Напоминание

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста


Автор: Иванова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

воспитатель ГБДОУ д/с № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Иванова Ольга Николаевна

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к

детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет

его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в

обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и

воспитанием ребенка до школы.

Особое

значение

приобретает

вопрос

о

необходимости

создания

благоприятной

развивающей

предметно-пространственной

среды,

содействующей

разностороннему

индивидуальному

развитию

и

духовно-

нравственному становлению личности ребенка, а именно атмосферы любви,

внимания к каждому ребенку и взаимопонимания между всеми участниками

педагогического

процесса;

личный

пример

взрослого,

приоритет

нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного воспитания,

творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности

начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже

воспитание

самой

глубокой

нравственности,

его

дружеское

отношение

к

миру. Далее детский сад, потом школа.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления

личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания

об

окружающей

жизни,

у

него

начинает

формироваться

определенное

отношение

к

людям,

к

труду,

вырабатываются

навыки

и

привычки

правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается

характер.

Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании

приоритетов

в

поведении,

ориентированных

на

нравственные

ценности.

Основным

принципом

формирования

культуры

поведения

ребёнка

дошкольного

возраста

является

воспитание

его

в

коллективе

и

через

коллектив.

Культура поведения для детей является необходимым качеством, без

этого формировать культуру невозможно. Культура поведения – это широкое

понятие,

которое

раскрывает

сущность

моральных

норм

в

отношении

к

людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры и,

конечно же, к самому себе.

В

детском

саду

для

этого

немало

возможностей.

В

процессе

повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе,

овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают

регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее

влияние можно оказать на его чувства и поведение.

В

процессе

общения

ребёнок

получает

возможность

с

помощью

взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу

культуры поведения:

1 Вежливость

- она украшает человека, делает его привлекательным,

вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не

ценится

так

дорого,

как

вежливость.

Без

нее

невозможно

представить

взаимоотношения

людей.

Вежливость

детей

должна

основываться

на

искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость

приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

2

Деликатность -

сестра

вежливости.

Человек,

наделенный

этим

качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода

ощущать

собственное

превосходство

своими

действиями.

Задатки

деликатности исходят из глубокого детства.

3

Предупредительность -

необходимо

добиваться

от

детей,

чтобы

предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из

добрых побуждений.

4

Скромность -

эта

нравственная

черта

личности

-

показатель

подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к

людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать

у детей умение.

5

Общительность

- В ее основе лежат элементы доброжелательности,

приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей

культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со

сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть

рядом

с

ним,

для

него

проявить

доброжелательность

естественнее,

чем

дерзость,

резкость.

В

этих

проявлениях

истоки

уважения

к

людям.

Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые

слова

и

пожелания.

Часто

дети

проявляют

отрицательные

эмоции,

используют грубые слова и выражения. Задача состоит в том, чтобы помочь

ребенку видеть положительные качества и достоинства других детей.

Учитывая вышеизложенное можно ожидать, что ребенок может стать

гармонично

развитой

личностью,

уметь

достойно

вести

себя

в

любой

обстановке,

понимать

смысл

и

значение

тех

или

иных

правил

культуры

поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми,

вежливо

общаться

со

сверстниками,

уметь

справедливо

оценивать

свои

поступки

и

поступки

сверстников,

быть

доброжелательными,

честными,

справедливыми.



В раздел образования