Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционно–логопедическая работа при разных формах афазии
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно – логопедическая работа при сенсорной акустико – мнестической афазии
Для преодоления речевых расстройств логопед опирается на сохранные механизмы кодирования речевого высказывания, т.е. на описание признаков
предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слухо – рече-
вой нагрузки.
Для преодоления нарушения речевой памяти необходимо либо восстановление системы зрительных представлений о предмете, его существенных,
отличительных признаков, либо постепенное расширение объема слухоречевой памяти, нарушенной сугубо по акустическим признакам восприятия
словосочетания, а также преодоление экспрессивного аграмматизма.
Восстановление слухоречевой
памяти
Происходит с опорой на зрительное восприятие. Перед больным выкладываются серии предметных картинок,
названия которых предварительно несколько раз читаются и пишутся. Таким образом, больной знает, что он
услышит. Так формируются предпосылки акустического предвосхищения. В речи слова связаны определенным
замыслом высказывания, поэтому вначале больному предлагаются картинки одной, затем двух, трех семантиче-
ских групп: заяц, тарелка, вилка, лиса и тд., затем просят его показать предметы, которые могут быть вписаны в
ту или иную ситуацию. Для запоминания логопед дает слова, обозначающие предметы, затем действия и качества
предметов и, числа, объединенные в номера телефонов.
Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых полей
слова, т.е. путем уточнения и систематизации их значений. Для этого конкретное слово обыгрывается в различ-
ных фразеологических контекстах, обращает внимание на многозначность слова (ручка, ключ, машина). Большое
внимание уделяется работе по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов, составлению различных
вариантов предложений с этими словами.
1. Расширение рамок слухового восприятия:
показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;
показ частей тела по тому же принципу;
выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтаксической структуре;
прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию тек-
стов;
письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложе-
ний и всего набора в целом.
2. Преодоление слабости слухоречевых следов:
повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени
между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявле-
ния; — чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин., 30 мин., на следующий день
и т.д.);
составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от
письменного образца этих слов.
3. Преодоление трудностей называния:
анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разно -
образные признаки предметов;
классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
4. Организация развернутого высказывания:
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;
развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);
отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, пись -
ма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
Восстановление зрительных
представлений
Проводят ряд упражнений, включающих анализ близких по рисунку, по форме предметов, отличающихся одним
– двумя признаками (петух и курица, чайник и сахарница) в которых изменение или отсутствие одной из деталей
меняет функцию предмета, его содержание и обозначение.
Восстановление письменного
высказывания
Является одной из основных форм расширения лексического состава речи. Сохранность звуко-буквенного анали-
за состава слова и значительная сохранность фонематического слуха позволяет с первых же дней коррекционно-
педагогической работы подключить больных к составлению письменных текстов, активной работе по расшире-
нию словарного запаса, по преодолению аграмматизма.
Работу над составлением письменных текстов лучше начинать с написания фраз по простым сюжетным картин -
ка, а затем использовать различные карикатуры в журналах, газетах. Вся работа над письменным текстом сочета -
ется с устной речью.
Аграмматизм согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существи -
тельных местоимениями и местоимений существительными, а также путем составления фраз по опорным сло -
вам, заканчивания предложений и т.п.
Коррекционно – педагогическая работа при сенсорной акустико – гностической афазии
В работе по преодолению нарушенных речевых функций у больных логопед должен опираться на сохранные анализаторные оптическую и кинесте -
тическую системы, на сохранные функции, дифференцирующие акустические признаки не только тембра, высоты, но и ритмико мелодической, ин -
тонационной стороны речи.
Первоочередной задачей коррекционной работы будет восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных чтения, письма и экспрес -
сивной речи.
Частные задачи для каждого больного составляются исходя из этапов восстановительного обучения и степени тяжести речевого расстройства.
При грубой сенсорной афазии – установление контакта логопеда с больным, преодоление нарушенного фонематического слуха.
При средней степени – воспитание слухового контроля за речью, изжитие вербальных парафазий, преодоление экспрессивного аграмматизма,
преодоление дисграфии.
