Напоминание

Русские тряпичные куклы


Автор: Арькова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269» Ворошиловского района Волгограда
Населённый пункт: г.Волгоград, Россия
Наименование материала: конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Тема: Русские тряпичные куклы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное упреждение

«Детский сад № 269» Ворошиловского района Волгограда

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Русские тряпичные куклы

Арькова Ольга Анатольевна

воспитатель

1 квалификационной категории

Цель: Знакомство с народной игрушкой – тряпичной куклой, изготовление её из ткани

Задачи:

сформировать у обучающихся понятие русской народной тряпичной куклы;

познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси;

развивать художественные способности, воображение;

воспитывать уважение к народной культуре.

Материалы и оборудование:

стенд с алгоритмом изготовления куклы;

образцы тряпичных кукол – игровых, обучающих, лечебных, оберегов;

кусочки цветных тканей, красные нитки, ножницы, ленточки, бусинки,

раздаточный материал;

Ход занятия

1.

Организационный момент. Педагог читает стихотворение.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на луну.

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

2. Изложение нового материала

П е д а г о г: Посмотрите, что я принесла на занятие: тряпичные куклы. Сегодня мы

познакомимся с русской народной тряпичной куклой.

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: береговых, обрядовых и

игровых. Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. Кукла –

первая среди игрушек Она известна с глубокой древности и с

давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой

русского

народа.

Она

сопровождала

человека

с

рождения

до

смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в

них, ребенок учился вести хозяйство, общаться. Кукла была не

просто

игрушкой,

а

символом

продолжения

рода,

залогом

семейного

счастья.

Русская

тряпичная

кукла

бывает

разных

видов:

столбушка,

крестушка

или

крестец,

кукла

на

палочке,

узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-

мешочек

все

они

бытовали

раньше

в

деревнях

и

малых

провинциальных городках.

Куклам приписывались различные волшебные свойства:

они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь

хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из

поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления

Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Когда мастерили кукол,

лоскутки

тщательно

подбирали.

Особенно

ценили

красные

тряпочки,

они

шли

на

самые

красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной

силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к

крестинам, к дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.

Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах,

коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости,

их клали в приданое.

Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен.

Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по

старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и

не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

3. Практическая работа

П е д а г о г:

На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе.

Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы

Должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми –

Может быть беда.

В

русских

игрушках

отразились

народные

представления

о

мире,

добре,

красоте.

Особенно ярко они проявляются в тряпичных куклах.

По

размеру

куклу

делали

с

ладонь.

Основа

куколки

-

туловище

и

голова.

Их

изготавливали из белой ткани. Для туловища и головы возьмем прямоугольный лоскут белой

ткани и скатаем его по длинной стороне и перегнем пополам. (Учитель показывает).

Для рук скатываем также по длинной стороне прямоугольник белой ткани по размеру в

два раза меньше. Концы обвязываем красной ниткой, обозначая у куклы кисти рук.

Закладываем «руки» в «туловище», отделяя сверху «голову» куклы. Перевязываем

красной ниткой, спереди на груди обозначая косой крест, и отделяя «голову» от туловища.

(Красная нитка – издавна является оберегом, также, как и косой крест.)

Теперь возьмем прямоугольный цветной лоскут длиной в два раза больше туловища,

свернем пополам и прорежем на сгибе для того, чтобы одеть куклу. Края оборачиваем вокруг

туловища, передней половиной лоскута поверх задней и обвязываем красной ниткой. Далее

привязываем фартук. Сверху повязываем платок. Для украшения можно привязать красивую

ленту на руку или пришить к фартуку бусинки.

Физкультминутка (на усмотрение педагога)

4. Итог занятия

П е д а г о г: Какие замечательные куклы у вас получились. Сделав куколку можно

будет подарить ее маме, друзьям или украсить свой дом. В старину существовало такое поверье,

что можно загадать желание, которое «поможет» исполнить. Для этого, надо встать перед

зеркалом, показать куклу и сказать: «Куколка, куколка, посмотри, какая ты красивая, как я тебя

нарядила! Исполни мое желание… (сказать свое желание)». Затем спрятать куклу и ждать

исполнения желания. Когда желание исполнится, куколку поблагодарить, привязать еще одну

ленточку или пришить вторую бусинку и загадать новое желание.



В раздел образования