Автор: Свиридова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Освоение социального опыта трудовой деятельности детьми дошкольного возраста при организации дежурства в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование
Освоение социального опыта трудовой деятельности детьми дошкольного
возраста при организации дежурства в практике работы ДОО
Свиридова Наталья Николаевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни»
Антон Павлович Чехов
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного
возраста,
дальнейшее
развитие
самостоятельности
как
личностного
качества
в
период
дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового
труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской
деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск
адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на
воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
В
практике
дошкольного
воспитания
проблеме
самостоятельности
дошкольника
в
бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении
детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности
связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления
ребенком в труде субъектной позиции.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного
характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли
детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Воспитатели
весьма
субъективно
и
порой
ошибочно
делят
детей
на
«умелых,
самостоятельных,
хороших
помощников»
и
«беспомощных
неумех».
Часто
самостоятельность подавляется излишней опекой, регламентацией действий, исправлением
взрослыми на глазах у детей результатов их труда низкого качества, недоброжелательной
оценкой
детской
трудовой
деятельности,
игнорирующей
чувства
и
эмоции
ребенка,
унижающей
его
достоинство.
Недостаточное
внимание
уделяется
субъектной
позиции
ребенка в труде, формированию мотивации, целеполагания, контрольно-оценочных умений.
В совместной трудовой деятельности взрослых и детей далеко не всегда наблюдается
подлинное
сотрудничество.
Это
обусловлено
тем,
что
воспитатели,
руководя
детским
трудом, выбирают учебно-дисциплинарную модель педагогического воздействия.
1
Недостаточный
уровень
самостоятельности
дошкольников
в
повседневном
труде
обусловлен также просчетами в построении развивающей среды. Опыт проживания ребенка
в детском саду недостаточно готовит его к жизни в современном мире, а труд носит
искусственный характер.
Современному ребёнку нужна многогранная по своим возможностям, развивающая его
творческие способности предметная среда деятельности, воплощающая в себе цели и
ценности его развития.
По мере освоения трудового опыта ребенок постепенно включается в реальные
трудовые
связи
с
близкими
ему
людьми,
сверстниками,
берёт
на
себя
элементарные
обязанности
в
самообслуживании,
хозяйственно-бытовом
труде,
проявляет
самостоятельность через разнообразные виды труда в ДОО ( рисунок1)
Рисунок 1 « Виды труда в ДОО»
Самостоятельность
делает
ребенка
относительно
независимым
от
чужой
помощи,
что
воспитывает
чувство
уверенности,
собственного
достоинства,
дает
возможность
самоутвердиться.
Обучение трудовым навыкам в процессе дежурства включает три последовательных
этапа.
Первый этап – формирование системных знаний о труде (например: няни, повара,
прачки).
Цель
данного
этапа
–
раскрыть
детям
направленность
трудовых
процессов,
познакомить с их структурой, способами осуществления, вызвать желание трудиться на
пользу себе и другим.
Второй этап – обучение целостным трудовым процессам: стирка кукольного белья,
мытье
игрушек,
накрывание
столов,
поливка
цветов. Цель
– обучение
специальным
умениям, необходимым для элементарного включения ребенка как субъекта труда в процесс
совместного со взрослым трудового действия. Процесс обучения детей происходит на
основе использования дидактических материалов «практической жизни» М.Монтессори.
Главной
целью
упражнений
в
«практической
жизни»
является
развитие
самостоятельности и независимости ребёнка от взрослых. Основной методический приём
для
знакомства
ребёнка
с
новым
дидактическим
материалом
-
«презентация».
Привлекательная форма упражнений помогает ребёнку, например, научиться процедуре
складывания салфеток, мытью посуды, кисточек, накрыванию на стол, уборке со стола.
Используются самые обыкновенные вещи, которые есть в каждом доме.
Ребёнку важен прежде всего процесс работы, а не результат. Дети обучаются прежде
всего
через
собственные
действия.
Взрослые
могут
узнавать
мир,
читая,
наблюдая,
воспринимая информацию на слух, дошкольники же познают мир именно через призму
собственных чувств, прожитых в действии.
