Напоминание

Кто–то может сказать скептично: “Для чего ребенку дополнительно заниматься пением? На музыкальных занятиях, на праздниках он поет… И этого достаточно. Зачем ему еще напрягаться?” Но я, как музыкальный руководитель, который проработал в детском саду не один год, могу ответить, что пение полезно для ребенка.


Автор: Зинова Наталья Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГМАДОУ ДСКВ №1 "Теремок"
Населённый пункт: ХМАО г. Лангепас
Наименование материала: Развитие вокальных навыков
Тема: Кто–то может сказать скептично: “Для чего ребенку дополнительно заниматься пением? На музыкальных занятиях, на праздниках он поет… И этого достаточно. Зачем ему еще напрягаться?” Но я, как музыкальный руководитель, который проработал в детском саду не один год, могу ответить, что пение полезно для ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие вокальных навыков у дошкольников.

Зинова Н.А.

Цель

занятия:

закреплять

знания

о

длительностях,

развивать

звуковысотный

и

ритмический

слух,

диапазон

детского

голоса,

умение

чисто

пропевать

мелодию,

вырабатывать правильное певческое дыхание.

Для чего ребенку учиться пению?

В

нашем

детском

саду

существует

вокальный

кружок

“Талантошка”.

Дети

приходят

заниматься по желанию, независимо от того, есть ли у них певческие возможности или

нет. По опыту работы я знаю, что, постоянно посещая кружок, ребенок постепенно

овладевает умением чисто интонировать мелодию, развивается и музыкальный слух.

Кто-то может сказать скептично: “Для чего ребенку дополнительно заниматься пением? На

музыкальных занятиях, на праздниках он поет… И этого достаточно. Зачем ему еще

напрягаться?” Но я, как музыкальный руководитель, который проработал в детском саду

не один год, могу ответить, что пение полезно для ребенка.

Всем известно, что из всех видов вокальной деятельности дети предпочитают пение, так

как

в

этом

жанре

присутствует

текстовый

материал,

который

является

наиболее

доступным детям по содержанию. С помощью голоса многое можно выразить, о многом

рассказать. В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно

проявить

свое

отношение

к

музыке.

Пение

играет

важную

роль

в

музыкальном

и

личностном развитии.

Никого

не

надо

убеждать,

что

“только

в

деятельности

частности

в

пении)

совершенствуются

восприятие,

память,

мышление,

воображение,

ощущения;

приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются

способности”.

Пение – это здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Ребенок

во время пения учится дышать, а точнее – удерживать и правильно распределять дыхание.

Дыхание – это работа наших легких. Улучшается кровообращение, укрепляются связки. В

дополнительной

деятельности

(кружок

“Соловушка”)

я

применяю

упражнения

по

методике шумовой дыхательной гимнастики педагога по вокалу А.С. Стрельниковой и ее

дочери

А.Н.

Стрельниковой,

такие

как

“Ладошки”,

“Погончики”,

“Ушки”,

“Малый

маятник”. При выполнении дыхательной гиманстики обязательны следующие правила:

– думать только о вдохе носом;

– выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот;

– вдох – предельно активный, выдох абсолютно пассивный;

– вдохи делать одновременно с движениями.

Ритмичные,

выполняемые

по

правилам

гимнастики

вдохи

способствуют

насыщению

организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние,

выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна

людям любого возраста, особенно детям. С помощью этой гимнастики можно добиться

успеха при лечении заикания у детей. В работе над правильным дыханием я использую не

только готовые упражнения, но и придуманные мной и ребятами, например, “Волшебная

буковка Ш” – упражнение на короткое дыхание (кошка сердится и замахивается лапкой –

берется дыхание через нос коротко и быстро выдыхается с буквой Ш). Кроме данного

упражнения ряд других также на короткое дыхание: “надувание шарика”, “сильный порыв

ветра”. Разработаны упражнения и на долгое, экономное дыхание: “змея ползет и шипит”;

“сердитые гуси”, “воздушный шарик с дырочкой”, “легкий ветерок”. Все эти дыхательные

упражнения

сопровождаются

несложными

движениями.

Есть

и

другие

интересные

упражнения, такие как “лошадка здоровается”, “веселый моторчик”, “поездка в машине” и

т.д.

Когда ребенок поет, решаются и логопедические проблемы. Если ребенку в разговорной

речи сложнее поставить тот или иной согласный звук, то в пении он сможет и не заметить,

как с легкостью он этот звук пропел. В дополнительной деятельности я включаю в свою

работу различные распевания, которые с помощью игры влияют на постановку звука.

Распевки или маленькие песенки разогревают детский певческий аппарат, на них легче

формировать

вокальные

навыки

и

интонационный

звуковысотный

слух.

Также

они

создают доброжелательную и благоприятную атмосферу для работы, поднимают у детей

настроение. Детям очень нравятся распевания: “Веселые горошинки”; “Снежный ком”,

“Шла

веселая

собака”,

“Пусть

попляшет

язычок”,

“Кастрюля

хитруля”,

“Веселые

медвежата”

(музыка

композитора

Е.

