Напоминание

"Методические основы ранней профориентации у дошкольников"


Автор: Земскова Наталия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад"219"Колокольчик"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Методические основы ранней профориентации у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ

1.

Методические

условия

ранней

профориентации

в

дошкольному

образовательном учреждении

В

настоящее время

ранняя

профориентация

является необходимым

направлением

деятельности

дошкольной

образовательной

организации.

Знакомство дошкольников с миром профессии осуществляется на протяжении

всего периода получения дошкольного образования.

Ранняя

профориентация

дошкольников

включает

в

себя

профориентационные занятия и мероприятия для детей и призвана:

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления

о профессиях;

- сформировать у него эмоционально-положительное отношение к труду

и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать силы в доступных видах

деятельности.

Работу по профессиональной ориентации необходимо проводить по

нескольким направлениям: профессиональное воспитание (формирование у

детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональное информирование

(обеспечение

детей

информацией

о

мире

профессий);

консультирование

(оказание детям помощи в разрешении проблем).

Эти направления реализуются в условиях дошкольной образовательной

организации с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация

воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учета

особенностей

его

индивидуального

развития,

отношения

к

нему

как

сознательному, полноценному участнику образовательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3.

Принцип

открытости

(ребенок

имеет

право

участвовать

или

не

участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять

результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает

своим достижением, и принимает решение о продолжении, завершении своей

деятельности).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу

своей

деятельности,

полученных

результатов,

перспектив

продолжения

деятельности,

социальных

ситуаций,

способствующих

или

помешавших

получить ожидаемый результат).

5.

Принцип

активного

включения

дошкольников

в

практическую

деятельность

(экскурсии,

наблюдения,

игры,

эксперименты,

трудовые

поручения).

6. Принцип рефлексивности (способствует осознанию каждым ребенком

себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, что

формирует

у

ребенка

представления

о

себе,

своих

возможностях,

своей

успешности).

В

дошкольных

образовательных

организациях

работа

по

ранней

профориентации заключается в создании и реализации комплекса психолого-

педагогических средств,

методов

взаимодействия

на

личность

ребенка

с

учетом его

индивидуальных

особенностей,

направленных

на

зарождение

профессионально

ориентированных

интересов

и

склонностей

в

создании

развивающей

предметно-пространственной

среды,

на

непрерывное

взаимодействие с социальными партнерами.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования направлен в том числе и на обеспечение преемственности целей,

задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных

программ различных уровней, а так же на создание условий для развития

способностей

каждого

ребенка

и

приобщение

его

к

общечеловеческим

ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда.

Поэтому работа по ранней профессиональной ориентации с дошкольниками

необходимо строить с учетом современных образовательных технологи

1.

Технология

проектной

деятельности

включает

деятельность

с

определенной целью,

по

определенному

плану,

для

решения

поисковых,

исследовательских, практических задач по любому направлению содержания

образования, в том числе и по ранней профориентации.

2.

Технология исследовательской деятельности

это основной вид

интеллектуально-творческой деятельности, строящейся на основе поисковой

активности

и

на

базе

исследовательского поведения.

Основные

функции

исследовательской

деятельности

в

ранней

профориентации

детей

дошкольного возраста: развитие их познавательной инициативы к труду и

миру профессий; формирование понимания взаимосвязи между компонентами

трудовой деятельности; осознание ими

важности, необходимости

каждой

профессии.

3.

Педагогическая

технология

организации

сюжетно-ролевых

игр

(Элькони Д.Б., Запорожец А.В., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Усова

А.П., Михайленко Н.Я.). Игра – это самая свободная, естественная форма

погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее

изучения,

проявления

собственного

«Я»,

творчества,

активности,

самостоятельности, самореализации. Формирует осознание того, что труд,

работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа

жизни;

воспитывает чувства

уважения

к

людям

труда и

результатам их

деятельности, знакомит с представителями разных профессий, их трудовыми

навыками и способностями.

4. Технология интегрированного обучения (Венгер Л.А., Кравцова Е.Е.,

Скоролупова

О.А.).

Интеграция

это

состояние

связанности,

взаимопроникновения

и

взаимодействия

образовательных

областей

содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. Данная

технология мотивирует, побуждает

дошкольников

к

активному

познанию

мира

профессий,

формирует

единство знаний и умений.

5.

Информационно-коммуникативная

технология

это

технология

современного

образования.

Дает

возможность

педагогам

моделировать

различные профессиональные ситуации, которые в условиях детского сада

невозможно было бы воссоздать (презентации, ролики о профессиях, видео-

экскурсии).

Разнообразие технологий, используемых в дошкольном образовании при

реализации направления по ранней профориентации в дальнейшем помогут в

выборе профессии.

Современные

образовательные

технологии

позволили

выстроить

организационно-содержательную

модель

ранней

профориентации

детей

дошкольного возраста .

Формы

организации

образовательной

деятельности

включают

совместную

деятельность

детей

и

взрослых,

а

также

самостоятельную

деятельность.

Совместная

деятельность

направлена

на

сотрудничество

детей,

педагогов,

родителей

и

представителей

различных

профессий.

В

ходе

сотрудничества

у

детей

развиваются

коммуникативные,

познавательные,

исследовательские

навыки,

формируется

понимание

норм

и

правил

общественного поведения.

Продуманная, грамотно спланированная, содержательная совместная

деятельность детей

и

взрослых

отражается

на

качестве

самостоятельной

деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей в ходе знакомства с профессиями

включает такие формы организации, как:

- игры (театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические);

- продуктивные виды деятельности;

- экспериментирование;

- трудовые поручения.

Образовательная

деятельность

по

данному

направлению

осуществляется

с

использованием

разнообразных

методов

обучения

и

воспитания:

-

словесный

(беседы

с

использованием

игровых

персонажей

и

наглядности, чтение детской художественной литературы о людях разных

профессий);

-

наглядный

(наблюдение

за

трудом

людей

разных

профессий,

рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с различными материалами);

-

игровой

(сюжетно-ролевые

игры,

дидактические

игры,

игровые

ситуации).

При

ознакомлении

с

трудов

взрослых

методы

используются

не

разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Таким образом, знакомство детей с миром профессий осуществляется на

протяжении

всего

периода

дошкольного

образования

и

реализуются

в

разнообразных

формах

деятельности

и

во

взаимодействии

педагогов,

воспитанников, родителей.



В раздел образования