Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА "ЦАРСТВО ГРИБОВ"


Автор: Марьясова Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №8 города Юрги"
Населённый пункт: г. Юрга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА "ЦАРСТВО ГРИБОВ"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА « Царство грибов»

Разработчик: Л.А. Марьясова,

Учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №8 г. Юрги»

I.

Паспорт проектной задачи

Название

проектной задачи

« Царство грибов»

Тип

проектной

задачи

Предметная (окружающий мир)

Место проектной

з а д а ч и

в

образовательном

процессе

3 класс. 2 четверть

Дидактические

цели

1.Создать условия для группового взаимодействия в ходе

решения проектной задачи, развивая , таким образом, у

учащихся умения и навыки самостоятельной и групповой

работы.

2.

Отработать

умения

анализировать

материал,

обобщать,

использовать

эти

умения

в

нестандартной

ситуации.

3.Развивать

творческие

и

рефлексивные

способности

учащихся

Предметные

знания и умения

и

метапредметные

д е й с т в и я ,

н а

которые

опирается задача

Предметные: учиться находить отличительные признаки

грибов, учиться находить грибы на рисунках в сравнении

с

представителями

других

царств;

формировать

представление

о

распространении

грибов

на

Земле,

особенностях их строения; называть примеры значения

грибов в природе и в жизни человека;

Познавательные:

учиться понимать задания, находить

ответы

на

вопросы,

используя

свой

личный

опыт

и

различную

информацию;

включаться

в

творческую

деятельность.

1

Регулятивные:

учиться

принимать

и

сохранять

учебную

задачу,

перенося

навыки

построения

внутреннего плана действий из игровой деятельности в

учебную;

осваивать

способы

пошагового

итогового

контроля полученного результата.

Коммуникативные:

умение

слушать,

принимать

чужую точку зрения, умение сотрудничать в группе при

выполнении заданий.

Личностные УУД: умения оценить действия и ответы

сверстников,

себя

и

свои

поступки

через

участие

в

совместной деятельности.

Способы действий.

1.Умение обобщать.

2. Составлять схему по данному тексту.

3.

Пытаться

самостоятельно

дать

объ я снение,

аргументировать свою точку зрения

4. Соотносить информацию с объектом.

5.Осуществлять самооценку и взаимооценку в процессе

работы над задачей.

Планируемый

педагогический

результат

Создать в совместной деятельности книжку раскладушку

о « Царстве грибов»

Демонстрация учащимися:

1)

освоения предметного материала и возможностей

применять его в нестандартных условиях

2)

умений, работая в малой группе, создать конечный

продукт( книгу о грибах), объединённый общей темой

Критерии

оцениванияния

При подведении итогов работы оценивается:

•владение

необходимым

предметным

материалом,

правильность выполнения отдельных заданий и умение

выстроить с их помощью решение задачи в целом;

2

•умение действовать согласно инструкции

• выполнять самооценку своих действии.

Оценивание

взаимодействия

учащихся

при

работе

в

малой группе проводится путем экспертного наблюдения

и

оформляется

в

виде

экспертного

листа,

в

котором

фиксируются

действия

учащихся

в

процессе

решения

задачи, и делается общий вывод об уровне, и делается

общий вывод об уровне работы в малой группе.

Оборудование

и

материалы

Набор текстовых заданий, иллюстраций, муляжи грибов,

листы

формата

А4,

цветные

карандаши,

фломастеры,

маркеры,

ножницы,

клей,

цветная

бумага,

справочный

материал.

II.

Замысел проектной задачи

Дети

работают

в

6

группах

по

4-5

человек,

выполняя

3

задания.

Выполненные задания служат оформлением страницы от каждой группы.

Дети в ходе совместной деятельности могут в оформлении дополнять что-то

свое.

Итогом

совместной

работы

групп

является

совместный

«продукт»:

книжка-раскладушка

«

Царство

грибов»

Продолжительность

проектной

задачи – 45 минут.

III.

Содержание проектной задачи

(Звучит фонограмма «Звуки леса», на слайде появляется изображение лесной

поляны)

-Ребята, вы слышите эти звуки?

-Догадались, куда мы попали?

-Правильно, мы с вами попали в лес.

- А что такое лес? Что вы о нём знаете? (Слайд «Ярусы леса»)

-Итак, мы отправляемся в лес на природу. Кстати, давайте вспомним, что

такое природа?

