войск

4 - г о

Ук р а и н с ком

ф р о н т а

и

О т д е л ь н о й

Приморской армии. Убедившись в провале

своей обороны, немцы и румыны пытались

выбраться из Крыма морем. «Не выпустить

фашистские

орды

живыми

из

Крыма!» -

с т а л о

д е в и з о м

в

б о е в о й

р а б о т е

летчиковчерноморцев в это время.

На ваших партах лежит текст с основными

значительными

событиями

и

героями

данного

сражения

(Приложение

2 ) .

Индивидуальная

работа:

Прочитайте

- высказывают

свои

предположения.

Выполняют

6

внимательно 5 карточек, выберете одну из

пяти, которая тронула вас больше всего.

Напишите короткое письмо благодарности

и восхищения в память о данных героях.

По

желанию,

зачитайте

ваши

письма

вслух.

Спасибо

ребята,

за

столь

живые

и

эмоциональные

письма.

Вы

прекрасно

справились с заданием!

задание.

Читают письма.

Закрепление

Следующим этапом нашего занятия будет

проверка вашей внимательности.

Парная работа: работая в парах выполните

следующие

упражнения

на

карточках

(приложение 3):

-

Соотнесите

фото

и

командующих

крымской операцией;

- Вставьте пропущенные в тексте слова;

- Исправьте ошибки.

выполняют

задания.

Подведение

итогов урока

Освобождение

Крыма

1944

г.

позволило

вернуть

советской

стране

важнейший

экономический и стратегический район.

Указом

Президиума

Верховного

Совета

Союза

ССР

от

16

мая

1944

года

за

образцовое

выполнение

боевых

заданий

Командования

на

фронте

борьбы

с

н е м е ц к и м и

з а х в а т ч и к а м и

п о

освобожденью Крыма и проявленные при

этом геройство и отвагу, 13-ти летчикам-

черноморцам

присвоено

звание

Героя

7

Советского

Союза.

Сотни

летчиков

и

техников

награждены

орденами

и

медалями.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Командующий генерал армии Ф. И. Толбухин

Генерал армии А. И. Еременко

9

Адмирал Ф. С. Октябрьский;

Адмирал С. Г. Горшков.

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образцы героизма и отваги показали летчики Краснознаменной гвардейской

авиачасти гвардии подполковника Мусатова. Эта часть в совершенстве

освоила метод топмачтового бомбометания, отличающийся большой

эффективностью действия, но требующий от летчиков сочетания отваги и

мужества, спокойствия и выдержки и отличного владения боевой техникой.

Гвардии майор Дегтярев—один из пионеров применения этого метода на

Черном море. Он учил своих летчиков мастерству топмачтовика

непосредственно в бою. Вот что рассказывают летчики полка об одном

вылете Дегтярева Перед, выходом на цель группе наших бомбардировщиков

во главе с гвардии майором Дегтяревым преградила путь большая группа

немецких истребителей. Дегтярев по радио приказал: «Всем идти на цель.

Истребителей принимаю на себя».

И повел свой самолет навстречу врагу. Когда подоспели наши истребители и

сковали вражеские самолеты, Дегтярев передал ведомым: "Смотрите, как я

буду бомбить". Развернувшись на цель, он нанес мастерский бомбоудар

топмачтовым методом. Прямым попаданием двух бомб он потопил транспорт

водоизмещением 3.000 тонн. Затем делает второй заход и снова прямым

попаданием топит сторожевой катер противника. Летчики, возвратившись на

аэродром, поздравляли Дегтярева с крупной победой и благодарили за учебу.

"Вы научили нас сегодня мастерству и героизму»,—говорили они, пожимая

руку своему учителю.