Данная работа проводится с небольшими подгруппами детей. Вначале детям
показываются способы выполнения трудовых навыков, затем каждый ребенок получает
возможность выполнить данное действие самостоятельно. Во время таких упражнений
ребенок
получает
знания
о
способах
трудовой
деятельности,
подводящих
его
к
самостоятельному использованию трудового навыка. Огромную роль здесь играет обучение
способу
осуществления
трудового
процесса,
как
ведущему
средству
развития
самостоятельности.
Для освоения способов трудовых действий (стирка кукольной одежды, дежурство по
столовой, мытье стульчиков и т.п.) мы используем модели, представляющие алгоритм
предстоящей деятельности. (рисунок 1)
Рисунок 1 «Алгоритм сервировки стола»
Вначале воспитатель совместно с детьми составляет на фланелеграфе (магнитной доске)
«лесенку»,
обозначающую
последовательность
действий
от
замысла
до
получения
результата.
Дети
под
руководством
воспитателя
отбирают
картинки
с
изображением
необходимого оборудования, располагают их в правильной последовательности:
стирка кукольного белья:
Фартуки;
Клеенка на стол;
Таз для стирки;
Доска стиральная;
Мыло;
Таз для полоскания;
Опоры для сушки;
Веревка и прищепка для сушки.
Во
второй
части
занятия
дети,
руководствуясь
моделью,
учились
самостоятельно
стирать кукольную одежду. Основное внимание уделялось развитию навыков самоконтроля,
самооценки («...посмотри внимательно, понравится ли кукле такое платье?...»).
Освоенные детьми способы осуществления трудовых процессов, приобретаемого умения
свободно пользоваться моделью как алгоритмом трудовой деятельности, появление у части
детей способности к переносу знаний и трудовых умений в новые условия деятельности
(дети
начали
по
собственной
инициативе
предлагать
родителям
свои
услуги
в
мытье
игрушек дома, уборке пыли и др.) позволили перейти к решению более сложных задач.
Третий этап – самостоятельная трудовая деятельность детей. На данном этапе дети
самостоятельно, путем переноса своего трудового опыта, выполняют необходимое для них
действие, направленное на пользу всему детскому коллективу. Для закрепления полученных
навыков происходит их перенос в игровую
деятельность.
Высокая
вариативность
моделей
и
богатое
содержание
повседневной
трудовой
деятельности позволяют каждому ребенку проявлять свою самостоятельность.
Иногда у детей можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию.
Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности
(одевание, уборка игрушек и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на
предыдущей
ступени
навыков
самостоятельности,
опрятности
и
чистоты.
Поэтому
необходимо
создавать
определенную
эмоциональную
атмосферу.
Вот
почему
детям
необходимы поощрения и объективная оценка
деятельности. В старшем дошкольном
возрасте дети могут сами оценивать свои достижения, исправлять недостатки.
Литература
1.
Алямовская
В.Г.
Ребёнок
за
столом:
Методическое
пособие
по
формированию
культурно-гигиенических навыков.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 64с.
2.
Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.-
112с.
3.
Нравственно-трудовое
воспитание
ребёнка-дошкольника:
программно-методическое
пособие / Л.В.Куцакова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2005.- 123с.
4.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
детском
саду.
Принципы
построения,
советы,
рекомендации/
Сост.
Н.В.Нищева.-Спб.,
«Детство-ПРЕСС»,
2006.-128с.
5.
Растём
играя:
Сред.
и
ст.
возраст:
пособие
для
воспитателей
и
родителей/
В.А.
