Напоминание

Коррекционно–логопедическая работа при разных формах афазии


Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционно–логопедическая работа при разных формах афазии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно – логопедическая работа при сенсорной акустико – мнестической афазии

Для преодоления речевых расстройств логопед опирается на сохранные механизмы кодирования речевого высказывания, т.е. на описание признаков

предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слухо – рече-

вой нагрузки.

Для преодоления нарушения речевой памяти необходимо либо восстановление системы зрительных представлений о предмете, его существенных,

отличительных признаков, либо постепенное расширение объема слухоречевой памяти, нарушенной сугубо по акустическим признакам восприятия

словосочетания, а также преодоление экспрессивного аграмматизма.

Восстановление слухоречевой

памяти

Происходит с опорой на зрительное восприятие. Перед больным выкладываются серии предметных картинок,

названия которых предварительно несколько раз читаются и пишутся. Таким образом, больной знает, что он

услышит. Так формируются предпосылки акустического предвосхищения. В речи слова связаны определенным

замыслом высказывания, поэтому вначале больному предлагаются картинки одной, затем двух, трех семантиче-

ских групп: заяц, тарелка, вилка, лиса и тд., затем просят его показать предметы, которые могут быть вписаны в

ту или иную ситуацию. Для запоминания логопед дает слова, обозначающие предметы, затем действия и качества

предметов и, числа, объединенные в номера телефонов.

Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых полей

слова, т.е. путем уточнения и систематизации их значений. Для этого конкретное слово обыгрывается в различ-

ных фразеологических контекстах, обращает внимание на многозначность слова (ручка, ключ, машина). Большое

внимание уделяется работе по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов, составлению различных

вариантов предложений с этими словами.

1. Расширение рамок слухового восприятия:

показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;

показ частей тела по тому же принципу;

выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтаксической структуре;

прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию тек-

стов;

письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложе-

ний и всего набора в целом.

2. Преодоление слабости слухоречевых следов:

повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени

между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявле-

ния; — чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин., 30 мин., на следующий день

и т.д.);

составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от

письменного образца этих слов.

3. Преодоление трудностей называния:

анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разно -

образные признаки предметов;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания:

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;

развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);

отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, пись -

ма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

Восстановление зрительных

представлений

Проводят ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним

– двумя признаками (петух и курица, чайник и сахарница) в которых изменение или отсутствие одной из деталей

меняет функцию предмета, его содержание и обозначение.

Восстановление письменного

высказывания

Является одной из основных форм расширения лексического состава речи. Сохранность звуко-буквенного анали-

за состава слова и значительная сохранность фонематического слуха позволяет с первых же дней коррекционно-

педагогической работы подключить больных к составлению письменных текстов, активной работе по расшире-

нию словарного запаса, по преодолению аграмматизма.

Работу над составлением письменных текстов лучше начинать с написания фраз по простым сюжетным картин -

ка, а затем использовать различные карикатуры в журналах, газетах. Вся работа над письменным текстом сочета -

ется с устной речью.

Аграмматизм согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существи -

тельных местоимениями и местоимений существительными, а также путем составления фраз по опорным сло -

вам, заканчивания предложений и т.п.

Коррекционно – педагогическая работа при сенсорной акустико – гностической афазии

В работе по преодолению нарушенных речевых функций у больных логопед должен опираться на сохранные анализаторные оптическую и кинесте -

тическую системы, на сохранные функции, дифференцирующие акустические признаки не только тембра, высоты, но и ритмико мелодической, ин -

тонационной стороны речи.

Первоочередной задачей коррекционной работы будет восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных чтения, письма и экспрес -

сивной речи.

Частные задачи для каждого больного составляются исходя из этапов восстановительного обучения и степени тяжести речевого расстройства.

При грубой сенсорной афазии – установление контакта логопеда с больным, преодоление нарушенного фонематического слуха.

При средней степени – воспитание слухового контроля за речью, изжитие вербальных парафазий, преодоление экспрессивного аграмматизма,

преодоление дисграфии.

При легкой степени – пониманием развернутой речи, восстановление смысловой структуры слова и повышения контроля за собственной речью.

Восстановление

фонематического слу-

ха

Проходит следующие стадии:

Первая стадия – дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом – лопата, ель –

велосипед, кот – машина и тд.).

Вторая стадия – дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой ча -

сти слова (рыба –ноги, арбуз – топор, чашка – ложка и тд.).

Третья стадия – дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками

(рак – мак, рука – мука, зуб – дуб, кот – рот и тд.).

Четвертая стадия – дифференциация фонем, близких по своему звучанию, т.е. слов с оппозиционными звуками (дом –

том, дочка – точка, день – тень, уточка – удочка и тд.).

