Автор: Ооржак Людмила Дары-Сууевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 им.Т.Б.Кечил–оола
Населённый пункт: города Кызыла
Наименование материала: Логопедическое занятие
Тема: "Дифференциация звуков с–з в слогах,словах,словосочетаниях,предложениях"
Раздел: начальное образование
Тема: Дифференциация звуков з-с в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Цели: Учить дифференцировать согласные звуки (с-з) и буквы с-з в устной и письменной речи на базе
слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Задачи:
Образовательные:
развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза на материале дифференциация согласных с-з;
развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
Коррекционно-развивающие:
формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: «Зоопарк»
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
воспитывать вежливое отношение к товарищу.
Методы и приёмы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки
проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.
Оборудование: доска, компьютер, картинки, карточки с текстом, билеты, сюжетная картинка.
Ход занятия
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
-Мы начинаем с вами наше занятие.
-Сядет тот, кто правильно ответит на мои вопросы.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели? (сегодня среда)
- По счёту среда, какой день недели? (по счёту среда третий день..)
- Молодцы! А теперь отгадайте загадки.
Длинное ухо Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
- Кто это? (Это заяц).
- Давайте выделим первый звук в слове заяц.
- з-з-з-заяц.
- Какой первый звук в слове заяц? (з)
–Молодцы!
Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой н.
Догадались? Это (Слон)
- Выделим первый звук в слове слон.
-ссссссслон.
- Какой первый звук в слове слон?
–Молодцы!
- Кто догадался, какие согласные звуки и буквы сегодня будем учиться различать? (сегодня мы будем
учиться различать согласные звуки [с-з] и буквы (с-з) в устной и письменной речи.
I I.Объяснение темы и цели занятия
- Сегодня мы будем учиться различать согласные звуки [с-з] и буквы (с-з) в устной и письменной речи.
Будем развивать внимание, речь, память, обогащать словарный запас.
- А где можно увидеть слона? (в телевизоре, в зоопарке).
- А сейчас мы совершим прогулку в зоопарк. Прежде чем попасть в зоопарк нам нужно выполнить ряд
заданий и купить билеты.
1 задание: Купить билеты
- Чтобы купить билеты в зоопарк, надо сказать в каком положении находятся губы, зубы, язык, голосовой
моторчик, когда мы произносим звуки [с-з) .
- Взяли в руки зеркала произнесите звук [з].
- В каком положении находятся губы? (губы – немного растянуты).
- Зубы – сближены.
- Язык – кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута
- Голос – голосовые связки работают, горло дрожит.
- Воздушная струя холодная или теплая? (теплая)
- А теперь произносим звук [с)
- В каком положении находятся.
- Губы – .
- Зубы – .
- Язык-.
- Голос –
- Воздушная с-.
2 задание: Дать характеристику звуков [с-з]
- Дайте характеристику звука [з]
- З – согл., звон., парн., бывает тв. или мягким. (заяц, зебра)
- Молодцы!
- А теперь дайте характеристику звука [с] .
- С - согл., глух., парн., бывает твёрдый и мягк.
- А в чём сходства этих звуков?
- Оба согласные, парные.
- А в чём различие?
- Различие в положении языка и губ.
- Молодцы!
III Фонетическая зарядка.
- Ребята как комарики поют ? (з-з-з)
-Молодцы!
3 задание. Соотнесение с буквой.
- Звук [з] на письме какой буквой обозначим?
- Звук [з] на письме обозначим буквой (зе).
- Кто покажет?
- Звук [с] на письме какой буквой обозначим?
- Звук [с] на письме обозначим буквой (же).
- На что похожа буква з? (на цифру три)
- На что похожа буква ж (на……..).
Игра «Чудесный мешочек». Найдём буквы с- з на ощупь.
IV Гимнастика для глаз.
4 задание. Дифференциация звуков в слогах.
- Играем в игру «Наоборот»
- Прежде чем играть в игру произнесите за мной слоги.
