Автор: Таирова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Красная шапочка"
Населённый пункт: станица Новорождественская Тихорецкий район Краснодарский край
Наименование материала: Картотека игр
Тема: «Игры детей на кухне»
Раздел: дошкольное образование
«Игры детей на кухне»
Вечно занятая домашними делами мама – ещё не повод не заниматься развитием
ребёнка! Даже на кухне, пока мама готовит, можно придумать немало полезных
развивающих игр, которые займут ребёнка, которого не интересует сам процесс
готовки и помощи по хозяйству.
Такие игры просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в зависимости
от возраста малыша, при этом они развивают фантазию, память, мышление, ловкость,
координацию движений, тренируют мелкую моторику.
Макароны-бусинки
Игра на развитие мелкой моторики, на счёт
Необходимый инвентарь: леска, толстые нитки, макароны разной формы и длины.
◈
Как играем: предложите ребенку сделать бусы в подарок маме, бабушке или
сестре, отметьте при этом, что бусы будут непростые — из макарон. Придумайте
какой-нибудь несложный алгоритм чередования бусинок, например: две короткие,
затем одна длинная, две круглые, две узорные.
◈
Закрепляем: нанизывать в следующий раз можно разноцветные макароны,
чередуя их сразу по двум признакам: по цвету и длине. Можно попутно выучить
стихотворение:
Мастерили бусы сами.
Маме подарили.
Только не хотели бы,
Чтобы их... сварили.
Золушкина кладовая
Игра на разбитие мелкой моторики и творческого воображения
Необходимый инвентарь: макароны 3-4 сортов, перемешанные в одной чашке, 3-4
пустых чашки.
◈
Как играем: вспомните сказку «Золушка», возьмите миску с перемешанными
макаронами и предложите маленькой Золушке разложить макароны в разные миски,
например: «колечки» в одну миску, «рожки» — в другую, «спиральки» — в третью. А
тем временем вы можете заниматься своими делами. Похвалите Золушку, когда она
справится с заданием.
◈
Усложните задачу: добавьте несколько фасолинок в макароны и спросите, куда
же их деть, в какую миску положить?
◈
Закрепляем: во время приготовления пищи спросите у ребенка, что можно
приготовить из макарон (молочную лапшу, суп, сделать запеканку, салат). Можно
предложить украсить отварные макароны разноцветными дорожками из кетчупа и
майонеза, нарисовать цветочки и пр.
Вкусные буквы
Игра на развитие мелкой моторики; формирование целостного восприятия;
закрепление знание букв
Необходимый инвентарь: макароны, стол.
◈
Как играем: предложите ребенку поиграть — выложите из отварных макарон те
буквы, которые он уже выучил. Сделать это можно на тарелке, на противне. Если
ребенок затрудняется — помогите ему.
◈
Можно выложить короткие слова, такие как АУ, ЕМ, БАК, ЛАК, ЕЛЬ и пр. После
того как ребенок выложит знакомые слова, их можно будет... скушать!
◈
Закрепляем: буквы можно выкладывать из фасоли, гороха. Если есть тесто,
можно вылепить «сдобные» буквы вместе с ребенком, а потом угостить домашних.
◈
В свободное время поиграйте в слова — называйте слова сначала на букву «А»:
автобус, апельсин и т. д.
Необычные рисунки
Продолжаем учиться рисовать, развиваем творческое воображение
Необходимый инвентарь: манка, противень, кисть художественная или палочка,
соломинка (все, чем можно рисовать), сито.
◈
Как играем: играем в «художников» — высыпаем манку на противень ровным
слоем (можно просеять через сито), затем предлагаем нарисовать любой рисунок,
который придет ребенку в голову, и рисовать, чем он захочет. Попросите малыша
рассказать о своем «шедевре», описать его. Похвалите ребенка. Покажите рисунок
домочадцам.
◈
Закрепляем: в подобной технике можно выполнить замечательную новогоднюю
открытку — красками нарисовать елку, дать картинке подсохнуть, покрыть ее ровным
слоем клея и присыпать манкой, как будто припорошить снежком.
