Автор: Костылецкая Наталья Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение педагогического опыта:Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение города Москвы Школа №2098
«Многопрофильный Образовательный Центр
Имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора»
(ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора)
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков
на индивидуальных логопедических занятиях
Учитель-логопед
Костылецкая Наталья Николаевна
Москва
2019
1
1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА
Четкая, красивая, грамматически правильная речь – одна из составляю-
щих всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем успешнее раз-
вивается речь ребёнка, тем больше у него возможностей в общении с другими
людьми и в познании окружающего мира.
Формирование речевого общения происходит постепенно, вместе с раз-
витием ребёнка, в тесной взаимосвязи с развитием его психических функций.
Для
обеспечения
нормального
речевого
общения
необходимо
правильное
произношение звуков родного языка.
При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фо-
нетического оформления речи. Некоторые звуки совсем не произносятся, ис-
кажаются или заменяются другими. Самыми распространёнными речевыми
дефектами в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР яв-
ляются дислалия и стертая дизартрия. При данных нарушениях речь может
быть в целом невнятна и невыразительна. Нарушенная речь затрудняет отно-
шения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на лич-
ность ребёнка.
Коррекционная
работа
по
устранению
нарушений
звуковой
стороны
речи состоит в формировании умений и навыков правильного воспроизведе-
ния звуков речи. Повышение эффективности коррекционно-логопедической
работы по устранению нарушений речи у дошкольников с заключениями
«сложная дислалия» и «стертая форма дизартрии» является на данный мо-
мент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдаю-
щих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается с каждым годом.
Этап автоматизации поставленных звуков очень часто может быть труд-
ным и длительным для ребенка, так как представляет собой закрепление
условно-рефлекторных речедвигательных связей на речевом материале, а у
детей в дошкольном возрасте недостаточно мотивации для осознанного ис-
правления дефектов речи. Первичные произносительные умения и навыки
формируются с большим трудом. Сформированную условно-рефлекторную
связь
может
разрушить
привычка
неправильного
произношения
слов
и
предложений. Автоматизация звука требует активного использования процес-
са внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и
неправильного артикуляционного уклада. Чтобы этот процесс не стал для ре-
бенка утомительным и долгим, в логопедической работе используются разно-
образные приемы, способствующие активизации восприятия ребенком рече-
вого материала.
2
Актуальность данного опыта работы заключается в необходимости со-
вершенствования приемов по автоматизации звуков в процессе коррекцион-
ной работы. Оптимизирующие приемы обеспечивают творческий подход со
стороны логопеда: использование наглядности, мобильных игр, информаци-
онно-коммуникационных технологий, сочетание речевого материала с рабо-
той пальцев рук и движениями.
2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА,
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Опыт формировался и апробировался на базе МДОУ «Детский сад №78
комбинированного вида» города Саранска.
Как показала диагностика, почти 90% воспитанников группы компенси-
рующей направленности имеют трудности на этапе автоматизации постав-
ленных звуков. Если закрепление правильного произношения звука идет с
трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к ло-
гопедическим занятиям в целом. Поэтому в ходе коррекционной работы по
формированию
правильного
звукопроизношения
определилась
необходи-
мость совершенствования приемов по автоматизации звуков.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы ра-
боты, которая предусматривает:
максимальное разнообразие методов и приемов по автоматизации звуков;
включение слухового, зрительного, двигательного и тактильного анализато-
ров ребёнка в этот процесс;
подбор наиболее эффективных игровых упражнений для осуществления
коррекционной работы;
разработку системы игровых упражнений, используемых
в работе с детьми.
создание оптимальной предметно-развивающей среды;
произнесение речевого материала с одновременным выполнением различ-
ных движений;
создание
игровой ситуации и соревновательных моментов в течение всего
занятия.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Проблеме изучения стертой дизартрии и дислалии посвящены работы
Соботович Е.Ф., Карелиной И.Б., Токаревой О.А., Винарской Е.Н., Архипо-
3
вой Е.Ф., Мастюковой Е.М., Шипицыной Л.М., Лопатиной Л.В, Левченко
И.Ю., Приходько О.Г. и др.
