Автор: Рякки Любовь Викторовна
Должность: Студент
Учебное заведение: "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "использование игровых образовательных ситуаций в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых образовательных ситуаций в речевой
активности детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст — это период интенсивного развития ребенка , это
мощнейший процесс становления, развития и совершенствования всех
сторон речи.
Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются
более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности
является ведущим.
Суть
активной
речевой
деятельности
заключается
в
том,
что
она
представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности,
направленный на овладение языком как знаково-символической системой и
проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка.
Особенность
речевой
активности
в
том,
что
она
формируется
только
в
процессе
общения
взрослого
и
ребенка
по
поводу
любой
совместной
деятельности, теснейшим образом связана с особенностями развития высших
психических функций и в конечном счете определяет трудности в усвоении
человеческой культуры. чтобы ребенок своевременно и качественно овладел
устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая
в
контакт
со
сверстниками
и
со
взрослыми,
т.е.
обладал
определенной
активной речевой деятельностью. При нормальном становлении речи этот
процесс
протекает
незаметно,
сам
собой,
а
педагогически
правильная
организация
жизни
и
общения
детей
позволяет
ускорить
формирование
активной речевой деятельности.
Игра же решает поставленную задачу, которая направлена на
понимание, накопление, расширение знаний детей и речевых умений. Итак,
преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в
том,
что
в
ней
ребёнок
сам,
добровольно
подчиняется
определённым
правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное
удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.
Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может
проявить
свою
инициативу
и
творческую
активность.
И
в
то
же
время,
именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что
они делают, и хотят действовать правильно. Для обеспечения эффективного
речевого развития детей через игру педагог может:
учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с
воспитателем, а затем со сверстниками;
побуждать
детей
активно
пользоваться
словарем
в
обозначении
пространственных,
размерных,
цветовых
признаков
и
соотношений
предметов в игре, игровых действий;
развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения,
не
перебивать
говорящего,
быть
внимательным
с л у ш ат е л е м ,
заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы,
вежливо отвечать на вопросы и т. д.;
приобщать детей к диалогам, стимулировать их речевую активность с
опорой на игровой сюжет или личный опыт детей (положительный или
негативный).
Для
повышения
речевой
активности
используются
т акже
театрализованные игры. Использование театральных приемов на занятиях по
развитию
речи
рассматривается
как
метод
разностороннего
развития
дошкольника.
Также
для
развития
речевой
активности
используются
потешки,
прибаутки, сказки, главная их роль – в ответном речевом обращении. Ритм
потешек и колыбельных заставляют прислушиваться детей, а это залог того,
что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво.
Полезны и интересны детям младшего возраста всевозможные игры со
словом. Применение таких игр способствует развитию речи, формированию
словарного запаса.
Основополагающим фактором работы по развитию речи, безусловно,
является комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных
задач,
охватывающих
разные
стороны
речевого
развития
(лексического,
грамматического,
развитие
связной
речи).
Ведущим
принципом
является
взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе
выступают
в
разных
сочетаниях.
Под
игровой
ситуацией
Д.Н.
Ушаков
понимает
совокупность
обстоятельств
воспитательного
взаимодействия
и
взаимоотношений,
воспитывающих
и
воспитываемых,
которые
требуют
принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны
участников.
Влияние игровых ситуаций на развитие личности ребенка заключается
в том, что через них он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых
людей,
которые
становятся
образцом
для
его
собственного
поведения,
и
в
них
приобретает
основные
навыки
общения,
качества,
необходимые
для
установления
контакта
со
сверстниками.
Захватывая
ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на
себя
роли,
игровые
ситуации
способствуют
развитию
чувств
и
волевой
регуляции поведения.
Игровая
образовательная
ситуация
в
педагогическом
процессе
дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности
детей – как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Преимущество
ситуационного подхода заключается в том, что он позволяет не только решать
образовательные
задачи
в
специально
планируемом
и
организованном
взаимодействии педагога с ребенком, но и использовать в образовательных
целях любую жизненную ситуацию.
Игровая
образовательная
ситуация
может
являться
формой
организованной
образовательной
деятельности
с
целью
формирования
у
детей
новых
представлений
и
умений
в
разных
видах
деятельности,
обобщения
знаний
по
теме,
развития
способности
рассуждать
и
делать
выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления
имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях,
может
спровоцировать
самостоятельную
деятельность
детей
через
постановку
проблемы,
требующей
самостоятельного
решения,
через
привлечение
внимания
детей
к
материалам
для
экспериментирования
и
исследовательской деятельности, или продуктивного творчества.
Внутри игровой образовательной ситуации начинает складываться и
учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Игровая
ситуация
имеет
особое
значение
для
развития
рефлексивного
мышления, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать
то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Например, в процессе подвижных игр, в ходе утренней гимнастики
проводятся упражнения, в которых речевой материал сочетается с
действиями ребенка. В игре, сопровождаемой художественным словом, дети
легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова
Таким образом, игровые образовательные ситуации – один из методов
активного обучения и воспитания дошкольников, отличающийся тем, что при
его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые
принципы (из принципов активного обучения), реализация которых
происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными
правилами и организационной структурой деятельности
Игровая
образовательная
ситуация
–
деятельность,
которой
принадлежит
особенно
значительная
роль
в
развитии
личности,
в
формировании ее свойств и обогащении внутреннего содержания. Игровая
образовательная ситуация создает зону ближайшего развития ребенка.
Для речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста
необходимо: обеспечить детям социальное речевое окружение,
соответствующее интересам их возраста; постепенно расширять и обновлять
их социальные связи. Предоставлять детям возможность часто слышать речь
и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и
всячески стимулировать его к активности речи; использовать в речевом
развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию
связной речи детей младшего дошкольного возраста; использовать игру как
средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра
является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
Таким образом, развитие речевой активности происходит в игровой
деятельности. Цель речевого развития - доведение его до нормы,
определенной для каждого возрастного этапа.