Автор: Кабаева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры деятельности и общения у детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование
1
Формирование
культуры деятельности и общения
у детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО
Кабаева Елена Николаевна,, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г.Новокузнецк
«»«
Воспитание - это то, что остается,
когда все остальное потеряно.
Надин де Ротшильд
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с
окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного
поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное
отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность по-
лезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в раз-
личных видах деятельности.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во
время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение со-
держать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца
начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, со-
держательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ре-
бенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять
гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него на-
выков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно
использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выпол -
ненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятель -
ность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в
коллективном труде.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с
взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использова-
нием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение
1
[Введите текст]
в общественных местах, быту. Ребенка надо учить замечать состояния других людей, тор-
мозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое
поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к
окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои
чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполага-
ет наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя
спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в сов-
местных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Человек,
как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми.
Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, произ-
водственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые
правила поведения, обусловленные нормами морали. (Таблица1)
Таблица1 «Социальные ценности»
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка,
поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверст-
никами, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость -
Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у
окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей
должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.
Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
11
[Введите текст]
Деликатность - Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудоб-
ства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действия -
ми. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность
- Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредитель-
ность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность -
Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанно-
сти. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к
самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к
окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ре-
бенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит иг -
рушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность есте-
ственнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общи-
тельный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детско-
го общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество,
взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстника-
ми, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспи-
тывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подго -
товка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со
сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответству-
ющие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с
ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других,
тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, пережи-
вать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной,
насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. (рису-
нок1)
11
[Введите текст]
Рисунок « Формы работы с детьми»
Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содейство -
вали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную
культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без
крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то усту-
пать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным
вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредитель-
ность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваивают -
ся ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами
по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приоб-
ретают опыт положительного общения.
Педагог должен помогать ребенку эмоционально оценивать состояние сверстника. Раз-
бирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание воспитанни-
ка на состояние другого человека, учит его видеть и понимать переживания окружающих,
сочувствовать и содействовать им, и не только эмоционально оценивать состояние окружа -
ющих, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раз-
двинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.
Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитан-
ность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «вос-
питанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, ре-
зультат его воспитания в самом широком смысле слова. Семья своими ценностными ори-
ентациями, особенностями межличностных отношений , всем укладом и стилем жизни
11
[Введите текст]
прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей се-
мейной жизни, потому важнейшим компонентом педагогической деятельности является
взаимодействие с семьями воспитанников, посредством которого возможно воздействие на
ценностные ориентации и установки членов семьи на социальные ценности общества.
Нами разработана модель развивающего взаимодействия ДОО и родителей ( Таблица 2)
Таблица 2 « Модель развивающего взаимодействия ДОО и родителей»
воздействиям о –
педа-
гогическим воздействиям период.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межлич-
ностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного от-
ношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Тот дух, который царит
в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие бли -
11
[Введите текст]
жайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутрен -
него мира ребенка.
основы, создаются предпосылки
Литература
1.
Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.
2.
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в дет-
ской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
3.
Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудниче -
ства педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1988. №6
4.
Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости .- М., 1966.
5.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.,1992.
6.
Детский сад и семья/ Под редакцией Репиной Т.А. – М.; Педагогика 1997.
7.
Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с се -
мьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1.
8.
Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире.
СПб., 2001.
9.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окру -
жающим миром. – М., 1998.
10. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного
возраста// Детский сад от А до Я. -2004. -№5. -С.8-28.
11. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
12. Шнейдер Л.Б. психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.
11
[Введите текст]
Приложение 1
Беседы на этические темы
со старшими дошкольниками
В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших до-
школьников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осозна-
нию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на
этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать,
что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость»,
«смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспита-
тель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует
вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей ак-
тивность, самостоятельность в решении поставленной задачи.
Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а так-
же индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это мо-
гут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побужда-
ющие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральны-
ми нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесооб-
разно обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения
и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необ-
ходимо, могут отказываться от первоначального мнения.
11
[Введите текст]
От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсужда-
емой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навя-
зывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию соб-
ственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отноше-
ние самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркива-
ют отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситу-
ации.
Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно чет-
ко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить,
чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической
проблемы.
Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их
жизненные впечатления и переживания. Вот одна из таких
знакомых для каждого ребенка ситуаций.
Уроки вежливости
Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступ-
ков в специально подготовленной обстановке.
Урок первый
Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея веж-
ливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выясни-
ли, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуй-
ста», «до свидания».
Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней ис-
пользуют эти слова.
Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если
ребенок не говорил «спасибо», выясняла, хочет ли он с ней
дружить и играть, и учила благодарить за предложенную
игрушку.
Другим
детям
кукла
предлагала
попросить
у
нее
понравившуюся
игрушку,
упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».
Урок второй
11
[Введите текст]
У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это
особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке
или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произ-
носят смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нуж-
ную игрушку или на обидчика.
Я снова использовала на этом уроке фею вежливости.
Фея. Сегодня я видела, как мальчик спросил у Н.В. машину. Хотите, покажу, как
он это сделал?
На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку об-
ращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успева-
ют понять конец фразы.
Фея обсуждает с детьми эпизод.
Фея. Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его
разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с
просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь?
Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно,
не понятно, о чем говоришь.
Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную си-
туацию (без кукол).
В дальнейшем, если дети забывают это правило, я вно-
шу фею вежливости, или напоминаю ее слова, или сама так повторяю вопрос ре-
бенка, чтобы он понял свою ошибку и обратился вежливо.
