Напоминание

Научные содержательно–процедурные компоненты педагогического процесса.


Автор: Кулиш Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7»
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Научные содержательно–процедурные компоненты педагогического процесса.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Научные содержательно-процедурные компоненты

педагогического процесса.

Научный

аппарат

педагогического

процесса

составляют:

учебно-

воспитательные

цели,

содержание

и

принципы

обучения

и

воспитания.

Знание

этих

содержательно-процедурных

компонентов

учебно-

воспитательного

процесса

позволяет

преподавателям

научно

обоснованно

осуществлять свою педагогическую деятельность.

Цели обучения и воспитания (педагогические цели)

Любой

вид

сознательной

деятельности

(Д),

в

том

числе

и

педа-

гогической (ПД), всегда направлен на достижение определенных целей (Ц).

При этом под целью следует понимать планируемый конечный результат (Р),

выступающий

как

единство

желаемого

и

возможного.

По

своему

происхождению цель следует рассматривать как опредмеченный мотив (М)

любого

вида

деятельности.

Сказанное

можно

представить

в

виде

своеобразной

формулы:

Д—Ц—М—С—Р;

где

"С"

-

это

способы,

а

в

педагогической деятельности (ПД) - это формы, методы, приемы и средства,

используемые

преподавателем

для

достижения

поставленной

цели,

т.е.

получения конечного результата.

Поэтому педагогические цели следует рассматривать как центральную,

стержневую

категорию

педагогической

науки,

связывающую

воедино

все

основные

компоненты

учебно-воспитательного

процесса.

В

нем

цели

обучения и воспитания выступают в качестве исходного научного аппарата, с

которого

все

преподаватели

обязаны

начинать

каждое

занятие

со

слушателями. При этом следует выделять в учебно-воспитательном процессе

три вида целей:

а)

Главная социальная цель личности. Она состоит в том, что бы в

процессе жизни, в том числе в период обучения и вне его, формировать

нового человека, в котором бы гармонично сочетались: гражданственность,

патриотизм,

трудолюбие,

духовное

богатство,

моральная

чистота,

человечность, уважение к законам, деловитость и физическое совершенство.

Иными словами, главная цель предусматривает формирование человека с

активной

жизненной

позицией,

способного

творчески

проявлять

себя

в

процессе всей жизни и быть полезным членом нашего демократического

общества.

б)

Общие

(профессиональные)

цели.

Они

определяют

требуемые

уровни подготовки в процессе обучения и воспитания специалистов высшей

и

средней

квалификации,

любящих

свою

профессию

и

проявляющих

творчество в выполнении предписанных им функциональных обязанностей, а

также

обязывают

формировать

у

них

потребности

к

самообразованию

и

самовоспитанию.

в)

Оперативные (учебно-воспитательные) цели. Они определяются

как частные цели к каждой теме занятий в процессе изучения учебных

дисциплин. Синтез оперативных целей и способов их достижения является

одним

из

важнейших

условий

достижения

общей

цели

и

неотъемлемой

частью главной цели.

Содержание

обучения

и

воспитания

(содержание

образования)

определяется,

с

одной

стороны,

как

целое

для

учебных

заведений

определенной

отрасли,

а

с

другой

стороны,

как

частное

для

изучения

отдельных

предметов.

Первое

отражается

в

го суд а р с т в е нных

образовательных

стандартах

высшего

и

среднего

профессионального

образования, а второе - в программах учебных дисциплин, необходимых для

подготовки специалистов определенной квалификации. И то и другое должно

быть

научно

обосновано

и

системно.

Его

следует

рассматривать

многосторонне:

как сумму понятий и систему оперирования ими, как систему знаний о

связях и отношениях предметов, явлений и их сущность;

как фактор совершенствования и развития практической деятельности

специалиста и как средство развития культуры и мировоззрения человека.

Содержание

обучения

и

воспитания

является

одним

из

основных

предметов исследования среди других компонентов учебно-воспитательного

процесса

любого

образовательного

учреждения

и

позволяет

ответить

на

самый важный вопрос дидактики: челу учить. Ведущая роль содержания

образования раскрывается как по частям, т.е. последовательными уровнями

обучения,

так

и

в

целом,

но

всегда

в

связях

и

отношениях

с

формами

обучения,

поскольку

с

помощью

последних

обучающиеся

достигают

определенных

уровней

знаний

программного

материала. В

числе

таких

уровней выступают:

уровень представления (знакомства);

уровень воспроизведения (репродукции);

уровень умений;

уровень творчества (трансформации).