Изучение особенностей произносительной стороны речи и ее коррекции
у старших дошкольников со сложной дислалией и стертой дизартрией бази-
руется на современных представлениях специальной психологии и педагоги-
ки о сущности речевого дефекта у детей, о диалектическом единстве речевого
и
психического
развития,
о
комплексном,
системном
и
функционально-
семантическом подходах к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Основной целью коррекционной работы при дислалии и стертой ди-
зартрии является формирование умений и навыков правильного воспроизве-
дения звуков речи. Результаты обследования позволяют организовать коррек-
ционную работу с помощью практических, наглядных и словесных методов.
Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению зани-
мались Богомолова А.Г., Беккер К.П., Волкова Л.С., Левина Р.Е., Правдина
О.В., Рау Е.Ф., Филичева Т.Б., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е., Чевелёва Н.А.
Тема взаимодействия анализаторов в процессе усвоения родного языка
была разработана Бельтюковым В.И.
При дислалии и стертой дизартрии нарушения звукопроизношения мо-
гут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную
степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей
коррекции данного речевого нарушения. Система коррекционной работы по
воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе
психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход в ло-
гопедии разрабатывался Р. Е. Левиной. Психолого-педагогический подход
предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности
и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка.
Проблеме комплексного подхода к процессу автоматизации звуков при
дислалии
и
стертой
дизартрии
посвящены
работы
логопедов-практиков:
Смирновой Л.Н., Фомичевой М.Ф., Селиверстова В.И, Шичаниной О.В., Ко-
синовой Е.М., Жихаревой-Норкиной Ю.Б.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕР-
ЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизно-
шения у детей состоит из следующих этапов: развитие артикуляционной мо-
торики; отработка правильного произношения изолированных звуков; автома-
тизация звуков; дифференциация звуков.
4
На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внима-
ние,
память,
мышление,
усидчивость,
целенаправленность,
самоконтроль,
фонематический слух, навыки звукового анализа, корректировать граммати-
ческую сторону речи; включать упражнения на профилактику нарушения зре-
ния, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо
учиться.
Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторе-
ния и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам,
символам. Достижению результата могут способствовать следующие условия
работы:
• максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком;
•
использование ритма и рифмы (рифмованный речевой материал
способствует более продуктивной автоматизации звуков);
• занимательно-игровой и соревновательный характер речевых упраж-
нений, повышающий речевую мотивацию детей;
• разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки, ряды слов,
близких по звучанию, чистоговорки, словосочетания и предложения, содер-
жащие изучаемый звук; считалки; скороговорки; рассказы; дидактические ре-
чевые игры; коррекционно-развивающие упражнения;
• сопровождение воспроизведения речевого материала действиями с
предметами, пальчиковой гимнастикой, рисованием, движениями, игровыми
действиями.
На этапе закрепления правильного произношения изолированного
звука используются следующие игры (персонажи игр меняются в зависимо-
сти от закрепляемого звука):
Игра «Добавь любимый звук тигра (жука, куклы Сони, и т.д.)»
Ребенок добавляет звук в конце слова: Вот дедушка Его…р. Он несёт
топо…р.
Игры-шагалки
Ребенок шагает пальчиками по столу (по палочкам из строительного
материала, по нарисованным ступенькам, по мостику из ракушек) и произно-
сит закрепляемый звук.
Игра «Тихо, громко и наоборот»
Звук произносится с различной громкостью с одновременным усилени-
ем и расслаблением сжатых в кулак кистей рук, медленным поднятием и
опусканием рук или любыми другими упражнениями.
Игра «Путаница»
5
Ребенок проводит пальчиком только по заданной дорожке (например,
по жёлтой дорожке, по которой ползет змея) и несколько раз произносит авто-
матизируемый звук ш.
Игра «Построй башню»
Произношение звука сопровождается выстраиванием башни из кубиков
или конструктора (на каждый звук кладётся кирпичик.)
