Напоминание

Насекомые


Автор: Есина Ирина Алексеевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №127 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Фронтальная коррекционно–развивающая деятельность по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: Насекомые
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Насекомые. Повторение пройденного материала.

Цели: 1. Обобщить и закрепить знания детей по лексической теме «Насекомые».

2. Закрепить навыки звуко-слогового, звуко-буквенного анализа слов, чтения слов.

3. Работа над слоговым составом слов (закрепить умение подбирать слова к схемам с

заданным количеством слогов).

4. Закрепить умение составлять схему предложения с предлогами.

5. Закрепить умение составлять рассказ по предметной картинке.

6. Развивать психические процессы (мышление, память, внимание), связную речь,

мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, наборы для звуковых схем,

схемы

предложения,

слоговые

«домики»,

цифры,

разрезные

картинки,

сюжетная картина, схемы предлогов, мяч, картинки «4 лишний»

Ход занятия

1.

Организационный момент

Чтение стихотворения:

Порхает легкий мотылек,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

- Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?

(в этом стихотворении говорится о насекомых)

- Правильно. На земле великое множество насекомых. Они самые древние и самые

многочисленные жители нашей планеты.

- А почему они так называются – Насекомые?

(потому что тело насекомых, словно насечками разделено на части)

- На какие части разделено тело насекомых

(голова, грудь и брюшко)

- Правильно, у всех насекомых есть голова, грудь и брюшко.

- А как передвигаются насекомые

(некоторые летают, ползают, прыгают)

- чем питаются насекомые

(некоторые

едят

зеленые

листья,

цветочный

нектар,

а

некоторые

едят

маленьких

насекомых)

- Как спасаются от врагов насекомые

(Многие имеют зеленую окраску и их не видно в траве, а у некоторых яркая пугающая

окраска, у многих насекомых есть жало)

- Какую пользу приносят насекомые людям, природе

(опыляют цветы, дают человеку мед, уничтожают вредных насекомых)

- Какой вред приносят насекомые людям

(мухи, тараканы – разносят микробов, грязь, гусеницы, тля – поедают зелень)

II. Создание игровой ситуации. Развитие словесно-логического мышления.

- Ребята, к нам на занятие пришла гостья. Угадайте, кто это:

Кто над нами вверх ногами (это муха)

- давайте вместе с нашей гостьей поиграем в игру «4-лишний».

Муха, комар, муравей, таракан – полезное насекомое

Божья коровка, паук, кузнечик, гусеница – ядовит. насекомое

Жук, стрекоза, бабочка, клоп – хищное

пчела, бабочка, стрекоза, гусеница - ползает

III. Постановка цели занятия. Закрепление знаний о насекомых.

- Ребята, давайте вспомним пословицы про насекомых

муравей не велик, а горы копает,

пчелка маленькая, а мед ее сладок

у кого пчела, тому жизнь весела

Муравей не по себе ношу тащит

Где уж светлячку с солнцем тягаться.

Если в воздухе много стрекоз - грядет засуха

- наша гостья хотела бы узнать, как понимать такое высказывание «Делать из мухи слона»

Выставляется картинка

- Посмотрите на картинку. Действительно ли можно сделать из мухи слона?

(Нет. Мы так говорим о людях, которые все преувеличивают)

-

Какие

произведения

о

насекомых

вы

знаете?

(Сказку

«Муха-Цокотуха»,

сказку

«Тараканище», сказку «Как муравьишка домой спешил», песню «В траве сидел кузнечик».)

IV. Составление звуко-слоговой схемы слова. Звуко-буквенный анализ.

- сегодня к нам в гости пришла Муха – Цокотуха.

-

давайте

составим

звуко-слоговую

схему

слова

«МУХА».

(Дети

самостоятельно

составляют схемы на столах.)

АНАЛИЗ: - Сколько слогов в слове «МУХА»? (2 слога)

- Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука.)

- Назовите гласные звуки. (У, А)

- Назовите согласные звуки. (М, Х)

- Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

- Обозначьте звуки соответствующими буквами.

- Прочитайте слово, которое получилось.

- Молодцы, ребята! Уберите схемы.

V. Работа над слоговым составом слова (определение количества слогов в словах).

- Ребята, к нам прилетела еще одна гостья. Угадайте, кто это.

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (божья коровка)

На доску вывешиваются домики со слоговыми схемами.

-

У

божьей

коровки

много

друзей

насекомых.

Она

просит

поселить

их

в

домики.

Количество окошек в доме обозначает количество слогов в слове.

Ребенок берет картинку со стола и ставит ее в кармашек соответствующего домика. (В

слове ЖУК один слог, поэтому я поселю жука в первый домик.)

Аналогично дети «расселяют» в домики других насекомых.

VI. Физкультминутка. Закрепление образования формы множественного

числа имен существительных.

- Молодцы, ребята. К нам пожаловала еще одна гостья. Угадайте, кто это?

Загадка

Она ярка и красива

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

- бабочка очень красивое, подвижное насекомое. Давайте изобразим ее.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- бабочка предлагает вам поиграть в игру «Один-много». Тот, кто ответит, садится на

свое место.

Логопед бросает ребенку мяч и называет насекомое.

Клоп – (много?) клопы

Гусеница – гусеницы

Кузнечик – кузнечики

Мотылек – мотыльки

Муха – мухи

Оса – осы

Божья коровка – божьи коровки

Бабочка – бабочки

Шмель – шмели

Пчела – пчелы

VII.

Согласование

притяжательных

местоимений

с

им.

сущ.,

согласование

количественых числительных с им. сущ.

- Ребята, у нас появился еще один гость. Угадайте, кто это.

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

-

Муравей

хочет

узнать,

умеете

ли

вы

собирать

разрезные

картинки.

Сложите

их

правильно и скажите, какое насекомое получилось. Давайте скажем про насекомых МОЙ или

МОЯ

(У меня жук. Это мой жук.)

- а теперь посчитайте своих насекомых. (На доске цифры) (7 жуков, т. д.)

VIII.

Работа над предложением. Составление схемы предложения с предлогами.

Закрепление употребления в речи предлогов В, НА, ПОД.

- Ребята, к нам прилетела еще одна гостья.

Загадка

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужком

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

- Мудрая пчелка в подарок принесла вам картинку (показывает сюжетную картинку с

подвижными элементами, дети рассматривают ее).

- На лесной полянке веселились гусеничка, муравей, божья коровка и бабочка. Погода

была солнечная, теплая. Ребята, вдруг… (логопед закрывает солнышко тучкой с дождем). На

солнышко набежала тучка, пошел сильный дождь.

Затем логопед меняет положение насекомых на картинке

- Насекомые спрятались от дождя: бабочка укрылась под листом.

- ребята, какое маленькое слово вы услышали в этом предложении (под)

- А теперь составьте схему этого предложения.

- заползла в орех гусеница (так же)

- на ромашку села божья коровка (так же)

IX. Составление рассказа по предметной картинке

- Ребята, давайте составим рассказ о насекомых, которые пришли к нам в гости.

Пример: Это муха. У нее есть голова, грудь, крылья и шесть лапок. Муха не только

летает, но и может ползать по потолку. Она вредное насекомое. Муха летает по помойкам и

переносит вредных микробов.

(опрашиваются несколько детей)

IX. Итог. Оценивание деятельности детей.

- Понравилось вам занятие? Чья игра понравилась вам больше всего? (опрашиваются все

дети). Как вы оцениваете работу своих товарищей? (Затем логопед оценивает работу каждого

ребенка.)

- Молодцы, ребята, нашим гостям очень понравилась ваша работа. Они прощаются с

вами.



В раздел образования