Автор: Пяк Ирма Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ШИООО
Населённый пункт: г.Тарко–Сале
Наименование материала: опыт работы воспитателя
Тема: Развитие творческих способностей через игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование
Описание опыта работы воспитателя
Развитие творческих способностей через игровую деятельность
Актуальность.
Условия возникновения и становления опыта, его актуальность и перспективность.
Одной
из
актуальных
проблем
в
образовании
является
подготовка
учащихся
более
адаптированных
к
окружающему
социуму.
Решение
этой
проблемы
связано
непосредственно с формированием личности в деятельности, где игра выступает одним из
основных формирующих средств. Она по своей сути социальна, так как отражает те
социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми
при выполнении социально значимых ролей в игре в школьном возрасте.
Роль
игр
велика
в
социальной
жизни
вообще
и
особенно
значительна
она
в
социальном
созревании
детей
разновозрастного
школьного
возраста,
поскольку
игра
является основным способом социализации личности.
Моя задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Я
считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности,
дать ему в руки ключ и создать условия для реализации данной задачи.
Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно
процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:
1) Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее
аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом
направлении.
2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях
школы-интерната.
3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей
детей.
В ходе работы, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа
литературы.
2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-
педагогической литературе.
3. Выявить особенности творчества детей в творческих играх.
Работая над проблемой «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации
младших школьников» мною были сформулированы следующие задачи:
формирование социально активной личности школьника и улучшение
взаимоотношений со сверстниками;
воспитывать у детей чувство ответственности;
развивать творческие и коммуникативные способности;
помочь расширить круг интересов ребенка;
учить преодолевать психологические препятствия через игру.
ИПМ – 2
Теоретическая база опыта.
Наиболее раннее из известных нам, систематическое описание детских игр в России
принадлежит Е. А. Покровскому. Свою книгу, посвященную детским играм, он начинает с
понятия об игре, описывая имеющуюся разницу у разных народов.
Советские психологи (Л.С. Выготский (13), А.Н.Леонтьев (14), С.Л.Рубинштейн (15),
Д.Б.Эльконин (16) и др.) и педагоги (Н.К.Крупская (17), Е.А.Аркин (18), М.Я.Басов (19),
А.С.Макаренко (20) и др.) всегда уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. Их
исследования показали, что сюжетно-ролевая игра социально по своим мотивам, по
происхождению, содержанию, структуре и функциям. Д.Б.Эльконин, проанализировав
большое количество этнографического материала, пришел к выводу, согласно которому
сюжетно-ролевая игра возникает в обществе не сразу, а по мере усложнения производства
и является организуемой взрослым формой подготовки ребенка к будущей жизни в
человеческом обществе.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр
подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых.
Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко (41).
Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых
технологий: по области деятельности творческих игр, по характеру педагогического
процесса, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде.
Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо
уяснить, что игра — это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит
возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых
людей. Жизнь — это игра, а где игра — там другая жизнь.
Профессиональность воспитателя проявляется в том, что он должен уметь
организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие
способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко (41) выделяет целый
спектр целевых ориентаций: дидактические, воспитывающие, развивающие,
социализирующие.
Общие задачи игровой деятельности, исходя из изученного материала, могут
состоять из следующего: коммуникативных качеств, образной памяти, координации,
организация коллективных и индивидуальных игр.
Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.
Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной
организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое,
воспитательное и развивающее влияние на играющих.
ИПМ – 3
Технология реализации ведущей педагогической идеи.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и
развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно
достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для
детей качества: активность, самостоятельность.
Воспитатель должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его
интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Особый подход в
классификации игровых технологий:
по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные, психологические;
по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые,
контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные,
развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные, драматизации;
по предметной области: математические, химические, биологические,
физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные,
трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные,
военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие,
управленческие, экономические, коммерческие;
по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные,
уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства
обучения (ТСО).
Профессиональность воспитателя проявляется в том, что он должен уметь
организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие
способности:
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,
формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных,
эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности;
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений
сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей,
эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация
к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению,
психотерапия.
Общие задачи игровой деятельности, исходя из изученного материала, могут быть
следующими:
развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не
требует лишней аргументации);
развитие воображения как основы творческой деятельности;
развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления;
развитие координации и мелкой моторики;
организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий,
упражнений и творческих игровых заданий;
Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной
организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое,
воспитательное и развивающее влияние на играющих.
Нужно, чтобы воспитатель являлся активным участником игр. Также можно перед
игрой показать различные спектакли. Воспитатель должен поощрять инициативу детей,
руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения
внимания детей, снятия у них напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
2. Функция формирования творческих способностей;
3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
1. Наличие у воспитателя определенных знаний и умений.
