Напоминание

Активизация познавательной деятельности посредством использования информационно – коммуникационных технологий


Автор: Сидорова Анжелика Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1619
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности посредством использования информационно – коммуникационных технологий
Раздел: полное образование





Назад




ГБОУ Школа № 1619

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

Активизация

познавательной

деятельности посредством

использования

информационно –

коммуникационных

технологий.

Учитель:

Сидорова А.Н.

г. Москва

2019 г

Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование»

является

информатизация

образовательного

пространства

школ,

которая

включает

в

себя

оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-

коммуникационные

технологии

обучения.

Условием

возникновения

опыта

стало

улучшение

материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-

коммуникационных технологий. Методы и приёмы использования компьютерных технологий

различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение

информационных

технологий

на

уроках

направлено

на

совершенствование

существующих

технологий

обучения.

Использование

средств

информационных

технологий

расширяет

стандартные методы обучения.

В своей работе я использую следующие современные средства ИКТ:

Интерактивная доска

Персональные компьютеры

Электронные тестовые оболочки

Интернет

Опорные конспекты

Прикладное программное обеспечение.

Интерактивная доска

В последние годы наряду с компьютерной техникой в школы поступают интерактивные доски,

использование которых вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно

облегчает

подготовку

и

проведение

урока,

но

и

открывает

такие

возможности,

которые

до

появления интерактивных досок просто не существовали.

В моем кабинете установлена и максимально эксплуатируется интерактивная доска

Smart Board в комплекте с мультимедиапроектором. Практика применения интерактивной

доски в нашей школе позволяет выделить следующие направления ее использования в

учебном процессе:

Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;

Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;

Классификация

и

систематизация

учебного

материала,

изучение

его

на

повышенном

уровне;

Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;

Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;

Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;

Возможность выхода за рамки школьной программы;

Повышение мотивации учащихся к обучению;

Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

Презентации, демонстрации и создание моделей. Представление информации с помощью

различных

мультимедийных

ресурсов

позволяет

упростить

объяснение

схем,

помочь

разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко

изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.

Активное

вовлечение

учащихся.

Интерактивные

доски,

благодаря

разнообразному

увлекательному

и

динамичному

использованию

ресурсов,

улучшая

мотивацию,

делают

занятия увлекательными и для учителей и для учащихся. Работа с интерактивной доской может

помочь учителю проверить знания учащихся в различных формах. Включенные в состав ПО

различные спецэффекты (например, Фонарик,

Шторка) позволяют акцентировать внимание

учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и

усвоению материала.

Улучшение

темпа

и

течения

занятия.

Использование

интерактивной

доски

позволяет

улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить

заранее

и

привязать

их

к

другим

ресурсам,

которые

будут

доступны

на

занятии.

На

интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к

текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты,

рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Все ресурсы

можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для

будущих уроков. Все, что делают учащиеся на доске можно сохранить и использовать в другой

раз. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить

ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения

пройденного материала.

Использование интерактивной доски возможно на всех этапах урока.

1.

Объяснение

нового

материала.

Предусматривает

применение экранных средств в

учебном

процессе:

видеофрагменты,

компьютерные

приложения,

готовые

чертежи,

и л л ю с т р и р о в а н и е

с л о ж н ы х

ф р а г м е н т о в

и

т . п .

Так в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать

информационную

поддержку

при

подготовке,

проведении

уроков,

при

первом

знакомстве

с

предметом,

для

анонсирования

новой

темы

или

для

обобщения

знаний

по

пройденному

материалу.

Позволяет включить детей в активную деятельность на уроке, используются различные

м е т о д ы

и

п р и ё м ы

п р и м е н е н и я

и н ф о р м а ц и о н н ы х

т е х н о л о г и й .

Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У учащихся развивается

логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.

2.Проверка домашнего задания. «Найди ошибку».

Решение домашнего задания подготовлено заранее учителем

и в решении допущены ошибки.

Решение

проецируется

на

интерактивной

доске,

которая

в

данный

момент

служит

экраном.

Учащиеся, проверяя, делают исправления в решении на доске (для исправления используется

инструмент

интерактивной

доски Перо

красного

цвета).

При

исправлении

ошибки

ученик

обосновывает свои действия, опираясь на теоретический материал. (Страница с исправлениями

сохраняется, для возможности, если это будет необходимо, возвратиться к решению).

3.Устная работа.

Повторение теоретического материала, необходимого для дальнейшей работы на уроке.

Материал подготовлен учителем в виде перфорированного текста или учащимся из класса в виде

презентации (индивидуальное домашнее задание).

С помощью ссылки на файл приложения Microsoft PowerPoint (ссылка создается на интерактивной

доске) открываем созданную презентацию.

4.Закрепление теоретического материала.

Проверка

заданий

осуществляется

с

использованием

интерактивной

доски

и

спецэффекта

Шторка.

Учащийся поясняет выполненное задание, а учитель постепенно опускает Шторку, открывая

необходимый этап решения.

5.Самостоятельная работа.

6.Коррекция знаний (индивидуально).

Желающие могут исправить свои результаты в любое время.

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Индивидуально, с учетом проблемных моментов при решении самостоятельной работы.

Для

учащихся

отсутствующих

на

уроке

в

этот

день

с

помощью

специального

инструмента

программного обеспечения интерактивной доски можно записать все действия, происходящие на

доске. Запись осуществляется в видеофайл, который учащийся может просмотреть позже.

