Автор: Жуковская Наталья Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21"
Населённый пункт: г. Майкоп
Наименование материала: статью
Тема: "Передовой педагогический опыт воспитателя: от изучения до внедрения"
Раздел: дошкольное образование
Передовой педагогический опыт воспитателя:
от изучения до внедрения.
Как
показывает
практика,
одним
из
труднореализуемых
разделов методической работы с педагогами является изучение,
обобщение,
распространение
и
внедрение
п е р ед о во го
педагогического опыта.
Изучение
передового
опыта
может
быть
организовано
старшим воспитателем
в любом дошкольном учреждении, даже
если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются
хотя бы несколько опытных педагогов.
Изучение опыта не может быть спонтанным.
Поэтому, прежде всего, старший воспитатель в ходе
- тематического или оперативного контроля выявляет высокие
показатели
в
тех
или
иных
видах
деятельности
(например:
организация игровой деятельности для развития коммуникативных
способностей дошкольников)
Рассматриваемые вопросы:
№
п/п
Разделы плана
Содержание
Методы контроля
1
Оценка
профессионального
мастерства
воспитателя
-умение применять знания
программных
задач
в
практической
работе
с
детьми;
-
владение
методами
и
приёмами
организации
детской игры
- а н а л и з
о р г а н и з а ц и и
воспитателем детских игр;
-
анализ
умения
воспитателя
воздействовать
на
детскую
и г р у
п у т ё м
с о з д а н и я
и
обогащения игровой среды;
-
анализ
умения
воспитателя
применять
игровые
приёмы
д л я
р а з в и т и я
коммуникативных
способностей дошкольников
2
Создание условий
Ум е н и е
в о с п и т а т е л я
с о з д а в а т ь
и г р о в у ю
ситуацию;
-
у м е н и е
с о з д а в а т ь
предметно-развивающую
и г р о в у ю
с р е д у ,
соответствующую
Посещение групп;
- анализ созданных ситуаций;
-
а н а л и з
с о д е р ж а н и я
предметно-игровой среды.
в о з р а с т у
и
у р о в н ю
р а з в и т и я
д е т е й
и
программным задачам.
3
Развитие
нравственных качеств
через игру
-
умение
формировать
у
д е т е й
н р а в с т в е н н ы е
качества,
во спитывать
патриотические чувства
-
с о б е с е д о в а н и е
с
воспитателем;
- беседы с детьми;
-
анализ
общения
детей
в
процессе
игры
и
игровых
ситуаций.
-
ана лизируя актуальные
проблемы
(например:
в
целях
содействия
повышения
эффективности
организации
учебного
и
воспитательного процессов, направленных на изучение истории и
культуры
народов,
живущих
в
Республике
Адыгея
в
системе
дошкольного и общего образования. Реализация
регионального
компонента - проблема нравственно-духовного воспитания),
- выполнение Годового плана работы, (например, предстоит работа
по новой годовой задаче, поставлена новая проблема – интеграция
образования
и
т.д.,
поэтому
необходимо
заранее
выявить,
что
положительного уже наработано в коллективе)
Выявляя педагогический опыт, опирались на следующие
критерии
1) высокая результативность и эффективность (результаты
воспитания и обучения должны быть выше, чем у других);
2) наличие элементов новизны (подразумевается различная
ее
степень:
от
модификации
отдельных
с то р о н
педагогического труда до научных открытий);
3) оптимальность (достижение более высокого результата
возможно при рациональной затрате времени и сил педагога
и воспитанника);
4)
актуальность
(Высокая
значимость
данного
опыта,
с о от в е т с т в и е
т р е б о ва н и я м
ж и з н и ,
т е н д е н ц и я м
общественного развития);
5)
возможно сть
творче ского
применения
о п ы т а
(подтверждение в работе других педагогов).
Хочу остановиться на одном примере: нравственно-духовное
воспитание
1.
Выявление
Выявление
педагогического
опыта
мы
рассматривали
как
обнаружение
эффективных
подходов
к
образовательной
деятельности,
чтобы
сделать
их
явными,
доступными
для
распространения и заимствования. Методы выявления:
-
анализ
результатов
мониторинга
качества
образования
по
вопросам нравственно-духовного воспитания;
- просмотр занятий;
-оперативный и тематический контроль;
- участие в семинарах, педсоветах;
- анализ анкет педагогов.
Когда были выявлены положительные результаты деятельности
педагога, возникла необходимость изучения данного опыта работы.
2. Изучение
В первую очередь работа велась по выявлению компонентов,
подлежащих обобщению. Это могло быть:
-
целостная
система
педагогической
деятельности
(требует
наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может
быть изучена в течение года);
- использование одного эффективного приема (время изучения
определит сам педагог);
-
опыт
освоения
новых
или
взятых
из
прошлого,
но
адаптированных к современным условиям технологий (например,
проектный метод).
Воспитателем был разработан проект «Родной свой край люби и
знай, традиции народов уважай и почитай»
Методы изучения педагогического опыта:
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической
деятельности
на
основе
мониторинга
интегративных
качеств
воспитанников; учебно- методических, дидактических материалов;
материалов аттестации и др.
2.
Анкетирование:
социологическое
исследование
значимости
изучаемого педагогического опыта
для коллег, воспитанников,
родителей.
3. Анализ: выделение в конкретном педагогическом опыте общих
признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
4. Синтез: установление связи, причин и следствий.