Игра «Мобильная игра с предметами» (название игры зависит от
используемого материала)
Используется любой счетный материал (грибочки («Соберем грибы в
корзинку»), пластмассовые рыбки «Аквариум» и т.д.). За каждое правильное
произнесение звука логопед и ребенок берут себе по одной фигурке.
Игра «Научи Незнайку»
Логопед берет игрушку (или пальчиковую куклу) и просит ребенка
научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок
произносит звук, логопед озвучивает игрушку.
Игра «Поедем, полетим, поплывём»
Логопед рисуют машину, от которой идёт извилистая дорожка к домику
(деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало пути и,
длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука
[л] выбирается образ гудящего парохода; для [з] - комара; для [ж] - жука и т.д.
Игра «Рисуем забор»
Ребенок произносит звуки и рисует забор.
На
этапе
закрепления правильного произношения звука в слогах
дети испытывают определённые трудности, так как слоги лишены смысла, и
отдельный слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им
как структурный компонент речевого высказывания.
Использование следующих игровых приемов поможет эффективно про-
вести этап закрепления правильного произношения звука в слогах.
Игра «Пальчики здороваются»
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному,
среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный
слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений
пальцев рук ребенка.
Игра «Шагай по дорожке»
На столе разложены картинки. Указательным и средним пальцами ребе-
нок «шагает» по столу к лежащей там картинке, произнося на каждый «шаг»
первый слог в названии этой картинки.
Игра «Щелбанчики»
6
Ребёнок делает «щелбанчики» поочередно пальцами правой руки и
произносит слоги.
Игра «Забьём гол в ворота»
Забивает мяч (ватный шарик) в ворота, произнося слоги.
Игра «Дойди до окна»
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему дойти по комнате
до окна, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.
Игра «Прокати мяч»
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца ка-
бинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для авто-
матизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может
подбрасывать мяч вверх.
Игра «Песенка»
Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отраба-
тываемым звуком.
Игра «Эхо»
Ребенок повторить слоги и серии слогов. Упражнение хорошо развива-
ет память и слоговую структуру речи. Затем ребенок сам придумает и назовет
слоги для логопеда.
Игра «Доскажи словечко»
По картинкам (или без опоры на картинки) ребенок добавляет недоста-
ющий слог: Мы положим в салат красный поми…дор.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правиль-
ного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить за-
нятия, используя картинный материал. Задания обычно требуют многократ-
ного повторения. Результат занятий во многом зависит от того, насколько
удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и увлекатель-
ную игру. Игра позволяет выполнить основную задачу: закрепить правильное
произношение звука, но в то же время сместить акцент с собственно произно-
сительной стороны речи на решение более интересных задач – «придумай»,
«запомни», «найди».
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требую-
щая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение
звука в слове подбираются слова – названия картинок. Наряду с развитием
фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков в
словах происходит обогащение словаря и формирование грамматического
строя речи.
Вот самые эффективные, на мой взгляд, игры на этапе автоматизации
звука в словах.
7
Игра «Рыболов»
- «Поймай» картинку удочкой, как рыбак ловит рыбу, назови её. Переверни
картинки. Вспомни их названия.
Игра «Добавь слово»
Добавь слово, немного изменяя его:
На ветке сидит…сорока. Покорми длиннохвостую …сороку. Мы любу-
емся красивой…сорокой и т.д.
Игра «Запомни, повтори»
Ребенок запоминает и повторяет по памяти несколько слов (с опорой на
картинки или без опоры).
Игра «Отгадай загадку»
Используем ноутбук.
– Отгадай загадку. Если ты правильно угадаешь, на экране появится отгадка.
Игры-путешествия (тематика путешествий может быть мобильной:
игры-путешествия и игры-прогулки в лес, на море, в деревню и т.д.).
Например:
Игра «Путешествие по группе»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все пред-
меты в группе, в названии которых спрятался нужный звук. Можно называть
слова по очереди.
Игра «Путешествие в зоопарк»
Ребёнок называет слова с закрепляемым звуком, например, «Назови
животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера,
кенгуру, жираф).