Урок третий
Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называ-
ют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в
кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «дай мне твой платок». Свои пла-
точки протянули Сережа, Оля и Саша.
«Сережа, удивился я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя,
Оля, не просила». Таким образом я напомнила детям о правилах вежливости, под-
черкнула: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены
твои слова, но и не вежливо.
11
[Введите текст]
Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я по-
стоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали то-
варищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.
Урок четвертый
Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному. Я
предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает
бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг
другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее про-
тиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои вопросы о
культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: по-
жилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумка-
ми нужно уступать дорогу.
Когда эту же ситуацию обыгрывала другая группа детей, они пропустили бабуш-
ку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудоб-
ство для проходящих. Снова возник разговор о вежливо-
сти. В итоге следующая группа играющих действовала
правильно.
Эту ситуацию мы проигрывали несколько раз в течение
месяца, но вместо роли бабушки вводили роль нашей нянечки с ведром, или жен-
щины с тяжелыми сумками, или просто чей-то мамы.
Урок пятый
В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловко-
сти. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как
правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссорить-
ся, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная
игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно упо-
треблять слова «извините», «пожалуйста».
Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно заде-
в
ала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести са-
ч
ок, а когда он направляется в мою сторону, просила его по-
в
ернуть обратно. Ребенок задевал сачком кого-либо из детей,
сам того не желая. Я рассказала, что извиниться в таком слу-
11
[Введите текст]
чае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя
вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.
Урок шестой
Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг
другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обижен-
ный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо отходит в
сторону, затаив обиду.
Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.
«Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.
«Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать мяч
друг у друга.
Тогда я стала стыдить кукол:
«Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы
не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступа-
ют наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит
вежливости наших кукол!»
Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.
Слава и Лёня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», - сказал
Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.
Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с ку-
клами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать.
Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками –
машины, барабаном и т.п.
Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожив-
шие картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной
игры «Так и не так».
Игру проводила по подгруппам в 2-4 человека и со всей группой одновременно.
Вот примерное содержание пары картинок. На одной
из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросаю-
щий на землю фантики от конфет. На второй – этот же
мальчик бросает фантик в урну.
11
[Введите текст]
Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их,
они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили»
картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили, что
так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны исполь-
зовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели картинки и про-
анализировали их.
Игра имела несколько вариантов.
Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и догова-
ривается, кто какую будет обыгрывать.
Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность
сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия исполни-
телей.
На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «пло-
хо хорошо», «правильно неправильно». Но постепенно они научились объяснять,
чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами «вежливый»,
«внимательный», «заботливый» и др.
Второй вариант. Я показывала детям только ту картинку, где был изображен от-
рицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный, поло-
жительный поступок. И только после этого показывала вторую картинку.
Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания.
Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным, забот-
ливым.
Ниже приводится примерные темы парных картинок, которые я использовала на
уроках вежливости.
1.
Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.
2.
Как войти в комнату (раздетым или в одежде).
3.
Уступи место в автобусе.
4.
Помоги маме или бабушке донести покупки.
5.
Вежливо купи билет в кассе.
6.
Спроси у незнакомого человека, сколько времени.
7.
Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?
8.
Как спускаться или подниматься по лестнице.
11
[Введите текст]
9.
Пропусти в дверях старшего.
10.
Куда деть фантик от конфеты на улице.
11.
Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).
Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товари-
щей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных
тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в
полезные привычки.
В формировании навыков культурного поведения я не
ограничивалась только уроками вежливости. Широко ис-
пользовала чтение художественной литературы, сюжетно-
ролевые игры, беседа на этические темы. В своей работе привлекала и родителей.
Беседа на тему «Умение тот, кто уступает»
Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно вести себя во всех
случаях жизни. Воспитывать чувство уважения к своим товарищам, умение уступать друг
другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.
Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему» детей знакомили
со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали много произведений о дружбе.
Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать рассказ «Одна-
жды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми.
Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял»,
«Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так
рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но
вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, -
сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что
все лети замолчали и посмотрели на него.
Спросить у детей, как они думают, что вспомнил Вова?
Спросить у детей, все ли в нашей группе умеют уступать друг другу? Рассказать слу -
чаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении сказать, что уступать нужно обоюд-
но, т.е. каждому, а не всегда одному. Нужно считаться с желанием своего товарища, осо -
бенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.
Словарная работ: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать, сколько слов в
поговорке «Умнее тот, кто уступает».
11
[Введите текст]
Беседа по пословицам «О дружбе»
Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и пого-
ворках. Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища. Воспи-
тывать доброжелательное отношение к товарищем.
Подготовка: с детьми разучить пословицы и поговорки о дружбе, чтение рассказа «два
товарища» Л. Толстого, беседы на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем»,
«Что мы сделали доброго для своих друзей».
Методические приемы: Спросить у детей «Кого можно назвать настоящим товарищем»?
-
Спросить, какие пословицы и поговорки о дружбе они знают: «Сам погибай, а товари-
ща выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», «Жела-
ешь мешка – не завести дружка».
-
Предложить детям рассказать по пословицам о дружбе. Предложить рассказать о
дружбе своим товарищам и какую пословицу можно предложить говоря об этой дружбе?
-
Спросить, какие пословицы можно применить к рассказу «Два товарища» и «Два жад-
ных медвежонка», «Лиса и волк».
Словарная работа: упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание
назвать качества слова «товарищ».
11