Напоминание

Экзистенциальные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского


Автор: Волкова Ания Дамировна
Должность: студентка гр. ТГВбд - 41
Учебное заведение: Ульяновского Государственного Технического Университета
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Экзистенциальные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского
Раздел: высшее образование





Назад




Экзистенциальные идеи в творчестве Ф.М. Достоевского

Волкова А.Д. (студ. гр. ТГВбд-41)

руковод. Балаклеец Н.А.

Прежде чем выявить и разобрать экзистенциальные идеи в творчестве

великого

русского

писателя

Ф.М.

Достоевского,

стоит

внимательно

рассмотреть

концепцию

экзистенциализма

(философии

жизни)

и

иррациональности человека в бытие.

Если

рационализм

предполагает

осмысленность

этого

мира

и

предпочитает логические форматизации о нём, иррационализм настаивает

на невозможности познания мира только с помощью разума и выдвигает на

первый план эмоции. Экзистенциализм акцентируют свое внимание на

уникальной

эмоциональной

природе

бытия

человека

называя

его

иррациональным. Декарта утвердил эпистемологический оптимизм и веру

в человеческий разум, подвергнуть сомнению весь мир и познания, но

вместе с тем он противопоставил разум человека и внешний мир, тем

самым

сделав

человека

иррациональным.

Далее

Кант

подверг

критике

«чистый разум» и показал, что человек в процессе познания существует не

с «вещью в себе», а существует в той реальности, которую контролирует

его разум. Он подвергает сомнению возможность человека познать весь

мир до конца и утверждает, что в процессе познания мира необходимо

отвести определённое место вере и иррациональному моменту. Критика

познавательных

способностей

человека

Канта

в

по следствии

способствовала и критике механистической картины мира, а также смене в

середине XIX века эволюционной концепции жизни Дарвина. На смену

классическим

понятиям

философии

приходит

новое

понятие

жизни,

творческой

эволюции.

Жизнь

перестает

характеризоваться

временем:

часами и минутами. Она характеризуется в событиях, переживаниях, в

феномене понимания сути происходящего. Всё это является утверждением

отсутствия

тождественности

мышления

и

жизни.

Такие

тезисы

рационализма, как «мыслю – значит, существую», «всё действительное –

разумно»

в

новой

философской

парадигме

не

имеют

веса.

Жизнь

необходимо не познавать, а полнее переживать и понимать. На место

логики, рационально и эмпирического познания заступает чувственное

познание жизни.

Одним

из

родоначальников

философии

жизни

был

идеолог

пессимизма Артур Шопенгауэр. Ключевой категорией его философской

системы является понятие «воля» - минимальное, субъективное начало,

иррациональное

сила,

не

требующий

достаточного

основания,

но

являющиеся

всеобщим

основанием

жизни.

Согласно

идеологии

пессимизма,

человека

заброшен

в

лишенный

смысла

поток

жизни,

в

котором нет какого-либо логического вектора. Жизнь каждого человека –

это

лишь

частица

в

огромном

движущемся

потоке,

в

котором

она

не

оставляет

ни

следа,

ни

смыслом.

Чтобы

не

сойти

с

ума

человек

выстраивает представление: внутренний субъективный мир, в котором он

находит

смысл.

Этот

субъективный

мир

являет

собой

представление

человека о культуре и внутреннюю духовную работу. В той мере, в которой

человеку удается оградиться от реальности, в той мере ему комфортно

существовать.

Но

этот

скафандр

легко

рушится

от

соприкосновения

с

реальностью. «Жизнь – это то, что нужно отстрадать» - пишет Шопенгауэр

в своем изложении «Мир, как воля и представление». Под воздействием

воли

человек

постоянно

чего-то

желает,

строит

планы,

ставит

цели

и

достигает

их

непосильным

трудом.

Каждый

день

он

посвящает

себя

зарабатыванию средств и стремится способствовать навязанному образу,

который

продиктован

ему

обществом.

Однако

цели

и

желания

редко

воплощаются в жизнь. Лишь два типа людей, по мнению Шопенгауэра,

способны преодолеть бессмысленность и оставить свой след в вечности -

это гении и «святые земной жизни». Эти типы людей поднялись над

мировой суетой и достигли созерцания мира. [2]

Данную линию философии продолжил самый читаемый и узнаваемым

на данный момент немецкий философ Фридрих Ницше. В его концепции

понятие

«воля»

занимает

особое

место,

но

Ницше

противопоставляет

шопенгауэрскому пессимизму определённый оптимизм бытия. Смыслом

существования человека по Ницше является вечная борьба с самим собой,

вечное самосовершенствование – тяжелый путь по натянутому канату от

животного до сверхчеловека, где человек – это, то что нужно в себе

побороть.