11

Многочисленными примерами героизма прославил себя другой летчик этой

же части – гвардии майор Ильин. Вот один из его вылетов. 23 апреля он

повел на топмачтовое бомбометание группу бомбардировщиков. При

подходе к каравану врага бомбардировщики были встречены

исключительно насыщенным зенитным огнем. Майор Ильин, презирая

опасность, первый пошел на цель через огневую завесу. На пути на него

напал один «Ме-109». Ильин повернул самолет и пошел в лобовую атаку на

врага. Немец не выдержал и отвернул. Ильин снова лег на боевой курс и

теперь уже все свое внимание сосредоточил на то, чтобы обеспечить

точное бомбометание. Сзади на него набросились 4 мессершмитта,

впереди—завеса сплошного зенитного огня. Но бесстрашный летчик ни на

йоту не отклонился от боевого курса. Прорвавшись почти вплотную к

транспорту, он метко сбросил бомбы; Вражеский транспорт потонул на

глазах у всех ведомых летчиков. На аэродроме обнаружилось, что весь

самолет Ильина был изрешечен осколками и пулями.

12

Умножая боевую славу героев Севастопольской обороны, громили врага в

период освобождения Крыма черноморские штурмовики. Их вели бой Герои

Советского Союза (ныне дважды Герои Советского Союза) подполковник

Челноков, майор Степанян. Штурмовики Пысин, Николаев, Покалюхин,

Гургинадзе и др. своими мастерскими штурмовками живой силы наземной

техники и плавсредств врага, своим героизмом и самоотверженностью

прославили себя в боях за Крым.

Отважно сражались в боях за Крым черноморские истребители. 24 апреля

группа истребителей части майора Янковского во главе с каштаном

Абариным получила задание прикрыть бомбардировщиков, идущих на

бомбоудар по каравану противника, Караван судов противника был настигнут

лишь у порта Сулина. Над караваном патрулировала стая фашистских

истребителей, превосходящая силы группы Абарина, несмотря на то, что

горючее в баках было уже наполовину израсходовано, и несмотря, на перевес

сил врага, истребители Абарина смело ринулись на вражеский патруль,

связали его воздушным боем, предоставив возможность нашим

бомбардировщикам выполнять свою задачу.

13

Большую, важную работу в период боев за Крым провели черноморские

разведчики части полковника Рождественского. Это они летая в любую

погоду, постоянно держали под своим контролем все базы и коммуникации

врага, отмечая малейшие изменения в дислокации вражеских сил, не

оставляя незамеченным ни один конвой кораблей, которые пытались

прорваться в Севастополь или из Севастополя в Румынию. Отважные

разведчики, ныне Герои Советского Союза, Скугарь, Василевский, Лобозов,

Рожков, Карпов. Марченко, Ковальчук были глазами не только для ударной

авиации, но и для всего флота. Они наводили бомбардировщиков,

штурмовиков, пикировщиков и торпедоносцев на вражеские караваны, а

нередко и сами наносили удары по врагу.

14

В один из дней разведчик-истребитель лейтенант Гавриш возвращался домой

после разведки коммуникаций противника. Внезапно он обнаружил над

морем большую немецкую летающую лодку "Гамбург-138" Несколькими

атаками Гавришу удалось зажечь самолет противника. Немецкий летчик

посадил машину на воду, 5 фрицев высадились из горящего самолета в

резиновую шлюпку. Не теряя времени, Гавриш направился в сторону нашего

берега. Встретив катер, он навел его на шлюпку с немцами. Так опытный

разведчик попутно с выполнением основного задания уничтожил вражеский

самолет и обеспечил пленение пяти человек его экипажа. Военно-Воздушные

Силы Черноморского флота сыграли существенную роль в уничтожении

крымской группировки немцев и румын.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Соотнесите фото и командующих крымской операцией.

Командующий генерал армии Ф. И.

Толбухин

Адмирал С. Г. Горшков.

Адмирал Ф. С. Октябрьский;

Генерал армии А. И. Еременко

2. Вставьте пропущенные в тексте слова:

16

Советские войска насчитывали 30 ________________, 2 бригады морской

пехоты, 2 укрепленных района (всего около _____ тыс. человек, около 6000

орудий и минометов, 559 _________________, 1250 ______________).

3. Исправьте ошибки:

Наиболее

горячая

работа

черноморской

авиации

развернулась

с

начала

наступления

на

Крым

войск

4-го

Украинском

фронта

и

Отдельной

Приморской армии. Убедившись в успехе своей обороны, немцы и румыны

пытались

взять

крым

морем. «Не

выпустить

русские

орды

живыми

из

Крыма!» - стало девизом в боевой работе летчиковчерноморцев в это время.

17



В раздел образования