2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей,
желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включение педагога в игру.
4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
5. Между воспитателем и детьми должна быть атмосфера уважения,
взаимопонимания, доверия и сопереживания.
6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием.
Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Поскольку
главная
моя
задача
-
воспитание
у
детей
в
игровой
деятельность,
принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать,
ведущими ключевыми идеями будут:
• Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным
мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
•
Воспитание
умения
терпимо
относиться
к
особенностям
поведения
людей,
вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать
помощь и быть готовым ее принимать;
• Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
• Формирование традиций семьи (группы).
Дети приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приёмами
самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Участие в играх создаёт у
них положительный эмоциональный настрой.
В конечном счёте, развитие, которое осуществляется в ходе внеурочной
деятельности, вызывает у школьников потребность знать больше, укрепляет желание
учиться, стремление овладевать новыми знаниями. При чём достигается это в
ненавязчивой игровой форме, основанной на приобретённых знаний.
ИПМ – 4
Организация досуговой деятельности
При организации индивидуальной работы с детьми, важен учет этновозрастных
особенностей детей.
Воспитанников не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют
спонтанно, охотно, с удовольствием даже внеурочное время и занятиях. Для младшего
звена оживляю игру сказкой или рассказом, придумываю, фантазирую, пока ребенка не
начнет увлекать сам процесс.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего
собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии,
появление стихийных групповых игр.
Особенностями игр в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу,
ориентация на речевую деятельность.
В нашей группе в основном дети младшего и среднего звена
и вся работа сводится к игре. Особое место в своей деятельности отвожу воспитанию
этнической культуры. Поскольку город Тарко-Сале расположен в Ямало-Ненецком
автономном округе, на земле коренных народов севера: ненцев, коми, селькупов и др., то
считаю своим долгом прививать воспитанникам уважение к культуре данных народов. С
этой целью мной проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов и
приемов для активизации как познавательной игровой деятельности, так и развития
творчества детей. Весь этнографический материал преподносится детям с использованием
активных форм на основе деятельностного подхода, т.е. создается специальная,
педагогически организованная среда, привлекательная и ценная для воспитанников. Так,
были подготовлены и проведены мероприятия: «Неделя культуры Ямала», «На стойбище -
Новый год по ненецкому календарю», «Ненецкие забавы», «Ненецкие загадки», «Мой дом
– Север» и др. Кроме того, успешно использую этнический материал северных народов.
Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.
Этапы игры:
1. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые
в разных культурах.
Необходимо рассказать о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее
предупредить воспитанников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы,
представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
• объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
• легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
• рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
• легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
• поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
• простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
•
мягкое
рукопожатие
обеими
руками,
касание
только
кончиками
пальцев
(Малайзия);
• потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
2.
Предложение
группе
образовать
круг.
Один
из
участников
начинает
"круг
знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет
по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При
этом он представляется, называя свое имя.
3. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и
т.д.
Кроме приветствий разных народов, использую народные игры и игрушки, музыку,
строю на их основе импровизации, проектную деятельность.
Таким образом, введение в образовательно-воспитательный процесс мероприятий,
посвященных изучению иных культур, имеет большое значение вносит разнообразие в
учебную
и
воспитательную
деятельность
и
оказывает
положительное
влияние
на
отношения детей к культуре своего и других народов.
Играем с воспитанниками в разные игры, в которых изображают разных птиц и
животных.
Играем в подвижные игры:
«Караульщик (пастух)», «Сова и мыши», «Здравствуй охотник»,
«Лохматый пёс», «Пастух и олени» и др.
В ходе игры привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью
движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической
нагрузки, делаем краткие указания, поддерживаем и регулируем эмоционально –
положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаем их ловко и
стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую
поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним
словом, моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с
удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин использую
считалку, я предварительно разучиваю с детьми текст, его желательно ввести в ход игры
неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного
трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное
сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Объяснение новой игры может проходить по- разному, в зависимости от её вида и
содержания. В конце игры я положительно оцениваю поступки тех ребят, кто проявил
определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Часто играем мы в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Школа», «Чум» и т. д.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например,
предварительно рассказываю о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть,
показываю иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываю национальными
обычаями, фольклором. Детям рассказываю образно, но кратко о сюжете игры, поясняю
роль водящего, даю
прослушать диалог, если он имеется («Гуси- лебеди», «Кот и мыши, «Ястреб и утки» и т.
