Напоминание

Развитие творческих способностей через игровую деятельность


Автор: Пяк Ирма Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ШИООО
Населённый пункт: г.Тарко–Сале
Наименование материала: опыт работы воспитателя
Тема: Развитие творческих способностей через игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Описание опыта работы воспитателя

Развитие творческих способностей через игровую деятельность

Актуальность.

Условия возникновения и становления опыта, его актуальность и перспективность.

Одной

из

актуальных

проблем

в

образовании

является

подготовка

учащихся

более

адаптированных

к

окружающему

социуму.

Решение

этой

проблемы

связано

непосредственно с формированием личности в деятельности, где игра выступает одним из

основных формирующих средств. Она по своей сути социальна, так как отражает те

социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми

при выполнении социально значимых ролей в игре в школьном возрасте.

Роль

игр

велика

в

социальной

жизни

вообще

и

особенно

значительна

она

в

социальном

созревании

детей

разновозрастного

школьного

возраста,

поскольку

игра

является основным способом социализации личности.

Моя задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Я

считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности,

дать ему в руки ключ и создать условия для реализации данной задачи.

Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно

процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:

1) Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее

аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом

направлении.

2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях

школы-интерната.

3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей

детей.

В ходе работы, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа

литературы.

2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-

педагогической литературе.

3. Выявить особенности творчества детей в творческих играх.

Работая над проблемой «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации

младших школьников» мною были сформулированы следующие задачи:

формирование социально активной личности школьника и улучшение

взаимоотношений со сверстниками;

воспитывать у детей чувство ответственности;

развивать творческие и коммуникативные способности;

помочь расширить круг интересов ребенка;

учить преодолевать психологические препятствия через игру.

ИПМ – 2

Теоретическая база опыта.

Наиболее раннее из известных нам, систематическое описание детских игр в России

принадлежит Е. А. Покровскому. Свою книгу, посвященную детским играм, он начинает с

понятия об игре, описывая имеющуюся разницу у разных народов.

Советские психологи (Л.С. Выготский (13), А.Н.Леонтьев (14), С.Л.Рубинштейн (15),

Д.Б.Эльконин (16) и др.) и педагоги (Н.К.Крупская (17), Е.А.Аркин (18), М.Я.Басов (19),

А.С.Макаренко (20) и др.) всегда уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. Их

исследования показали, что сюжетно-ролевая игра социально по своим мотивам, по

происхождению, содержанию, структуре и функциям. Д.Б.Эльконин, проанализировав

большое количество этнографического материала, пришел к выводу, согласно которому

сюжетно-ролевая игра возникает в обществе не сразу, а по мере усложнения производства

и является организуемой взрослым формой подготовки ребенка к будущей жизни в

человеческом обществе.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр

подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых.

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко (41).

Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых

технологий: по области деятельности творческих игр, по характеру педагогического

процесса, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде.

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо

уяснить, что игра — это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит

возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых

людей. Жизнь — это игра, а где игра — там другая жизнь.

Профессиональность воспитателя проявляется в том, что он должен уметь

организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие

способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко (41) выделяет целый

спектр целевых ориентаций: дидактические, воспитывающие, развивающие,

социализирующие.

Общие задачи игровой деятельности, исходя из изученного материала, могут

состоять из следующего: коммуникативных качеств, образной памяти, координации,

организация коллективных и индивидуальных игр.

Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной

организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое,

воспитательное и развивающее влияние на играющих.

ИПМ – 3

Технология реализации ведущей педагогической идеи.

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и

развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно

достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для

детей качества: активность, самостоятельность.

Воспитатель должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его

интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Особый подход в

классификации игровых технологий:

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,

социальные, психологические;

по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые,

контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные,

развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные,

диагностические, профориентационные, психотехнические;

по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные, драматизации;

по предметной области: математические, химические, биологические,

физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные,

трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные,

военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие,

управленческие, экономические, коммерческие;

по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные,

уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства

обучения (ТСО).

Профессиональность воспитателя проявляется в том, что он должен уметь

организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие

способности:

дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,

формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков;

воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных,

эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма,

общительности, коммуникативности;

развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений

сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей,

эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности;

социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация

к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению,

психотерапия.

Общие задачи игровой деятельности, исходя из изученного материала, могут быть

следующими:

развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не

требует лишней аргументации);

развитие воображения как основы творческой деятельности;

развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

формирование в процессе игр нестандартного мышления;

развитие координации и мелкой моторики;

организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий,

упражнений и творческих игровых заданий;

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной

организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое,

воспитательное и развивающее влияние на играющих.

