Автор: Попытаев Дмитрий Святославович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа №131"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: Факторы производства
Раздел: среднее образование
Факторы производства
БОУ г. Омска «СОШ №131
Понятия факторов производства
1) ресурсы, с помощью которых можно организовать производство благ
2) используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей
степени зависят количество, объем выпускаемой продукции
3) факторы, используемые при производстве товаров и услуг
Важно! Факторы производства следует ОТЛИЧАТЬ от экономических
ресурсов, под которыми обычно понимают средства обеспечения
производства: природные (сырьевые, геофизические); трудовые
(человеческий капитал); капитальные (физический капитал); оборотные
средства (материалы); информационные ресурсы; финансовые (денежный
капитал).
Основные факторы производства:
а) земля
б) труд
в) капитал
г) предпринимательские способности
д) информация
Примечание: Некоторые ученые выделяют еще и дополнительные
факторы производства. Например, к их числу иногда относят общую
культуру, науку, состояние нравственности, правовую культуру и т.д.
Земля как естественный фактор
В сельском хозяйстве местоположение конкретного участка земли по
отношению к рынку сбыта производимой продукции, помимо естественного и
искусственного плодородия, приобретает особое значение.
В добывающей промышленности земля выступает как источник полезных
ископаемых.
В промышленности и строительстве земля рассматривается и как
географическое место расположения конкретного индустриального объекта. В
экономических расчетах не последнее значение имеет и рыночная цена
конкретного участка земли.
На современном этапе развития человеческой цивилизации под землей как
фактором производства в соответствующих сферах деятельности часто
понимают и такую ее «небесную надстройку», как космос, выделяя при этом
особую ценность не всех, а лишь отдельных околоземных орбит и т. д.
. Труд как фактор производства
Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на
преобразование вещества природы с целью получения необходимых для
жизни человека экономических благ.
Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание
расходования физической и умственной энергии в единицу времени.
Производительность труд а показывает, какое количество продукции
производится в единицу времени.
С учетом реального содержания трудовой деятельности различают
низкоквалифицированный труд, труд средней и
высококвалифицированный труд.
Капитал как фактор производства
Под фактором «капитал» понимают материальные и финансовые ресурсы,
используемые для организации процесса производства и способные приносить доход.
Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической
системой для производства других товаров. Эти блага включают бесчисленные станки,
дороги, компьютеры, молотки, грузовики, прокатные станы, здания и др. Другой
аспект категории капитала связан с его денежной формой.
Капитал бывает: реальный (физический); 2) денежный, или финансовый (деньги,
используемые для приобретения физического капитала).
Капитал делят на: а) основной – станки, оборудование, здания (используется в течение
ряда лет, переносит свою стоимость на продукт по частям, затраты возвращаются
постепенно); б) оборотный – сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата
работников (расходуется за один производственный цикл, входит во вновь созданный
продукт целиком, затраты возмещаются после реализации продукта).
Предпринимательские способности
как фактор производства
1) умение правильно соединить факторы производства – труд, землю,
капитал – и организовать производство
2) умение принимать решения и брать ответственность на себя
3) умение идти на риск
4) быть восприимчивым к нововведениям
Информация как фактор производства
В экономической теории постиндустриального общества в качестве
фактора производства выделяют информационный фактор.
Информация обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в
систему механизмов и машин, оборудования, моделей менеджмента и
маркетинга.
Информация как фактор производства, крайне необходима в современных
условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность
принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской
способности и повышению эффективности производственного процесса.