Напоминание

Применение современных технологий в работе над развитием связной речи детей дошкольного возраста


Автор: Магомедова Лиана Ибрагимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: СУРГУТ
Наименование материала: Статья
Тема: Применение современных технологий в работе над развитием связной речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к

числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей

животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не

имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В

Федеральном

Государственном

Стандарте

дошкольного

образования "Речевое

развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для

развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-

исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной

из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Последние

годы

отмечается

тенденция

на

увеличение

количества

детей

с

проблемами

в

речевом

развитии.

На

сегодняшний

день,

эта

проблема

остается

нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Таким

образом,

вопрос

речевого

развития

детей

имеет

большую

социальную

значимость.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически

сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность,

считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или

пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно,

основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная

речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного

содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не

осознаны

и

не

представлены

в

мысли

говорящего,

либо

эти

связи

не

выявлены

надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс,

деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3)

название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины

«высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой

деятельности:

определенное

речевое

произведение,

большее,

чем

предложение.

Его

стержнем является смысл (М. Р. Львов)

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные

между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух

основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности,

которые

определяют

характер

методики

их

формирования.

В

лингвистической

и

психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в

плане

их

противопоставления.

Они

отличаются

по

своей

коммуникативной

направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной

функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового

общения,

классической

формой

речевого

общения.

Главной

особенностью

диалога

является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим

говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не

нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает

в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и

языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда

фрагментарной.

Для

диалога

характерны:

разговорная

лексика

и

фразеология;

краткость,

недоговоренность,

обрывистость;

простые

и

сложные

бессоюзные

предложения;

кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя

собеседниками.

Диалогическая

речь

отличается

непроизвольностью,

реактивностью.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише,

речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и

как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П.

Якубинский) Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая

речь

связное,

логически

последовательное

высказывание,

протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию

слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного

человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную

формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное

обдумывание

высказывания,

сосредоточение

мысли

на

главном.

Здесь

тоже

важны

неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо,

выразительно,

но

они

занимают

подчиненное

место.

Для

монолога

характерны:

литературная

лексика;

развернутость

высказывания,

законченность,

логическая

завершенность;

синтаксическая

оформленность

(развернутая

система

связующих

элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Нетрадиционные технологии в работе над развитием связной речи и

созданием условий

Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях

дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:

- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на

развитие речи детей;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса

(учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные

технологии в работе с детьми.

Большую

роль

в

развитии

речи

детей

играет

и

современная

предметно-

развивающая среда.

При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы.

Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную,

грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого

используем:

наборы

дидактических

предметных

и

сюжетных

картинок

по

основным

лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В

развитии

речи

большую

роль

играет

ознакомление

с

художественной

литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги,

хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам,

интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки.

Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.

Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний

мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации

воспитательно-образовательного

процесса,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности

ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками,

которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи

детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса является

приоритетным.

Задача

педагогов

состоит

в

том,

чтобы

создать

условия

для

практического

овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы

обучения,

которые

позволили

бы

каждому

воспитаннику

проявить

свою

речевую

активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть

направлена

на

формирование

у

дошкольников

коммуникативных

навыков,

культуры

общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из

разных

источников,

создание

языковой

среды,

способствующей

возникновению

естественных потребностей в общении.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет

ребенку

удовольствие

и

радость,

а

эти

чувства

являются

сильнейшим

средством,

стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую

деятельность.

Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью,

превращаются

в

своеобразные

маленькие

спектакли.

Они

так

увлекают

малышей

и

приносят им столько пользы!

Уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности

движений

рук.

Если

развитие

движений

пальцев

соответствует

возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает -

отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и

даже выше.

Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом

происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек,

связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т. А. разработана картотека

пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь,

являются и частью закаливающих мероприятий.

Практика

показала,

что

наиболее

эффективный

метод-

это

использование

мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее

воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система

методов

и

приемов,

обеспечивающих

успешное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации,

знаний

об

особенностях

объектов

природы,

об

окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие

речи.

Суть

мнемосхем

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом,

весь

текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит

текстовую информацию.

Чтобы

помочь

детям

овладеть

связной

речью

и

облегчить

этот

процесс,

используется прием мнемотехники.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию

связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении

составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и

загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные

мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо

начинать

работу

с

простейших

мнемоквадратов,

последовательно

переходить

к

мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные

образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой

заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти,

используя

графическое

изображение,

воспроизводит

стихотворение

целиком.

На

начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок

также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать

с

мнемотаблицами

лучше

начинать

со

средней

группы.

Хотя

уже

в

младшем

возрасте

используем

простейшие

схемы

одевания,

умывания,

построения

пирамидки и т. д.

Технология ТРИЗ решает следующие задачи:

-развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого

характера;

- воспитывать творческую личность.

Дошкольное детство -это возраст, когда появляется способность к творческому

решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

успешно

помогает

развить

у

дошкольников

изобретательскую

смекалку,

творческое

воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не

изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться

постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

(Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.

2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и

необычный.)

3.

Решать

сказочные

задачи

и

придумывать

разные

сказки

с

помощью

специальных

методов ТРИЗ. (Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может

случиться?)

Изучив

теоретические

материалы

и

познакомившись

с

методами

ТРИЗ

технологии,

отобрала

именно

те

методы,

которые

решают

задачи

формирования

монологической речи.

Элементы ТРИЗ можно применять во всех образовательных областях, но чаще в таких,

как

познание,

коммуникация,

художественное

творчество,

чтение

художественной

литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах.

Для

решения

задач

по

формированию

связной

речи

дошкольников,

широко

используются развивающие игры В.В.Воскобовича.

Игровое обучение, когда реализация программных задач развития осуществляется

только в игре, - отличительная особенность технологии "Сказочные лабиринты игры".

Ведущей

и

основной

задачей

технологии

"Сказочные

лабиринты

игры"

является

интенсивное

развитие

психических

процессов

внимания,

памяти,

воображения,

мышления, речи.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и

творческого потенциала дошкольников

Изучив данную тему можем сделать вывод, что нетрадиционные технологии в

работе над развитием связной речи у дошкольников,

вносят

весомый вклад в процесс

развития речи и творческого потенциала дошкольников.

7



В раздел образования