Автор: Кобзева Надежда Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Краснодарский край, Тихорецкий район, станица Новорождественская
Наименование материала: "Путешествие в страну сказок и загадок"
Тема: Развлечение для детей 3–7 лет
Раздел: дошкольное образование
Сценарий развлечения для детей общеразвивающей группы
для детей 3-7 лет
«Путешествие в страну сказок и загадок»
Воспитатель: Кобзева Н.А.
Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:
• сформировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке;
• развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь, логическое мышление,
тренировать память, внимание
• через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство
товарищества, взаимопомощи;
• Воспитывать у детей умение оценивать добрые и отрицательные поступки героев
Предварительная работа
1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Разгадывание загадок.
4. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, дидактическая игра по сказкам
«Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».
Демонстрационный материал
1. Волшебный клубочек.
2. Иллюстрации к русским народным сказкам.
3. Выставка рисунков по русским народным сказкам.
4. ИКТ.
5.Телеграммы.
6.Разрезные картинки к игре «Собери сказку».
7. Предметы к игре «Бюро находок»: пирожок, рыбка, скалочка, ложки, яйцо, яблоко, репка.
8. Корзинка.
Ход развлечения:
Звучит музыка «В гостях у сказки». Бабушка Сказка–в русском народном костюме встречает
детей.
Бабушка Сказка. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите
в мой дом, я гостям всегда рада. Зовут Меня Бабушка сказка. Ребята, посмотрите, сколько у нас
сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие!
Бабушка Сказка: Ребята, а какое у нас настроение? Как без слов, подарить свое хорошее настроение
другим людям?
Дети: Нужно улыбнуться.
Бабушка Сказка:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Бабушка Сказка. Ребята, а вы любите сказки? Слушая или читая сказку, ты постигаешь ее
неповторимый, волшебный мир. Нехоженые тропинки ведут тебя на край земли. Там высятся,
поднимаясь к самому синему небу, прекрасные дворцы из снега, дикие лебеди летают над
бескрайним морем, а в море том отражаются розовые облака. Преодолевая множество опасностей и
приключений, маленький беспомощный мальчик становится сильным и храбрым. Ум и находчивость
помогают ему в неравном поединке с жестоким змеем. Сказку нередко наполняют разные чудеса. То
злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку. То гуси-лебеди крадут братика у сестры. То
непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, становится козленочком. То
яблонька вознаграждает добрую девочку серебряными и золотыми яблочками. Все это так интересно
и заманчиво. Немало на белом свете прекрасных сказок, среди которых у каждого из вас есть самые
дорогие. Вот сегодня мы и вспомним наши любимые сказки. А знаете, почему сказки волшебные?
Дети: сказки волшебные, потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие
герои: Баба-Яга, леший, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами
ходят.
Бабушка Сказка: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок и загадок. И
полетим мы в эту страну на... Как вы думаете на чем? (ответы детей). Полетим мы туда на ковре -
самолете! Вот он наш волшебный ковер. Присаживайтесь поудобнее на ковер и закрывайте глаза.
Над горами, над долами,
Над зелеными полями
Мы летим в страну чудес
Где сказки и загадки есть!
(Дети открывают глаза и оказываются в стране Сказок и Загадок)
Дороженька нам предстоит дальняя. А поможет нам волшебный клубочек, он и покажет дорогу к
русским народным сказкам. Скажите, а кто сочинил русские народные сказки?
Дети: Эти сказки сочинил русский народ.
Бабушка Сказка: Ребята, скажите, с каких слов начинаются сказки?
Дети: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.
Бабушка Сказка: Молодцы! А теперь в путь! В страну сказок, чудес и волшебства!
В сказке может все случится,
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостье «Заходи»!
Бабушка Сказка. Русские народные сказки учат нас отличать добро от зла, ведь недаром во многих
сказках можно прочитать фразу: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
- Ребята, клубок привел нас с вами к странной избушке. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя
поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.
(Звучит музыка, выбегают Баба Яга и Кикимора, идет их сценка. В конце они заявляют, что
пропустят детей только в том случае, если они выполнят ряд заданий)
Баба Яга: Ишь, какие хитрые, хотели проскочить мой лес просто так. А все равно не вышло бы. У
меня помощники есть, ни за что не пропустят никого. У них коготки острые, исцарапают всех, кто
осмелится мой лес без моего дозволения пройти.
Бабушка Сказка. Да наши дети с любыми вашими заданиями справятся.
Баба Яга: Это мы еще посмотрим.
(Баба Яга и Кикимора проводят: «Загадки Бабы Яги» и «Назови сказку»)
«Загадки Бабы Яги»
Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла,
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила,
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадайте мои загадки.
У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди.)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят.)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Бабушка Федора.)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок — смоляной бочок.)
На окошке он студился,
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. … (Маша и медведь)
Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился,
Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)
Кикимора: Я, ребята предлагаю вам провести физминутку «Теремок».
Наш весёлый теремок: он не низок, не высок (встать на носки, присесть)
В нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)
Воробьишка чик – чирик, (махи руками)
Петушок тянет носок, (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
И зайчишка скок да скок. (прыжки на месте)
Мушка крылышками машет, (бег на месте)
Мышка же с платочком пляшет. (дети пляшут)
Ёж закрыл дверной замок,
Сторожит он теремок (хлопки)
Кикимора: Так, попрыгали, побегали, поплясали… А сейчас мы с вами поиграем в
игру «Назови сказку».
1. Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все
звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся
за болотными кочками. (Тараканище. К. И. Чуковский «Тараканище»)
2. Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сестры. Его мама
считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или
станет со временем меньше. Его долго все обижали, он перенес много горя и бед. И в конце концов
он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает
гордости. (Гадкий утенок. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».)
3. Кто так говорит: «Я с радостью поехал бы в Африку. Я люблю обезьян, и мне жаль, что они
больны. Но у меня нет корабля…» (доктор Айболит.)
4. Кто говорит такие слова: «А еще меня уверяли, но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы
будто бы умеете превращаться даже в самых маленьких животных. Ну, например, сделаться крысой
или...» (Кот в сапогах.)
5. Герой этот прошел огонь и воду, выиграл четыре сражения, а в пятом трагически погиб. (Колобок.)
Бабушка Сказка. Ну что, Кикимора, справились дети с твоими заданиями?
Кикимора: Справились. А меня с собой возьмете? А то мне скучно одной.
Бабушка Сказка. Только если пакостить не будешь!
Кикимора: Не буду, не буду!
Бабушка Сказка. Мы сейчас пойдем через болото Водяного…
Баба Яга (перебивает): Я знаю, как быстро пройти, я уже пробовала пройти. Надо ответить на вот
эти телеграммы и вопросы по сказкам.
Бабушка Сказка. Ну, тогда давайте ответим и отправимся дальше.
Телеграммы:
- «Пи-пи-пи, дед и баба! Ваша Курочка - Ряба снесла золотое яичко! Пора бить!». Кто мог послать эту
телеграмму? (Мышка - норушка. «Курочка Ряба»)
- «Всем, всем, всем! Моя дочь, царевна Несмеяна, смеется не переставая вот уже три года, три дня и
три ночи. Слышал, что существует лекарство под названием «делу — время, потехе — час», которое
останавливает смешинки. Тому, кто раздобудет снадобье, отдам полцарства«. Кто просит о помощи?
(Царь.)
- «Граждане! Не бросайте, пожалуйста, в молочные реки с кисельными берегами бумагу, кожуру и
всякий другой мусор. Поплескаться уж негде!« Как вы думаете, кто из сказочных героев мог дать
такое объявление? (Гуси-лебеди.)
- «Спасите! Моих детей съел серый волк». (Коза. «Волк и семеро козлят».)
- «Прибыть на праздник не смогу. От меня сбежали брюки.» (Грязнуля. «Мойдодыр»)
- «Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби».
(Волк. «Лисичка-сестричка и серый Волк»)
- «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея погубите!» («Муха-Цокотуха»)
- «Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись». (Цапли «Телефон»)
Кикимора: Вам надо пройти еще одно испытание. Сейчас мы выясним, «Хорошо ли вы знаете
сказки»
По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-
лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.
Кикимора: Молодцы! Хорошо сказки знаете.
Бабушка Сказка. Ну что ж, Баба Яга и Кикимора совсем уж не злые. Ребята, а давайте вместе с
ними поиграем в игру «Бабушка Маланья».
(Дети вместе со взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ребенок,
изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу
вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными
движениями).
У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась за руки.
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей, Закрывают руками брови.
Вот с такими ушами, Показывают «большие» уши.
Вот с такими носами, Показывают «большой» нос.
Вот с такими усами, Показывают «усы».
С такой головой. Показывают «большую» голову.
С такой бородой, Показывают «длинную» бороду.
Ничего не ели, Присаживаются на корточки.
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так. Повторяют за ведущим любое смешное
движение
(Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать,
сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать).
Бабушка Сказка: Давайте присядем на пенечки и отдохнем.
А пока вы отдыхаете, я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
5 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
6 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Бабушка Сказка:
Был Кощей вчера в гостях.
Что наделал, просто ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Картинки вы должны собрать,
Сказку русскую назвать.
Игра «Собери сказку».
Дети собирают из разрезных картинок изображения и называют сказку.
Бабушка Сказка: Молодцы!
Баба Яга: Ребята, помогите и мне, пожалуйста.
Бабушка Сказка: Что у тебя случилось Баба Яга?
Баба Яга: В своем лесу я нашла предметы, но не знаю, чьи они. Лежат они вот в этой корзинке.
Бабушка Сказка: Ну, что, ребята, поможем Бабе Яге найти хозяев этих предметов?
Дети: Да!
Игра «Волшебная корзинка».
Дети по очереди достают предметы из «Волшебной корзинки», и говорят: из какой сказки
потерянные вещи.
- Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
- Репка – «Репка»
- Яблоко – «Гуси-лебеди»
- Три ложки – «Три медведя»
- Яйцо – «Курочка Ряба»
- Одна ложка – «Жихарка»
- Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью»
- Скалочка «Лисичка со скалочкой».
Баба Яга: Молодцы, ребята! Много сказок вы знаете.
Кикимора: Скажите, что самое главное в русских народных сказках?
Дети: Добро побеждает зло.
Баба Яга: Пора нам прощаться с вами.
Кикимора: До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства!
Бабушка Сказка. Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Много сказок вы сегодня
увидели. В каких сказках вы побывали?
Ответы детей:
Бабушка Сказка: А какими словами заканчиваются сказки?
Дети: Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец.
Бабушка Сказка. Где же наш волшебный клубок? Катись, Волшебный клубок, прямо к дому, на
порог!
Бабушка Сказка: Порадовали вы Бабушку Сказку, спасибо вам! Поблагодарить вас
хочу (преподносит сладости).
В мире много сказок,
Добрых и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!