Положительные аргументы:

Мотивация,

наглядность,

иллюстрирование,

интерактивность,

доступность

сложного

материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация,

окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки

учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени, учет времени на каждом этапе,

строгое соблюдение САНПИНА.

Отрицательные аргументы:

Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока.

Персональные компьютеры

Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя,

индивидуальные

особенности

своего

учения,

способствует

развитию

самостоятельности.

Учащийся

может

наблюдать

на

экране,

что

получается

после

осуществления

той

или

иной

операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр. Небольшой

опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении позволяет

дифференцировать

учебную

деятельность

на

уроках,

активизирует

познавательный

интерес

учащихся,

развивает

их

творческие

способности,

стимулирует

умственную

деятельность,

побуждает к исследовательской деятельности.

Использование компьютеров на уроках и при выполнении домашних заданий позволяет расширить

информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка;

Электронные тестовые оболочки

Применение электронных тестовых оболочек возможно:

для диагностического тестирования качества усвоения материала;

в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения

темы;

в

обучающем

режиме;

при

работе

с

отстающими

учениками,

для

которых

применение

компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

в режиме самообучения.

При контроле возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери

ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

Организация

теста

по

принципу

“выбери

ответ

из

предлагаемых”

обеспечивает

быстроту

прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для

выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди

предложенных.

Организация теста по принципу “напиши правильный ответ” предполагает хорошую начальную

подготовку

учащегося

как

пользователя

персонального

компьютера.

Выдача

ответа

осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе “переключения

на английский язык” и умения набирать формулы с помощью специальных программ.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и

демонстрационные

программы,

модели,

игры.

Такие

эффективные

разработки

формируют

позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи,

возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

Интернет

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий

государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с

информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к

изменяющимся условиям жизни. Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Исследовательско-поисковый

метод

ориентирован

на

активное

применение

средств

вычислительной

техники

и

Интернет

ресурсов.

Особенностью

этого

метода

является

интеграционный

характер,

что

позволяет

усилить

межпредметные

связи.

При

проведении

исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего

эксперимента и делает выводы. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.

Ресурсы Интернет позволили не только найти информацию по данным заданиям, но и взглянуть на

э т о

с

п о з и ц и и

д р у г о й

н а у к и ,

д р у г о г о

п е р и о д а

в р е м е н и .

Таким образом, исследовательско - поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в

добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает

время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные

уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики

обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в

проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей,

детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество

занятий из-за болезни.

Опорные конспекты

Реализация

каждого

метода

в

практической

деятельности

состоит

в

совокупности

отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными

источниками информации.

По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности это

словесные, наглядные и практические приёмы.

Вербальные.

При

использовании

данного

приёма

предлагается

опорный

конспект

в

распечатанном виде для каждого учащегося. А учащиеся выполняют устную или письменную

работу.

Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-

ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.

Практические. К

ним

относится

выполнение

заданий

на

основе

словесного

или

визуального представления информации. Данный приём позволяет учащимся познакомиться с

учебным

материалом,

изложенном

в

опорном

конспекте,

и

выполнить

по

этому

материалу

задания.

А

также

самостоятельная

подготовка

к

решению

задач,

автоматическая

проверка

правильности выполнения.

Таким

образом,

информационные

технологии

открывают

новые

возможности

для

совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и

совместную работу учащихся и учителей.

Прикладное программное обеспечение.

Сегодня

существует

множество

готовых

компьютерных

программ.

Роль

учителя

состоит

в

кропотливом подборе материала к уроку, грамотной расстановке акцентов и создании своего WEB-

ресурса. Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно

понимают законы информационного мышления, дети с легкостью осваивают информационные и

коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться.

При решении текстовых задач реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются

различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи

являются

неотъемлемой

частью

изучения

информатики

и

математики.

Программы

могут

содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные

материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причём, в

последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа

распознаёт ответы независимо от способа их написания.

Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся позволяет организовать

различные

формы

проверки

знаний,

умений

и

навыков

учащихся.

Для

проверки

усвоения

учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии

тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до

сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки.

Мультимедийные курсы подготовки к ЕГЭ содержат:

а) справочные сведения;

б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов;

в) набор тематических и итоговых тестов.

Таким образом, данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и

скорректировать работу учителя по их ликвидации.

Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого

запоминания

учебного

материала,

через

образное

восприятие,

усиление

его

эмоционального

воздействия.

На уроках можно использовать электронные учебники, которые помогают усваивать и

систематизировать знания по предмету, сформировать навыки работы с учебным материалом и

других массу полезных и учебных навыков.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность

учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они

развивают

активно-деятельностные

формы

обучения;

способствуют

осознанию

учащимися

процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению

наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и

самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Итак, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики

необходимо,

прежде

всего,

предоставить

учебный

материал

в

наиболее

мультимедийном

и

интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:

презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить

учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);

компьютерных

игр

(естественно,

тех

игр,

которые

содержат

развивающий

или

познавательный материал);

интерактивных

программ,

тестов

(чем

больше

участия

принимает

ученик

в

процессе

обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);

графических

демонстрационных

материалов

(обычные

плакаты,

стенды,

раздаточные

материалы, изображения на ПК);

видео или мультипликационных фильмов.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – хотя бы один

раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается

навык.

Поэтому

на

уроках

должна

иметь

приоритет

именно

практическая

направленность

деятельности учащихся, через которую и происходит познание.



В раздел образования