Автор: Кулиш Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7»
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Научные содержательно–процедурные компоненты педагогического процесса.
Раздел: среднее профессиональное
Научные содержательно-процедурные компоненты
педагогического процесса.
Научный
аппарат
педагогического
процесса
составляют:
учебно-
воспитательные
цели,
содержание
и
принципы
обучения
и
воспитания.
Знание
этих
содержательно-процедурных
компонентов
учебно-
воспитательного
процесса
позволяет
преподавателям
научно
обоснованно
осуществлять свою педагогическую деятельность.
Цели обучения и воспитания (педагогические цели)
Любой
вид
сознательной
деятельности
(Д),
в
том
числе
и
педа-
гогической (ПД), всегда направлен на достижение определенных целей (Ц).
При этом под целью следует понимать планируемый конечный результат (Р),
выступающий
как
единство
желаемого
и
возможного.
По
своему
происхождению цель следует рассматривать как опредмеченный мотив (М)
любого
вида
деятельности.
Сказанное
можно
представить
в
виде
своеобразной
формулы:
Д—Ц—М—С—Р;
где
"С"
-
это
способы,
а
в
педагогической деятельности (ПД) - это формы, методы, приемы и средства,
используемые
преподавателем
для
достижения
поставленной
цели,
т.е.
получения конечного результата.
Поэтому педагогические цели следует рассматривать как центральную,
стержневую
категорию
педагогической
науки,
связывающую
воедино
все
основные
компоненты
учебно-воспитательного
процесса.
В
нем
цели
обучения и воспитания выступают в качестве исходного научного аппарата, с
которого
все
преподаватели
обязаны
начинать
каждое
занятие
со
слушателями. При этом следует выделять в учебно-воспитательном процессе
три вида целей:
а)
Главная социальная цель личности. Она состоит в том, что бы в
процессе жизни, в том числе в период обучения и вне его, формировать
нового человека, в котором бы гармонично сочетались: гражданственность,
патриотизм,
трудолюбие,
духовное
богатство,
моральная
чистота,
человечность, уважение к законам, деловитость и физическое совершенство.
Иными словами, главная цель предусматривает формирование человека с
активной
жизненной
позицией,
способного
творчески
проявлять
себя
в
процессе всей жизни и быть полезным членом нашего демократического
общества.
б)
Общие
(профессиональные)
цели.
Они
определяют
требуемые
уровни подготовки в процессе обучения и воспитания специалистов высшей
и
средней
квалификации,
любящих
свою
профессию
и
проявляющих
творчество в выполнении предписанных им функциональных обязанностей, а
также
обязывают
формировать
у
них
потребности
к
самообразованию
и
самовоспитанию.
в)
Оперативные (учебно-воспитательные) цели. Они определяются
как частные цели к каждой теме занятий в процессе изучения учебных
дисциплин. Синтез оперативных целей и способов их достижения является
одним
из
важнейших
условий
достижения
общей
цели
и
неотъемлемой
частью главной цели.
Содержание
обучения
и
воспитания
(содержание
образования)
определяется,
с
одной
стороны,
как
целое
для
учебных
заведений
определенной
отрасли,
а
с
другой
стороны,
как
частное
для
изучения
отдельных
предметов.
Первое
отражается
в
го суд а р с т в е нных
образовательных
стандартах
высшего
и
среднего
профессионального
образования, а второе - в программах учебных дисциплин, необходимых для
подготовки специалистов определенной квалификации. И то и другое должно
быть
научно
обосновано
и
системно.
Его
следует
рассматривать
многосторонне:
как сумму понятий и систему оперирования ими, как систему знаний о
связях и отношениях предметов, явлений и их сущность;
как фактор совершенствования и развития практической деятельности
специалиста и как средство развития культуры и мировоззрения человека.
Содержание
обучения
и
воспитания
является
одним
из
основных
предметов исследования среди других компонентов учебно-воспитательного
процесса
любого
образовательного
учреждения
и
позволяет
ответить
на
самый важный вопрос дидактики: челу учить. Ведущая роль содержания
образования раскрывается как по частям, т.е. последовательными уровнями
обучения,
так
и
в
целом,
но
всегда
в
связях
и
отношениях
с
формами
обучения,
поскольку
с
помощью
последних
обучающиеся
достигают
определенных
уровней
знаний
программного
материала. В
числе
таких
уровней выступают:
уровень представления (знакомства);
уровень воспроизведения (репродукции);
уровень умений;
уровень творчества (трансформации).
