Напоминание

Формирование культуры деятельности и общения у детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО


Автор: Кабаева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры деятельности и общения у детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Формирование

культуры деятельности и общения

у детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО

Кабаева Елена Николаевна,, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г.Новокузнецк

«»«

Воспитание - это то, что остается,

когда все остальное потеряно.

Надин де Ротшильд

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с

окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного

поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное

отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность по-

лезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в раз-

личных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во

время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение со-

держать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца

начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, со-

держательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ре-

бенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять

гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него на-

выков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно

использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выпол -

ненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятель -

ность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в

коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с

взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использова-

нием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение

1

[Введите текст]

в общественных местах, быту. Ребенка надо учить замечать состояния других людей, тор-

мозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое

поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к

окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои

чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполага-

ет наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя

спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в сов-

местных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Человек,

как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми.

Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, произ-

водственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые

правила поведения, обусловленные нормами морали. (Таблица1)

Таблица1 «Социальные ценности»

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка,

поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверст-

никами, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость -

Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у

окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей

должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

11

[Введите текст]

Деликатность - Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудоб-

ства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действия -

ми. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность

- Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредитель-

ность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность -

Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанно-

сти. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к

самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к

окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ре-

бенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит иг -

рушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность есте-

ственнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общи-

тельный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детско-

го общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество,

взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстника-

ми, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспи-

тывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подго -

товка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со

сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответству-

ющие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с

ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других,

тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, пережи-

вать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной,

насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. (рису-

нок1)

11

[Введите текст]

Рисунок « Формы работы с детьми»

Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содейство -

вали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную

культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без

крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то усту-

пать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным

вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредитель-

ность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваивают -

ся ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами

по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приоб-

ретают опыт положительного общения.

Педагог должен помогать ребенку эмоционально оценивать состояние сверстника. Раз-

бирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание воспитанни-

ка на состояние другого человека, учит его видеть и понимать переживания окружающих,

сочувствовать и содействовать им, и не только эмоционально оценивать состояние окружа -

ющих, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раз-

двинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитан-

ность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «вос-

питанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, ре-

зультат его воспитания в самом широком смысле слова. Семья своими ценностными ори-

ентациями, особенностями межличностных отношений , всем укладом и стилем жизни

11

[Введите текст]

прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей се-

мейной жизни, потому важнейшим компонентом педагогической деятельности является

взаимодействие с семьями воспитанников, посредством которого возможно воздействие на

ценностные ориентации и установки членов семьи на социальные ценности общества.

Нами разработана модель развивающего взаимодействия ДОО и родителей ( Таблица 2)

Таблица 2 « Модель развивающего взаимодействия ДОО и родителей»

воздействиям о –

педа-

гогическим воздействиям период.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межлич-

ностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного от-

ношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Тот дух, который царит

в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие бли -

11

[Введите текст]

жайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутрен -

него мира ребенка.

основы, создаются предпосылки

Литература

1.

Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.

2.

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в дет-

ской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

3.

Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудниче -

ства педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1988. №6

4.

Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости .- М., 1966.

5.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.,1992.

6.

Детский сад и семья/ Под редакцией Репиной Т.А. – М.; Педагогика 1997.

7.

Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с се -

мьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1.

8.

Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире.

СПб., 2001.

9.

Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окру -

жающим миром. – М., 1998.

10. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного

возраста// Детский сад от А до Я. -2004. -№5. -С.8-28.

11. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

12. Шнейдер Л.Б. психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

11

[Введите текст]

Приложение 1

Беседы на этические темы

со старшими дошкольниками

В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших до-

школьников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осозна-

нию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на

этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать,

что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость»,

«смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспита-

тель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует

вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей ак-

тивность, самостоятельность в решении поставленной задачи.

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а так-

же индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это мо-

гут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побужда-

ющие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральны-

ми нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесооб-

разно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения

и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необ-

ходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

11

[Введите текст]

От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсужда-

емой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навя-

зывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию соб-

ственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отноше-

ние самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркива-

ют отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситу-

ации.

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно чет-

ко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить,

чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической

проблемы.

Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их

жизненные впечатления и переживания. Вот одна из таких

знакомых для каждого ребенка ситуаций.

Уроки вежливости

Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступ-

ков в специально подготовленной обстановке.

Урок первый

Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея веж-

ливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выясни-

ли, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуй-

ста», «до свидания».

Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней ис-

пользуют эти слова.

Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если

ребенок не говорил «спасибо», выясняла, хочет ли он с ней

дружить и играть, и учила благодарить за предложенную

игрушку.

Другим

детям

кукла

предлагала

попросить

у

нее

понравившуюся

игрушку,

упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

Урок второй

11

[Введите текст]

У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это

особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке

или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произ-

носят смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нуж-

ную игрушку или на обидчика.

Я снова использовала на этом уроке фею вежливости.

Фея. Сегодня я видела, как мальчик спросил у Н.В. машину. Хотите, покажу, как

он это сделал?

На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку об-

ращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успева-

ют понять конец фразы.

Фея обсуждает с детьми эпизод.

Фея. Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его

разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с

просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь?

Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно,

не понятно, о чем говоришь.

Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную си-

туацию (без кукол).