- За- са, зо- со, зу- су.
- Я буду произносить слоги со звуком [з] , а вы наоборот со звуком [с] .
- за- са, зо- со, зу- …, зи- …
- Что мы произносили? (слоги)
- Прочитайте слоги и звукосочетании.
за-са
зо-со
зу-су
аза-аса
азо-асо
азу-асу
1 строчку прочитайте медленно.
2 строчку быстро.
3 строчку слева на право.
- Что можно составить из слогов? (слова)
- Если к слогу ко добавить слог за какое слово получится? (коза)
V. Динамическая пауза. (учитель музыки играет на баяне)
-Молодцы ребята мы выполнили задании и получили всем билеты на зоопарк. (Раздать билеты).
А теперь все закрыли глазки и представьте, что мы в зоопарке. Кругом слышны голоса зверей. С правой
стороны стоят в клетках жирафы, слоны, бегемоты, а с левой стороны играют обезьяны, зайцы, дикобразы.
-А теперь все открыли глазки (на интерактивном доске картинка «Зоопарк»)
- Ура! Мы в зоопарке.
- Какие животные живут в зоопарке? Назовите пожалуйста.
- А теперь поиграем в игру «Раздели на 2 группы».
- Животных, в названии которых есть звук [з] расположите их слева, а животных, в названии которых есть
звук [с] справа.
- Молодцы.
Пальчиковая гимнастика.
VI.Дифференциация з-с в словах.
- Все открыли тетради, напишите сегодняшнее число и тему занятия.
- Запишите слова в 2 столбик.
- К доске идут …, а остальные работают в тетрадях.
- Что мы писали? (слова)
- Какие звуки и буквы мы научились писать в словах?
- Мы научились писать в словах буквы з-с.
VII.Дифференциация з-ж в словосочетаниях.
- Что можно составить из слов? (Из слов можно составить словосочетания).
Заяц
зебра
слон
лиса
полосатая
пушистый
серый
хитрая
(Подберите слова подходящие по
смыслу.)
- С какой буквой начнём писать первое слово?
-Запишем первые три словосочетания.
-А теперь поменялись тетрадями проверяем друг друга.
VIII.Дифференциация с-з в предложениях.
- А теперь придумайте предложения с этими словосочетаниями.
В зоопарке живёт … … . (В зоопарке живёт пушистый заяц).
В – это предлог пишется раздельно.
- Кто пойдёт, запишет про серого слона?
- Сколько слов в предложении?
- О чём нужно помнить при записи предложения в тетрадь?
- Каждый запишите свое предложение.
- Все закрыли тетради, на край стола.
- Сели все красиво.
- Куда мы ходили?
- Мы ходили в зоопарк.
- Кто там живёт?
- В зоопарке живут звери.
- Кто это?
- Вот полосатая зебра.
- Кто тут?
- Это жёлтый жираф.
- А здесь кто живёт?
- Здесь хитрая лиса.
- Чей этот дом?
- Это дом колючего ежа.
-Молодцы!
- У вас на столах есть карточки с текстами, прочитайте про себя.
- Кто прочитает первое предложение? (2, 3, 4 …)
- А кто прочитает весь текст?
- Какое предложение мы не прочитали?
- Мы не прочитали 5-ое предложение.
- Кто прочитает?
- Давайте составим рассказ о зоопарке.
- А кто теперь выйдет и перескажет рассказ.
- Вам понравилась прогулка в зоопарк?
- Можно обижать зверей?
-Животных надо любить, нельзя их обижать …
IX.Итог:
-Какие звуки и буквы мы с вами учились различать?
– Чем они похожи и по каким признакам мы можем их различать?
– Вам понравилось наше занятие? ( поднять карточки с цифрами)
- Что вам понравилось больше всего?
Рефлексия:
- если вам понравилось наше занятие, дайте оценку нашему занятию.(смайлики)
-На этом наше занятия окончено, спасибо !