Для

определения

содержания

обучения

и

воспитания

необходимо

выполнение трех условий:

а)

выявление основных направлений, идей и тенденций развития

соответствующих областей науки и техники' для их реализации в качестве

научного аппарата в учебно-воспитательном процессе;

б)

установление

некоторого

объема

достаточно

стабильных

фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания

и

усвоения

развивающихся

областей

науки,

а

также

для

приобретения

соответствующих умений и навыков;

в)

предъявление

определенных

требований

к

уровням

общего

и

научного

развития

слушателей

к

их

мировоззрению

и

кругозору,

обеспечивающих формирование обучающихся как творческих специалистов

определенной квалификации и работников умственного труда.

Требования к объему знаний, умений и навыков выпускников учебных

заведений,

а

также

к

уровням

общего

и

научного

развития

будущих

специалистов,

к

их

мировоззрению

и

кругозору

определяютс я

в

государственных

образовательных

стандартах

профессионально го

образования

и

ведомственных

квалификационных

характеристиках

специалистов-выпускников

учебных

заведений

по

установленной

им

квалификации.

Определение

объема,

уровня

и

глубины

содержания,

как

каждого

учебного предмета, так и всей системы образования для любого учебного

заведения начинается с некоторого исходного, существующего состояния и

дополняется

новым

содержанием

развивающейся

науки

и

техники.

Соответственно и требования государственных образовательных стандартов

и ведомственных квалификационных характеристик к этим показателям не

остаются

стабильными,

а

изменяются,

потому

что

профессиональное

образование представляет собой развивающуюся систему.

Для

определения

содержания

высшего

образования

важно

также

выявить пути развития и теоретических областей знаний. Это обусловлено

тем, что процесс познания осуществляется по формуле: от живого созерцания

к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь

познания истины, познания объективной реальности.

Таким

образом,

при

определении

содержания

образования

и

про-

фессиональной

подготовки

специалистов

для

России

надлежит,

прежде

всего, опираться на следующие отправные положения:

a)

изучение главных направлений развития науки и техники;

b)

моделирование

профилей

специалистов

определенной

области

деятельности;

c)

установление

необходимых

критериев

определения

объема

и

глубины содержания изучаемых предметов;

d)

сопоставление их с международными уровнями и содержанием

с о о т в е т с т в у ю щ и х

о б л а с т е й

в ы с ш е г о

и

с р е д н е г о

профессионального образования.

Наконец, отбирая содержание образования для реализации обучающей

и

воспитательной

функций

в

учебно-воспитательном

процессе,

следует

руководствоваться

краеугольным

положением

философии:

«Все,

что

приводит в движение людей, должно пройти через их сознание». При этом

важно учитывать уровень профессионального образования.

Так, чтобы довести до слушателей вуза необходимые объем и глубину

содержания,

преподавание

в

высшей

школе

целесообразно

строить

на

раскрытии сущности науки, ее итогов, результатов, выводов в виде законов,

закономерностей,

гносеологической

связи

между

объективным

миром

и

реальной

практикой.

Для

средних

учебных

заведений

более

приемлемо

использование

обратной

схемы

преподавания:

излагаются

требования

реальной практики, а затем научно обосновываются пути их выполнения.

В итоге содержание высшего образования, представляющее систему

фундаментальных

знаний

и

практических

навыков

и

умений,

должно

обладать двумя принципиально различными признаками: качественным и

количественным.

При

этом

первый

выражает

глубину

научного

проникновения

(точно сть,

до стоверно сть,

в о с п р о и з в од имость,

доказательность, логическую стройность и ясность), а второй - количество

фактов, характеризующих объекты и явления.

Научно обоснованная система реализации содержания образования в любом

учебном

заведении

России

позволяет

осуществлять

профессиональную

подготовку

специалистов

различных

уровней.

При

этом

преподаватели,

обучая слушателей, ведут их по «ступеням» вверх: от незнания к знанию, от

неумения к умению.



В раздел образования