Философия экзистенциализма в какой-то степени впитала в себя идеи

вышеперечисленных философов. Это направление философии возникает в

конце 19-го, в начале 20-го века как очередная попытка ответить на все

самые сложные вопросы цивилизации: о бытие, о боге, о предназначении

человека в мире. Ответы на эти вопросы должны быть современны и

понятны

живущим

поколения

в

конкретном

историческом

отрезке.

Зарождение этого направления философии именно на этом отрезке не

случайны.

Основной

причиной

стали

явление

страшной

моральной

деградации, отраженные в многомиллионных жертвах двух мировых войн,

бесчеловечное и планомерное истребление огромных масс беззащитных

людей

оружием,

голодом,

непосильными

условиями

работы

в

бесчисленных лагерях. Именно поэтому философия сместилась в сторону

от

общих

проблем

бытия

и

объективной

природы

к

человеку

и

во

внутренней природе.

В

философии

экзистенциализма

выделяют

несколько

течений,

а

именно

теистический

экзистенциализм

(К.

Ясперс,

Г.

Марсель)

и

атеистический экзистенциализм (Жан Поль Сартр, А. Камю). Теистические

экзистенциалисты стремятся помочь человеку осознать своё Я, пытаются

преодолеть человеческое отчуждение в общении с людьми и Богом, когда

как Сартр и Камю говорят о человеке и для человека, который никогда не

имел веры в Бога или потерял её, они пытаются объяснить последствия

атеистического образа жизни, хотят дать ответы на вопросы: «Как выжить

в

мире,

в

котором

нет

заранее

заданного

вектора

и

смысла?»,

«Как

определить своё существование?».

Литература

Федора

Михайловича

Достоевского,

начиная

с

самых

ранних

его

работ,

сосредоточена

на

личностях

людей,

на

их

эмоциональных переживаниях, самопознании и осознании себя в этом

мире. Это всегда люди с непростой судьбой, которые борется с могучим и

беспощадным потоком жизни. Но можно ли определить Достоевского как

экзистенциалиста?

Экзистенциализм - это повод для дискуссии, поскольку это понятие

почти каждый учёный трактуют по-своему. Для кого-то идеи Достоевского,

являются равными экзистенциальным в его религиозных формах, для кого-

то «Записки из подполья» - это «увертюра к экзистенциализму», как писал

В. Кауфман в своем труде «Экзистенциализм от Достоевского до Сартра».

К

тому

же,

многие

научные

деятели

рассматривают

экзистенциализм

драматурга

только

в

контексте

решения

проблем

человеческого

существования.

Особую

роль

в

определение

Достоевского

как

пис ателя

экзистенциального характера сыграли Л. Шестов и Н. Бердяев. Будучи

представителями

«русского

экзистенциализма»,

в

качестве

своего

наставника они называли именно Ф.М. Достоевского.

«Величайшим русским метафизиком

и наиболее экзистенциальным

был Достоевский», - говорил Бердяев. - «Достоевский сделал великие

открытия о человеке, от него начинается новая эра во внутренней истории

человека. После него человек уже не тот, что до него. Только Ницше и

Кьеркегор могут разделить с Достоевским славу зачинателей этой новой

эры.

Эта

новая

антропология

учит

о

человеке,

как

о

существе

противоречивом и трагическом, в высшей степени неблагополучном, не

только страдающем, но и любящем страдания».[3,4]

Несмотря на то, что Бердяев и Шестов всегда упоминаются вместе,

как

два

представителя

«русского

экзистенциализма»,

в

и х

фундаментальных

представлениях

о

экзистенциализме

есть

огромная

разница. Оба являются «духовными приемниками Достоевского», но при

этом каждый отвергал то понимание писателя, которое предлагал другой.

Для Бердяева главная идея Достоевского выражена в «Легенде о великом

инквизиторе»,

когда

как

Шестов

думал

так

в

отношении

«Записок

из

подполья». Как писал Р. Бирмен: «Для Бердяева великий инквизитор важен,

потому что здесь Достоевский ставит проблему свободы и ее уничтожения

авторитарной

властью,

утверждающей,

что

она

борется

за

счастье

человека…

для

Шестова

экзистенциальная

проблема

лежит

совсем

в

другом плане. Он требует для человека гораздо большей свободы, чем

Бердяев. Он озабочен даже проблемой порабощения человека разумом.

Подобно «подпольному человеку», он протестует против рациональных

конструкций, против самого рассудка… Для Шестова разум – глухая стена,

в которую замурован человек». [5]

На

счёт

экзистенциального

аспекта

в

творчестве

Достоевского

рассуждал

и

Альберт

Камю

в

своем

эссе

«Миф

о

Сизифе».

Русский

писатель неспроста был так близок французскому философу. Достоевский

смог мастерски изобразить ощущение абсурда и создать героев, которым

нельзя

не

сопереживать.

