Автор: Заимова Зулфия Каримовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: х.Керчик-Савров Октябрьский район Ростовская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Способы словообразования"
Раздел: среднее образование
Открытый урок русского языка
Тема: «Способы
словообразования»
(урок - обобщение)
Разработала и провела:
Учитель русского языка и
литературы
Заимова З.К.
Цели урока:
Познавательные:
-закрепить изученный материал по теме: «Способы
словообразования
»;
-выяснить, что такое словообразование и какова его
функция, единицы словообразования;
Развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
-развивать языковое чутьё, умение чувствовать красоту
языка;
Воспитательные
:
- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки
зрения;
-воспитывать умение внимательно слушать и слышать,
уважать другое мнение;
- поддерживать других и быть к ним благожелательными
Тип урока : КТД
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ознакомление с эпиграфом к уроку.
(учащийся читает эпиграф)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей .(1 слайд)
Учитель: Как вы думаете, ребята, как называется тема
сегодняшнего урока?
(2 слайд)
Как-то много лет назад
посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он просто словом.
Это слово-слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов
(Учащиеся называют тему урока)
Учитель: правильно, тема нашего урока сегодня
«Способы словообразования».
Сегодня мы работаем в группах. Делимся на 4 команды,
работаем в группах. (Дети получают раздаточный
материал с заданиями на весь урок)
-Ребята, а где можно посмотреть лексическое значение
русских слов? А как пополняется словарный состав ?
(3 слайд)
- вспомните способы словообразования в русском
языке.(4 слайд)
3. Работа в группах:
Задание 1.(5 слайд)
Перед тем как начать работу поработать со слайдами
6
и 7(повторить правила)
Задание 2(8 слайд)
4.физминутка
1.« У медведя дом большой, он глядит в своё окно, зайка
из лесу бежит и к нему стучится. Тук-тук, мне открой,
там в лесу охотник злой. Зайка, зайка, забегай, лапу мне
давай!»
2.Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо. Приседанье сделал справно.
Клювиком почистил пух и скорей за парту «плюх».
5.задание 3 9 слайд
6 задание 4 10 слайд
7. задание 5 11 слайд
8. Выводы урока 12 слайд
9. Итоги урока. 13 слайд
10. Домашнее задание стр. 78 Упр. 761
Задание 1 Распределите данные слова в три группы:
1) приставочный способ 2)суффиксальный способ
образования 3) Сложение.
Побег, молодёжь, неудача. Канатоходец, образное,
местность, съёжиться, старательный, чаепитие,
кофеварка, бревенчатый, долгожитель.
Задание 2 Запишите слова в составе
словообразовательных пар.
Изменчивый, детство, фигуристка, радостный.
Задание 3 запишите слова приёмом поморфемного
письма, вставляя пропущенные буквы.
Ст…левар, водопр…вод, пог…сить, схв…тить,
скр…вить, перед…вать, сдв…нуть,подск…зать.
Задание 4 . Выполните синтаксический разбор
предложения .
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики…
Задание 5 составьте и запишите 3 предложения по
картине.(раздать каждой команде иллюстрацию)
Используйте словосочетания: букет разноцветной
сирени, весенняя свежесть, виднеется вдали,
чувство радости, солнечные лучи.