В дальнейшем, если дети забывают это правило, я вно-

шу фею вежливости, или напоминаю ее слова, или сама так повторяю вопрос ре-

бенка, чтобы он понял свою ошибку и обратился вежливо.

Урок третий

Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называ-

ют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в

кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «дай мне твой платок». Свои пла-

точки протянули Сережа, Оля и Саша.

«Сережа, удивился я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя,

Оля, не просила». Таким образом я напомнила детям о правилах вежливости, под-

черкнула: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены

твои слова, но и не вежливо.

11

[Введите текст]

Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я по-

стоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали то-

варищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

Урок четвертый

Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному. Я

предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает

бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг

другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее про-

тиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои вопросы о

культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: по-

жилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумка-

ми нужно уступать дорогу.

Когда эту же ситуацию обыгрывала другая группа детей, они пропустили бабуш-

ку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудоб-

ство для проходящих. Снова возник разговор о вежливо-

сти. В итоге следующая группа играющих действовала

правильно.

Эту ситуацию мы проигрывали несколько раз в течение

месяца, но вместо роли бабушки вводили роль нашей нянечки с ведром, или жен-

щины с тяжелыми сумками, или просто чей-то мамы.

Урок пятый

В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловко-

сти. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как

правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссорить-

ся, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная

игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно упо-

треблять слова «извините», «пожалуйста».

Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно заде-

в

ала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести са-

ч

ок, а когда он направляется в мою сторону, просила его по-

в

ернуть обратно. Ребенок задевал сачком кого-либо из детей,

сам того не желая. Я рассказала, что извиниться в таком слу-

11

[Введите текст]

чае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя

вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.

Урок шестой

Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг

другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обижен-

ный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо отходит в

сторону, затаив обиду.

Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.

«Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.

«Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать мяч

друг у друга.

Тогда я стала стыдить кукол:

«Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы

не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступа-

ют наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит

вежливости наших кукол!»

Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

Слава и Лёня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», - сказал

Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с ку-

клами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать.

Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками –

машины, барабаном и т.п.

Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожив-

шие картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной

игры «Так и не так».

Игру проводила по подгруппам в 2-4 человека и со всей группой одновременно.

Вот примерное содержание пары картинок. На одной

из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросаю-

щий на землю фантики от конфет. На второй – этот же

мальчик бросает фантик в урну.

11

[Введите текст]

Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их,

они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили»

картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили, что

так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны исполь-

зовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели картинки и про-

анализировали их.

Игра имела несколько вариантов.

Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и догова-

ривается, кто какую будет обыгрывать.

Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность

сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия исполни-

телей.

На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «пло-

хо хорошо», «правильно неправильно». Но постепенно они научились объяснять,

чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами «вежливый»,

«внимательный», «заботливый» и др.

Второй вариант. Я показывала детям только ту картинку, где был изображен от-

рицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный, поло-

жительный поступок. И только после этого показывала вторую картинку.

Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания.

Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным, забот-

ливым.

Ниже приводится примерные темы парных картинок, которые я использовала на

уроках вежливости.

1.

Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

2.

Как войти в комнату (раздетым или в одежде).

3.

Уступи место в автобусе.

4.

Помоги маме или бабушке донести покупки.

5.

Вежливо купи билет в кассе.

6.

Спроси у незнакомого человека, сколько времени.

7.

Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?

8.

Как спускаться или подниматься по лестнице.

11

[Введите текст]

9.

Пропусти в дверях старшего.

10.

Куда деть фантик от конфеты на улице.

11.

Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).

Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товари-

щей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных

тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в

полезные привычки.

В формировании навыков культурного поведения я не

ограничивалась только уроками вежливости. Широко ис-

пользовала чтение художественной литературы, сюжетно-

ролевые игры, беседа на этические темы. В своей работе привлекала и родителей.

Беседа на тему «Умение тот, кто уступает»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех

случаях жизни. Воспитывать чувство уважения к своим товарищам, умение уступать друг

другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.

Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему» детей знакомили

со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали много произведений о дружбе.

Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать рассказ «Одна-

жды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми.

Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял»,

«Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так

рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но

вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, -

сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что

все лети замолчали и посмотрели на него.

Спросить у детей, как они думают, что вспомнил Вова?

Спросить у детей, все ли в нашей группе умеют уступать друг другу? Рассказать слу -

чаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении сказать, что уступать нужно обоюд-

но, т.е. каждому, а не всегда одному. Нужно считаться с желанием своего товарища, осо -

бенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.

Словарная работ: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать, сколько слов в

поговорке «Умнее тот, кто уступает».

11

[Введите текст]

Беседа по пословицам «О дружбе»

Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и пого-

ворках. Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища. Воспи-

тывать доброжелательное отношение к товарищем.

Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение рассказа «два

товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем»,

«Что мы сделали доброго для своих друзей».

Методические приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?

-

Спросить, какие пословицы и поговорки о дружбе они знают: «Сам погибай, а товари-

ща выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», «Жела-

ешь мешка – не завести дружка».

-

Предложить детям рассказать по пословицам о дружбе. Предложить рассказать о

дружбе своим товарищам и какую пословицу можно предложить говоря об этой дружбе?

-

Спросить, какие пословицы можно применить к рассказу «Два товарища» и «Два жад-

ных медвежонка», «Лиса и волк».

Словарная работа: упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание

назвать качества слова «товарищ».

11



В раздел образования