Нужно, чтобы воспитатель являлся активным участником игр. Также можно перед

игрой показать различные спектакли. Воспитатель должен поощрять инициативу детей,

руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения

внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

2. Функция формирования творческих способностей;

3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

1. Наличие у воспитателя определенных знаний и умений.

2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей,

желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включение педагога в игру.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5. Между воспитателем и детьми должна быть атмосфера уважения,

взаимопонимания, доверия и сопереживания.

6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием.

Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Поскольку

главная

моя

задача

-

воспитание

у

детей

в

игровой

деятельность,

принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать,

ведущими ключевыми идеями будут:

• Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным

мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;

Воспитание

умения

терпимо

относиться

к

особенностям

поведения

людей,

вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать

помощь и быть готовым ее принимать;

• Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

• Формирование традиций семьи (группы).

Дети приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приёмами

самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Участие в играх создаёт у

них положительный эмоциональный настрой.

В конечном счёте, развитие, которое осуществляется в ходе внеурочной

деятельности, вызывает у школьников потребность знать больше, укрепляет желание

учиться, стремление овладевать новыми знаниями. При чём достигается это в

ненавязчивой игровой форме, основанной на приобретённых знаний.

ИПМ – 4

Организация досуговой деятельности

При организации индивидуальной работы с детьми, важен учет этновозрастных

особенностей детей.

Воспитанников не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют

спонтанно, охотно, с удовольствием даже внеурочное время и занятиях. Для младшего

звена оживляю игру сказкой или рассказом, придумываю, фантазирую, пока ребенка не

начнет увлекать сам процесс.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего

собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии,

появление стихийных групповых игр.

Особенностями игр в старшем школьном возрасте является нацеленность на

самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу,

ориентация на речевую деятельность.

В нашей группе в основном дети младшего и среднего звена

и вся работа сводится к игре. Особое место в своей деятельности отвожу воспитанию

этнической культуры. Поскольку город Тарко-Сале расположен в Ямало-Ненецком

автономном округе, на земле коренных народов севера: ненцев, коми, селькупов и др., то

считаю своим долгом прививать воспитанникам уважение к культуре данных народов. С

этой целью мной проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов и

приемов для активизации как познавательной игровой деятельности, так и развития

творчества детей. Весь этнографический материал преподносится детям с использованием

активных форм на основе деятельностного подхода, т.е. создается специальная,

педагогически организованная среда, привлекательная и ценная для воспитанников. Так,

были подготовлены и проведены мероприятия: «Неделя культуры Ямала», «На стойбище -

Новый год по ненецкому календарю», «Ненецкие забавы», «Ненецкие загадки», «Мой дом

– Север» и др. Кроме того, успешно использую этнический материал северных народов.

Игра «Давайте познакомимся!»

Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

Этапы игры:

1. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые

в разных культурах.

Необходимо рассказать о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее

предупредить воспитанников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы,

представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

• объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

• легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

• рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

• легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

• поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

• простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

мягкое

рукопожатие

обеими

руками,

касание

только

кончиками

пальцев

(Малайзия);

• потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

2.

Предложение

группе

образовать

круг.

Один

из

участников

начинает

"круг

знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет

по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При

этом он представляется, называя свое имя.

3. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и

т.д.

Кроме приветствий разных народов, использую народные игры и игрушки, музыку,

строю на их основе импровизации, проектную деятельность.

Таким образом, введение в образовательно-воспитательный процесс мероприятий,

посвященных изучению иных культур, имеет большое значение вносит разнообразие в

учебную

и

воспитательную

деятельность

и

оказывает

положительное

влияние

на

отношения детей к культуре своего и других народов.

Играем с воспитанниками в разные игры, в которых изображают разных птиц и

животных.

Играем в подвижные игры:

«Караульщик (пастух)», «Сова и мыши», «Здравствуй охотник»,

«Лохматый пёс», «Пастух и олени» и др.

В ходе игры привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью

движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической

нагрузки, делаем краткие указания, поддерживаем и регулируем эмоционально –

положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаем их ловко и

стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую

поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним

словом, моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с

удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин использую

считалку, я предварительно разучиваю с детьми текст, его желательно ввести в ход игры

неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного

трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное

сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по- разному, в зависимости от её вида и

содержания. В конце игры я положительно оцениваю поступки тех ребят, кто проявил

определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Часто играем мы в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Школа», «Чум» и т. д.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например,

предварительно рассказываю о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть,

показываю иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываю национальными

обычаями, фольклором. Детям рассказываю образно, но кратко о сюжете игры, поясняю

роль водящего, даю

прослушать диалог, если он имеется («Гуси- лебеди», «Кот и мыши, «Ястреб и утки» и т.