-А какие царства природы вы уже знаете?

3

- Сегодня мы отправимся не просто в лес, а заглянем в одно царство, которые

расположилось на самом нижнем ярусе леса. Что это за царство, вы скажете

после того, как отгадаете загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

- Так в какое царство природы мы сегодня отправимся?

Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом,

приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет,

да еще полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Настоящему

грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет. Но мы с

вами отправляемся не за грибами, к грибам. А с чего начинается поход в

гости? (Со знакомства.)

-Можете ли вы сказать, к какому царству относятся грибы?

-Можем ли мы отнести их к царству растений? Почему?

_ А может мы отнесём их к царству животных? Почему?

Ученые тоже долго спорили, к какому же царству отнести грибы. Появилась

целая наука , которая получила название « МИКОЛОГИЯ», что в переводе

означает :« Микос»-гриб, « логос «-наука о грибах. (Слайд №5)

В результате исследований , было решено объединить грибы в особое

ЦАРСТВО ГРИБОВ. (Слайд №6)

-Хотите узнать об этом царстве больше?

-Тогда поработаем в группах-лабораториях юных микологов над проектной

задачей(Слайд №7)

и попробуем вместе создать книгу о грибах, которую так и назовём

« ЦАРСТВО ГРИБОВ» (Слайд №8)

4

-Каждая группа получает свой набор заданий и необходимые материалы.

Результатом работы каждой группы будет оформление страницы о грибах. А

общим

результатом

проектной

задачи

сегодня

будет

создание

книжки

раскладушки

«Царство

грибов».Чтобы

работа

в

группе

получилась

слаженной

и

дружной

вам

необходимо

распределить

роли

в

группе.

(Приложение №1)

-

Нужную

информацию

для

оформления

своей

страницы

вы

получите,

выполнив задания.

-Прежде, чем начать работу, вспомним правила работы в группе (Слайд 9)

(Приложение №2)

Задания для группы №1

1.Прочитайте предложенный текст. (Приложение №3)

2. Рассмотрите предложенные лабораторные образцы, муляжи, иллюстрации.

Обсудите, на какие группы можно разделить эти грибы?

3. Схематически расскажите о многообразии «грибного царства». Оформите

свою страницу « Многообразие грибов»

Задания для группы №2

1. Прочитайте предложенный текст. (Приложение №4)

2. Рассмотрите муляжи грибов, найдите у них одинаковые части. Обсудите,

какую

роль

выполняет

у

грибов

грибница.

Подумайте,

как

можно

смоделировать схему гриба.

3.Оформите страницу книги «Строение шляпочного гриба»

Задания для группы №3

5

1.

Рассмотрите муляжи предложенных грибов. Определите их сходство и

различие. Разделите их на две группы по существенным отличиям шляпки

грибов.

2.

Прочитайте предложенный текст. Сравните вывод, который сделали вы

с авторским.

3.Оформите страницу книги «Виды шляпочных грибов»

Задания для группы №4

1.

Прочитайте предложенный текст. ( Приложение №6)

2.

Обсудите, какое значение для леса имеют грибы. Как грибы связаны с

деревьями.

3.

Оформите страничку книжки «Значение грибов для леса»

Задания для группы №5

1.

Прочитайте предложенный текст.

2. По описанию, данному в тексте, найдите среди муляжей и иллюстраций

грибы, о которых идёт речь.

Разделите

все

грибы

на

группы.

Опишите

сходство

и

различие

грибов

двойников.

3.Оформите свою страницу книжки « Грибы съедобные и несъедобные»

Задания для группы №6

1.

Прочитайте предложенный текст. ( Приложение №8)

2.

Обсудите в группе как правильно собирать грибы.

Из предложенных правил , выберете только те, которые являются правилами

«тихой охоты». Придумайте знаки к этим правилам.

6

3. Оформите страничку « Правила сбора грибов».

IV.

Решение проектной задачи учащимися

Учащиеся работают в малых группах, выполняя предложенные задания. В

ходе работы учащиеся заполняют оценочные листы:

Оцени себя!

Поставь отметки в оценочных шкалах

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался

полезен своей группе при решении задачи)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе.

ДА НЕТ

Почему?____________________________________________

V.

Представление готового продукта

Презентация готовой страницы докладчиком от каждой группы.

VI.

