Автор: Земскова Наталия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад"219"Колокольчик"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Методические основы ранней профориентации у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.
Методические
условия
ранней
профориентации
в
дошкольному
образовательном учреждении
В
настоящее время
ранняя
профориентация
является необходимым
направлением
деятельности
дошкольной
образовательной
организации.
Знакомство дошкольников с миром профессии осуществляется на протяжении
всего периода получения дошкольного образования.
Ранняя
профориентация
дошкольников
включает
в
себя
профориентационные занятия и мероприятия для детей и призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления
о профессиях;
- сформировать у него эмоционально-положительное отношение к труду
и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать силы в доступных видах
деятельности.
Работу по профессиональной ориентации необходимо проводить по
нескольким направлениям: профессиональное воспитание (формирование у
детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональное информирование
(обеспечение
детей
информацией
о
мире
профессий);
консультирование
(оказание детям помощи в разрешении проблем).
Эти направления реализуются в условиях дошкольной образовательной
организации с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация
воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учета
особенностей
его
индивидуального
развития,
отношения
к
нему
как
сознательному, полноценному участнику образовательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3.
Принцип
открытости
(ребенок
имеет
право
участвовать
или
не
участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять
результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает
своим достижением, и принимает решение о продолжении, завершении своей
деятельности).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу
своей
деятельности,
полученных
результатов,
перспектив
продолжения
деятельности,
социальных
ситуаций,
способствующих
или
помешавших
получить ожидаемый результат).
5.
Принцип
активного
включения
дошкольников
в
практическую
деятельность
(экскурсии,
наблюдения,
игры,
эксперименты,
трудовые
поручения).
6. Принцип рефлексивности (способствует осознанию каждым ребенком
себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, что
формирует
у
ребенка
представления
о
себе,
своих
возможностях,
своей
успешности).
В
дошкольных
образовательных
организациях
работа
по
ранней
профориентации заключается в создании и реализации комплекса психолого-
педагогических средств,
методов
взаимодействия
на
личность
ребенка
с
учетом его
индивидуальных
особенностей,
направленных
на
зарождение
профессионально
ориентированных
интересов
и
склонностей
в
создании
развивающей
предметно-пространственной
среды,
на
непрерывное
взаимодействие с социальными партнерами.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен в том числе и на обеспечение преемственности целей,
задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных
программ различных уровней, а так же на создание условий для развития
способностей
каждого
ребенка
и
приобщение
его
к
общечеловеческим
ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда.
Поэтому работа по ранней профессиональной ориентации с дошкольниками
необходимо строить с учетом современных образовательных технологи
1.
Технология
проектной
деятельности
включает
деятельность
с
определенной целью,
по
определенному
плану,
для
решения
поисковых,
исследовательских, практических задач по любому направлению содержания
образования, в том числе и по ранней профориентации.
2.
Технология исследовательской деятельности
–
это основной вид
интеллектуально-творческой деятельности, строящейся на основе поисковой
активности
и
на
базе
исследовательского поведения.
Основные
функции
исследовательской
деятельности
в
ранней
профориентации
детей
дошкольного возраста: развитие их познавательной инициативы к труду и
миру профессий; формирование понимания взаимосвязи между компонентами
трудовой деятельности; осознание ими
важности, необходимости
каждой
профессии.
3.
Педагогическая
технология
организации
сюжетно-ролевых
игр
(Элькони Д.Б., Запорожец А.В., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Усова
А.П., Михайленко Н.Я.). Игра – это самая свободная, естественная форма
погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее
изучения,
проявления
собственного
«Я»,
творчества,
активности,
самостоятельности, самореализации. Формирует осознание того, что труд,
работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа
жизни;
воспитывает чувства
уважения
к
людям
труда и
результатам их
деятельности, знакомит с представителями разных профессий, их трудовыми
навыками и способностями.
4. Технология интегрированного обучения (Венгер Л.А., Кравцова Е.Е.,
Скоролупова
О.А.).
Интеграция
–
это
состояние
связанности,
взаимопроникновения
и
взаимодействия
образовательных
областей
содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. Данная
технология мотивирует, побуждает
дошкольников
к
активному
познанию
мира
профессий,
формирует
единство знаний и умений.
5.
Информационно-коммуникативная
технология
–
это
технология
современного
образования.
Дает
возможность
педагогам
моделировать
различные профессиональные ситуации, которые в условиях детского сада
невозможно было бы воссоздать (презентации, ролики о профессиях, видео-
экскурсии).
Разнообразие технологий, используемых в дошкольном образовании при
реализации направления по ранней профориентации в дальнейшем помогут в
выборе профессии.
Современные
образовательные
технологии
позволили
выстроить
организационно-содержательную
модель
ранней
профориентации
детей
дошкольного возраста .
Формы
организации
образовательной
деятельности
включают
совместную
деятельность
детей
и
взрослых,
а
также
самостоятельную
деятельность.
Совместная
деятельность
направлена
на
сотрудничество
детей,
педагогов,
родителей
и
представителей
различных
профессий.
В
ходе
сотрудничества
у
детей
развиваются
коммуникативные,
познавательные,
исследовательские
навыки,
формируется
понимание
норм
и
правил
общественного поведения.
Продуманная, грамотно спланированная, содержательная совместная
деятельность детей
и
взрослых
отражается
на
качестве
самостоятельной
деятельности детей.
Самостоятельная деятельность детей в ходе знакомства с профессиями
включает такие формы организации, как:
- игры (театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические);
- продуктивные виды деятельности;
- экспериментирование;
- трудовые поручения.
Образовательная
деятельность
по
данному
направлению
осуществляется
с
использованием
разнообразных
методов
обучения
и
воспитания:
-
словесный
(беседы
с
использованием
игровых
персонажей
и
наглядности, чтение детской художественной литературы о людях разных
профессий);
-
наглядный
(наблюдение
за
трудом
людей
разных
профессий,
рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с различными материалами);
-
игровой
(сюжетно-ролевые
игры,
дидактические
игры,
игровые
ситуации).
При
ознакомлении
с
трудов
взрослых
методы
используются
не
разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Таким образом, знакомство детей с миром профессий осуществляется на
протяжении
всего
периода
дошкольного
образования
и
реализуются
в
разнообразных
формах
деятельности
и
во
взаимодействии
педагогов,
воспитанников, родителей.