Авторы: Александрова Анна Сергеевна, Туралиева Алия Базарбаевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Ниновская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область Икрянинский район с.Федоровка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у
малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью: современные
дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков
и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и
психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше
развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и
мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и
выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах,
рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему развитие мелкой моторики столь важно?
Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к
памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую
моторику, вы развиваете не только его пальцы.
Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые
расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на
почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из
показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в
школе.
Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в
творческом плане.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга
ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс
речевого и умственного развития ребенка.
Особенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. Повышается активность ребенка,
усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными
становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для
дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3 лет происходят существенные
изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с
окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом
возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение
этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный
характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят
существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов,
появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в
достаточно развернутых высказываниях.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок
оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству
(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах
предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных
функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.
Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем
готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения
кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в
младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем
самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его
будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве,
концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти
способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка,
исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая
моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода
раннего дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием
движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около
трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает
проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно
величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание
рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии
тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и
психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с
десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев
рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников
единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,
поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание,
мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что
в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные
движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и
прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей
прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя
общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными
исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют
развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким
образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя
соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения
пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог
активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем
построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из
поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-
ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий
Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А
известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью
полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с
детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной
методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте
большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира
малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения,
восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые
предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов
(памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей
(например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений,
восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки,
потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в
раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем
мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и
потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются
особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка —
это ещё одна складочка в коре больших полушарий10. Упражнения в повседневной
жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является
мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у
ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С
помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует
свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми
манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения
рук становятся основным источником познания ребенком окружающей
действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками,
ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится
ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное
или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и
людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех
этих действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью
упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и
своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать
ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование
самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций,
координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную
работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для
формирования личности человека в целом.
Значение моторики в раннем дошкольном возрасте.
В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно
чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш
особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи
этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает
основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него
закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка.
Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся
похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его
действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются
постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы
помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную
подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения,
способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных
навыков.
От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать
первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки
различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период
ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать
мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя
носки или шапку.
В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до трёх лет, навыки,
приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются.
Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место.
Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал
предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это
время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно
и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а
потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация
движений глаз и руки, а также действий обеих рук.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития
кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в
процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После
сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени
выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул
движений рук по направлению к нему.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое
значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной
деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях
походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать
огромное множество – причем, из подручных средств:
Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у
симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с
меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;.
Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких
движений пальчиками.
Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен
именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.
Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском)
гончарном круге.
Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также
эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие
неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-
песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из
воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго
следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования
цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей,
составлением узоров и аппликаций.
Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди,
веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем
пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем
кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными
развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и
любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю
фасоль из тарелки (банки).
Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет.
Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры.
Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в
его руке.
Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада.
Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту
его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и
больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно
учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки,
макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на
веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых
простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с
4-5).
Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он
всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо
и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики.
Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки
крючком или шарфы спицами, и проч.
Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем
пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь
размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько
тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие
крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно
также использовать ракушки, камушки, бусинки.
Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и
разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть
ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же,
надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами
(щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка
спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант:
наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы
кораблик поплыл».
Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько
цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно
рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются
вредные краски.
Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных
(безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и
папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.
Основные правила для родителей:
Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности
тренировок.
Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую
сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического
развития.
Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме
придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять
сами движение, правильно их совершать.
Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть
постепенным.
Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание
самостоятельно придумать новые упражнения.
Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте
хвалить свое чадо за успехи.
Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать
самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется
ждать и потом убирать за ребенком.
Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые
движения, сразу переходите к другим – более сложным