Попляновой);

“Семейство

огурцов”,

“Кузнечик”,

“Кошачий вагон” (музыка Т.Тютюнниковой); “Дождик” (музыка Т.Боровик).

Развиваются

музыкальные

способности

ребенка:

слух,

ритм,

память,

эмоциональная

отзывчивость на музыку, ладовое чувство. Кроме того, дети получают различные сведения

о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности

ребенка. Пение – самый доступный вид деятельности: в любое время ребенок может

исполнить свою любимую песню по желанию. Постоянно занимаясь исполнительской

деятельностью, понемногу увеличивается диапазон детского голоса.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных

качеств.

В

пении

развиваются

эстетические

и

нравственные

представления,

активизируются

умственные

способности.

Ребенок

учится

взаимодействовать

со

сверстниками в ансамбле.

Развиваются творческие способности. Ребенок учится творить, фантазировать, танцевать

во время своего пения, свободно чувствовать себя не только среди сверстников, но и на

выступлениях во всевозможных праздниках, на концертах для родителей, на сцене во

время

конкурса.

Ребенок

становится

увереннее,

смелее,

воспитываются

его

волевые

качества. И, конечно, самое главное, ребенок чувствует себя артистом!

Вот те несколько главных “ЗА”, которые ребенок развивает, приобретает и воспитывает в

себе во время индивидуальной певческой деятельности.

Конспект непосредственно организованной деятельности по вокалу в средней группе

«Капельки дождя»

Цели

занятия:

способствовать

закреплению

знаний

о

длительностях,

развитию

звуковысотного и ритмического слуха, диапазона детского голоса, умения чисто пропевать

мелодию, вырабатывать правильное певческое дыхание.

Оборудование и материалы:

– декорации “радуги” и “поляны с цветами”,

– фланелеграфы большой и индивидуальные;

– приготовленные заранее пособия на филькро (тучка, капельки большие и маленькие), –

--– деревянные палочки, металлофоны, веревка, прутик,

– фонограммы.

Задачи занятия:

– научить воспринимать вокальные произведения разного характера;

– способствовать развитию индивидуальных творческих способностей;

– способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

– способствовать созданию атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности

каждого участника кружка.

Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Хотите? (Ответ детей). А чтобы нам было интересно путешествовать, позовем с нами в

путь веселый, озорной ветерок.

Жил-был на свете веселый, озорной ветерок. И хоть он был еще совсем маленький, ему

очень

хотелось

везде

побывать

и

все

увидеть.

Закружился

он

над

полянкой,

стал

подниматься выше и вдруг увидел солнышко – яркое, румяное, ласковое. “Ах! – вздохнул

Ветерок, – ах, ах – какое красивое солнышко! – и потянулся к нему изо всех сил. (Дети

выполняют соответствующие движения). “Ох, как хочется достать до солнышка, – ох, ох,

ох!” Но солнышко было далеко, Ветерок устал, оглянулся и тут заметил много-много

маленьких солнышек, только росли они не в небе, а прямо на полянке. (Детям) Вы

догадались,

кто

они?

Правильно,

это

были

белые

пушистые

одуванчики.

Ветерок

обрадовался, что они так близко, и давай с ними играть, “Фуууу! – дул Ветерок” – и

одуванчики разлетались веселыми пушинками. (Детям) Давайте поможем Ветерку, подуем

на одуванчики: “Фуууу, фууууу, Фуууу!”

Тут на полянку выбежала Лошадка. “Иго-го-го! – поздоровалась Лошадка с Ветерком”.

Она тоже захотела поиграть с Ветерком. Побежала она за ним. Звонко стучали ее копыта.

Вот так! (Муз. руководитель цокает язычком и предлагает детям тоже поцокать). Давайте

поиграем! А игра называется “Лошадки”.

Муз. руководитель читает стихотворение:

Лошадка.

У нашей лошадки

Обновы –

На каждом копыте

Подковы.

Лошадка бежит

Иль шагом идет,

На каждом копыте

Подкова поет.

А песенку эту

Кузнец напевал

Когда для лошадки

Подковы ковал.

В. Степанов

Игра “лошадки” муз. Л. Банниковой

Дети скачут по залу, по окончании музыки убегают в “конюшню” (за веревку,

натянутую между двумя стульями), “конюх” загоняет “лошадок” прутиком и

закрывает “конюшню”.

После игры муз. руководитель продолжает:

Лошадке стало жарко от быстрого бега, и она остановилась и стала вздыхать: тпрууу,

тпрууу. Но тут Ветерок помог Лошадке – направил он свои прохладные струйки прямо на

Лошадку (Фуууу), и та повеселела. Лошадка попрощалась с Ветерком и поскакала дальше.

А пока Ветерок дул на Лошадку да тянулся к солнышку, он подрос и стал сильнее. Ветерок

так веселился, так с увлечением играл и дул изо всех сил, что прилетела дождевая тучка. В

этой дождевой тучке жили капельки: маленькие и большие. Капельки очень любили петь

песенки.