д.), и перехожу к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит

иногда путём назначения водящего в соответствии педагогическими задачами (поощряю

застенчивого ребёнка или, наоборот, показываю на примере активного, как важно быть

смелым и ловким; отклоняю просьбу самоуверенного ребёнка и включаюсь в игру сама с

целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например,

правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков). На вопрос «Какие

игры тебе больше всего нравятся?» воспитанники мл. и ср. звена отвечали: «Кошки-

мышки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Третий лишний», «Море волнуется», «в прятки», «в

футбол», «в войну», игры на внимание типа «Замри», т.е. тоже подвижные, но с более

выраженным ролевым акцентом. Отвечая на вопрос «Почему тебе нравится эта игра?»,

дети на первое место вынесли критерий двигательной активности - «можно бегать».

Далее - «веселая», «смешная», «забавная», «быстрая», «от нее (игры) хорошее

настроение», «радостная», и интересная», «увлекательная», «полезная», «много надо

знать», «нужен ум», «хитрая и ловкая», «играют много детей», «надо выручать»,

«выигрывает команда» и т.д...

Воспитанникам старшего звена нравятся игры интеллектуального характера,

например: «Брейн-ринг», «Поле чудес» различные конкурсные программы и т.д.

Моя главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и

самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации

регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к

изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического

положения, т. е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей

жизни.

Заключение

Воспитательная

среда

в

школе

интернате

это

та

действительность,

которая

окружает ребёнка на протяжении всего времени проживания, из которой он черпает

знания, умения и навыки. Первый, кто подает пример – это воспитатель.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой,

активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и

физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления

детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент

для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в

общественно полезной и творческой деятельности.

Постоянен интерес детей к игровой деятельности.

Однако условия жизни и воспитание, изменяя детские привычки и потребности,

существенно влияют на характер предпочитаемых игр. Вот почему от поколения к

поколению игры приходят в видоизменённом виде. Но не исчезают и никогда не исчезнут,

как не может исчезнуть детство и юность, как не может исчезнуть извечная потребность

человека к познанию и самосовершенствования.

Литература

1.

Барышникова С.В.Трудный выбор классного руководителя:Методическое пособие по

организации

воспитательной

деятельности

в

классею-СПб.:КАРО,2003.-2008с.-

(Материалы для специалиста образовательного учреждения)

2.

Бармич М.Я. Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб. пособие для ненецких

детских садов и начальной школы.- СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2000.- 96 с.:

ил.

3.

Волков

Г.Н.

Идея

совершенного

человека

в

народном

воспитании.

//Советская

педагогика, N10, 1971. - С. 107-113.

4.

Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Собрание

сочинений в 6т. Т. 5. – М., 1983.

5.

Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. - Тюмень: ИПОС, 1992.- С. 94.

6.

.Лапцуй Л.В., Сусой Е.Г. Инзер’ тола=гобць’. Книга для дополнительного чтения в 3-4

классах ненецких школ. Пособие для учащихся. Л.: Просвещение. 1979., - 152 с.

7.

Липатова

Л.Ф.

История

Обдорской

духовной

миссии

//

Ямальский

меридиан.

-

Салехард, 1993, 6(8). - С. 23-27.

8.

Ненянг Л.П. Фольклор таймырских ненцев: В 2 кн. Кн. 2. Песни. Ходячий ум народа.

Имена. М.: ИНПО, 1996. С. 86.

9.

Омельчук А.К. Свет души // Просв. на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителю школ

народностей Крайнего Севера. N 22. - Л.: Просв., 1985. - 160

10. Степанова О. А. Игровая школа мышления. – М., 2003.

11. Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., 2003.

12. Столяренко Н. П. Педагогика. – М., 2000.

13. Степанов

Е.Н.Планирование

воспитательной

работы

в

классе,

Издание

2-е,

переработанное и дополненное –М.:ТЦ Сфера,2008.-160с.

14. Степанов

Е.Н.Воспитательная

система

класса:теория

и

практика.

Методические

рекоменации-М.:ТЦ Сфера,2005.-160с.

15. Степанов

Е.Н.Воспитание

индивидуальности:Учебно-методическое

пособие-М.:ТЦ

Сфера,2005.-224с.

16. Степанов

Е.Н.Педагогу

о

воспитательной

системе

школы

и

класса:Учебно-

методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2004.-224с.

17. Спичли Г. Подарки для друзей:просто,красиво,модно.Пер.с анг.-М.:Издательский дом

«Ниола21-й век»,2005.-32с.:ил.-(Серия «Чудеса своими руками).

18. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.

19. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.

20. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.,

2000.

21. Ямбург Л. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. – М.,

2000.



В раздел образования