В

своих

произведениях

Достоевский

передал

именно

ту

атмосферу

абсурдности,

которую

видел

в

мире

сам

Камю.

Одним из самых любимых героев абсурда, созданных Достоевским, для

Камю явился Иван Карамазов. Один из героев произведения Достоевского

«Братья

Карамазовы»,

Иван,

видит

абсолютную

абсурдность

жизни:

необходимость мук и «неоправданной крови» для обеспечения гармонии в

необозримом

будущем.

В

отличие

от

младшего

брата,

глубоко

религиозного

Алёши,

Иван

не

принимает

Бога

и

не

смиряется

перед

абсурдностью жизни. Иван Карамазов – это «бунтарь» идущий против

устоявшегося фундамента человеческого бытия. В «Мифе о Сизифе» Камю

уделяет много строк Достоевскому за его великолепное описание абсурда в

своем последнем романе, но отказывается причислять его к писателям

«абсурда», так как Достоевский совершает «прыжок в веру», приходит к

гармонии

и

заключению,

что

этот

мир

не

может

существовать

без

бессмертия души и Бога.

Проблема

экзистенциального

кризиса

проглядывается

и

в

произведении

«Преступление

и

наказание».

Концепция

сверхчеловека

Ницше и идеология пессимизма Шопенгауэра частично легли в основу

этого произведения, но роман базируется на иной идеологии. Главный

герой,

студент

Родион

Раскольников,

испытывает

экзистенциональный

кризис в процессе осознания себя в этом мире и вырабатывает теорию, по

которой одна категория людей – это «твари дрожащие», не имеющие права

на

жизнь

из-за

ничтожности

собственных

помыслов

и

деятельности,

неспособные перешагнуть через нравственность для достижения цели, а

другая – это существа «высшие», обладатели «нового слова», которые

готовы

на

все

ради

совершенства

и

им

не

ведомы

эмоциональные

переживания. Он отчуждается и закрывается в своем субъективном мире.

Родион

сталкивается

с

«абсурдом»

по

Камю,

жаждет

достичь

невозможного. Он осознает себя выше всех остальных людей и приходит к

заключению,

что

он

имеет

право

на

убийство.

Убийство

старушки-

процентщица,

по

его

мнению,

поможет

ему

достичь

«высшего»,

«сверхчеловеческого»,

но

его

решение

было

ошибочно.

Преступление,

совершенное им, полностью уничтожает его изнутри, полностью ограждая

его от близких и обрекая на вечные нравственные страдания. Спасение

приходит к Раскольникову в лице молодой девушки Сони, которая близка

ему,

поскольку

тоже

нарушила

одну

из

религиозных

заповедей

(не

прелюбодействуй). Её сострадание и понимание спасли душу Родиона,

вернули ему любовь к людям и привели к вере. Наказание за преступление

привело к спасению и осознание героем самого себя.

Через историю Раскольникова Достоевский раскрывает глобальную

проблему опасности радикальных, базирующихся только на идеях чистого

разума

мыслях

и

их

последствиях

не

только

для

субъекта,

но

и

для

цивилизации

в

целом.

Окровавлены

топор,

котором

главный

герой

«Преступление

и

наказание»

зарубил

старуху

процентщицу

-

это

метафоричное

описание

бунта,

войны

и

разрушения

общества,

подвергнутого

моральной

деградации.

Спасение

от

этих

ужасных

последствий Фёдор Достоевский видел любви, сострадание и обращении к

Богу.

Все

романы

писателя

после

возвращения

из

ссылки

в

Сибирь

базируется на этой идеологии («Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы»),

что

несомненно

подвергает

его

причастность

к

фило софии

экзистенциализма.

Всё

творчество

Достоевского

это

борьба

за

сохранение человеческой души, личности и решение проблем его бытия в

этом необъятном и сложном мире.

В

заключение

хочется

сказать,

что

утверждать

окончательно,

что

Достоевский – это писатель экзистенциалист было бы неправильно, но его

идеи

очень

схожи

с

концепцией

экзистенциализма

и

даже

являлись

фундаментом для его становления в нашей стране.

Список литературы

1.

Достоевский

Ф.

М.

Записки

из

подполья:

повесть.

СПб.:

Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. — 256 с.

2.

Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский—

художник и мыслитель: сб. статей. — М. : Изд. «Художественная

литература», 1972. — 688 с.

3.

Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского // О

Достоевском;

Творчество

Достоевского

в

русской

мысли.

1881-

1931гг. М., 1990 - с. 230

4.

Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского // О

Достоевском;

Творчество

Достоевского

в

русской

мысли.

1881-

1931гг. М., 1990

5.

Шестов Л. Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. Поляков Л.В.

— М.: «Раритет», 1995. — 431 с.



В раздел образования