Автор: Баранова Наталия Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №13
Населённый пункт: город Новороссийск. Краснодарский край.
Наименование материала: Учебно –методический материал.
Тема: «Организация и проведение акций как одна из форм социализации старших дошкольников.»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 13
муниципального образования
город Новороссийск
«Организация и проведение акций как одна из форм
социализации старших дошкольников.»
Автор: Баранова Наталия Станиславовна.
Новороссийск.
Актуальность.
В
настоящее
время
коммуникативное
развитие
детей
вызывает
серьёзную
тревогу:
дошкольники
испытывают
серьезные
трудности
в
общении
с
окружающими, многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к
другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом,
если
к
ним
обращается
кто-либо.
Поэтому
и
возникла
необходимость
оптимизации педагогических условий, поиска новых методов и приемов для
более
эффективного
формирования
коммуникативных
способностей
детей.
В
трудах
Л.С.
Выготского,
М.И.
Лисиной,
А.В.
Запорожца,
Т.А.
Репиной
прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему
комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не
только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Условиями
развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная
ситуация
развития
ребенка,
формирующаяся
потребность
в
общении
со
взрослыми
и
сверстниками,
совместная
деятельность
(ведущая
игровая
деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают
зону
ближайшего
развития
ребенка.
Совместная
деятельность
может
быть
достаточно разнообразной. Одна из форм совместной деятельности - включение
детей в социально-ориентированную деятельность. Одной из форм социально-
ориентированной деятельности является проведение акций.
Организация акций – один из видов социальной деятельности, целью которой
является
привлечение
внимания
общества
к
существующей
социальной
проблеме.
Такая
форма
работы
позволяет
расширить
образовательное
пространство для наших воспитанников, вовлечь родителей в образовательный
процесс, социальных партнеров.
Основные задачи организации акций с детьми — формирование у старших
дошкольников
эмоционально-ценностного
отношения
к
миру,
окружающим
людям
и
самому
себе
на
основе
нравственного
содержания;
развитию
коммуникативных способностей у детей в процессе подготовки и проведения
акций.
Организация
и
проведение
акции
представляет
собой
интерактивную
форму взаимодействия всех участников: педагог взаимодействует с ребенком –
ребенок вовлекает во взаимодействие родителей.
В подготовке и проведении социальной акции можно выделить несколько этапов.
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции определяем, на
решение
какой
социально-педагогической
проблемы
направлена
акция,
кто
является ее целевой группой, какова цель акции. Также продумываем форму
проведения социальной акции.
2
Основной этап – реализуем сценарий социальной акции. Это может быть одно
мероприятие
или
несколько,
идущих
друг
за
другом,
мероприятий
(сначала
беседа о предмете акции, затем изготовление подарков, поделок, вручение их
соответствующим категориям людей).
Аналитический
этап
-
подводим
итоги
социальной
акции,
определяем
ее
дальнейшие перспективы: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать
при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения
акции.
Акция “Как сохранить здоровье»
Цель: обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм,
создавать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье. Для
детей были организованы серии занятий: “Забота о глазах”, “Уход за ушами”,
“Уход за зубами”, “Полезная и вредная пища”, “Как сделать сон полезным”,
“Ваше настроение”, “Вредные привычки”, “Твоя осанка”, “Если хочешь быть
здоров - закаляйся” и т.д.
Воспитатели при помощи дидактического пособия-
плаща “Мой организм”, уточнили знания детей о названиях и местоположениях
разных органов чувств и частей тела у человека.Следующий этап - овладение
способами бережного отношения к своим органам чувств и частям тела. Здесь на
помощь детям пришли “Советы Мойдодыра”. Дети нарисовали наших друзей -
воду, мыло, одушевляя эти предметы и врагов - грязь, опасные предметы. Был
проведен
конкурс
плакатов
“Скажем
вредным
привычкам
-
нет!”.
В
нем
принимали
участие
и
дети
и
родители.
Родители
с
детьми
предоставили
замечательно
художественно
оформленные
работы:
“Мы
против
этого”;
“Выбирай”; “Земля наш дом - береги его”.
Акция
“Патриот”
была
проведена
в
феврале
с
целью
формирования
патриотических
чувств
у
детей,
воспитания
уважения
к
ветеранам
войны,
солдатам, защищающим наши рубежи, принятия активного участия с родителями
и сотрудниками детского сада в городской акции “Посылка солдату”. Педагоги
провели цикл занятий: “Служба солдат в дореволюционной России”, “О подвигах
воинов в гражданскую войну”, “Как советские люди защищали свою Родину от
фашистов”, “Защитники Отечества”, “Как служат на заставе” и т.д.
В ходе бесед при чтении художественной литературы дети “проследили” историю
нашей Армии.Была проведена большая фотовыставка “Защитники Отечества”.
3
Дети и их родители приносили в детский сад фотографии, где были запечатлены
родственники (отцы, дедушки, дяди, братья и даже бабушки). Дети узнавали,
какое время изображено на снимке, рода войск, звание, рассказывая друг другу,
они
закрепляли
полученный
материал
на
занятиях.
В
двух
группах
были
оформлены уголки - мини-музеи “О пограничниках”, “Наши защитники”. Дети
ходили друг к другу в гости, и “хозяева” рассказывали об экспонатах (литературе,
бинокле, служебных собаках, фуражке, бескозырке, и др. вещах. Прошли очень
интересно
встречи
с
дедушкой-
участником
Отечественной
войны,
с
выпускником детского сада - участником боевых действий в Чечне. В день
защитников Отечества было проведено музыкально-спортивное развлечение: “На
защите
Отечества”.
Дети
и
их
родители
принимали
участие
в
выставке
творческих рисунков “Наши защитники”. В заключении все сотрудники детского
сада,
дети,
их
родители
принимали
участие
в
городской
акции
“Посылка
солдату”.
Акция: “Внимание - дорога!”, где консультантом и его активным участником в
составлении и проведении этой акции будет родитель нашего воспитанника –
работник ГАИ.
Показателями
результативности
работы
служит
положительная
динамика
во
взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим
людям,
к
окружающей
действительности.
Результаты
отслеживаются
в
повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных
ситуациях. Анализируя проделанную работу, мы сделали вывод, что эта форма
работы действительно помогает развивать коммуникативные умения: у детей
сформировалось умение вступать в общение с незнакомыми людьми, слушать
речь собеседника, задавать вопросы, пользоваться формами речевого этикета. И,
что
самое
главное,
у
всех
воспитанников
в
процессе
организации
акций
проявилась активная жизненная позиция, они реально увидели, почувствовали
свою сопричастность к событиям окружающего мира, к тому, что их дела, их
поступки меняют настроение людей в лучшую сторону. В процессе проведения
акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают
социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Акция
–
это
всегда
результат
с
«обратной
связью»
для
ребенка,
что
принципиально
важно
для
его
позитивной
социализации.
В
силу
именно
«обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Нестандартность
приемов
работы
в
период
проведения
акции
поднимает
настроение всех ее участников, мотивирует на дальнейшую работу, сплачивает
коллектив, объединяет семью и ДОО в вопросах воспитания детей.
4
5