Восстановление

лексического состава

речи и преодоление

экспрессивного

аграмматизма

Преодоление вербальных парафазий (замены одних слов другими) осуществляется путем обсуждения с больным различ-

ных признаков предметов по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориально -

му признаку. Предлагается заполнить пропущенные в предложении глаголы и существительны, подобрать существитель -

ные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному и т.п.

При восстановлении экспрессивной речи большое внимание уделяется преодолению многоречивости больных и их аграм -

матизма, а именно неполноте высказывания и нарушения согласования слов в предложении.

Основной прием восстановления экспрессивной речи является использование письменной речи. Преодоление ошибок со-

гласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осуществляется путем заполнения пропущенных в

тексте флексий (окончаний).

Большое значение имеет работа по выработке контроля за правильностью чужой и собственной речи.

Стадия грубых расстройств.

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и дру -

гим признакам;

показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и

т.д.);

показ частей тела на картинке и у себя;

выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

выполнение простых устных инструкций;

улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

1.Восстановление понимания значения слова:

выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов,

относящихся к той или иной категории;

заполнение пропусков во фразах;

подбор определений к словам.

2. Преодоление расстройств устной речи:

«наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция:«Со -

ставьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, до -

пущенных больным;

устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа до-

пущенных грамматических искажений.

Стадия легких расстройств.

1. Восстановление понимания развернутой речи:

ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

улавливание искажений в деформированных сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

осмысление логико-грамматических оборотов речи;

выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3. Коррекция устной речи:

восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов по плану и без плана;

составление планов к текстам;

составление речевых импровизаций на заданную тему;

речевые этюды с элементами «ролевых игр».

Восстановление

чтения, письма и

письменной речи

Осуществляется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Начинается восстановление чтения и письма со списывания односложных и двусложных слов, различных по звуковому со -

ставу, с заполнения в них пропущенных оппозиционных букв, с постепенного освоения структуры слова, состоящих из 2-3

слогов, с разной степенью сложности звукового состава слога и слова.

Стадия грубых расстройств.

1.Подготовка к восстановлению письменной речи:

раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

письмо слов, слогов и букв по памяти;

«озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под

диктовку.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

1. Восстановление письменной речи:

закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку;

различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор;

письмо под диктовку слов и простых фраз;

чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

Стадия легких расстройств.

1. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение развернутых текстов, различных шрифтов;

диктанты;

письменные изложения;

письменные сочинения;

усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

Коррекционно – педагогическая работа при динамической афазии

Основная задача – преодоление инертности в речевом высказывании. При первом варианте это преодоление дефектов внутреннего речевого про -

граммирования, при втором варианте – восстановление грамматического структурирования.

Восстановление

экспрессивной речи

Преодоление нарушенной произносительной стороны речи начинается с задания на восстановление порядка слов в дефор-

мированных предложениях, различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам. Используется

прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется путем создания для больных внешних опор (схем,

предложений, фишек и т.п.).

Приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, входящих в вопросы к сюжет -

ной картинке или к соответствующей обсуждаемой на занятии ситуации, или слов из которых больной составляет предло -

жение.

Речевая активность больных будет увеличиваться в процессе создания логопедом специальных речевых ситуаций-инсце -

нировок, где инициатива ведения диалога принадлежит больному.

Стадия грубых расстройств.

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного

внимания:

выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);

оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или сло -

вами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и

т. д;

автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто

там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в

номинативных формах;

раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

конструирование простой фразы;

составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор;

составление рассказа по серии последовательных картинок;

развернутые ответы на вопросы в диалоге;

составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» — диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,

«В ателье» и т.д.

Стадия легких расстройств.

1.Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

развернутый диалог на различные темы;

конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи;

накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к

нему вопросов);

чтение и пересказ текстов;

«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию;

«речевые импровизации» на заданную тему;

развернутые изложения текстов, сочинения;

составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Восстановление пись-

менной речи

Дисграфические нарушения в письме больных наблюдаются редко. Однако они испытывают значительные трудности при

составлении письменного текста.

Параллельно с восстановлением экспрессивной речи появляется возможность заполнять в текстах пропущенные предлоги,

глаголы, наречия, слоги и буквы, письменно составлять фразы по опорным словам, отвечать на вопросы к текстам, писать

сочинения по сериям сюжетных картинок, заявления, доверенности, письма.

Стадия грубых расстройств.

1. Стимулирование письменной речи:

раскладывание подписей под картинками;

чтение идеограммных слов и фраз.

Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности.

1. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями

названий);

оканчивание фраз различными словами;

подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно

слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

заполнение пропусков в словах;

письмо простых слов по памяти и под диктовку.

