Автор: Чумичева Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №103 "Гармония"
Населённый пункт: Красноярский край, ЗАТО г. Железногорск
Наименование материала: "Совершенствование интеллектуального здоровья младших школьников"
Тема: "Совершенствование интеллектуального здоровья младших школьников через курс "Ментальная арифметика"
Раздел: начальное образование
«Совершенствование интеллектуального здоровья
младших школьников через
курс Ментальная арифметика»
учитель начальных классов МБОУ Лицей №103 «Гармония»
ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
ЧУМИЧЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Глубоко убеждена, что любой человек, приходящий в этот мир –
это чистая, светлая личность, и моя задача, как учителя начальных
классов,
всесторонне
развивать
все
положительные
стороны
этой
личности. Ведь мир ребенка – это светлый и добрый мир. Моя цель –
наполнить
этот
мир
светом
знаний
и
теплом
души,
любовью
и
красотой.
Готовясь к каждому уроку, вкладываю все свои знания и умения,
весь свой накопленный опыт для того, чтобы урок был насыщенным,
ярким и доступным, успешным для каждого ученика.
В
течение
пятнадцати
лет
активно
внедряю
в
педагогическую
практику Лицея №103 «Гармония» раздельное обучение мальчиков,
есть системный подход и исследовательская работа в данном вопросе.
В своей деятельности реализую целостную дидактическую систему
Леонида
Владимировича
Занкова
(с
2004
г.)
с
использованием
элементов
здоровьесберегающих
методик
Владимира
Филипповича
Базарного(конторки – смена динамических поз, офтальмотренежеры –
для снятия нагрузки на зрение).
Сформированность
предметной
компетентности
позволяет
мне
при
организации
учебного
процесса(система
Л.В.
Занкова)
осуществлять оптимальное общее развитие обучающихся, развивать
интеллект и личность, расширять у учащихся постоянный интерес к
познанию.
У каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики.
Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели веселым, добрым
звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Какие формы нужно использовать, чтобы ребенку было интересно
и комфортно в школе, что нужно сделать для того, чтобы найти баланс
между
собственными
и
детскими
интересами,
создать
атмосферу,
чтобы
пребывание
в
школе
превратилось
в
многогранный
и
увлекательный процесс?
Одним
из
ответов
на
мой
вопрос
стал
курс
«Ментальная
арифметика»,
потому
что
именно
в
этом
курсе
я
увидела
ресурс
именно для мальчиков, курс соревновательный, занятия насыщены,
увлекательны и часто проходят в игровой форме. Это снимает многие
проблемы школьного образования именно для мальчиков, которые не
терпят однообразия, медленного темпа работы, большого количества
повторений.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное
развитие головного мозга происходит у детей от 4 до 12 лет. Навыки,
приобретенные
в
этом
возрасте,
быстро
и
легко
усваиваются
и
сохраняются на долгие годы.
Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое
полушарие
анализирует
реальность
по-
разному.
Левое
полушарие
«думает»
о
вещах
с
помощью
слов,
тогда
как
правое
полушарие
воспринимает
вещи
только
в
виде
образов.
Несмотря
на
то,
что
нынешняя образовательная система отдает преимущество развитию
левого полушария мозга у детей, в правом полушарии мозга скрыт
колоссальный потенциал. В течение первых лет жизни образуются
нейронные
связи,
которые
определяют
развитие
мозга.
Если
эти
соединения не стимулируются на этом важном этапе жизни, то они
отмирают навсегда. Очень важно не упустить этот момент.
Ментальная арифметика развивает способность к успеху в любом
деле. Она помогает натренировать нейронные связи головного мозга
ребенка,
развивает
скорость
и
качество
его
мышления,
а
также
самостоятельность, инициативность и умение критически оценивать
себя.
Занятия ментальной арифметикой помогли увидеть существенный
результат:
1.
У
первоклассников
и
дошкольников,
заметно
улучшилась
каллиграфия, улучшилось качество письма, так как работа с
мелкими косточками на счетах, помогают развивать мелкую
моторику;
2.
Педагоги
–
предметники
замечают,
что
у
детей
,
посещающих занятия ментальной арифметики, значительно
повышается результативность, дети лучше заучивают стихи,
иностранные
слова,
могут
оперировать
большим
объемом
информации;
3.
Школьники быстро считают в уме, техника счета ментальной
арифметики
в
общем
способствует
развитию
всех
психических функций;
4.
Дети,
занимающиеся
ментальной
арифметикой,
в
своих
классах
чувствуют
себя
успешными,
а
это
способствует
развитию самооценки.
По
нашим
наблюдениям,
на
занятия
приходят
одинаковое
количество
мальчиков
и
девочек,
но
все
рейтинговые
места
в
олимпиадах принадлежат, как правило, мальчикам.
Курс «Ментальной арифметики» предназначен не только для
тех,
кто
любит
математику
или
пытается
ее
«подтянуть»,
ею
можно
заниматься
в
любом
возрасте
и
с
разным
уровнем
подготовки.
На
собственном
опыте,
обучая
второй
год,
мы,
педагоги
сделали вывод о том, что и наши ресурсы возросли: улучшилась
память, работоспособность, концентрация внимания.
Убеждена,
что
благодаря
таким
занятиям
ментальной
арифметики,
школьник
сможет
развить
логику
и
научиться
ментальному счету. Помимо того, что у ребенка появится интерес
к новым знаниям и умениям. На таких занятиях всегда интересно
и весело: математические примеры, благодаря арифметическим
вычислениям на счетах, могут совмещаться с танцами, песнями и
стихами.
На
занятиях
в
школе
и
дома
на
компьютере(дети
ежедневно
выполняют
многоуровневые
задания
на
платформе)
происходит
работа
над
усидчивостью,
внимательностью,
коммуникацией, воображением и интуицией.
В заключение можно сказать, что только в сотрудничестве с
учащимися мне удается развить талант и творческие способности.
Но
самое
главное,
что
я
вознаграждена
тем,
что
слышу
нежный звон серебряных колокольчиков.