Недоспасова.-М.: Просвещение, 2002.-94с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Педагогические действия по формированию самостоятельности в организации дежурства
Вид дежур-
ства
Возраст
Формы работы, подготавливающие
ребёнка к
самостоятельным
действиям
Содержание деятельности (тематика)
Дежурство по столовой
3-4
года
Дидактические игры
«Кукла
Катя
обедает»,
«Чудесный
мешочек»
(предметы
посуды),
«найди
предмет
по
описанию»,
«Подбери
посуду
для
куклы»,
«Магазин
посуды»,
«Напоим…чаем»,
«Кукольное
праздничное
застолье», «В гости к Кате», «Накрой на стол»
Настольно-печатные игры
«Сварим обед»
Сюжетно- ролевые игры
«Дом», «Дочки-матери»
Занятия
«Сварим
из
овощей
вкусный
обед»,
«Описание
по суды»,
«рассматривание картины «Мама моет посуду», «Я помогаю маме»,
«Рассказ воспитателя о труде няни», «Матрёшкино новоселье»
Беседы
«Обсуждение
блюд
меню»,
«Беседа
об
обязанностях
дежурных»,
«Чайная посуда, столовая посуда», «Как готовятся к приёму гостей»
1
Наблюдение
Наблюдение за трудом младшего воспитателя, наблюдение за работой
дежурных
Организация мини-музея
«Столовая посуда»
«Чайная посуда»
Дежурство по столовой
4-5
лет
Дидактические игры
«Накроем стол к завтраку (обеду, ужину)», «Профессии», «Отвечай
быстро», «Мишка-именинник ждёт гостей»
Игры-инсценировки
«У нас в гостях…»
Беседы
Беседы с дежурными «Давайте вспомним, как накрывать на стол»,
«Алгоритм
дежурства»,
«Кто
такой
дежурный»,
«Правила
для
дежурных», «Повар», «Поведение за столом»
Занятия
«Знакомство
с
обобщающим
понятием
посуда»,
«Рассматривание
посуды»,
«Я
в
гостях
у
друга»,
«Рассказ
на
тему
стихотворения
С.Капутикян «Маша обедает», «Встречаем гостей», «Придумывание
рассказа на тему «День рождения»
Чтение
Сказка «Федорино горе»
Ю.Тувим «Овощи»
Сюжетно- ролевые игры
«Дом», «Семья», «Кухня»
Организация мини-музея
«Деревянная посуда», «Металлическая посуда»
«Кофейная посуда»
Дежурство по столовой
5-7
лет
Дидактические игры
«Назови три предмета»
«Вершки, корешки»
«Накрой стол к завтраку»
«Составь меню»
«Съедобное-несъедобное»
Беседы
Беседы
с
дежурными
«Напомните,
как
сервировать
стол»,
«Расскажите, что сегодня у нас на завтрак…», «Напомните детям
правила поведения за столом»
Занятия
«Жиры, белки, углеводы»
«Витамины на подоконнике»
«Разговор о правильном питании»
«Посуда и столовые приборы»
«Сервировка праздничного и ежедневного стола»
Практикум
«Как правильно накрыть стол»
Организация мини-музея
«Народная
посуда»,
«Старинная
посуда»,
«Хохломская
посуда»,
«Гжельская посуда»
Приложение 2
Диагностика сформированности представлений детей о социальной
направленности трудовых действий
(Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника: программно-методическое
пособие / Л.В.Куцакова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2005. 123с.)
Младшая группа
Ознакомление с трудом взрослых
1.
Кто моет пол, вытирает пыль?
2.
Кто моет посуду и ставит её в шкаф?
3.
Покажи, куда нужно складывать (убирать мусор)?
4.
Почему нельзя ничего бросать на пол?
Самообслуживание
1.Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот салфеткой).
2. расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застёгивать пуговицы,
причёсываться).
3. Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
4. Что нужно сказать, когда тебе помогают?
5. Кто из вас часто помогает друг другу?
Хозяйственно-бытовой труд
1.
Покажи, как ты умеешь разложить ложки (вытирать столы тряпочкой).
2.
для чего ты сейчас протираешь стол?
3.
Как ты помогаешь няне?
Труд в природе
1.
Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это
нужно делать?
2.
Как называется это растение?
3.
Как называется рыбка в вашем аквариуме?
4.
Почему рыбку надо кормить?
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, отвечает самостоятельно без наводящих вопросов
2 балла – отвечает с помощью взрослого
1 балл – затрудняется ответить
1
Средняя группа
Ознакомление с трудом взрослых
1.
Расскажи, чем занимается повар? Какие блюда он готовит?
2.
Как трудится твоя мама (папа, бабушка, дедушка) дома?
3.
Расскажи, как ты помогаешь маме дома?
4.
Кто из вас особенно часто помогает няне, воспитателю?
5.
какие предметы нужны, чтобы сделать уборку в помещении (на участке,
приготовить обед)?
Самообслуживание
1.