Рефлексия

Самооценка и взаомооценивание работы в группе

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕ «ЦАРСТВО ГРИБОВ»

№1

7

№2

Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач

* Работай в группе дружно , помни - вы одна команда.

* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

* Не бойся высказывать своё мнение.

*Работай

тихо,

не

старайся

всех

перекричать.

Уважай

мнение

других

участников группы.

* Думай сам, а не рассчитывай на других.

* Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

* В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя.

Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

* Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у

доски, то примените считалочку или жребий

№3

( Для группы1)

8

Многообразие грибов

Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тыс. видов,

занимается наука - МИКОЛОГИЯ («микос» - гриб, «логос» - наука),

возникшая в конце XIX века, основателем которой был русский ученый Ф.М.

Каменский.

ГРИБЫ — ЭТО ОСОБОЕ ЦАРСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ,

КОТОРЫЕ СОЧЕТАЮТ В СЕБЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ И

ЖИВОТНЫХ.

ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ Характерный признак шляпочных грибов –

плодовое тело, состоящее из ножки и расширенной верхней части – шляпки.

Если часть плодового тела растереть между предметным и покровным

стеклами и рассмотреть такой препарат с помощью микроскопа, то будет

заметно, что плодовое тело состоит из нитей грибницы, плотно прилегающих

друг к другу. Сверху шляпка покрыта тонкой пленкой, окрашенной в яркие

цвета, снизу расположен особый спороносный слой, где развиваются споры.

ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ На продуктах питания, почве, богатой

органическими веществами, навозе можно увидеть характерные пленки,

состоящие из сильно разветвленных нитей грибницы. Это разные виды

грибов, которых называют плесневыми. Они питаются органическими

веществами остатков организмов или продуктами их жизнедеятельности.

9

ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ питаются за счет живых организмов. Многие из них

вызывают тяжелые заболевания человека, домашних животных и культурных

растений.

На стволах деревьев или на пнях можно заметить выпуклые сверху и плоские

снизу наросты. Это плодовые тела грибов–трутовиков. Вначале они

мясистые, но со временем могут одревесневать. Трубчатый спороносный

слой находится снизу; споры разносятся ветром или насекомыми. Попадая в

трещины коры, изломы веток, спора прорастает нитями грибницы внутрь

растения. Грибница разрастается, высасывая из него питательные вещества,

но снаружи паразит остается незаметным. Со временем на поверхности

пораженного побега появляются плодовые тела. Разрушая ткани дерева,

трутовые грибы вызывают его преждевременную гибель.

Мучнеросые грибы вызывают заболевания винограда, крыжовника, огурцов,

злаковых и других культур. Общий признак заболеваний, вызываемых этими

грибами, – появление на зеленых стеблях, листьях и плодах белых или бурых

пятен, напоминающих рассыпанную муку. Во время созревания спор

грибница выделяет сахаристые капли (откуда и название «роса»),

привлекающие насекомых, которые и переносят споры гриба на другие

растения. Пораженные органы желтеют, вянут и отмирают.

10

МНОГООБРАЗИЕ

ГРИБОВ

ШЛЯПОЧНЫЕ

ПЛЕСНЕВЫЕ

ГРИБЫ-

ПАРАЗИТЫ

ГРИБЫ

11

№4

(Для группы 2)

Какое строение имеют шляпочные грибы?

Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и

шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из

разновидностей, существующих на Земле, грибов).

Шляпка и ножка – это плодовое тело гриба. А основная его

часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это

сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой

почвы. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней

минеральными солями. Грибы сами не могут производить для себя

питательные вещества, как растения. При помощи грибницы они

поглощают готовые питательные вещества из находящихся в почве

мёртвых остатков растений и животных.

Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой

большой, как целая комната и весить почти как слон или бегемот,

но только мы ее не видим – она под землей.

Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они то и позволяют нам

отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по

размеру, и по цвету, и по форме и по характеру поверхности

(плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т.д.).

По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним

может сказать съедобен гриб или нет.

СТРОЕНИЕ

ШЛЯПОЧНЫХ

12

ГРИБОВ

ШЛЯПКА

НОЖКА

ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

ГРИБНИЦА

№5

(Для группы 3)

1.

Виды шляпочных грибов

Шляпочные виды грибов делятся на трубчатые и

пластинчатые. Шляпка пластинчатых грибов снизу имеет

большое количество тоненьких пластинок. Они расходятся как

лучи от пенька ножки. Самые распространенные виды –

шампиньон, сыроежка, рыжик. Шляпка трубчатых грибов

пронизана снизу маленькими отверстиями. Они имеют вид

узких трубочек. К ним относятся белые грибы и

подосиновики.