д.), и перехожу к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит
иногда путём назначения водящего в соответствии педагогическими задачами (поощряю
застенчивого ребёнка или, наоборот, показываю на примере активного, как важно быть
смелым и ловким; отклоняю просьбу самоуверенного ребёнка и включаюсь в игру сама с
целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например,
правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков). На вопрос «Какие
игры тебе больше всего нравятся?» воспитанники мл. и ср. звена отвечали: «Кошки-
мышки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Третий лишний», «Море волнуется», «в прятки», «в
футбол», «в войну», игры на внимание типа «Замри», т.е. тоже подвижные, но с более
выраженным ролевым акцентом. Отвечая на вопрос «Почему тебе нравится эта игра?»,
дети на первое место вынесли критерий двигательной активности - «можно бегать».
Далее - «веселая», «смешная», «забавная», «быстрая», «от нее (игры) хорошее
настроение», «радостная», и интересная», «увлекательная», «полезная», «много надо
знать», «нужен ум», «хитрая и ловкая», «играют много детей», «надо выручать»,
«выигрывает команда» и т.д...
Воспитанникам старшего звена нравятся игры интеллектуального характера,
например: «Брейн-ринг», «Поле чудес» различные конкурсные программы и т.д.
Моя главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и
самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации
регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к
изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического
положения, т. е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей
жизни.
Заключение
Воспитательная
среда
в
школе
интернате
–
это
та
действительность,
которая
окружает ребёнка на протяжении всего времени проживания, из которой он черпает
знания, умения и навыки. Первый, кто подает пример – это воспитатель.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой,
активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления
детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент
для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в
общественно полезной и творческой деятельности.
Постоянен интерес детей к игровой деятельности.
Однако условия жизни и воспитание, изменяя детские привычки и потребности,
существенно влияют на характер предпочитаемых игр. Вот почему от поколения к
поколению игры приходят в видоизменённом виде. Но не исчезают и никогда не исчезнут,
как не может исчезнуть детство и юность, как не может исчезнуть извечная потребность
человека к познанию и самосовершенствования.
Литература
1.
Барышникова С.В.Трудный выбор классного руководителя:Методическое пособие по
организации
воспитательной
деятельности
в
классею-СПб.:КАРО,2003.-2008с.-
(Материалы для специалиста образовательного учреждения)
2.
Бармич М.Я. Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб. пособие для ненецких
детских садов и начальной школы.- СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2000.- 96 с.:
ил.
3.
Волков
Г.Н.
Идея
совершенного
человека
в
народном
воспитании.
//Советская
педагогика, N10, 1971. - С. 107-113.
4.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Собрание
сочинений в 6т. Т. 5. – М., 1983.
5.
Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. - Тюмень: ИПОС, 1992.- С. 94.
6.
.Лапцуй Л.В., Сусой Е.Г. Инзер’ тола=гобць’. Книга для дополнительного чтения в 3-4
классах ненецких школ. Пособие для учащихся. Л.: Просвещение. 1979., - 152 с.
7.
Липатова
Л.Ф.
История
Обдорской
духовной
миссии
//
Ямальский
меридиан.
-
Салехард, 1993, 6(8). - С. 23-27.
8.
Ненянг Л.П. Фольклор таймырских ненцев: В 2 кн. Кн. 2. Песни. Ходячий ум народа.
Имена. М.: ИНПО, 1996. С. 86.
9.
Омельчук А.К. Свет души // Просв. на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителю школ
народностей Крайнего Севера. N 22. - Л.: Просв., 1985. - 160
10. Степанова О. А. Игровая школа мышления. – М., 2003.
11. Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., 2003.
12. Столяренко Н. П. Педагогика. – М., 2000.
13. Степанов
Е.Н.Планирование
воспитательной
работы
в
классе,
Издание
2-е,
переработанное и дополненное –М.:ТЦ Сфера,2008.-160с.
14. Степанов
Е.Н.Воспитательная
система
класса:теория
и
практика.
Методические
рекоменации-М.:ТЦ Сфера,2005.-160с.
15. Степанов
Е.Н.Воспитание
индивидуальности:Учебно-методическое
пособие-М.:ТЦ
Сфера,2005.-224с.
16. Степанов
Е.Н.Педагогу
о
воспитательной
системе
школы
и
класса:Учебно-
методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2004.-224с.
17. Спичли Г. Подарки для друзей:просто,красиво,модно.Пер.с анг.-М.:Издательский дом
«Ниола21-й век»,2005.-32с.:ил.-(Серия «Чудеса своими руками).
18. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
20. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.,
2000.
21. Ямбург Л. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. – М.,
2000.