Тарелочная галерея
Учимся расписывать блюдо, тарелку; развиваем творческое воображение
Необходимый инвентарь: блюдо, гуашь, кисть.
◈
Как играем: вам нечем занять ребенка на кухне? Дайте ему блюдо или поднос, пусть
он его разрисует. Это занятие нравится детям — им доверили домашние ценные
предметы! Тем более что дети любят рисовать. Поэтому ребенок будет занят долго. Не
смывайте сразу получившийся «шедевр», пусть повисит или полежит на видном месте.
"Эй, пузатый кабачок"
Игра на закрепление понятий «овощи» и «фрукты»; способствует развитию речи.
Необходимый инвентарь: вымытые овощи, фрукты, ваза и корзинка.
◈
Как играем: предложите ребенку помочь вам разложить овощи в корзинку, а фрукты
в вазу. Пусть при этом он называет их и описывает, например: помидор — овощ,
круглый, красный, растет на грядке; апельсин — фрукт, оранжевый, растет на
деревьях.
◈
Можно сыграть с ребенком в игру «Угадай на вкус» — дать ему попробовать фрукт,
небольшой кусочек, а он пусть угадает по вкусу, что это такое.
◈
Закрепляем: играем в «Чудесный мешочек» — предложите попробовать ребенку
угадать на ощупь, что за фрукт или овощ он достал.
◈
Вспомните стихи, загадки про овощи и фрукты, например: сорок одежек, и все без
застежек (капуста), когда его раздевают, то слезы проливают (лук). Можно заучить
стихотворение:
В огороде много гряд!
Мы сажаем здесь рассаду,
И морковь, и салат,
Каждый вечер прибегаем,
Наши грядки поливаем.
Овощей теперь, ребята,
Урожай сберем богатый.
Золушка
Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и
предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребёнком, сколько
макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно
нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
Таймер
Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером). Каждый раз,
устанавливая время на таймере, объявляйте вслух «1 минута», «5 минут» и т.п. А когда
таймер просигналит, ещё раз напомните малышу о том, сколько времени прошло.
Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени. Кроме того, таймер
можно использовать в качестве «звонка на переменку».
Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребёнок просит вас почитать
книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребёнку, что обязательно
почитаете, когда для вас прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить
обещание!
Настольный хоккей
Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное
поле, углы – ворота). Дайте ребёнку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с
соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта
«простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
Настольный керлинг
Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую
коробочку от маргарина или крышку от бутылки). На некотором расстоянии
обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки).
Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в
область мишени, как в настоящем керлинге. А теперь предложите малышу
самостоятельно поиграть в эту игру.
Боулинг
Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых
бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
Лепка из теста
Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребёнка небольшой кусочек теста
из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно)
и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете ещё добавить
немного краски.
Пусть ребёнок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в
своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить
в холодильнике.
Кот в мешке
Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей,
фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет.
Засунув руки в пакет, ребёнок должен ощупать предметы, по очереди назвать и
вытащить их.
Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые
наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем
на ощупь найти такой же в другом.
Что пропало?
Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть
ребёнок посмотрит и назовёт каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в
это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и
попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество
предметов и убирайте не один, а два предмета.
Соломинки
Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребёнок
должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие
рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?
Холодно-горячо
Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный
сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите
ребёнка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно»,
«теплее», «горячо».
Кораблики и подводные лодки
Поставьте перед ребёнком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут
корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это
моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед.
Предложите ребёнку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них
будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.
Из пустого в порожнее
Дети любят играть с водой, переливать её из одного сосуда в другой. Если не боитесь
луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть
наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.
Загадки
Загадайте ребёнку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты. Например, «Он
зелёный, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в
салат». До тех пор, пока он не отгадает.
Можете предложить логические загадки. Например, «Назови фрукт и овощ
одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Чем можно есть мясо, но нельзя есть
суп?» (вилка).