Автор: Морозова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Лангепас, Ханты–Мансийский Автономный Округ
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования фонематической стороны речи
у дошкольников с задержкой психического развития
Преодоление
ЗПР
–
одна
из
актуальных
проблем
современной
ко р р е к ц и о н н о й
п е д а г о г и к и ,
ч т о
о б у с л о в л е н о
и
б о л ь ш о й
распространенностью
этой
формы
психического
дизонтогенеза,
и
трудностями
воспитания,
образования,
социальной
адаптации
данной
категории детей.
Многочисленные
исследователи,
занимающиеся
изучением
детей
с
ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость
различных
сторон
психической
деятельности
(Т.А.Власова,
М.С.Певзнер,
К.С. Лебединская, В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова и др.). Уже в дошкольном
возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского
сада
и
к
моменту
поступления
в
школу
не
достигают
нужного
уровня
готовности к школьному обучению.
У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических
функций, в той или иной степени оказывается несформированной речевая
система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в
свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более
высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
Особенности
речи
детей
с
ЗПР
раскрыты
в
работах
многих
исследователей,
которые
указывают
на
сложность
речевой
патологии,
наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.
Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития
детей с ЗПР, как отставание в овладении речью: позднее возникновение
периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования
неологизмов
(Н.Ю.Борякова,
Е.С.Слепович,
Е.Ф.Соботович,
Р.Д.Тригер),
слабая
речевая
активность,
бедность,
недифференцированность
словаря
(А.Д.Кошелева,
Е.С.Слепович,
С.Г.Шевченко);
н е д о с т ат оч н а я
сформированность
грамматического
строя
(Г.Н.Рахмакова,
Е.Ф.Соботович,
Р.Д.Тригер,
Л.Ф.Яссман);
низкий
уровень
ориентировки
в
звуковой
действительности
речи,
слабое
осознание
звукового
строения
слова
(С.Н.Карпова, Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер).
Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной
речи
(Г.И.Жаренкова),
дефекты
вербализации
(В.И.Лубовский),
недостаточная
развернутость
речевого
высказывания
(Н.Ю.Борякова),
затруднения в построении предложений (Г.Н.Рахмакова).
Помимо общих особенностей речи, свойственных большинству детей с
ЗПР, ряд авторов указывает на специфические недостатки, встречающиеся
лишь
у
определенной
части
детей
данной
категории
(Ю.Г.Демьянов,
В.А.Ковшиков,
И.Ф.Марковская,
Р.Д.Тригер,
И.А.Смирнова).
Однако
все
приведенные данные еще не составляют целостной картины нарушений речи
у детей с ЗПР.
У дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии
фонетической
стороны
речи.
Задержка
в
формировании
фонетического
уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного
обучения
затрудняет
овладение
программой
по
русскому
языку,
может
приводить
к
нарушениям
формирования
языковых
процессов
анализа
и
синтеза,
к
расстройствам
письменной
речи.
Поэтому
своевременное
выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в
дошкольном
возрасте
является
необходимым
условием
подготовки
этой
категории детей к школьному обучению.
Для
дошкольников
с
ЗПР
характерно
значительное
преобладание
полиморфных
нарушений
звукопроизношения
над
мономорфными.
В
большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более
фонетические группы звуков. На первом месте среди звукопроизносительных
расстройств
у
дошкольников
с
ЗПР
находятся
дефекты
произношения
сонорных звуков Л, Р, далее следуют дефекты произношения свистящих и
шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у
детей
данной
категории
являются
смешения
звуков.
Речевой
дефект
определяется как фонетико-фонематический.
Для детей этой категории характерны несформированность слухового
восприятия
и
дифференциации
звуков
речи,
низкий
уровень
развития
фонематического анализа.
Исследования проведенные Г.Г. Голубевой (2000) выявили у детей с
ЗПР нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного
акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в
значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной
функций.
Точное
слуховое
восприятие
звуков
стимулирует
правильное
произношение,
а
правильная
артикуляция,
в
свою
очередь,
способствует
лучшему фонематическому восприятию.
Известно, что в процессе овладения языком в онтогенезе способность
порождать
речь
обусловлена
уровнем
сформированности
процесса
ее
восприятия.
Рассматривая особенности протекания процесса восприятия речевого
общения, Н.И. Жинкин выделяет несколько уровней обработки звукового
сигнала,
которая
осуществляется
«механизмами
различения
и
узнавания,
удержания
и
сохранения
информации
во
времени
для
последующей
обработки, на основе мыслительных операций анализа и синтеза» (Жинкин,
1958.с.118).
На
сенсорном
уровне
происходит
акустический
анализ
и
выделение звуков в составе слова, на перцептивном – узнавание этих звуков,
на смысловом – устанавливается смысл предложения и всего сообщения в
целом.
По
данным
Е.В.
Мальцевой
(1990),
среди
детей
с
ЗПР,
имеющих
дефекты
речи,
большинство
испытывают
существенные
затруднения
при
дифференциации звуков на слух. При этом дети плохо различают не только
нарушенные
в
произношении
звуки,
но
также
и
некоторые
правильно
произносимые звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Это проявляется в том, что дети часто ошибаются при повторении слогов с
акустически
близкими
звуками.