Для
определения
содержания
обучения
и
воспитания
необходимо
выполнение трех условий:
а)
выявление основных направлений, идей и тенденций развития
соответствующих областей науки и техники' для их реализации в качестве
научного аппарата в учебно-воспитательном процессе;
б)
установление
некоторого
объема
достаточно
стабильных
фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания
и
усвоения
развивающихся
областей
науки,
а
также
для
приобретения
соответствующих умений и навыков;
в)
предъявление
определенных
требований
к
уровням
общего
и
научного
развития
слушателей
к
их
мировоззрению
и
кругозору,
обеспечивающих формирование обучающихся как творческих специалистов
определенной квалификации и работников умственного труда.
Требования к объему знаний, умений и навыков выпускников учебных
заведений,
а
также
к
уровням
общего
и
научного
развития
будущих
специалистов,
к
их
мировоззрению
и
кругозору
определяютс я
в
государственных
образовательных
стандартах
профессионально го
образования
и
ведомственных
квалификационных
характеристиках
специалистов-выпускников
учебных
заведений
по
установленной
им
квалификации.
Определение
объема,
уровня
и
глубины
содержания,
как
каждого
учебного предмета, так и всей системы образования для любого учебного
заведения начинается с некоторого исходного, существующего состояния и
дополняется
новым
содержанием
развивающейся
науки
и
техники.
Соответственно и требования государственных образовательных стандартов
и ведомственных квалификационных характеристик к этим показателям не
остаются
стабильными,
а
изменяются,
потому
что
профессиональное
образование представляет собой развивающуюся систему.
Для
определения
содержания
высшего
образования
важно
также
выявить пути развития и теоретических областей знаний. Это обусловлено
тем, что процесс познания осуществляется по формуле: от живого созерцания
к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь
познания истины, познания объективной реальности.
Таким
образом,
при
определении
содержания
образования
и
про-
фессиональной
подготовки
специалистов
для
России
надлежит,
прежде
всего, опираться на следующие отправные положения:
a)
изучение главных направлений развития науки и техники;
b)
моделирование
профилей
специалистов
определенной
области
деятельности;
c)
установление
необходимых
критериев
определения
объема
и
глубины содержания изучаемых предметов;
d)
сопоставление их с международными уровнями и содержанием
с о о т в е т с т в у ю щ и х
о б л а с т е й
в ы с ш е г о
и
с р е д н е г о
профессионального образования.
Наконец, отбирая содержание образования для реализации обучающей
и
воспитательной
функций
в
учебно-воспитательном
процессе,
следует
руководствоваться
краеугольным
положением
философии:
«Все,
что
приводит в движение людей, должно пройти через их сознание». При этом
важно учитывать уровень профессионального образования.
Так, чтобы довести до слушателей вуза необходимые объем и глубину
содержания,
преподавание
в
высшей
школе
целесообразно
строить
на
раскрытии сущности науки, ее итогов, результатов, выводов в виде законов,
закономерностей,
гносеологической
связи
между
объективным
миром
и
реальной
практикой.
Для
средних
учебных
заведений
более
приемлемо
использование
обратной
схемы
преподавания:
излагаются
требования
реальной практики, а затем научно обосновываются пути их выполнения.
В итоге содержание высшего образования, представляющее систему
фундаментальных
знаний
и
практических
навыков
и
умений,
должно
обладать двумя принципиально различными признаками: качественным и
количественным.
При
этом
первый
выражает
глубину
научного
проникновения
(точно сть,
до стоверно сть,
в о с п р о и з в од имость,
доказательность, логическую стройность и ясность), а второй - количество
фактов, характеризующих объекты и явления.
Научно обоснованная система реализации содержания образования в любом
учебном
заведении
России
позволяет
осуществлять
профессиональную
подготовку
специалистов
различных
уровней.
При
этом
преподаватели,
обучая слушателей, ведут их по «ступеням» вверх: от незнания к знанию, от
неумения к умению.