5.
Наблюдение:
сбор
информации
путем
прямой
и
непосредственной
регистрации
воспитательных
процессов
и
явлений.
6. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в
том, что в ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них
проводится с каждым из данного ряда.
7.
Метод
самооценки:
метод
оценки
личностью
самой
себя,
своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
8. Беседа.
9.
Диагностика:
установление
состояния
диагностируемых
объектов.
Следующим этапом было составление
графика посещений для
изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти
успехи являются результатом определённой системы использования
интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные
результаты неслучайны и стабильны.
Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим
ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его
создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если
в
дошкольном
учреждении
не
выявлен
необходимый
опыт,
его
следует
создать,
и
прежде
всего,
по
проблемам,
определённым
образовательной программой в перспективе на несколько лет.
3. Обобщение педагогического опыта
Для того чтобы передовой педагогический опыт широко вошел в
практику, стал достоянием многих, опыт должен быть обобщен.
Данный опыт был представлен на конкурсе «Воспитатель года -
2016» в презентации «Визитная карточка», где педагог подробно
коснулся актуальности своей темы, новизны, поставленной цели и
задач.
Обобщение
опыта
явилось
необходимым
условием
его
дальнейшего распространения, использования в других условиях и
другими педагогами.
Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи,
на которых построен конкретный опыт; обосновать продуктивность
и
перспективность
этих
идей;
раскрыть
условия,
при
которых
возможна
их
реализация;
выявить
объективные
требования,
правила воспроизведения, творческого использования и развития
конкретного опыта.
Однако недостаточно только выявить положительный опыт и
э ти м
ог ран и ч и ться .
Н еобход и м о
т ак же
п л а н о м е р н о ,
целенаправленно
его
создавать,
исходя
из
запросов
практики
и
актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен
необходимый
опыт,
его
следует
создать,
и
прежде
всего,
по
проблемам,
определённым
образовательной
программой
в
перспективе на несколько лет.
Использовались СЛЕДУЮЩИЕ формы изучения, обобщения
и представления педагогического опыта
•
Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-
воспитательной работы;
•
Педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;
•
Научно-методическая и научно-практическая конференции;
•
Педагогическая выставка;
•
Педагогические чтения;
•
Педагогические экскурсии;
•
Семинарские занятия по проблемам педагогики;
•
Практикумы по разработке методики изучения и обобщения
педагогического опыта;
•
Педагогические консультации;
•
Творческий отчет;
•
Мастер-класс;
•
Самообразование;
•
Презентации;
•
Публикации на сайте ДОУ и страничках Интернет-порталах и
т.п.
•
Диспуты
и
дискуссии
по
актуальным
проблемам
учебно-
воспитательной работы;
При обобщении и описании опыта старались ответить на вопросы:
Что я делаю? (предмет деятельности)
Для чего я это делаю? (какова цель?)
Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
Какой это дает результат?
За счет чего этот результат достигнут?
Представлять педагогический опыт необходимо в виде
краткого, конструктивного описания, которому должны быть
присущи
логиче ская завершенность, информативность,
точность трактовки
педагогических
понятий,
научность
описываемых
категорий.
В
опыте
следует
отразить,
зафиксировать оригинальные приемы,
методы,
средства
обучения, творческие
находки, которые Вы используете в
своей практической деятельности.
Обобщение
опыта
-
это
формирование
его
теоретических
оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом
достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.
Обобщение
опыта
работы Думанишевой Ж.Р.заключалось в
том,
—
что
это
было
увидено,
каким
образом
достигаются
педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном
процессе. Для обобщения собственного опыта педагог постаралась
увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в
позицию внешнего
эксперта. Но при этом очень важно, чтобы
сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на
которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними
мелкими деталями.
9.
При
обобщении
и
описании
опыта
необходимо
ответить
на
вопросы:
Что я делаю? (предмет деятельности)
Для чего я это делаю? (какова цель?)
Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
Какой это дает результат?
За счет чего этот результат достигнут?
Представлять педагогический опыт необходимо в виде
краткого, конструктивного описания, которому должны быть
присущи
логиче ская завершенность, информативность,
точность трактовки
педагогических
понятий,
научность
описываемых
категорий.
В
опыте
следует
отразить,
зафиксировать оригинальные приемы,
методы,
средства
обучения, творческие
находки, которые Вы используете в
своей практической деятельности.
В методическом кабинете была оформлена выставка «В помощь
занимающимся
накоплением
опыта
работы»
(рекомендации
по
накоплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические
каталоги).
В
течение
года
необходимы
систематическое
наблюдение
за
работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе
материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии
и пр.).
Получив положительные результаты проделанной работы, следует
определить
пути
распространения
опыта.
Это
может
быть
выступление
на
педсовете,
представление
практических
материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных
приёмов или системы
Активные формы и методы работы с родителями
•
Родительские собрания;
•
Консультации;
•
Занятия с участием родителей;
•
Совместные проекты;
•
Выставки детских работ;
•
Совместные экскурсии;
•
Дни открытых дверей;
•
Участие родителей в проведении праздников и досугов;
•
Совместное создание предметно-развивающей среды;
•
Беседы с детьми и родителями;
•
Родительский уголок;
•
Конкурсы;
•
Фотовыставки, выставки рисунков и т.п.