При легкой степени – пониманием развернутой речи, восстановление смысловой структуры слова и повышения контроля за собственной речью.
Восстановление
фонематического слу-
ха
Проходит следующие стадии:
Первая стадия – дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом – лопата, ель –
велосипед, кот – машина и тд.).
Вторая стадия – дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой ча -
сти слова (рыба –ноги, арбуз – топор, чашка – ложка и тд.).
Третья стадия – дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками
(рак – мак, рука – мука, зуб – дуб, кот – рот и тд.).
Четвертая стадия – дифференциация фонем, близких по своему звучанию, т.е. слов с оппозиционными звуками (дом –
том, дочка – точка, день – тень, уточка – удочка и тд.).
Восстановление
лексического состава
речи и преодоление
экспрессивного
аграмматизма
Преодоление вербальных парафазий (замены одних слов другими) осуществляется путем обсуждения с больным различ-
ных признаков предметов по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориально -
му признаку. Предлагается заполнить пропущенные в предложении глаголы и существительны, подобрать существитель -
ные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному и т.п.
При восстановлении экспрессивной речи большое внимание уделяется преодолению многоречивости больных и их аграм -
матизма, а именно неполноте высказывания и нарушения согласования слов в предложении.
Основной прием восстановления экспрессивной речи является использование письменной речи. Преодоление ошибок со-
гласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осуществляется путем заполнения пропущенных в
тексте флексий (окончаний).
Большое значение имеет работа по выработке контроля за правильностью чужой и собственной речи.
Стадия грубых расстройств.
1. Накопление обиходного пассивного словаря:
показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и дру -
гим признакам;
показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и
т.д.);
показ частей тела на картинке и у себя;
выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
выполнение простых устных инструкций;
улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
1.Восстановление понимания значения слова:
выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов,
относящихся к той или иной категории;
заполнение пропусков во фразах;
подбор определений к словам.
2. Преодоление расстройств устной речи:
«наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция:«Со -
ставьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, до -
пущенных больным;
устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа до-
пущенных грамматических искажений.
Стадия легких расстройств.
1. Восстановление понимания развернутой речи:
ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;
прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
улавливание искажений в деформированных сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
осмысление логико-грамматических оборотов речи;
выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
3. Коррекция устной речи:
восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках;
составление рассказов по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов по плану и без плана;
составление планов к текстам;
составление речевых импровизаций на заданную тему;
речевые этюды с элементами «ролевых игр».
Восстановление
чтения, письма и
письменной речи
Осуществляется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.
Начинается восстановление чтения и письма со списывания односложных и двусложных слов, различных по звуковому со -
ставу, с заполнения в них пропущенных оппозиционных букв, с постепенного освоения структуры слова, состоящих из 2-3
слогов, с разной степенью сложности звукового состава слога и слова.
Стадия грубых расстройств.
1.Подготовка к восстановлению письменной речи:
раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
письмо слов, слогов и букв по памяти;
«озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под
диктовку.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
1. Восстановление письменной речи:
закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку;
различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор;
письмо под диктовку слов и простых фраз;
чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
Стадия легких расстройств.
1. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
чтение развернутых текстов, различных шрифтов;
диктанты;
письменные изложения;
письменные сочинения;
усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.
Коррекционно – педагогическая работа при динамической афазии
Основная задача – преодоление инертности в речевом высказывании. При первом варианте это преодоление дефектов внутреннего речевого про -
граммирования, при втором варианте – восстановление грамматического структурирования.
Восстановление
экспрессивной речи
Преодоление нарушенной произносительной стороны речи начинается с задания на восстановление порядка слов в дефор-
мированных предложениях, различные упражнения на классификацию предметов по разным признакам. Используется
прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4.
Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется путем создания для больных внешних опор (схем,
предложений, фишек и т.п.).
Приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, входящих в вопросы к сюжет -
ной картинке или к соответствующей обсуждаемой на занятии ситуации, или слов из которых больной составляет предло -
жение.
