Автор: Есина Ирина Алексеевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №127 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Фронтальная коррекционно–развивающая деятельность по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: Насекомые
Раздел: дошкольное образование
Тема: Насекомые. Повторение пройденного материала.
Цели: 1. Обобщить и закрепить знания детей по лексической теме «Насекомые».
2. Закрепить навыки звуко-слогового, звуко-буквенного анализа слов, чтения слов.
3. Работа над слоговым составом слов (закрепить умение подбирать слова к схемам с
заданным количеством слогов).
4. Закрепить умение составлять схему предложения с предлогами.
5. Закрепить умение составлять рассказ по предметной картинке.
6. Развивать психические процессы (мышление, память, внимание), связную речь,
мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, наборы для звуковых схем,
схемы
предложения,
слоговые
«домики»,
цифры,
разрезные
картинки,
сюжетная картина, схемы предлогов, мяч, картинки «4 лишний»
Ход занятия
1.
Организационный момент
Чтение стихотворения:
Порхает легкий мотылек,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
- Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?
(в этом стихотворении говорится о насекомых)
- Правильно. На земле великое множество насекомых. Они самые древние и самые
многочисленные жители нашей планеты.
- А почему они так называются – Насекомые?
(потому что тело насекомых, словно насечками разделено на части)
- На какие части разделено тело насекомых
(голова, грудь и брюшко)
- Правильно, у всех насекомых есть голова, грудь и брюшко.
- А как передвигаются насекомые
(некоторые летают, ползают, прыгают)
- чем питаются насекомые
(некоторые
едят
зеленые
листья,
цветочный
нектар,
а
некоторые
едят
маленьких
насекомых)
- Как спасаются от врагов насекомые
(Многие имеют зеленую окраску и их не видно в траве, а у некоторых яркая пугающая
окраска, у многих насекомых есть жало)
- Какую пользу приносят насекомые людям, природе
(опыляют цветы, дают человеку мед, уничтожают вредных насекомых)
- Какой вред приносят насекомые людям
(мухи, тараканы – разносят микробов, грязь, гусеницы, тля – поедают зелень)
II. Создание игровой ситуации. Развитие словесно-логического мышления.
- Ребята, к нам на занятие пришла гостья. Угадайте, кто это:
Кто над нами вверх ногами (это муха)
- давайте вместе с нашей гостьей поиграем в игру «4-лишний».
Муха, комар, муравей, таракан – полезное насекомое
Божья коровка, паук, кузнечик, гусеница – ядовит. насекомое
Жук, стрекоза, бабочка, клоп – хищное
пчела, бабочка, стрекоза, гусеница - ползает
III. Постановка цели занятия. Закрепление знаний о насекомых.
- Ребята, давайте вспомним пословицы про насекомых
муравей не велик, а горы копает,
пчелка маленькая, а мед ее сладок
у кого пчела, тому жизнь весела
Муравей не по себе ношу тащит
Где уж светлячку с солнцем тягаться.
Если в воздухе много стрекоз - грядет засуха
- наша гостья хотела бы узнать, как понимать такое высказывание «Делать из мухи слона»
Выставляется картинка
- Посмотрите на картинку. Действительно ли можно сделать из мухи слона?
(Нет. Мы так говорим о людях, которые все преувеличивают)
-
Какие
произведения
о
насекомых
вы
знаете?
(Сказку
«Муха-Цокотуха»,
сказку
«Тараканище», сказку «Как муравьишка домой спешил», песню «В траве сидел кузнечик».)
IV. Составление звуко-слоговой схемы слова. Звуко-буквенный анализ.
- сегодня к нам в гости пришла Муха – Цокотуха.
-
давайте
составим
звуко-слоговую
схему
слова
«МУХА».
(Дети
самостоятельно
составляют схемы на столах.)
АНАЛИЗ: - Сколько слогов в слове «МУХА»? (2 слога)
- Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука.)
- Назовите гласные звуки. (У, А)
- Назовите согласные звуки. (М, Х)
- Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)
- Обозначьте звуки соответствующими буквами.
- Прочитайте слово, которое получилось.
- Молодцы, ребята! Уберите схемы.
V. Работа над слоговым составом слова (определение количества слогов в словах).
- Ребята, к нам прилетела еще одна гостья. Угадайте, кто это.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (божья коровка)
На доску вывешиваются домики со слоговыми схемами.
-
У
божьей
коровки
много
друзей
насекомых.
Она
просит
поселить
их
в
домики.
Количество окошек в доме обозначает количество слогов в слове.
Ребенок берет картинку со стола и ставит ее в кармашек соответствующего домика. (В
слове ЖУК один слог, поэтому я поселю жука в первый домик.)
Аналогично дети «расселяют» в домики других насекомых.
VI. Физкультминутка. Закрепление образования формы множественного
числа имен существительных.
- Молодцы, ребята. К нам пожаловала еще одна гостья. Угадайте, кто это?
Загадка
Она ярка и красива
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка)
- бабочка очень красивое, подвижное насекомое. Давайте изобразим ее.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
- бабочка предлагает вам поиграть в игру «Один-много». Тот, кто ответит, садится на
свое место.
Логопед бросает ребенку мяч и называет насекомое.
Клоп – (много?) клопы
Гусеница – гусеницы
Кузнечик – кузнечики
Мотылек – мотыльки
Муха – мухи
Оса – осы
Божья коровка – божьи коровки
Бабочка – бабочки
Шмель – шмели
Пчела – пчелы
VII.
Согласование
притяжательных
местоимений
с
им.
сущ.,
согласование
количественых числительных с им. сущ.
- Ребята, у нас появился еще один гость. Угадайте, кто это.
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
-
Муравей
хочет
узнать,
умеете
ли
вы
собирать
разрезные
картинки.
Сложите
их
правильно и скажите, какое насекомое получилось. Давайте скажем про насекомых МОЙ или
МОЯ
(У меня жук. Это мой жук.)
- а теперь посчитайте своих насекомых. (На доске цифры) (7 жуков, т. д.)
VIII.
Работа над предложением. Составление схемы предложения с предлогами.
Закрепление употребления в речи предлогов В, НА, ПОД.
- Ребята, к нам прилетела еще одна гостья.
Загадка
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужком
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)
- Мудрая пчелка в подарок принесла вам картинку (показывает сюжетную картинку с
подвижными элементами, дети рассматривают ее).
- На лесной полянке веселились гусеничка, муравей, божья коровка и бабочка. Погода
была солнечная, теплая. Ребята, вдруг… (логопед закрывает солнышко тучкой с дождем). На
солнышко набежала тучка, пошел сильный дождь.
Затем логопед меняет положение насекомых на картинке
- Насекомые спрятались от дождя: бабочка укрылась под листом.
- ребята, какое маленькое слово вы услышали в этом предложении (под)
- А теперь составьте схему этого предложения.
- заползла в орех гусеница (так же)
- на ромашку села божья коровка (так же)
IX. Составление рассказа по предметной картинке
- Ребята, давайте составим рассказ о насекомых, которые пришли к нам в гости.
Пример: Это муха. У нее есть голова, грудь, крылья и шесть лапок. Муха не только
летает, но и может ползать по потолку. Она вредное насекомое. Муха летает по помойкам и
переносит вредных микробов.
(опрашиваются несколько детей)
IX. Итог. Оценивание деятельности детей.
- Понравилось вам занятие? Чья игра понравилась вам больше всего? (опрашиваются все
дети). Как вы оцениваете работу своих товарищей? (Затем логопед оценивает работу каждого
ребенка.)
- Молодцы, ребята, нашим гостям очень понравилась ваша работа. Они прощаются с
вами.