Напоминание

Урок физики общеметодологической направленности "Урок одного тела"


Автор: Дегтярева Людмила Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Чашинская СОШ им. И.А. Малышева"
Населённый пункт: с. Чаши Курганская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок физики общеметодологической направленности "Урок одного тела"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок № 26/15 Тема: Решение задач на расчет сил тяжести.

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого

предметного содержания, основных понятий и алгоритмов.

Задачи:

- обучающие: закрепить умения применять знания при решении задач и навыки работы с динамометром, углубить знания о силе тяжести

тела, научить отстаивать свою точку зрения;

- развивающие: развивать пространственное и критическое мышление, формулировать выводы; формировать коммуникативные навыки

при работе в группах; развивать умение готовить доклад и выступать перед аудиторией;

- воспитательные:

вовлечь в активную деятельность, совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки

учащихся, реализации его как личности.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Вид урока: конференция.

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: беседа, демонстрация, эксперимент.

Общедидактические методы: личностно – ориентированный, проблемный, исследовательский с использованием ИКТ.

Средства обучения: компьютер, проектор, штативы, тело, динамометры, весы.

Планируемые результаты:

Личностные

Проявление:

эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные

Умение:

обобщать полученную информацию;

вести наблюдение;

проводить эксперимент;

прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известными правилами;

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение:

докладывать о результатах своих наблюдений, исследования;

участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы;

выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

Предметные

Умение:

охарактеризовать понятие силы;

находить массу тела по его объему;

вычислять силу тяжести, вес тела;

измерять силы с помощью динамометра;

определять единицы измерения массы, силы в СИ;

пользоваться методами научного исследования, проводить и фиксировать наблюдения;

планировать и выполнять эксперименты.

План урока:

№ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

Организационный

момент

Приветствует обучающихся.

Организует мобилизующее начало урока:

Здравствуйте,

уважаемые

коллеги.

Я

р а д а

приветствовать

вас

на

конференции

Академии

семиклассников.

Всё

готово

к

работе:

программа

конференции

в

ваших

папках.

Я

распорядитель

конференции,

зовут

меня

Людмила

Викторовна.

Я

думаю, мы могли бы уже приступить к работе, чтобы

не нарушать регламент, времени у нас не так чтобы

много.

Настраиваются на работу. Воспринимают

информацию, сообщаемую учителем.

1

Актуализация знаний

Обратите внимание на экран. Предметом обсуждения

н а

ко н ф е р е н ц и и

в ы д в и н у то

д а н н о е

т е л о .

П е р в о н а ч а л ь н о

н е о б х о д и м о

р а с с к а з а т ь

присутствующим, все, что известно об этом теле. Для

доклада

приглашается

член

корреспондент

Академии семиклассников ….

Выслушав

выступление,

дополнения,

предлагает

сформулировать дальнейший план работы на уроке:

какие еще характеристики тела можно вычислить и

определить?

Оказывается, на теле имеются «белые пятна», в какой

последовательности необходимо их «закрасить»?

Гл я д я

н а

с л а й д

№ 2

о п и с ы в а ю т

изображенное тело (примерный ответ: на

слайде

изображено

твердое

т е л о

правильной

формы.

Тело

имеет

объем

22,4

см

3

и

обладает

некоторой

массы.

Вещество из которого изготовлено тело –

алюминий.)

Ответ: массу тела, вес тела, силу тяжести.

О п ред е ля ют

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

действий, например, масса, сила тяжести,

вес тела.

3

2

Целеполагание

1.

Определите тему конференции

2.

Какую цель поставим перед конференцией?

3.

Сформулируйте задачи конференции.

О т в еч а ю т

н а

в о п р о с ы

у ч и т е л я ,

формулируют цель, задачи урока.

3

3

Решение задач

Сформулируйте задачу по определению массы тела.

Сформулируйте

задачу

по

определению

силы

тяжести, действующую на тело.

Сформулируйте задачу по определению веса тела.

Решают

задачу:

Определите

массу

алюминиевого тела, объемом 22,4 см

3

.

(ответ: 60,48 г = 0,06кг)

Решают

задачу:

Определите

силу

тяжести,

действующую

на

тело

массой

0,06 кг (объемом 22,4 см

3

).

Решают

задачу:

Определите

вес

тела

массой 0,06 кг (объемом 22,4 см

3

).

10

4

Дополнительный

материал

Как вы думаете, сила тяжести данного тела всегда

постоянная?

Усаживайтесь поудобнее, смените позу. Посмотрите

видеофрагмент снова ответьте на мой вопрос.

Внимательно просматривают

видеофрагмент, отвечают на вопрос.

1,5

5

Практическое задание

Вернемся к предмету обсуждения конференции. Как

проверить правильно ли вы вычислили массу тела,

силу тяжести, вес тела?

Сформулируйте

правило

работы

с

измерительным

прибором, измерьте силу тяжести.

Какая сила тяжести действовала бы на это тело, если

О т в еч а ю т

н а

в о п р о с ы

у ч и т е л я ,

определяют цену деления динамометра,

весов, измеряют массу тела, силу тяжести

тела (0,6 Н)

Примерный ответ: меньше 0,6Н.

7

бы оно располагалось на экваторе?

6

Подведение

и т о г о в

урока, рефлексия

Время конференции заканчивается. Сведений о теле

д о б а в и л о с ь .

С

и т о го в ы м

в ы с т у п л е н и е м

приглашается член – корреспондент …..

Если позволяет время, учитель может предложить

о бу ч а ю щ и м с я

с в о й

р а с с ка з :

« Н а

с л а й д е

представлено твердое тело из алюминия правильной

формы. Объем тела составляет 22,4 см

3

. Масса тела

– 60,48 грамма. Тело притягивается к Земле силой

0,6Н и действует на опору или подвес силой 0,6 Н.

Проанализируйте

свою

работу

на

конференции:

стрелкой покажите, сколько нового вы узнали о теле,

насколько

повысился

уровень

ваших

знаний.

Спасибо.

Но

«белые

пятна»

еще

остались,

и

стрелка

«стремится» ввысь. Чтобы это значило?

Конечно, конференция завершила свою работу, но

уроки физики продолжаются и принесут еще много

знаний.

Благодарю

за

работу

на

конференции

всех

присутствующих. Дальнейших успехов на ниве науки.

Спасибо!

Один

из

обучающихся

со ст авляет

последовательный рассказ о теле.

Отвечают на вопросы, оценивают свою

работу на уроке.

Примерный ответ: процесс познания не

имеет границ, он бесконечен.

5

7

Домашнее задание

Домашнее задание творческого характера:

Достаточный уровень –№ 16.23, №16.34

Повышенный уровень – подобрать задачи разного

типа по теме «Силы», внесенные в экзаменационные

материалы ОГЭ по физике.

Высокий уровень – подготовить рассказ о причинах

изменения

сил

тяжести,

упругости

на

других

планетах.



В раздел образования