Речевая активность больных будет увеличиваться в процессе создания логопедом специальных речевых ситуаций-инсце -
нировок, где инициатива ведения диалога принадлежит больному.
Стадия грубых расстройств.
1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного
внимания:
выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);
оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;
ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или сло -
вами «да», «нет».
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и
т. д;
автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто
там?», «тише!» и т.д.
3. Преодоление расстройств речевого программирования:
стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в
номинативных формах;
раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:
конструирование простой фразы;
составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор;
составление рассказа по серии последовательных картинок;
развернутые ответы на вопросы в диалоге;
составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» — диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,
«В ателье» и т.д.
Стадия легких расстройств.
1.Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
развернутый диалог на различные темы;
конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;
автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи;
накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к
нему вопросов);
чтение и пересказ текстов;
«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию;
«речевые импровизации» на заданную тему;
развернутые изложения текстов, сочинения;
составление поздравительных открыток, писем и т.д.
Восстановление пись-
менной речи
Дисграфические нарушения в письме больных наблюдаются редко. Однако они испытывают значительные трудности при
составлении письменного текста.
Параллельно с восстановлением экспрессивной речи появляется возможность заполнять в текстах пропущенные предлоги,
глаголы, наречия, слоги и буквы, письменно составлять фразы по опорным словам, отвечать на вопросы к текстам, писать
сочинения по сериям сюжетных картинок, заявления, доверенности, письма.
Стадия грубых расстройств.
1. Стимулирование письменной речи:
раскладывание подписей под картинками;
чтение идеограммных слов и фраз.
Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности.
1. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:
показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями
названий);
оканчивание фраз различными словами;
подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно
слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;
письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);
письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;
элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;
заполнение пропусков в словах;
письмо простых слов по памяти и под диктовку.
Восстановление
понимания
При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий
дня. По мере воспитания внимания к речи окружающих восстанавливается и ее понимание, уменьшаются трудности
переключения акустического восприятия с одной темы беседы на другую.
Коррекционно – педагогическая работа при афферентной моторной афазии
Основная задача – преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, нару -
шения понимания речи, а затем и восстановление развернутого устного и письменного высказывания.
На резидуальном этапе восстановления у больных, как правило, оказываются фиксированными нарушения чтения и письма. В связи с этим особое
значение приобретает задача научить больного слышать отдельные звуки, опознавать их наличие в начале, в середине, в конце слова, записывать
слова или буквы под диктовку, подчеркивать их в читаемом слове. Без такой работы у больных задержится восстановление чтения и письма.
Восстановление
повествовательной
речи
Направлено на коррекцию звуков – это артикуляционная гимнастика, постановка, автоматизация и дифференциация
звуков. По мере восстановления звуко-буквенного анализа состава слова и преодоления артикуляторных трудностей у
больных восстанавливается возможность номинации всех предметов, действий, качеств. Коррекционная работа направле -
на на развитие ситуативной, разговорной речи, лексического состава слова, грамматических форм.
По мере восстановления диалогической, очень краткой клешеобразной разговорной речи логопед переходит к восстанов -
лению монологической речи. Ее цель – развитие развернутого устного и письменного высказывания.
Стадия грубых расстройств.
1.Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям,
категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», « Покажите предметы мебе-
ли, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;
классификация слов по темам (например:«Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы.Например, «Сейчас зима,
лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.
2. Растормаживание произносительной стороны речи:
сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет,
дни недели, месяцы по порядку, пение со словами), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звуко-
подражательных местоимений («ах!» «ох!»);
сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;
затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма.ма— мама...;
это мама).
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуативном диалоге;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста' с сопряженным про -
говариванием простых слов и фраз.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
выделение звука из слова;
автоматизация отдельных артикулем в словах с различной с логоритмической структурой;
преодоление литеральных парафазии путем подбора сближающихся по артикуляции звуков.
