Автор: Арькова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269» Ворошиловского района Волгограда
Населённый пункт: г.Волгоград, Россия
Наименование материала: конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Тема: Русские тряпичные куклы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное упреждение
«Детский сад № 269» Ворошиловского района Волгограда
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Русские тряпичные куклы
Арькова Ольга Анатольевна
воспитатель
1 квалификационной категории
Цель: Знакомство с народной игрушкой – тряпичной куклой, изготовление её из ткани
Задачи:
•
сформировать у обучающихся понятие русской народной тряпичной куклы;
•
познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси;
•
развивать художественные способности, воображение;
•
воспитывать уважение к народной культуре.
Материалы и оборудование:
•
стенд с алгоритмом изготовления куклы;
•
образцы тряпичных кукол – игровых, обучающих, лечебных, оберегов;
•
кусочки цветных тканей, красные нитки, ножницы, ленточки, бусинки,
•
раздаточный материал;
Ход занятия
1.
Организационный момент. Педагог читает стихотворение.
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полёты на луну.
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
2. Изложение нового материала
П е д а г о г: Посмотрите, что я принесла на занятие: тряпичные куклы. Сегодня мы
познакомимся с русской народной тряпичной куклой.
В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: береговых, обрядовых и
игровых. Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. Кукла –
первая среди игрушек Она известна с глубокой древности и с
давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой
русского
народа.
Она
сопровождала
человека
с
рождения
до
смерти и была непременным атрибутом любых праздников.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в
них, ребенок учился вести хозяйство, общаться. Кукла была не
просто
игрушкой,
а
символом
продолжения
рода,
залогом
семейного
счастья.
Русская
тряпичная
кукла
бывает
разных
видов:
столбушка,
крестушка
или
крестец,
кукла
на
палочке,
узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-
мешочек
–
все
они
бытовали
раньше
в
деревнях
и
малых
провинциальных городках.
Куклам приписывались различные волшебные свойства:
они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь
хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из
поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления
Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Когда мастерили кукол,
лоскутки
тщательно
подбирали.
Особенно
ценили
красные
тряпочки,
они
шли
на
самые
красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной
силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к
крестинам, к дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.
Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах,
коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости,
их клали в приданое.
Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен.
Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по
старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и
не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".
3. Практическая работа
П е д а г о г:
На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми –
Может быть беда.
В
русских
игрушках
отразились
народные
представления
о
мире,
добре,
красоте.
Особенно ярко они проявляются в тряпичных куклах.
По
размеру
куклу
делали
с
ладонь.
Основа
куколки
-
туловище
и
голова.
Их
изготавливали из белой ткани. Для туловища и головы возьмем прямоугольный лоскут белой
ткани и скатаем его по длинной стороне и перегнем пополам. (Учитель показывает).
Для рук скатываем также по длинной стороне прямоугольник белой ткани по размеру в
два раза меньше. Концы обвязываем красной ниткой, обозначая у куклы кисти рук.
Закладываем «руки» в «туловище», отделяя сверху «голову» куклы. Перевязываем
красной ниткой, спереди на груди обозначая косой крест, и отделяя «голову» от туловища.
(Красная нитка – издавна является оберегом, также, как и косой крест.)
Теперь возьмем прямоугольный цветной лоскут длиной в два раза больше туловища,
свернем пополам и прорежем на сгибе для того, чтобы одеть куклу. Края оборачиваем вокруг
туловища, передней половиной лоскута поверх задней и обвязываем красной ниткой. Далее
привязываем фартук. Сверху повязываем платок. Для украшения можно привязать красивую
ленту на руку или пришить к фартуку бусинки.
Физкультминутка (на усмотрение педагога)
4. Итог занятия
П е д а г о г: Какие замечательные куклы у вас получились. Сделав куколку можно
будет подарить ее маме, друзьям или украсить свой дом. В старину существовало такое поверье,
что можно загадать желание, которое «поможет» исполнить. Для этого, надо встать перед
зеркалом, показать куклу и сказать: «Куколка, куколка, посмотри, какая ты красивая, как я тебя
нарядила! Исполни мое желание… (сказать свое желание)». Затем спрятать куклу и ждать
исполнения желания. Когда желание исполнится, куколку поблагодарить, привязать еще одну
ленточку или пришить вторую бусинку и загадать новое желание.