Восстановление

понимания

При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий

дня. По мере воспитания внимания к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности

переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.

Коррекционно – педагогическая работа при афферентной моторной афазии

Основная задача – преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, нару -

шения понимания речи, а затем и восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

На резидуальном этапе восстановления у больных, как правило, оказываются фиксированными нарушения чтения и письма. В связи с этим особое

значение приобретает задача научить больного слышать отдельные звуки, опознавать их наличие в начале, в середине, в конце слова, записывать

слова или буквы под диктовку, подчеркивать их в читаемом слове. Без такой работы у больных задержится восстановление чтения и письма.

Восстановление

повествовательной

речи

Направлено на коррекцию звуков – это артикуляционная гимнастика, постановка, автоматизация и дифференциация

звуков. По мере восстановления звуко-буквенного анализа состава слова и преодоления артикуляторных трудностей у

больных восстанавливается возможность номинации всех предметов, действий, качеств. Коррекционная работа направле -

на на развитие ситуативной, разговорной речи, лексического состава слова, грамматических форм.

По мере восстановления диалогической, очень краткой клешеобразной разговорной речи логопед переходит к восстанов -

лению монологической речи. Ее цель – развитие развернутого устного и письменного высказывания.

Стадия грубых расстройств.

1.Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям,

категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», « Покажите предметы мебе-

ли, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;

классификация слов по темам (например:«Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы.Например, «Сейчас зима,

лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет,

дни недели, месяцы по порядку, пение со словами), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звуко-

подражательных местоимений («ах!» «ох!»);

сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;

затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма.ма— мама...;

это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуативном диалоге;

моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста' с сопряженным про -

говариванием простых слов и фраз.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

выделение звука из слова;

автоматизация отдельных артикулем в словах с различной с логоритмической структурой;

преодоление литеральных парафазии путем подбора сближающихся по артикуляции звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей к более сложным, включающим объекты с предлога -

ми, отрицательные слова и пр.;

составление фраз по вопросам, по опорным словам;

проявление грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» т.д.;

заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

развернутые ответы на вопросы;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

выработка обобщенных понятий;

смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путем включения их в различные смысловые

контексты;

заполнение пропусков во фразе;

завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

подбор антонимов, синонимов.

Стадия легких расстройств.

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов(сочетание двух гласных, которое читает-

ся как один слог);

дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения ли -

теральных парафазии;

отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в

скороговорках и т.д.

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:

восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчи -

ненном предложении;

ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

пересказы текстов без опоры на вопросы;

составление развернутых планов к текстам;

подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

Восстановление

чтения и письма

На резидуальном этапе восстановление чтения и письма начинается с первого же занятия по преодолению артикулятор-

ных трудностей. Каждый проговариваемый звук, слово, фраза читаются больным сначала сопряженно с логопедом, затем

самостоятельно. Большое внимание отводится зрительным диктантам отдельных слов, словосочетаний и коротких

предложений. Для восстановления звуко-буквенного анализа состава слова используется разрезная азбука, заполнение

пропущенных букв в слове, и фразе. Слуховые диктанты должны перемежаться со зрительными. Улучшению процесса

чтения содействует предварительное прослушивание текста.

Стадия грубых расстройств.

1. Стимулирование глобального чтения и письма:

раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов;

сопряженное чтение простых диалогов.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

1. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую

и звукобуквенную структуру слова;

заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также

отдельных слогов и букв;

заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

Стадия легких расстройств.

1.

Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение и пересказ развернутых текстов;

диктанты;

письменное изложение текстов;

составление писем, поздравительных открыток и т.п.;

сочинения на заданную тему.

2. Восстановление связи «артикулема—фонема»:

письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после

написания;

выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом

образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

идентификация букв в разных шрифтах;

нахождение заданных букв в различных текстах (подчеркивание, выписывание).

3. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова:

деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;

выделение любого по счету звука в слове;

пересчет и перечисление слов по буквам (устно);

заполнение пропусков в словах;

письмо слов из букв, данных вразбивку.

4. Восстановление навыка развернутой письменной речи:

письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назы -

вании предмета или действия;

письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в це-

лях коммуникации с окружающими;

письменные изложения и сочинения.

Восстановление

понимания

На резидуальном этапе зависит от степени тяжести речевого расстройства, степени нарушения чтения и письма.

Стадия грубых расстройств.

восстановление вторичного нарушенного фонематического слуха;

восстановление ориентации в пространстве;

уточнение значений предлогов, наречий;

понимание личных местоимений в косвенных падежах;

понимание элементарных пар антонимов, синонимов.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

восстановление понимания значений существительных, входящих в одно семантическое поле (труба, стена, потолок,

дверь);

улучшение ориентированности в пространстве (работа с географической картой).