2. Восстановление и коррекция фразовой речи:
составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей к более сложным, включающим объекты с предлога -
ми, отрицательные слова и пр.;
составление фраз по вопросам, по опорным словам;
проявление грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» т.д.;
заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;
развернутые ответы на вопросы;
составление рассказов по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов с опорой на вопросы.
3. Работа над семантикой слова:
выработка обобщенных понятий;
смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путем включения их в различные смысловые
контексты;
заполнение пропусков во фразе;
завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;
подбор антонимов, синонимов.
Стадия легких расстройств.
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов(сочетание двух гласных, которое читает-
ся как один слог);
дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения ли -
теральных парафазии;
отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в
скороговорках и т.д.
2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:
восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчи -
ненном предложении;
ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;
пересказы текстов без опоры на вопросы;
составление развернутых планов к текстам;
подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
речевые импровизации на заданную тему.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
Восстановление
чтения и письма
На резидуальном этапе восстановление чтения и письма начинается с первого же занятия по преодолению артикулятор-
ных трудностей. Каждый проговариваемый звук, слово, фраза читаются больным сначала сопряженно с логопедом, затем
самостоятельно. Большое внимание отводится зрительным диктантам отдельных слов, словосочетаний и коротких
предложений. Для восстановления звуко-буквенного анализа состава слова используется разрезная азбука, заполнение
пропущенных букв в слове, и фразе. Слуховые диктанты должны перемежаться со зрительными. Улучшению процесса
чтения содействует предварительное прослушивание текста.
Стадия грубых расстройств.
1. Стимулирование глобального чтения и письма:
раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);
письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов;
сопряженное чтение простых диалогов.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
1. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:
звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую
и звукобуквенную структуру слова;
заполнение пропущенных букв и слогов в словах;
списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;
чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также
отдельных слогов и букв;
заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.
Стадия легких расстройств.
1.
Дальнейшее восстановление чтения и письма:
чтение и пересказ развернутых текстов;
диктанты;
письменное изложение текстов;
составление писем, поздравительных открыток и т.п.;
сочинения на заданную тему.
2. Восстановление связи «артикулема—фонема»:
письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после
написания;
выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом
образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;
письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;
идентификация букв в разных шрифтах;
нахождение заданных букв в различных текстах (подчеркивание, выписывание).
3. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова:
деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;
выделение любого по счету звука в слове;
пересчет и перечисление слов по буквам (устно);
заполнение пропусков в словах;
письмо слов из букв, данных вразбивку.
4. Восстановление навыка развернутой письменной речи:
письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назы -
вании предмета или действия;
письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в це-
лях коммуникации с окружающими;
письменные изложения и сочинения.
Восстановление
понимания
На резидуальном этапе зависит от степени тяжести речевого расстройства, степени нарушения чтения и письма.
Стадия грубых расстройств.
восстановление вторичного нарушенного фонематического слуха;
восстановление ориентации в пространстве;
уточнение значений предлогов, наречий;
понимание личных местоимений в косвенных падежах;
понимание элементарных пар антонимов, синонимов.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
восстановление понимания значений существительных, входящих в одно семантическое поле (труба, стена, потолок,
дверь);
улучшение ориентированности в пространстве (работа с географической картой).
Стадия легких расстройств.
преодолениеимпрессивногоаграмматизма;
понимание пространственного расположения;
понимание письменных инструкций;
понимание логико – грамматических конструкций на слух и при чтении; понимание личных местоимений.
Коррекционно – педагогическая работа при эфферентной моторной афазии
Основная задача – преодоление патологической инертности в звене прохождения звуковой и слоговой структуры слова, восстановление
чувства языка, преодоление инертности выбора слов, преодоление аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного выска -
зывания, преодоление алексии и аграфии.
Восстановление
экспрессивной речи
Преодоление нарушенной произносительной стороны речи начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы
слова, его кинетической мелодики. При грубой форме работа начинается со слияния звуков в слоги, одновременно
складывая его из букв разрезной азбуки. Затем из освоенных слогов составляются простые слова, ритмически от -
бивая слоговую структуру слова. Для уточнения слогового и звукового состава слова используется прием наглядно-
го изображения схемы слова. Одновременно с этим начинается работа по восстановлению фразовой речи, т.е.