Закреплять звуки в словах и предложениях можно на лексическом ма-
териале. Таким образом, будет осуществляться неразрывная связь автоматиза-
ции поставленных звуков с усвоением словаря и навыков словообразования.
Самыми многофункциональными и интересными я считаю следующие игры:
«Один-много», «Назови части целого», «Подбери признак», «Чего не стало?»,
«Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чем похожи и чем отличаются», «Чего
не бывает?», «Из чего сделан предмет?»
Особый интерес у детей вызывают игры, в которых он может проявить
сообразительность и почувствовать себя взрослым:
Игра «Исправь малыша»
Логопед озвучивает куклу-малыша, неправильно произнося или про-
пуская автоматизируемый звук в предложениях. Ребенок исправляет дефект-
ное произношение малыша.
Игра «Найди ошибку»
8
Ребенок должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить
ее («Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу»).
Игра «Найди ошибки художника» (с использованием картинки-неле-
пицы).
На этом этапе также эффективен прием сопровождения проговаривания
речевого материала движениями пальцев рук.
Игра «Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая
предложения, чистоговорки.
Игра «Волшебная пружинка» (су-джок).
Ребенок прокатывает колечко по пальцу, отрабатывая речевой материал.
Игра «Выложи предложение»
Из спичек, счетных палочек ребенок выкладывает схему предложения,
и проговаривает речевой материал.
На этапе автоматизации звуков в стихах и чистоговорках необходимо
учитывать, что интересный материал воспринимается лучше, так как воздей-
ствует на эмоциональную сферу ребенка. Для этого заучиваем стихи со смеш-
ным, интересным и понятным ребенку сюжетом. Используем: стихи, чистого-
ворки, считалки, дразнилки, песенки. Сочиняем потешки (с опорой на картин-
ки): Ваня шел, шел, шел и картошку нашел.
На этапе автоматизации звука в связной речи также используем разно-
образный, интересный для детей речевой материал. Виды работы: работа по
картинкам-нелепицам, пересказ текста по ролям, пересказ текста по опорным
картинкам, пересказ по тексту и картинкам, работа с деформированным тек-
стом, составление рассказа по картине, составление рассказа по серии сюжет-
ных картин, сочинение текста по предложенному началу и т.д.
Таким образом,
совершенствование приемов работы по автоматизации
звуков путем использования специальных игр и упражнений позволяет ре-
шить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе
исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
Автоматизация звуков пройдет более успешно, если ребенок сам захо-
чет заниматься. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь
ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Логопедические занятия, как и
любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию.
9
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Результаты диагностики показывают, что в течение первого и второго
года обучения (2015 – 2017уч.г.г.) произошли качественные изменения в
звукопроизношении
детей.
При
поступлении
в
группу
компенсирующей
направленности 100% детей имели низкий уровень формирования правиль-
ного звукопроизношения. К концу второго года обучения (май 2017 год) диа-
гностика показала, что только у одного ребенка из 11 выпускников группы не
автоматизирован поставленный звук (ребенок часто болел и плохо посещал
детский сад), и он продолжит занятия на школьном логопункте. Остальные
воспитанники
имеют
высокий
уровень
сформированности
правильного
произношения всех звуков русского языка.
Таким
образом,
применение
разнообразных
приемов
автоматизации
звуков способствует совершенствованию и повышению качественного пока-
зателя речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи и
способствует подготовке к обучению в школе, их успешной адаптации к об-
разовательному процессу, развитию положительных личностных качеств.
6. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО
ОПЫТА
Основная трудность при использования данного опыта состоит в необхо-
димости применения большого количества наглядных материалов, игровых
атрибутов, ноутбука. К каждому индивидуальному занятию требуется подго-
товить свой комплект наглядных материалов и пособий с учетом нарушенно-
го у ребенка звукопроизношения и этапов автоматизации звуков.
Была разработана система по автоматизации звуков, изготовлены и подо-
браны наглядный игровой материал на каждый закрепляемый звук.
7. АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА
Применение данного опыта возможно в системе образовательно-воспи-
тательного процесса. Данный опыт работы может быть полезен для учителей-
логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
10