Стадия легких расстройств.

преодолениеимпрессивногоаграмматизма;

понимание пространственного расположения;

понимание письменных инструкций;

понимание логико – грамматических конструкций на слух и при чтении; понимание личных местоимений.

Коррекционно – педагогическая работа при эфферентной моторной афазии

Основная задача – преодоление патологической инертности в звене прохождения звуковой и слоговой структуры слова, восстановление

чувства языка, преодоление инертности выбора слов, преодоление аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного выска -

зывания, преодоление алексии и аграфии.

Восстановление

экспрессивной речи

Преодоление нарушенной произносительной стороны речи начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы

слова, его кинетической мелодики. При грубой форме работа начинается со слияния звуков в слоги, одновременно

складывая его из букв разрезной азбуки. Затем из освоенных слогов составляются простые слова, ритмически от -

бивая слоговую структуру слова. Для уточнения слогового и звукового состава слова используется прием наглядно-

го изображения схемы слова. Одновременно с этим начинается работа по восстановлению фразовой речи, т.е.

восстановление так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках.

Особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных артикуляционных

компонентов – слогов и слов для высказывания.

Стадия грубых расстройств.

1.Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их на-

званиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», « Покажите

предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого

есть хвост и т.п.»;

классификация слов по темам (например:«Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы.Например, «Сейчас

зима, лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый

счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами), моделирование ситуаций, стимулирую щих произнесе-

ние звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!»);

сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;

затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма.ма—

мама...; это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуативном диалоге;

моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста' с сопряженным

проговариванием простых слов и фраз.

Стадия расстройств средней степени выраженности.

1.Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

выработка артикуляторных переключений в пределах слога (с контрастными по артикуляционному рисунку

гласными («а» — «у» и т.п.), с различными гласными, в том числе и мягкими);

выработка артикуляторных переключений в пределах слова;

слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

экстериоризациязвуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, вос-

произведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической струк турой, ритмизирован-

ное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор— отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание

различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы;

выделение предикативного центра фразы;

преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне;

дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего,

прошедшего и будущего времени глагола;

восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;

составление фраз по сюжетным картинкам;

ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически;

пересказ простого текста;

стимуляция

к

использованию

побудительных

и

вопросительных

предложений,

различных

предложных

конструкций.

Стадия легких расстройств.

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов(сочетание двух гласных, которое

читается как один слог);

дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения

литеральных парафазии;

отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных

звуков, в скороговорках и т.д.

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:

восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложно-

подчиненном предложении;

ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

пересказы текстов без опоры на вопросы;

составление развернутых планов к текстам;

подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

Восстановление

чтения и письма

При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада. В связи с

этим для больных разрабатываются индивидуальные картинные азбуки, в которых каждой букве соответствует

определенная картинка или слово, значимые для больного (а – арбуз, б – бабушка). Далее дают задания на заполне -

ние пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками, заполнение букв в фразах и тек -

стах. Затем логопед дает слуховой диктант, из легких фраз, а на поздних этапах решение простых кроссвордов.

Чтение больным слов и фраз начинается с подкладывания этих слов к предметным и сюжетным картинкам, подбо -

ра слов связанных друг с другом по смыслу. Восстановление чтения идет

параллельно с восстановлением звуко-буквенного анализа состава слова, несколько опережая его. У большинства

больных наблюдается правосторонний гемипарез, поэтому их учат писать левой рукой.

1. Восстановление способности к анализу звукоритмической стороны слова:

дифференциация слов по длине и слоговому составу;

выделение ударного слога;

подбор слов, идентичных по звукоритмической структуре;

выделение идентичных элементов в словах— слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их,

выписывание и т.д.).

2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Восстановление

Понимание речи начинается с воспитания слухового внимания, умения выделить из вопроса слово, которое несет

понимания

основную смысловую нагрузку, акцентированное логическим ударением или интонацией. По мере восстановления

слухового внимания логопед предлагает больному рассмотреть картинки и одновременно задает вопрос, не относя-

щийся к этой картинке. Подобными заданиями у больного закладываются предпосылки к восстановлению чувства

языка. Важное место в восстановлении «чувства языка» занимают упражнения на предъявление больным на слух

грамматически правильных и ненормативных, специально искаженных грамматических конструкций.

Таким образом, при восстановлении понимания, логопед восстанавливает высшие корковые функции, которые

поэтапно развивались у ребенка с самого раннего возраста: слоговую организацию слова, «чувство языка», элемен -

тарное соединение слов в предложении. Используются стимулирующие дидактические приемы (подсказ начально -

го звука в слове, использование фрагментов фразеологизмов, разрезная азбука, чтение по слогам, различного вида

схемы, вопросы).



В раздел образования