восстановление так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках.
Особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных артикуляционных
компонентов – слогов и слов для высказывания.
Стадия грубых расстройств.
1.Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их на-
званиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», « Покажите
предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого
есть хвост и т.п.»;
классификация слов по темам (например:«Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы.Например, «Сейчас
зима, лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.
2. Растормаживание произносительной стороны речи:
сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый
счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами), моделирование ситуаций, стимулирую щих произнесе-
ние звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!»);
сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;
затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма.ма—
мама...; это мама).
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуативном диалоге;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста' с сопряженным
проговариванием простых слов и фраз.
Стадия расстройств средней степени выраженности.
1.Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
выработка артикуляторных переключений в пределах слога (с контрастными по артикуляционному рисунку
гласными («а» — «у» и т.п.), с различными гласными, в том числе и мягкими);
выработка артикуляторных переключений в пределах слова;
слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);
экстериоризациязвуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, вос-
произведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической струк турой, ритмизирован-
ное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор— отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание
различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.
2. Восстановление фразовой речи:
преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы;
выделение предикативного центра фразы;
преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне;
дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего,
прошедшего и будущего времени глагола;
восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;
составление фраз по сюжетным картинкам;
ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически;
пересказ простого текста;
стимуляция
к
использованию
побудительных
и
вопросительных
предложений,
различных
предложных
конструкций.
Стадия легких расстройств.
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов(сочетание двух гласных, которое
читается как один слог);
дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения
литеральных парафазии;
отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных
звуков, в скороговорках и т.д.
2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:
восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложно-
подчиненном предложении;
ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;
пересказы текстов без опоры на вопросы;
составление развернутых планов к текстам;
подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
речевые импровизации на заданную тему.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
Восстановление
чтения и письма
При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада. В связи с
этим для больных разрабатываются индивидуальные картинные азбуки, в которых каждой букве соответствует
определенная картинка или слово, значимые для больного (а – арбуз, б – бабушка). Далее дают задания на заполне -
ние пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками, заполнение букв в фразах и тек -
стах. Затем логопед дает слуховой диктант, из легких фраз, а на поздних этапах решение простых кроссвордов.
Чтение больным слов и фраз начинается с подкладывания этих слов к предметным и сюжетным картинкам, подбо -
ра слов связанных друг с другом по смыслу. Восстановление чтения идет
параллельно с восстановлением звуко-буквенного анализа состава слова, несколько опережая его. У большинства
больных наблюдается правосторонний гемипарез, поэтому их учат писать левой рукой.
1. Восстановление способности к анализу звукоритмической стороны слова:
дифференциация слов по длине и слоговому составу;
выделение ударного слога;
подбор слов, идентичных по звукоритмической структуре;
выделение идентичных элементов в словах— слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их,
выписывание и т.д.).
2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.
3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.
4. Восстановление навыка развернутой письменной речи.
Восстановление
Понимание речи начинается с воспитания слухового внимания, умения выделить из вопроса слово, которое несет
понимания
основную смысловую нагрузку, акцентированное логическим ударением или интонацией. По мере восстановления
слухового внимания логопед предлагает больному рассмотреть картинки и одновременно задает вопрос, не относя-
щийся к этой картинке. Подобными заданиями у больного закладываются предпосылки к восстановлению чувства
языка. Важное место в восстановлении «чувства языка» занимают упражнения на предъявление больным на слух
грамматически правильных и ненормативных, специально искаженных грамматических конструкций.
Таким образом, при восстановлении понимания, логопед восстанавливает высшие корковые функции, которые
поэтапно развивались у ребенка с самого раннего возраста: слоговую организацию слова, «чувство языка», элемен -
тарное соединение слов в предложении. Используются стимулирующие дидактические приемы (подсказ начально -
го звука в слове, использование фрагментов фразеологизмов, разрезная азбука, чтение по слогам, различного вида
схемы, вопросы).