Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.


Авторы: Александрова Анна Сергеевна, Туралиева Алия Базарбаевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Ниновская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область Икрянинский район с.Федоровка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у

малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью: современные

дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков

и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и

психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше

развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и

мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и

выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах,

рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему развитие мелкой моторики столь важно?

Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к

памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую

моторику, вы развиваете не только его пальцы.

Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые

расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на

почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.

По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из

показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в

школе.

Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в

творческом плане.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на

формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга

ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс

речевого и умственного развития ребенка.

Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью

физического и психического развития. Повышается активность ребенка,

усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными

становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для

дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3 лет происходят существенные

изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с

окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом

возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение

этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный

характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят

существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов,

появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в

достаточно развернутых высказываниях.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок

оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству

(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах

предметов (одежда, посуда, мебель).

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных

функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.

Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем

готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения

кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до

поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в

младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем

самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его

будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве,

концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти

способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка,

исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая

моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода

раннего дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием

движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около

трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает

проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно

величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание

рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный

аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии

тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и

психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с

десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев

рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников

единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,

поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание,

мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и

двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что

в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные

движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и

прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей

прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если

развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя

общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными

исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют

развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким

образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя

соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения

пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог

активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем

построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из

поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-

ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий

Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А

известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью

полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с

детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной

методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте

большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира

малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения,

восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые

предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов

(памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей

(например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений,

восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки,

потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в

раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем

мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и

потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются

особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка —

это ещё одна складочка в коре больших полушарий10. Упражнения в повседневной

жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является

мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у

ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С

помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует

свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми

манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения

рук становятся основным источником познания ребенком окружающей

действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками,

ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится

ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное

или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и

людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех

этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью

упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и

своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать

ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование

самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций,

координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную

работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для

формирования личности человека в целом.

Значение моторики в раннем дошкольном возрасте.

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно

чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш

особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи

этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает

основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него

закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка.

Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся

похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его

действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются

постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы

помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную

подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения,

способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных

навыков.

От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать

первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки

различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период

ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать

мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя

носки или шапку.

В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до трёх лет, навыки,

приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются.

Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место.

Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал

предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это

время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.

То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно

и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а

потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация

движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития

кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в

процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После

сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени

выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул

движений рук по направлению к нему.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое

значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной

деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях

походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать

огромное множество – причем, из подручных средств:

Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у

симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с

меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;.

Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких

движений пальчиками.

Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен

именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.

Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском)

гончарном круге.

Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также

эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие

неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-

песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из

воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго

следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования

цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).

Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей,

составлением узоров и аппликаций.

Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди,

веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.

Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем

пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем

кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными

развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и

любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.

Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю

фасоль из тарелки (банки).

Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет.

Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры.

Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в

его руке.

Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада.

Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту

его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и

больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно

учить играть, просто собрать конструктор – мало!).

Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки,

макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на

веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых

простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с

4-5).

Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он

всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо

и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики.

Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки

крючком или шарфы спицами, и проч.

Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем

пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь

размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько

тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие

крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно

также использовать ракушки, камушки, бусинки.

Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и

разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть

ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же,

надеть крышку он тоже должен самостоятельно.

Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами

(щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка

спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант:

наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы

кораблик поплыл».

Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько

цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно

рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются

вредные краски.

Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных

(безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и

папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.

Основные правила для родителей:

Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности

тренировок.

Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.

Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.

В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую

сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.

Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического

развития.

Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме

придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять

сами движение, правильно их совершать.

Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть

постепенным.

Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание

самостоятельно придумать новые упражнения.

Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте

хвалить свое чадо за успехи.

Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать

самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется

ждать и потом убирать за ребенком.

Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые

движения, сразу переходите к другим – более сложным



В раздел образования