Автор: Пономарева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ РК"УДРС"
Населённый пункт: г.Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук
Тема: Развитие мелкой моторики
Раздел: дошкольное образование
Комплексы занятий для развития у детей мелкой моторики рук.
Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику рук.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать умение концентрировать внимание на одном виде
деятельности;
- Формировать и совершенствовать ловкость и точность движений кистей и
пальцев рук;
- Активизировать мелкую моторику рук.
Развивающие задачи:
- Развивать тактильные ощущения;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Развивать творческие способности ребенка, воображение, фантазию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к народному творчеству через потешки;
- Воспитывать терпение, усидчивость.
Комплекс №1.
Упражнения:
1.
Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе)
2.
Ладошка, кулачок, ребро (на счет «раз, два, три)
3.
Пальчики здороваются (на счет «раз, два, три, четыре, пять
соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с
указательным и т.д.)
4.
Человечки (указательный и средний правой, потом левой руки
«бегают» по столу).
5.
Нанизывание крупных бусин на шнурок.
6.
«Дорожка для человечка» (выкладывание из палочек)
Потешка «Пальчик – мальчик»:
Пальчик – мальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пил.
Большим пальцем правой руки прикасаться к кончикам всех остальных
пальцев начиная с указательного.
Комплекс №2.
Упражнения:
1.
Массаж фаланг пальцев. Направление массажных движений от
ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание
одной фаланги.
Левая рука Правая рука
По-пу-гай мизинец Ли-си-ца мизинец
Во-ро-бей безымянный Ле-о-пард безымянный
Пе-ли-кан средний Пан-те-ра средний
Со-ло-вей указательный Я-гу-ар указательный
Пти-цы большой Зве-ри большой
2.
«Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить
вместе).
3.
«Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальным).
4.
«Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
5.
«Цветок» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы разъединить).
6.
«Дерево» (выкладывание из палочек).
Потешка «Этот пальчик»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Предложить согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая
потешку, поочередно разгибать их, начиная с большого пальца. То же
самое проделать с правой рукой.
Комплекс №3
Упражнения:
1.
Массаж «прижимающий»
Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью
вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди
прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке
влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука
Шел медведь к своей берлоге мизинец
Да споткнулся на пороге. безымянный
«Видно очень мало сил средний
Я на зиму накопил», - указательный
Так подумал и пошел большой
Левая рука
Он на поиск диких пчел. большой
Все медведи – сладкоежки, указательный
Любят есть медок без спешки, средний
А наевшись, без тревоги безымянный
До весны сопят в берлоге. мизинец
2.
«Пчела» (указательным пальцем правой руки, затем левой руки
вращать вокруг).
3.
«Пчелы» (то же упражнение, но выполняется двумя руками)
4.
«Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
друг к другу, слегка приоткрыть их)
5.
«Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить
пальцы)
6.
«Отдели горох от фасоли» (в тарелочке смешан горох с фасолью, нужно
разложить их по тарелочкам)
Потешка «Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул,
Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать
правой рукой пальцы левой руки, начиная с мизинца. Потом поменять руки.
Комплекс №4
Упражнения:
1.
«Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или
взрослый) поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает
ладонь, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают и он со стуком
падает вниз. На каждую строчку один палец.
Правая рука:
Поднял ушки бурундук, мизинец
Он в лесу услышал стук: безымянный
- Это что за громкий стук? средний
Тук да тук, тук да тук? указательный
- А пойдем, - сказал барсук, - большой
Левая рука:
Сам увидишь этот трюк: большой
Это дятел сел на сук указательный
И без крыльев, и без рук средний
Ищет он, где спрятан жук, - безымянный
Вот и слышен перестук! Мизинец
2.
«Дятел»
Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук.
(одна ладонь прямая – это «дерево», другая - «дятел» - ребенок
кулачком стучит в нее)
Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук.
(Смена рук)
3.
«Птицы» (поочередно соединяем все пальцы с большим)
1-2 1-3 1-4 1-5
Ищет птичка и в траве,
1-5 1-4 1-3 1-2
И на ветках и в листве,
(Смена рук)
1-2 1-3 1-4 1-5
И среди больших лугов
1-5 1-4 1-3 1-2
Мух зеленых и жуков.
4.
«Перелетные птицы»
Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают. (Машем руками, постепенно поднимая их
вверх)
Все, растаяли вдали (Ладонь «козырьком» ко лбу)
5 Аист,
4 цапли,
3 журавли. (Загибаем по очереди мизинец, безымянный
и средний пальцы.)
5.
«Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив
пальцы)
Потешка «Совушка – сова»
Совушка – сова, большая голова (руки положить на голову, покачать
покачать головой из стороны в
сторону)
На суку сидела головой вертела (не убирая рук с головы, покрутите ею
из стороны в сторону),
Во траву свалилась (уронить руки на колени)
В яму провалилась (убрать руки с колен и уронить их в «яму»).
Комплекс №5
Упражнения:
1.
«Замок» (на счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» -пальцы
соединяются в замок)
2.
«Лиса и заяц» (лиса «крадется» все пальцы медленно шагают по
столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами быстро двигаться
назад)
3.
«Паук» (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу)
4.
«Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами,
плотно сжатыми вместе – «бабочка машет крыльями»).
5.
«Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со
всеми остальными)
Игра – потешка «Ну-ка, братцы, за работу»
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке - песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Обращаются к правой (левой) руке, согнутой в кулак, поочередно
разгибают пальцы).
Комплекс №6
Упражнения:
1.
«Беседа» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вверх,
приблизить их друг к другу).
2.
«Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить
горизонтально левую руку (то же с левой рукой).
3.
«Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к
ней вертикально (то же с левой рукой).
4.
«Мебель»
На кроватке мы поспали (руки под щеку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (свободно двигаем руками – «убираем
вещи»).
Мы на стуле посидели (ладонью одной руки накрываем кулак
другой.)
и за столиком поели. (вращательные движения рукой с
воображаемой ложкой.)
5.
«Лесенка»
Я иду наверх (левую ладонь поставить перед собой вертикально,
пальцы раздвинуть; указательным пальцем правой руки по
очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца,
как бы поднимаясь по ступеням лесенки),
Я спускаюсь вниз (указательный палец «спускается» по пальцам
левой руки вниз от большого к указательному).
После чего поменять пальцы, а затем руку.
Потешка «По грибы» (попеременно сгибать пальцы, начиная с
мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Комплекс № 7
Упражнения:
1.
«Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2.
«Тюльпаны» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя
чашечку цветка).
3.
«Цветы»
По полянке ходишь ты – («ходим» указательным и средним пальцами)
Расцвели вокруг цветы. (показать круг рукой, рука ладонью вверх)
Белокрылые ромашки, (рука ладонью вверх, пошевелить
растопыренными пальцами)
Васильки, тюльпанов чашки. («васильки» - пальцы собрать в щепоть,
затем резко развести пальцы в стороны;
«тюльпаны» - пальцы собрать
«чашечкой»)
4.
«Первоцветы»
После снежной пустоты (развести руки в стороны ладонями вниз)
Распускаются цветы (кисти вверх, пальцы раскрыть)
Как давно не видел ты (то же самое другой рукой)
Этой хрупкой красоты! (дунуть на обе руки и распрямить пальцы,
Ладони вверх)
5.
«Одуванчик» - выложить цветок из счетных палочек
Потешка «Алые цветы»
Наши алые цветки (ладони соединить в форме тюльпанов)
Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит ( производится плавное покачивание кистями
Лепестки колышет. рук)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (пальцы медленно закрываются, приобретая )
Тихо засыпают, форму цветка)
Головой качают. (производится покачивание «головки» цветка)
Комплекс № 8
Упражнения:
1.
«Полянка» (Берем фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его
на колени, и обе руки делают на нем движения согласно тексту.)
На полянке, на лужайке (прыгаем всеми пальцами по
Целый день скакали зайки. коврику)
И катались по траве, (прокатываем ладони от основания
От хвоста и к голове. к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали. («допрыгать» и «лечь» на коврик)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди ползут как змеи)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (ладони поочередно гладят коврик)
2.
«Кто как зимует»
Спит медведь в своей берлоге, (ладони - под левую щеку, голову
наклонить влево)
Спит барсук и черный крот. (ладони – под правую щеку, голову
наклонить вправо)
Только волка кормят ноги, (растопыренные пальцы – «лапы волка»
- «идут по земле»)
А не то живот сведет! (положить руки на живот)
3.
«Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы вытянуть вверх)
4.
«Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой
руки, указательный и мизинец слегка согнуть)
5.
«Ежик» - выложить из счетных палочек.
Потешка «Апельсин» (начиная с мизинца, загибать попеременно все
пальцы)
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для кота,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для чижа,
Ну, а волку – кожура.
Комплекс № 9
Упражнения:
1.
«Ладонь – кулак» (руки ладонями вниз лежат на столе. Затем
одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на
стол)
Руки, как глазки,
Открылись-закрылись,
Словно из сказки
Они появились.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена
рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается
в кулак)
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!
2.
«Части тела» (самомассаж подушечек пальцев: большой палец
ставится на ноготь массируемого пальца, а указательный и средний
– под подушечку снизу. На каждые две строчки стиха – разминание
одного пальца. Начинаем с большого)
1)
Это – пальчик мой большой,
Он с широкою душой.
2)
Это – указательный,
Умный и внимательный.
3)
Это – пальчик средний,
Выше, чем соседний.
4)
Это – безымянный,
Он немножко странный.
5)
И мизинчик маленький,
Смелый да удаленький.
3.
«Колечки» (соединение согнутого большого пальца с другими
согнутыми пальцами руки)
Начинаем делать колечки, последовательно соединяя с кончиком
большого пальца указательный, средний, безымянный и мизинчик.
Мы по ярмарке гуляли
И колечки увидали:
Это – Маше, это – Зине,
Это – Миле, это – Симе.
Ну а это – для Катюши.
Всем подарки вез Ванюша!
Необходимо ненадолго зафиксировать согнутые пальчики ребенка.
Для этого можно придерживать получившееся колечко рукой,
приговаривая:
Что за чудное колечко!
Покатилось на крылечко,
А с крылечка подскочило,
Мне на пальчик наскочило!
4.
«Чудесный мешочек»
Это кто забыл у нас
Удивительный запас?
Что в мешочек положили?
Малышу сказать забыли!
5.
«Ручки»
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину)
Где вы, рученьки мои? (оглядеться)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (показать ручки)
Потешка «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.