Автор: Иванова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
воспитатель ГБДОУ д/с № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Иванова Ольга Николаевна
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к
детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет
его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в
обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и
воспитанием ребенка до школы.
Особое
значение
приобретает
вопрос
о
необходимости
создания
благоприятной
развивающей
предметно-пространственной
среды,
содействующей
разностороннему
индивидуальному
развитию
и
духовно-
нравственному становлению личности ребенка, а именно атмосферы любви,
внимания к каждому ребенку и взаимопонимания между всеми участниками
педагогического
процесса;
личный
пример
взрослого,
приоритет
нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного воспитания,
творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности
начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже
воспитание
самой
глубокой
нравственности,
его
дружеское
отношение
к
миру. Далее детский сад, потом школа.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления
личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания
об
окружающей
жизни,
у
него
начинает
формироваться
определенное
отношение
к
людям,
к
труду,
вырабатываются
навыки
и
привычки
правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается
характер.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании
приоритетов
в
поведении,
ориентированных
на
нравственные
ценности.
Основным
принципом
формирования
культуры
поведения
ребёнка
дошкольного
возраста
является
воспитание
его
в
коллективе
и
через
коллектив.
Культура поведения для детей является необходимым качеством, без
этого формировать культуру невозможно. Культура поведения – это широкое
понятие,
которое
раскрывает
сущность
моральных
норм
в
отношении
к
людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры и,
конечно же, к самому себе.
В
детском
саду
для
этого
немало
возможностей.
В
процессе
повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе,
овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают
регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее
влияние можно оказать на его чувства и поведение.
В
процессе
общения
ребёнок
получает
возможность
с
помощью
взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу
культуры поведения:
1 Вежливость
- она украшает человека, делает его привлекательным,
вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не
ценится
так
дорого,
как
вежливость.
Без
нее
невозможно
представить
взаимоотношения
людей.
Вежливость
детей
должна
основываться
на
искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость
приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
2
Деликатность -
сестра
вежливости.
Человек,
наделенный
этим
качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода
ощущать
собственное
превосходство
своими
действиями.
Задатки
деликатности исходят из глубокого детства.
3
Предупредительность -
необходимо
добиваться
от
детей,
чтобы
предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из
добрых побуждений.
4
Скромность -
эта
нравственная
черта
личности
-
показатель
подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к
людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать
у детей умение.
5
Общительность
- В ее основе лежат элементы доброжелательности,
приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей
культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со
сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть
рядом
с
ним,
для
него
проявить
доброжелательность
естественнее,
чем
дерзость,
резкость.
В
этих
проявлениях
–
истоки
уважения
к
людям.
Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые
слова
и
пожелания.
Часто
дети
проявляют
отрицательные
эмоции,
используют грубые слова и выражения. Задача состоит в том, чтобы помочь
ребенку видеть положительные качества и достоинства других детей.
Учитывая вышеизложенное можно ожидать, что ребенок может стать
гармонично
развитой
личностью,
уметь
достойно
вести
себя
в
любой
обстановке,
понимать
смысл
и
значение
тех
или
иных
правил
культуры
поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми,
вежливо
общаться
со
сверстниками,
уметь
справедливо
оценивать
свои
поступки
и
поступки
сверстников,
быть
доброжелательными,
честными,
справедливыми.