Большая капелька пела вот так. Муз. руководитель выкладывает на фланелеграфе

“большую” капельку и проигрывает на фортепьяно песенку капельки на ноте “ми” первой

октавы. Давайте, ребята, с вами вместе споем. Дети поют протяжно: “кап-кап”. А

маленькая капелька пела вот так. Выкладывает на фланелеграфе “маленькую” капельку и

пропевает песенку на ноте “ля” первой октавы. А теперь вместе споем песенку маленькой

капельки. Дети поют вместе с муз. руководителем. А теперь споем песенки вместе:

большая, маленькая капельки, большая, маленькая. Дети поют поочередно песенки обеих

капелек. Ребята, получилась песенка дождика. Смотрите, у меня приготовлены

металлофоны. Давайте сыграем песенку дождика на металлофоне. Дети берут

металлофоны и проигрывают песенку дождика на инструментах. Можно вызвать одного

ребенка проиграть песенку на фортепьяно.

А вы хотите выложить свои песенки? Дети выкладывают свои песенки на

индивидуальных карточках-фланелеграфах. Песенки (по желанию) исполняются муз.

руководителем и детьми. Какие чудесные песенки у нас получились!

А мы с вами знаем песенку про дождик? (Ответ детей). Молодцы! Эта песенка так и

называется “Дождик”! Давайте ее споем.

Дети исполняют песню “Дождик” композитора Ольги Юдахиной.

Муз. руководитель. Ребята, слышите? Это дождик капает. Давайте закроем глаза и

тихонечко послушаем.

Звучит музыка “Дождь начинается” Т. Гомез из альбома “Звуки природы для малышей”.

Муз. руководитель. Ребята, а теперь мы с вами побежим и спрячемся в автобусе, чтобы

дождик нас не замочил. Продолжим наше путешествие в автобусе. Дети выбегают на

середину зала. Там заранее приготовлены стульчики, стоящие друг за другом, как в

автобусе. Дети на них усаживаются.

Проводится игра “Вот мы в автобусе сидим” (автор Е. Железнова).

Муз. руководитель. Посмотрите, дети. (Обращает внимание на коробку с деревянными

палочками). Что это лежит на сиденье автобуса? Какая интересная коробка. (Заглядывает в

коробку). А в ней палочки.

Пока дождь пережидаем,

Мы с вами с палочками поиграем!

Муз. руководитель раздает палочки детям.

Игра “веселые палочки”

стихотворение

Вы скачите, палочки,

Как солнечные зайчики.

Прыг-прыг.

Скок-скок.

Прискакали

На лужок.

Правой ножкой

Топ-топ.

Левой ножкой

Топ-топ.

На головку сели

Песенку запели

С. Каратаева

Стучать по коленям двумя палочками одновременно,

отмечая каждую четверть.

Стучать палочкой

о палочку.

Стучать двумя палочками по очереди,

отмечая каждую восьмую.

Стучать по коленке палочкой

в правой руке

Стучать другой палочкой

на каждую четверть

Сделать “рожки” (поставить палочки

на голову и пошевелить ими).

Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.

Муз. руководитель. Наконец-то дождик закончился! А посмотрите, ребята, какая после

дождя радуга на небе появилась! Разноцветная! (Обращает внимание детей на радугу). И

какие красивые цветы распустились. А какую песенку мы с вами можем исполнить, где

поется и про радугу, и про цветы, и про дождик. (Ответ детей). Правильно! Какие вы все

молодцы! Песенку “Кто построил радугу?”.

Муз. руководитель раздает детям микрофоны.

Песня “Кто построил радугу?” композитора М. Парцхаладзе.

Дыхательные упражнения

“Легкий ветерок” – вдох через нос. Выдох долгий, медленный, экономный через рот с

произнесением слога “фууууу”. Руки подняты над головой. Одновременно с выдохом дети

делают плавные покачивания руками – ветер качает ветки деревьев.

“Лошадка здоровается” – вдох через нос, голова делает небольшой наклон назад. Выдох

через рот, но через сомкнутые свободно губы, с произнесением звука “тпрууу”.

Одновременно с выдохом голова медленно делает наклон вперед – лошадка здоровается

или фыркает.

При выполнении упражнений на дыхание обязательно следить за певческой постановкой.

Дети должны сидеть или стоять прямо, плечи не сутулятся, животик расправлен. Руки

свободны.

Обязательно объяснить детям, что при вдохе плечи должны быть опущены и, не в коем

случае, не подниматься. Вдох – животик надулся, ребрышки раздвинулись, тугой поясок.

Литература:

С. В. Конкевич Сказка про ветерок// журнал “Музыкальная палитра” № 4-2004 г.

И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий

в средней и подготовительной группах. СПб: Издательство “Композитор”, – 2009 г.

К. Тарасова. Новые программы и методики// журнал “Музыкальный руков

одитель”, №1-

2004 г



В раздел образования