Автор: Алимова Наталья Юрьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 167 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Ульяновск. Ульяновсая область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Путешевствие по сказочным тропинкам"
Раздел: дошкольное образование
Подготовила учитель-логопед Алимова Наталья Юрьевна
МБДОУ детский сад № 167 «Ладушки»
Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»
Для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего
поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с
дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения
духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие
нравственные принципы. Художественная литература служит могучим
действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.
Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают,
что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им
сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость,
вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к
несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка
часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в
зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей
накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения,
эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через
сказку и рассказы дети знакомятся с родной природой, обычаями, укладом
жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального
компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта
знакомство детей со сказками народов Поволжья.
Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» предназначен для работы с
детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о
родном крае, традициях и обычаях народов, проживающих в Ульяновской
области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного,
внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность
помогает детям обогатить творческое воображение, что имеет большое
значение для дальнейшего обучения детей в школе.
Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется в различных
видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно-
исследовательской, коммуникативной) и включает интеграцию
образовательных областей «Чтение художественной литературы»,
«Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
Цель:
Воспитание эмоционально-волевой сферы посредством ознакомления со
сказками народов, проживающих в Ульяновской области.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о
родном крае, традициях и обычаях народов проживающих в Ульяновской
области, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к
малой родине.
Задачи:
- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,
послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие
- жадность, простота-хитрость и т.д. посредством восприятия произведений
сказочного жанра.
- Развивать познавательную активность и интерес к народным сказкам через
проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий
персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных
рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д.,
- Развивать умение проявлять активность в самостоятельной творческой
деятельности.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Продолжительность: 1 месяц
Проект состоит из четырех разделов, имеющих интегрированный
характер:
1 раздел «Общее знакомство с культурой народов Поволжья»
2 раздел «Русская народная сказка «Колобок»
3 раздел «Татарская народная сказка «Три дочери»
4 раздел «Чувашская народная сказка «Как крестьянский сын за солнце
работал»
Принципы реализации проекта:
1. Краеведческий (региональный) принцип.
2. Принцип интеграции.
3. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
4. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Предполагаемые результаты методической разработки:
- ребенок имеет представления о родном крае, традициях и обычаях народов,
проживающих в Ульяновской области;
- расширились представления о сказках народов Поволжья;
- проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в
межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное
отношение к семье и ближайшему окружению;
- повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации
самостоятельной деятельности.
Этапы проекта:
1 этап:
Выявлена проблема;
Определена тема и цель проекта.
2 этап:
Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня
знаний о народном творчестве;
Поставлены определенные задачи;
Определены сроки и участники проекта;
Составлен план совместной деятельности;
Подобраны источники информации;
Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
Осуществлен подбор литературы для чтения.
3 этап: Реализация проекта
1 неделя
1. Беседа на тему «У нас одна Родина»
2. Экскурсия в мини-музей ДОУ «Хоровод народов
Поволжья»
3. Дидактическая игра «Мы живем в Поволжье»
4. Оформление папок-передвижек в родительском уголке
с консультациями по темам: «Сказкотерапия или лечение
сказкой», «Воспитание толерантности у детей
дошкольного возраста посредством ознакомления с
различными национальностями», «Сказки. Как они
влияют на развитие ребенка».
2 неделя
1. Чтение и пересказ русской народной сказки
«Колобок»
2. Занятие на тему «Ульяновск – родина Колобка»
3. Коллективная лепка - макет сюжета из сказки
«Колобок»
4. Выставка «Я от бабушки ушел».
5. Пальчиковый театр «Колобок»
3 неделя
1. Чтение и пересказ татарской народной сказки «Три
дочери»
2. Декоративная аппликация по сказке «Три дочери»
3. Инсценировка сказки (театр игрушек)
4. Выставка «Татарские головные уборы».
4 неделя
1. Чтение и пересказ чувашской народной сказки «Как
крестьянский сын за солнце работал»
2. Творческое рисование по сказке.
3. Драматизация сказки.
4. Литературная викторина «Жили-были».
Список литературы:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред.
Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.:
ТЦ Сфера, 2006.
3. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.