Автор: Гошина Светлана Ильинична
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа № 4
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: "Способы мотивации и стимулирования обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Способы мотивации и стимулирования обучающихся
Гошина Светлана Ильинична, преподаватель по классу фортепиано МБОУ
ДОД «Детская музыкальная школа № 4» города Томска
Тема доклада посвящена раскрытию некоторых вопросов использования
нетрадиционных
форм
занятий
с
одарёнными
детьми,
поиска
способов
мотивации и стимулирования обучающихся.
Цель
–
найти
ответы,
на
возникающие
вопросы
по
данной
теме,
предложить пути по решению возникающих проблем.
Применение нетрадиционных форм урока
Анализ
педагогической
литературы
позволил
выделить
несколько
десятков
типов
нестандартных
уроков.
Их
названия
дают
представление
о
целях,
задачах,
методике
проведения
таких
занятий.
Наиболее
распространённые
из
них:
уроки-«погружения»;уроки-соревнования;
театрализованные
уроки;
уроки-консультации;
уроки
взаимообучения
учащихся; уроки творчества; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачёты;
уроки-сомнения;
уроки-творческие
отчёты;
уроки-фантазии;
уроки-игры;
уроки-концерты; межпредметные уроки.
Конечно,
нестандартные
уроки,
необычные
по
замыслу,
методике
проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со
строгой структурой и установленным режимом работы, поэтому, по мнению
И.П.
Подласого,
практиковать
такие
уроки
следует
всем
педагогам.
Но,
превращать
нестандартные
уроки
в
главную
форму
работы,
вводить
их
в
систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьёзного
познавательного труда, невысокой результативности.
Широкое
применение
проблемно-задачного
подхода
(системы
познавательных задач, проблемных вопросов, ситуаций)
Виды ситуаций:
Ситуация-выбор,
когда
имеется
ряд
готовых
решений,
в
том
числе
и
неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное).
Ситуация – неопределённость, когда возникают неоднозначные решения ввиду
недостатка
данных. Ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе
борьбу и единство противоположностей, что часто встречается на практике.
Ситуация-неожиданность,
вызывающая
удивление
у
обучаемых
своей
парадоксальностью и необычностью.
Ситуация-предложение,
когда
преподаватель
высказывает
предположение
о
возможности
новой
закономерности,
новой
или
оригинальной
идее,
что
вовлекает в активный поиск обучаемых.
Ситуация-несоответствие,
когда
она
не
«вписывается»
в
уже
имеющийся
опыт и представления, и многие другие рамки.
Повышение удельного веса интерактивных методов обучения
М е т о д
о б у ч е н и я
– это
способ
взаимосвязанной
деятельности
преподавателей
и
учащихся,
направленный
на
решение
комплексных
задач
учебного
процесса. Методика
обучения –
система
научно-обоснованных
методов, правил и приёмов обучения предмету.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов
распространена традиционная классификация, отражённая во всех учебниках
дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т.д. В основании этой
классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым.
Но данная классификация не позволяет судить о том, какие из методов являются
интерактивными.
Если
же
в
основу
классификации
положить,
например,
степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний, то получается
д р у г о й
н а б о р : репродуктивный,
частично-поисковый,
поисковый,
исследовательский. Такая
классификация
по
уровню
исследовательской
деятельности
обучающихся,
напрямую
связанных
между
собой,
помогает
оценить степень их активности.
Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических
приёмов
«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога по поводу предмета
разговора,
получает
ответ
и
сообщает
о
мере
своей
удовлетворённости
полученным ответом).
«Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения темы, установка на
объект изучения, пожелание в адрес организуемого занятия).
«Сообщи
своё
Я»
(высказывание
предварительного
мнения
о
способе
выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так…»).
Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня
было…», «Я однажды наблюдал в жизни своей…»).
Художественное
изображение
музыкального
произведения
(схема,
рисунок,
пиктограмма и др).
Использование
всех
методов
мотивации
и
стимулирования
обучающихся. Под
мотивацией
понимают
совокупность
внутренних
и
внешних
движущихся
сил,
побуждающих
человека
к
деятельности
и
придающих
ей
свой
определённый
смысл.
Устойчивая
совокупность
потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся
может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии,
приобретении
новых
знаний
и
умений.
Мотивация
саморазвития
учащихся
обусловлена
образовательными
потребностями
–
желанием
освоить
основы
образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть
стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности
учащихся:
1.
Эмоциональные:
поощрение,
учебно-познавательные
игры,
создание
ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий,
удовлетворение желания быть значимой личностью.
2.
Познавательные:
опора
на
жизненный
опыт,
учёт
познавательных
интересов,
создание
проблемных
ситуаций,
побуждение
к
поиску
альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-
развивающаяся кооперация.
3.
Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование
ответственного
отношения,
выявление
познавательных
затруднений,
самооценка
и
коррекция
своей
деятельности,
формирование
рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
4.
Социальные:
развитие
желания
быть
полезным,
создание
ситуации
взаимопомощи,
развитие
эмпатии,
сопереживания,
поиск
контактов
и
сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы,
организация само- и взаимопроверки.
Т а к и м
о б р а з о м , мотивация
является
основным
условием
интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить
наличие
и
содержание
образовательных
потребностей
обучающихся,
имеющихся
затруднений
и
проблем,
и
затем
на
каждом
занятии
целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и
стимулирования
деятельности
учеников
в
целях
реализации
личностно
ориентированного развивающего подхода.
Список литературы
1.
Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности.-М.,2008
2.
Инновационные педагогические технологии. В помощь администрации школы-
Волгоград,2006
3.
Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения. Учебное
пособие,. Изд.2-е.-М.,2011