Трубчатые

Пластинчатые

13

Шляпочные грибы в плодовом теле образуют большое

количество микроскопических спор, которые созревают под

шляпкой. После созревания они сыплются на землю. При

попадании в увлажненную почву споры быстро прорастают в

грибницу. Из нее появляется несколько плодовых тел. Когда

будете собирать грибы, то аккуратно срезайте или

отламывайте их, дабы не повредить мицелий.

ВИДЫ

ШЛЯПОЧНЫХ

ГРИБОВ

14

ТРУБЧАТЫЕ

ПЛАСТИНЧАТЫЕ

ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

№6 ( Для группы 4)

Какое значение имеют грибы для леса?

Грибы играют важную роль в жизни лесного сообщества. Совместно с

бактериями грибы разлагают отмершие растительные остатки, превращая их

в вещества, доступные для питания растений.

Грибы дружат с деревьями, способствуют их лучшему росту, а также

предохраняют

корни

деревьев

от

поражений

болезнетворными

грибами.

Ученые установили, что некоторые породы деревьев (например, сосна) при

отсутствии грибов не могут нормально расти и развиваться.

Грибы – пища и лекарство для зверей и птиц, для человека – источник

ценных пищевых ресурсов.

Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи

в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем,

которые человек в пищу не употребляет. Охранять их от истребления – долг

каждого.

15

№7

( Для группы №5)

Грибы съедобные и несъедобные.

Грибы — это загадочные и очень интересные организмы, полные

нераскрытых тайн и необычных открытий. Съедобные виды являются очень

16

Грибы способствуют

разрушению остатков

организмов и образованию

перегноя

Грибы и деревья помогают

друг другу питаться.

Грибами питаются и лечатся

животные

вкусным и полезным продуктом, а несъедобные могут принести большой

вред здоровью. Поэтому важно уметь их отличать и не стоит класть в корзину

гриб, в котором нет полной уверенности

.

ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ

И

НЕСЪЕДОБНЫЕ

СЪЕДОБНЫЙ

ГРИБ

ЯДОВИТЫЙ

ГРИБ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

17

ПРИЗНАКИ

№8

Для группы№6)

Как правильно собирать грибы

Начнем с того, что первые своих походы в лес необходимо

осуществлять только с опытным грибником. Знать теорию мало, необходимо

все повторить на месте, а сделать это можно только под присмотром

профессионала.

Правильно собирать грибы ранним утром, так как в этом время они еще

не успевают утратить всю влагу и сохраняют большую часть полезных

веществ. Если для вас ранее утро около 10 часов, то вы точно не грибник.

Самое лучшее время для сбора 6-7 утра.

Помните популярное сравнение "как грибы после дождя"? Именно

после небольшого теплого дождливого вечера вы сможете собрать хороший

урожай. После засухи собирать грибы не надо вообще, так как большую

часть влаги они теряют и вместо пользы вы получите большую дозу

токсинов. При чем это касается даже благородных пород.

Очень важно знать, как правильно срезать грибы. Никогда не пинайте

ногами или лопатой даже самые ядовитые виды. Помните, что в природе все

продумано и вы не в праве наводить там свои порядки. Не нужно разрывать

мох или выламывать ножку гриба. Таким образом вы погубите грибницу и

18

урожая в этом месте не будет ближайшие два года. Что касается вопроса о

том, как правильно срезать грибы, то мнения специалистов расходятся.

Некоторые предпочитают использовать нож, другие просто выкручивают

ножку.

Собирать грибы в лесу необходимо в лукошко, так как им нужна

циркуляция воздуха. Перед тем, как положить гриб в корзину, его нужно

очистить от земли

.

Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь

среди грибов немало ядовитых.

Если увидел ядовитый гриб, непременно растопчи его,

чтобы он не попался неопытному грибнику.

Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в

стороны листву и мох.

Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб ножом или

выкручивай ножку.

Не бери старые грибы. В них накапливается опасный для

человека яд.

Нельзя собирать грибы возле шоссейных дрог,

промышленных предприятий, в городских скверах.

Для сбора грибов используй полиэтиленовый пакет.

ГОТОВЫЙ ПРОДУКТ

19

20

21

22

23



В раздел образования