Напоминание

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ


Автор: Трищенкова Ирина Владимировна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №5"
Населённый пункт: Белгородская область г. Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Раздел: среднее образование





Назад




КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА –

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Трищенкова И.В.

МБОУ «ООШ №5» г. Алексеевка

Реформирование общеобразовательной школы, разносторонние процессы

переустройства в социальной структуре, обновления гуманитарной практики

требуют

от

учителя

концентрации

интеллектуальных

ресурсов

для

удовлетворения социальных запросов. Педагогам, способным к управлению

учебно-воспитательным

процессом,

продуктивной

творческой

деятельности,

п од

с и л у

уд о в л е т в о р и т ь

п о т р е б н о с т и

о б щ е с т в а

в

р а з в и т и и

самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.

Есть основания полагать, что компетентность и профессионализм учителя

– эта проблема, которая была, есть и будет актуальной. Согласно концепции

Дж.

Равенна,

создание

внешних

и

внутренних

условий

формирования

профессиональной

компетенции

не

столь

важно,

сколь

важно

воспитание

личности профессионала [2; 136]. Так что же является определяющим фактором

профессионализма педагога, в чём заключается уникальность его творческого

«Я»? Систематически работая над собой,

постоянно развиваясь, он может

соответствовать требованиям времени и профессии.

Древнекитайский мыслитель Конфуций говорил: «Тот, кто, обращаясь к

старому, способен открывать новое, способен быть учителем» [3; 401].

В

данной

статье

я

попытаюсь

дать

оценку

личностным

качествам

педагога, который находится в постоянном творческом поиске в раздумье, в

переживании, бесконечном совершенствовании в рамках профессионального

творчества и мастерства, а также попытаюсь доказать, что компетентность и

профессионализм

педагога

необходимое

условие

развития

современной

школы.

Надо обратить внимание на то, что главным определяющим моментом

считается

личность человека, выбор его как педагога, преподавателя; его

убеждения, жизненная позиция, реальные поступки, ценностные основания,

которые позволяют наметить и заложить ключевые ориентиры у обучаемых

детей

в

различных

сферах

жизнедеятельности.

Разносторонне

развитая

личность

учителя,

а

также

его

профессиональная

компетентность

как

предметника

и

как

педагога

позволяет,

с

одной

стороны,

вовлечь

в

воспитательный,

образовательный

и

педагогический

процесс

ребёнка,

а

с

другой,

– повести за собой, формируя ключевые ценностные ориентиры и

представления о жизнедеятельности в обществе.

Следует подчеркнуть, что на выбор профессиональной позиции педагога

оказывают

влияние

многие

факторы,

но

решающими

становятся

его

индивидуально-типологические особенности личности, темперамент, характер

и профессиональные установки [4; 23].

Согласно характеристике Л. Б. Ительсона педагог может выступать в

качестве:

– информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм,

воззрений и т.д.;

– диктатора,

если

он

насильственно

внедряет

нормы

и

ценностные

ориентации в сознание воспитанников;

– советчика, если использует осторожное уговаривание;

– просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо»,

опускаясь, порой до самоунижения, лести;

– вдохновителя, если он стремится увлечь воспитанников интересными

целями, перспективами [5; 152].

В

ходе

проведенных

исследований

выяснилось,

что

каждая

из

этих

позиций может давать как

положительный, так и отрицательный эффект в

зависимости

от

личности

педагога.

Всегда

дают

отрицательные

результаты

несправедливость

и

произвол;

подкуп,

неуважение

к

личности

ребенка,

превращение его в маленького кумира и диктатора, подавление его инициативы

и т.п.

Следует

отметить,

что

учителю

очень

важно

о с о з н а в ат ь

себя одухотворенной личностью.

Без этого невозможна высокая самооценка,

являющаяся

стержнем

личности,

невозможно

сохранение

активной

профессиональной

позиции,

внутренней

уравновешенности,

творческого

потенциала.

Хотелось бы обратить внимание на то, что состояние душевного

подъема

крайне

необходимо

учителю

для

эффективного

осуществления

педагогического процесса, развития и воспитания школьников, решения задач

обучения.

Очевидно,

что

состояние творчества является

основой

педагогического

мастерства учителя. Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником,

любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо

застраивает

знаниями

все

уголки

человеческого

существа,

со

скульптором,

тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем,

энергично ведущим наступление против варварства и невежества [1; 32].

Следует отметить, что высшей потребностью личности учителя является

потребность в реализации своих возможностей.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», –

писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость

ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Человек, который решил стать педагогом, во-первых, должен обладать

фундаментальными качествами. Основными из них являются: ответственность,

выдержка,

интеллигентность,

спокойствие,

терпение,

самоорганизация,

осознание

своей

роли

в

жизни

общества

и

государства,

объективная

самокритика,

постоянное

самообразование

в

рамках

как

предмета,

так

личностного и профессиональное самосовершенствования в области предмета,

социальной философии, психологии и педагогики и т.д. Деловые качества и

высокие требования во всём, есть требования, предъявляемые к современному

преподавателю-педагогу.

Следует

отметить,

что

в

рамках

педагогической

деятельности,

преподаватель

руководствуется

чувством

педагогического

долга

и

ответственности, высшим проявлением которого является самоотверженность.

Он требователен к себе, следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Ярким примером

является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А.

Сухомлинского.

Патриотизм,

ответственность,

духовность,

правовая

компетентность,

нравственность и высокий профессионализм – вот базовый девиз современного

педагога и преподавателя.

В

заключении

необходимо

отметить,

что

педагог

достигает

большего

успеха в своей деятельности, повышается уровень его профессионализма, что

его работа становится более высокоэффективной.

В ходе исследования было

выяснено,

что

для

успешной

деятельности

педагог

должен

осознавать

и

усваивать представления современного общества о тех требованиях, которые

ему предъявляются,

стремиться к обеспечению высокого уровня обучения

учащихся,

постоянному

профессиональному

развитию

и

саморазвитию.

Учитывая перечисленные требования, педагог будет работать качественнее,

ориентируя

учащихся

и

родителей

на

современные

установки

и

запросы

общества.

Литература

1.

Коменский

Я.А.

Избранные

педагогические

сочинения.

М.:

Педагогика, 1995. – 576 с. – С. 32.

2. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.

Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.:

Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. – С. 136.

3. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2004. – 497 с.

– 401 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб.пособие

для студ.высш.пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 576 с. – С. 27.

5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.,

Логос, 1996. – 320 с. – С. 152.



В раздел образования