расскажи, как нужно сидеть за столом во время еды и пользоваться столовыми
приборами.
2.
Помогаешь ли ты товарищу застегнуть пальто, завязать шарф, платок, зачем?
3.
Почему нужно убирать на место свои веши? Покажи, как нужно складывать вещи.
Хозяйственно-бытовой труд
1.Как ты любишь трудиться - один или вместе с товарищами?
2. Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?
3. Расскажите, кА вы убираете групповую комнату?
4. Расскажи, как ты умеешь накрывать стол к обеду.
5. Для чего нужно дежурить?
Труд в природе
1.
Какие комнатные растения вы знаете?
2.
как нужно ухаживать за ними?
3.
Почему нужно ухаживать за растениями и животными?
4.
С кем ты любишь дежурить в уголке природы и почему?
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, отвечает самостоятельно без наводящих
вопросов
2 балла – отвечает с помощью взрослого
1 балл – затрудняется ответить
Старшая группа
Ознакомление с трудом взрослых
1.
Где работают ваши родители?
2.
Для чего все люди трудятся?
3.
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?
4.
Расскажите, как вы помогаете в детском саду и дома.
Самообслуживание
1. Для чего чистят зубы и полощут рот?
2. Расскажи о правилах поведения за столом и правилах пользования столовыми
приборами.
3. Что значит культурно себя вести?
Хозяйственно-бытовой труд
1.
У кого дома есть постоянные обязанности и какие?
2.
Кто у вас в группе самый трудолюбивый и почему?
3.
С кем ты любишь трудиться и почему?
4.
Какие виды дежурств у вас организуются?
5.
В
чём
заключаются
обязанности
дежурных
по
столовой
(занятиям,
в
уголке
природы)?
6.
Какое значение имеет труд дежурных?
7.
Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете.
Хозяйственно-бытовой труд
1.
Какие вы знаете комнатные растения?
2.
Как называются рыбки в вашем аквариуме?
3.
Как вы ухаживаете за комнатными растениями?
4.
Какой инвентарь вы используете, когда ухаживаете за растениями, где он у вас
храниться?
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, отвечает самостоятельно без наводящих
вопросов
2 балла – отвечает с помощью взрослого
1 балл – затрудняется ответить
Подготовительная группа
Ознакомление с трудом взрослых
1.Какие профессии вы знаете?
2.Расскажите о профессии своих родителей.
3. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?
Самообслуживание
1.
Почему необходимо заботиться о чистоте своего тела, зубов, быть всегда
причёсанным и аккуратным?
2.
Покажи и объясни, как ты хранишь свои вещи в шкафу?
3.
Что значит культура поведения?
Хозяйственно-бытовой труд
1.
Где больше всего вы любите дежурить?
2.
Кто между вами распределяет обязанности перед тем, кА вы начинаете дежурить?
3.
Кто самый трудолюбивый в вашей группе?
4.
С кем ты любишь трудиться и почему?
5.
Помогаете ли вы взрослым в детском саду, дома и как?
6.
Почему нужно выполнять не только интересную работу, но и такую, которая не
всегда приятна, но необходима?
7.
Какие виды дежурств у вас организуются?
8.
В чём заключаются обязанности дежурных по столовой, занятиям, в уголке
природы?
9.
Какое значение имеет труд дежурных?
10. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
11. Что такое субботники, принимали ли вы в них участие?
Труд в природе
1.
Какие растения вы знаете?
2.
Кто ухаживает за растениями в детском саду?
3.
Кто из ваших товарищей особенно любит труд в уголке природы?
4.
Расскажите о значении ухода за растениями и животными.
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, отвечает самостоятельно без наводящих
вопросов
2 балла – отвечает с помощью взрослого
1 балл – затрудняется ответить
Приложение 3
Диагностическая карта
сформированности представлений у детей
о социальной направленности трудовых действий
Группа______________________Дата_______
ФИО педагогов__________________________
_______________________________________
Фамилия,
имя
ребёнка
Критерии оценки
Ознакомление с
трудом взрослых
Самообслу-
живание
Хозяйственно-
бытовой труд
Труд в природе
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, отвечает самостоятельно без наводящих вопросов
2 балла – отвечает с помощью взрослого
1 балл – затрудняется ответить