Автор: Дегтярева Людмила Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Чашинская СОШ им. И.А. Малышева"
Населённый пункт: с. Чаши Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок физики общеметодологической направленности "Урок одного тела"
Раздел: среднее образование
Урок № 26/15 Тема: Решение задач на расчет сил тяжести.
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого
предметного содержания, основных понятий и алгоритмов.
Задачи:
- обучающие: закрепить умения применять знания при решении задач и навыки работы с динамометром, углубить знания о силе тяжести
тела, научить отстаивать свою точку зрения;
- развивающие: развивать пространственное и критическое мышление, формулировать выводы; формировать коммуникативные навыки
при работе в группах; развивать умение готовить доклад и выступать перед аудиторией;
- воспитательные:
вовлечь в активную деятельность, совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки
учащихся, реализации его как личности.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Вид урока: конференция.
Формы организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: беседа, демонстрация, эксперимент.
Общедидактические методы: личностно – ориентированный, проблемный, исследовательский с использованием ИКТ.
Средства обучения: компьютер, проектор, штативы, тело, динамометры, весы.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление:
эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные
Умение:
обобщать полученную информацию;
вести наблюдение;
проводить эксперимент;
прогнозировать ситуацию.
Регулятивные
Умение:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
соотносить учебные действия с известными правилами;
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные
Умение:
докладывать о результатах своих наблюдений, исследования;
участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы;
выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.
Предметные
Умение:
охарактеризовать понятие силы;
находить массу тела по его объему;
вычислять силу тяжести, вес тела;
измерять силы с помощью динамометра;
определять единицы измерения массы, силы в СИ;
пользоваться методами научного исследования, проводить и фиксировать наблюдения;
планировать и выполнять эксперименты.
План урока:
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин)
1
Организационный
момент
Приветствует обучающихся.
Организует мобилизующее начало урока:
Здравствуйте,
уважаемые
коллеги.
Я
р а д а
приветствовать
вас
на
конференции
Академии
семиклассников.
Всё
готово
к
работе:
программа
конференции
в
ваших
папках.
Я
распорядитель
конференции,
зовут
меня
Людмила
Викторовна.
Я
думаю, мы могли бы уже приступить к работе, чтобы
не нарушать регламент, времени у нас не так чтобы
много.
Настраиваются на работу. Воспринимают
информацию, сообщаемую учителем.
1
Актуализация знаний
Обратите внимание на экран. Предметом обсуждения
н а
ко н ф е р е н ц и и
в ы д в и н у то
д а н н о е
т е л о .
П е р в о н а ч а л ь н о
н е о б х о д и м о
р а с с к а з а т ь
присутствующим, все, что известно об этом теле. Для
доклада
приглашается
член
–
корреспондент
Академии семиклассников ….
Выслушав
выступление,
дополнения,
предлагает
сформулировать дальнейший план работы на уроке:
какие еще характеристики тела можно вычислить и
определить?
Оказывается, на теле имеются «белые пятна», в какой
последовательности необходимо их «закрасить»?
Гл я д я
н а
с л а й д
№ 2
о п и с ы в а ю т
изображенное тело (примерный ответ: на
слайде
изображено
твердое
т е л о
правильной
формы.
Тело
имеет
объем
22,4
см
3
и
обладает
некоторой
массы.
Вещество из которого изготовлено тело –
алюминий.)
Ответ: массу тела, вес тела, силу тяжести.
О п ред е ля ют
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
действий, например, масса, сила тяжести,
вес тела.
3
2
Целеполагание
1.
Определите тему конференции
2.
Какую цель поставим перед конференцией?
3.
Сформулируйте задачи конференции.
О т в еч а ю т
н а
в о п р о с ы
у ч и т е л я ,
формулируют цель, задачи урока.
3
3
Решение задач
Сформулируйте задачу по определению массы тела.
Сформулируйте
задачу
по
определению
силы
тяжести, действующую на тело.
Сформулируйте задачу по определению веса тела.
Решают
задачу:
Определите
массу
алюминиевого тела, объемом 22,4 см
3
.
(ответ: 60,48 г = 0,06кг)
Решают
задачу:
Определите
силу
тяжести,
действующую
на
тело
массой
0,06 кг (объемом 22,4 см
3
).
Решают
задачу:
Определите
вес
тела
массой 0,06 кг (объемом 22,4 см
3
).
10
4
Дополнительный
материал
Как вы думаете, сила тяжести данного тела всегда
постоянная?
Усаживайтесь поудобнее, смените позу. Посмотрите
видеофрагмент снова ответьте на мой вопрос.
Внимательно просматривают
видеофрагмент, отвечают на вопрос.
1,5
5
Практическое задание
Вернемся к предмету обсуждения конференции. Как
проверить правильно ли вы вычислили массу тела,
силу тяжести, вес тела?
Сформулируйте
правило
работы
с
измерительным
прибором, измерьте силу тяжести.
Какая сила тяжести действовала бы на это тело, если
О т в еч а ю т
н а
в о п р о с ы
у ч и т е л я ,
определяют цену деления динамометра,
весов, измеряют массу тела, силу тяжести
тела (0,6 Н)
Примерный ответ: меньше 0,6Н.
7
бы оно располагалось на экваторе?
6
Подведение
и т о г о в
урока, рефлексия
Время конференции заканчивается. Сведений о теле
д о б а в и л о с ь .
С
и т о го в ы м
в ы с т у п л е н и е м
приглашается член – корреспондент …..
Если позволяет время, учитель может предложить
о бу ч а ю щ и м с я
с в о й
р а с с ка з :
« Н а
с л а й д е
представлено твердое тело из алюминия правильной
формы. Объем тела составляет 22,4 см
3
. Масса тела
– 60,48 грамма. Тело притягивается к Земле силой
0,6Н и действует на опору или подвес силой 0,6 Н.
Проанализируйте
свою
работу
на
конференции:
стрелкой покажите, сколько нового вы узнали о теле,
насколько
повысился
уровень
ваших
знаний.
Спасибо.
Но
«белые
пятна»
еще
остались,
и
стрелка
«стремится» ввысь. Чтобы это значило?
Конечно, конференция завершила свою работу, но
уроки физики продолжаются и принесут еще много
знаний.
Благодарю
за
работу
на
конференции
всех
присутствующих. Дальнейших успехов на ниве науки.
Спасибо!
Один
из
обучающихся
со ст авляет
последовательный рассказ о теле.
Отвечают на вопросы, оценивают свою
работу на уроке.
Примерный ответ: процесс познания не
имеет границ, он бесконечен.
5
7
Домашнее задание
Домашнее задание творческого характера:
Достаточный уровень –№ 16.23, №16.34
Повышенный уровень – подобрать задачи разного
типа по теме «Силы», внесенные в экзаменационные
материалы ОГЭ по физике.
Высокий уровень – подготовить рассказ о причинах
изменения
сил
тяжести,
упругости
на
других
планетах.