Причем
увеличение
количества
слогов
приводит к существенному росту ошибок.
Следует отметить, что использование некоторых облегченных приемов
(дополнительное
предъявление,
замедление
его
темпа)
не
приводит
к
уменьшению количества ошибок.
У детей с ЗПР нарушение слухового восприятия сказывается и на
звуковом анализе слова - «узловом образовании», связывающих различные
формы
речевой
деятельности
-
звукопроизношения,
чтения,
письма.
Осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения
грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на
слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы,
характерные для данного языка. Кроме того, звуковой анализ включает в себя
умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в
той последовательности, в которой они следуют в слове.
Было установлено, что к моменту поступления в школу дети с ЗПР
осуществляют
звуковой
анализ
значительно
хуже,
чем
их
нормально
развивающиеся сверстники.
При выделении из слова отдельных звуков наибольшую трудность для
детей с ЗПР представляют различение и выделение безударного гласного из
конца слова. Вместо конечного гласного дети называют предшествующий ему
согласный или последний слог. Так в словах «Лиза» и «утка» в качестве
последнего звука дети с ЗПР называют «з», «к «или «за», «ка».
При
неразвитом
фонематическом
слухе
такие
ошибки
вполне
закономерны, так как гласные звуки в конце слова, особенно если на них не
падает
ударение,
при
произношении
редуцируются
и
потому
воспринимаются как звук предшествующего им согласного.
Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков,
определении их количества, установление позиционных соотношений звуков
в слове. Уровень этого умения у поступающих в школу детей с ЗПР резко
отличаются
от
того,
что
наблюдается
у
их
нормально
развивающихся
сверстников.
Более
половины
нормально
развивающихся
детей
самостоятельно
справляются
с
последовательным
выделением
звуков
из
слова. Дети с ЗПР, как правило, допускают при этом ошибки. По данным Е.В.
Мальцевой
(1990),
они
сохраняются
в
течении
нескольких
лет,
вызывая
нарушения чтения и письма.
В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально
развивающиеся дети шестилетнего возраста прибегают к проговариванию
слова. Некоторые это делают громким шепотом, другие энергично шевелят
губами. Почти все дети, с ЗПР, столкнувшись с трудностями совершенно
беспомощны. Они замолкают или повторяют названный ими звук, иначе
говоря, эти дети, не владеют способами звукового анализа.
Таким
образом,
большинству
детей
с
ЗПР
доступны
лишь
элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в
словах только первый звук. Большинство определяют последовательность
звуков,
исключительно
состоящих
из
обратных
слогов
в
одно-сложных
словах. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических
особенностей
у
детей
с
ЗПР
в
дошкольный
период
не
накопилось
достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они
оказались
недостаточно
подготовленными
к
языковым
наблюдениям,
сравнениям и обобщениям.
Отмечено
также,
что
для
дошкольников
с
ЗПР
характерна
несформированность
процессов
интонационной
выразительности
речи.
У
детей данной категории нарушены процессы дифференциации различных
видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение.
Наиболее
сложной
для
дифференциации
и
воспроизведения
оказалась
восклицательная интонация, легче всего у детей с задержкой психического
развития
проходил
процесс
различения
и
использования
в
речи
повествовательной
интонации.
У
дошкольников
с
ЗПР
отмечается
недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное
влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное
оформление собственной речи.
Подведем
итоги
выше
сказанному.
Нарушение
фонематического
развития у детей с ЗПР проявляются как в трудностях дифференциации
звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.
Нарушение звукового анализа и синтеза у этих детей очень стойкие. По
данным Е.В. Мальцевой, они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая
нарушения процессов чтения и письма. Особенно большую трудность для
детей с ЗПР представляет:
определение количества, последовательности звуков;
установление позиционных соотношений звуков в слове;
трудности дифференциации звуков;
определение наличия звука в ряду других звуков;
повторение
за
логопедом
слогов
с
парными
звуками,
при
самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук;
при выделении начального звука в слове;
при подборе картинок на заданный звук.
Таким образом, несформированность фонематического восприятия у
детей с ЗПР выражается в:
•
нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
•
неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и
синтеза;
•
затруднениях при анализе звукового состава речи;
•
общей смазанности речи;
•
нечеткой дикции;
•
задержке в формировании словаря и грамматического строя речи.
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников с
такой
аномалией
развития
к
моменту
школьного
обучения
затрудняет
овладение
обучению
грамоте,
приводит
к
нарушениям
формирования
языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.
В пособии «Как преодолеть трудности в обучении чтению» авторы С.Н.
Костромина
и
Л.Г.
Нагаева
утверждают,
что
без
сформированного
фонематического слуха невозможно научиться читать: «...советуем вам начать
работу по развитию речи с упражнений для развития фонематического слуха.
Это поможет ребенку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать
навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в
слова».
Поэтому
своевременное
выявление,
изучение
и
коррекция
фонематических нарушений у дошкольников с ЗПР является необходимым
условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.