Напоминание

"Путешевствие по сказочным тропинкам"


Автор: Алимова Наталья Юрьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 167 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Ульяновск. Ульяновсая область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Путешевствие по сказочным тропинкам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила учитель-логопед Алимова Наталья Юрьевна

МБДОУ детский сад № 167 «Ладушки»

Педагогический проект

«Путешествие по сказочным тропинкам»

Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего

поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с

дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения

духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие

нравственные принципы. Художественная литература служит могучим

действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.

Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают,

что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им

сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость,

вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к

несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка

часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в

зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей

накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения,

эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через

сказку и рассказы дети знакомятся с родной природой, обычаями, укладом

жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального

компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта

знакомство детей со сказками народов Поволжья.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» предназначен для работы с

детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о

родном крае, традициях и обычаях народов, проживающих в Ульяновской

области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного,

внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность

помогает детям обогатить творческое воображение, что имеет большое

значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется в различных

видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно-

исследовательской, коммуникативной) и включает интеграцию

образовательных областей «Чтение художественной литературы»,

«Познание», «Художественное творчество», «Социализация».

Цель:

Воспитание эмоционально-волевой сферы посредством ознакомления со

сказками народов, проживающих в Ульяновской области.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о

родном крае, традициях и обычаях народов проживающих в Ульяновской

области, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к

малой родине.

Задачи:

- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,

послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие

- жадность, простота-хитрость и т.д. посредством восприятия произведений

сказочного жанра.

- Развивать познавательную активность и интерес к народным сказкам через

проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий

персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных

рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д.,

- Развивать умение проявлять активность в самостоятельной творческой

деятельности.

- Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Продолжительность: 1 месяц

Проект состоит из четырех разделов, имеющих интегрированный

характер:

1 раздел «Общее знакомство с культурой народов Поволжья»

2 раздел «Русская народная сказка «Колобок»

3 раздел «Татарская народная сказка «Три дочери»

4 раздел «Чувашская народная сказка «Как крестьянский сын за солнце

работал»

Принципы реализации проекта:

1. Краеведческий (региональный) принцип.

2. Принцип интеграции.

3. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

4. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Предполагаемые результаты методической разработки:

- ребенок имеет представления о родном крае, традициях и обычаях народов,

проживающих в Ульяновской области;

- расширились представления о сказках народов Поволжья;

- проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в

межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное

отношение к семье и ближайшему окружению;

- повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации

самостоятельной деятельности.

Этапы проекта:

1 этап:

Выявлена проблема;

Определена тема и цель проекта.

2 этап:

Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня

знаний о народном творчестве;

Поставлены определенные задачи;

Определены сроки и участники проекта;

Составлен план совместной деятельности;

Подобраны источники информации;

Отобраны приемлемые методы и приемы работы;

Осуществлен подбор литературы для чтения.

3 этап: Реализация проекта

1 неделя

1. Беседа на тему «У нас одна Родина»

2. Экскурсия в мини-музей ДОУ «Хоровод народов

Поволжья»

3. Дидактическая игра «Мы живем в Поволжье»

4. Оформление папок-передвижек в родительском уголке

с консультациями по темам: «Сказкотерапия или лечение

сказкой», «Воспитание толерантности у детей

дошкольного возраста посредством ознакомления с

различными национальностями», «Сказки. Как они

влияют на развитие ребенка».

2 неделя

1. Чтение и пересказ русской народной сказки

«Колобок»

2. Занятие на тему «Ульяновск – родина Колобка»

3. Коллективная лепка - макет сюжета из сказки

«Колобок»

4. Выставка «Я от бабушки ушел».

5. Пальчиковый театр «Колобок»

3 неделя

1. Чтение и пересказ татарской народной сказки «Три

дочери»

2. Декоративная аппликация по сказке «Три дочери»

3. Инсценировка сказки (театр игрушек)

4. Выставка «Татарские головные уборы».

4 неделя

1. Чтение и пересказ чувашской народной сказки «Как

крестьянский сын за солнце работал»

2. Творческое рисование по сказке.

3. Драматизация сказки.

4. Литературная викторина «Жили-были».

Список литературы:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред.

Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.:

ТЦ Сфера, 2006.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.



В раздел образования