Автор: Кондратьева Ольга Анатольевна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: Мозговой штурм как метод решения проблем в управлении образовательным учреждением
Раздел: среднее образование
Мозговой штурм как метод решения проблем в управлении
образовательным учреждением
Кондратьева
О.А.,
заместитель
директора
по УВР МБОУ г. Кургана «СОШ №28»
При разработке вариантов решений управленческих задач, проблем и
ситуаций
можно
использовать
методы
коллективного
решения
проблем.
Рассмотрим
характеристику
одного
из
методов
коллективного
решения
проблем – метода мозгового штурма.
Метод
мозгового
штурма
(«мозговая
атака»,
«брейнсторминг»,
«отнесенной оценки») предложен Дж. Филипсом (США). Структурно метод
довольно прост. Он представляет собой процедуру решения задачи: на первом
этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.
Этот метод применяется тогда, когда перед коллективом стоит проблема
нахождения новых решений, новых подходов к ситуации. Этот метод является
особенно востребованным в условиях деятельности развивающейся школы,
преодолевающей
трудности
своего
роста.
Метод
позволяет
существенно
увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (20
– 60 человек). Основная задача применения метода состоит в том, чтобы за
небольшой промежуток времени обнаружить ряд решений одной проблемы.
Основная
особенность
метода
заключается
в
коллективном
поиске
оригинальных идей.
Основные закономерности данного метода:
1. В основу метода положен принцип сотрудничества (сотворчества)
участников. Опираясь на демократические закономерности общения, поощряя
фантазию и неожиданные ассоциации, участники стимулируют зарождение
оригинальных идей друг у друга и таким образом выступают их соавтором.
2.
Постоянно
утверждается
вера
в
творческие
силы
и
способности
1
участников. Они выступают как равноправные партнеры, поддерживающие
творческую инициативу и креативные возможности друг друга.
3. Используется оптимальное сочетание интуитивного и логического, В
условиях
генерирования
идей
допустимым
и
желательным
является
ослабление
активности
логического
мышления
и
поощрение
интуиции.
Именно с этой целью критический анализ высказанных идей отсрочен.
Общее количество времени на проведение процедуры составляет 40 – 60
минут. Деловое совещание, проходящее по методу мозгового штурма, проходит
шесть фаз.
Первая фаза. Ведущий сообщает правила проведения собрания.
Группа
делится
на
малые
подгруппы,
а
те
в
свою
очередь
–
на
участников
и
наблюдателей
(секретарей).
Важно,
чтобы
малые
группы
состояли
из
психологически
совместимых
людей.
До
каждого
участника
доводится его задача и способы ее выполнения.
Вторая фаза. Формулирование исходной задачи.
Сообщение общей задачи и необходимых частных пояснений, ответы на
уточняющие
вопросы.
Информирование
о
требовании
безоценочности
при
продуцировании идей и решений.
Третья фаза. Генерирование идей.
Особое
внимание
уделяется
созданию
непринужденной
творческой
обстановки.
Участники
высказывают
все
пришедшие
им
в
голову
идеи
относительно решения проблемы, какими бы абсурдными они ни казались.
Обязательным условием на данном этапе является исключение критических
суждений. Участники не должны перебивать или оценивать друг друга. Идея,
высказанная одним участником, может навести другого на важную мысль.
Атмосфера
доброжелательности
и
заинтересованного
поиска
–
самая
оптимальная для всего совещания, но для этого этапа она особенно важна.
Условия, необходимые для эффективной работы на данном этапе:
— участников в малых группах должно быть не более семи человек;
2
— они должны быть одного социального и профессионального статуса;
— экспертов-секретарей должно быть минимальное количество;
— они должны уметь быстро фиксировать высказанные предложения
(лучше
каждое
из
суждений
заносить
на
отдельную
карточку)
и
не
вмешиваться в процесс продуцирования идей;
—
участники
должны
быть
знакомы
друг
с
другом
или
иметь
предварительный опыт делового взаимодействия;
— обсуждение проходит в кругу, при этом наличие стола не является
обязательным;
—
руководителю
следует
держаться
в
стороне
и
не
вмешиваться
в
процесс; он является только организатором, который следит за регламентом и
соблюдением правил;
—
наблюдатели
находятся
вне
группы
и
сидят
поодаль;
кроме
высказанных идей, они записывают все шутки, каламбуры, не относящиеся к
теме суждения; несколько наблюдателей распределяют между собой, реплики
каких участников каждый из них записывает.
Итоговым результатом этой фазы является составление полного списка
предложенных идей.
Четвертая
фаза.
Систематизация
и
классификация
идей по
темам,
подходам к решению задачи, типам решений.
Изучаются признаки, по которым можно определить комплексные идеи.
При помощи метода модерации проводится иерархизация предложений по
значимости высказанных предложений.
Пятая фаза. Оценка идей на реалистичность.
Для
этого
участники
групп
обмениваются
списками
высказанных
предложений.
В
итоге
составляется
окончательный
список
практически
реализуемых
идей
и
контридей.
Если
в
конце
этого
этапа
предлагается
сообщение
представителей
от
каждой
группы
по
итогам
рассмотрения
предложенных списков, то совещание может перейти в групповую дискуссию.
3
Каждая
из
групп
может
участвовать
в
обсуждении,
высказывать
дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения.
На
этом этапе, как правило, совещание заканчивается. Участников
благодарят за работу и спрашивают их о пользе, которую каждый из них
получил от делового совещания, несмотря на незавершенность (отсутствие
рекомендательной части), участники уходят с ощущением удовольствия от
возможности
быть
выслушанными,
проявить
себя.
Интеллектуальное
оживление переходит в положительное физическое самочувствие.
Шестая фаза, заключительная.
Она
может
быть
отодвинута
во
времени,
Эксперты
работают
с
окончательными
вариантами
списков
для
выявления
пригодных
идей
для
практического воплощения. Как
правило, таких идей бывает около 10% от
общего количества предложенных. Участники экспертной группы предлагают
расшифровку решений проблемы, этапы и средства ее реализации. Некоторые
из
высказанных
предложений
могут
быть
объединены
одно
как
этапы
достижения практической цели.
Относительно каждой принятой к окончательному рассмотрению идеи
они отмечают;
— принципиальную возможность реализации в данных условиях;
— возможность реализации немедленно, или после определенного срока,
или при обеспечении дополнительных условий;
— возможность применения идей в других областях, перенесение и
наложение их на другие сферы образовательной работы.
Возможные
темы
для
проведения
делового
совещания
по
методу
мозгового штурма:
1.
«Создание программы работы со слабоуспевающими (или с одаренными)
обучающимися».
2.
«Учебное и межличностное взаимодействие педагогов и обучающихся:
проблемы и пути их разрешения».
4
3.
Ресурсы развития учебного занятия»
Метод мозгового штурма позволяет решить любую проблему, имеющую
несколько вариантов решений. Метод можно с успехом использовать для сбора
информации, а не идей, т.е. для выяснения источников или формирования
вопросов анкет.
Список литературы
1.
Воровщиков
С.Г.
Продуктивные
деловые
игры
во
внутришкольном
управлении: Теория, технология: Учебное пособие – М.: ЦГЛ, 2005. 320 с.
2.
Дружинин В.И. Общий менеджмент: ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2012.
– 132 с.
3.
Деловое
совещание
в
школе/
авт.-сост.
Т.В.
Черникова.
–
Волгоград:
Учитель, 2005. – 74 с.
5
6