Автор: Антонова Александра Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: КГКОУ "Школа–интернат №11"
Населённый пункт: Хабароский край, п.Ванино
Наименование материала: "Человек и птицы"
Тема: Нетрадиционный урок по окружающему миру 4класс
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока
по окружающему миру
(4 класс)
Тема урока: «Человек и птицы».
Учитель начальных классов:
Антонова Александра Алексеевна
КГКОУ школа-интернат № 11 п.Ванино-2017г
Цель: формирование у учащихся целостной картины мира.
Задачи: продолжить знакомить с многообразием птиц; раскрыть значение птиц в жизни человека;
пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена; воспитывать бережное
отношение к природе, интерес к чтению дополнительной литературы, навыки коммуникативного
взаимодействия.
О б о р у д о в а н и е: картинки с изображением птиц, кормушки, карточки с групповыми
заданиями, аудиозапись голосов птиц, «загадочная птица».
О ф о р м л е н и е к л а с с а: выставка книг «В семье друзей пернатых», занимательный и
познавательный материал в разделе классного уголка «Уголок почемучек».
Столы расставлены по группам.
Х о д у р о к а.
1. Организационный момент.
- Послушайте.
(Звучит запись с голосами птиц)
2. Повторение пройденного материала.
- Можно ли сказать, что сегодня мы будем говорить о животных? (Да.)
- К какой группе относятся эти животные? (Птицы.)
- Задание по группам: в конверте среди очертаний животных выбрать птиц. (Звучат голоса птиц.)
Дети выносят к доске птиц, помещают на доску.
- Вы утверждаете, что это – птицы.- Что подсказало вам, что это птицы? Выберете карточки с
существенными признаками птиц. (Дети выбирают «2 ноги», «крылья». «клюв».)
- Какой ещё существенный признак не назвали – его не видно по очертанию? (Оперение.)
Карточки с признаками птиц помещаются на доску.
- Назовите этих птиц. (Филин, аист, попугай, гусь, тукан.)
- Аисты бывают белые и чёрные. Чёрные очень редки . В Ленинградской области только 3
семейных пары.
- Об этих и о многих других птицах вы можете прочитать в книгах, которые стоят на выставке
(назвать некоторые из них).
- Каких из этих птиц нельзя встретить в природе в нашей местности? (Попугай, тукан.)
- Почему?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Встреча птиц.»
Руки подняли и покачали (лёгкое покачивание руками, помахивание.) –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем (садятся, руки за спину, потом на парту),
Крылья сложили назад.
- Как называются птицы, которых мы будем встречать весной? Покажите табличку.
В группах показывают табличку «перелётные».
- Какие из названных птиц к ним относятся? (Аист, гусь.)
- Найдите ещё изображения перелётных птиц. (Трясогузка, журавль, скворец, лебедь, соловей и
т.д.).
- Как называются птицы, которые не улетают и остаются зимовать? Покажите табличку.
В группах показывают табличку «зимующие» или «оседлые».
- Каких зимующих птиц вы видите на картинках? ( Синица, воробей, сова, филин, дятел, ворона,
сорока, голубь.)
На доску помещаются таблички «перелётные», «зимующие».
3. Значение птиц для человека.
- Послушайте стихотворение.
Учитель читает стихотворение А.Яшина ( стр. 18 ).
- К чему призывает это стихотворение? (Помогать птицам зимой, подкармливать их.)
- Сегодня мы с вами и должны выяснить, как человек влияет на жизнь птиц, и как птицы
помогают человеку.
На доске запись: ЧЕЛОВЕК
ПТИЦЫ
. Откройте учебник на странице 18 и прочитайте тему урока.
- Зимующим или перелётным птицам больше всего нужна помощь человека?
- Для чего нужно помогать птицам? (Птицы уничтожают вредителей и т. п.)
- Птицы помогают и человеку, и растениям. А чем, вы ответите, выполнив задание №2.
- Но иногда птицы всё-таки мешают человеку. Например, стаи птиц мешают взлетать самолётам в
аэропорту. Значит ли это, что их надо уничтожить? (Нет.) Человек научился справляться с этой
проблемой: на магнитофонную плёнку записали голос хищных птиц и включают его через
громкоговоритель. Это отпугивает птиц. А вот в Кремле хищных птиц (соколов) поставили на
довольствие. Зачем?.. Они отпугивают голубей, которые помётом портят архитектурные
памятники.
А в Китае однажды решили избавиться от воробьёв. Почему?.. Китайцы решили, что воробьи
съедают слишком большую часть урожая зерновых культур. Потом пришлось ввозить воробьёв
из-за границы. Как думаете, почему? (Представьте, что скворца из №2 нет, что произойдёт?)
- Вот поэтому мы и должны подкармливать птиц зимой в птичьих столовых – так называют
кормушки.
- Кто видел кормушки на улице?
- Из чего они сделаны?
Учитель показывает разные варианты кормушек.
- Зимняя подкормка в первую очередь необходима синицам. Они – самые полезные птицы наших
лесов, садов и городских парков. Большая синица за один летний день съедает до 20 г различных
насекомых и их личинок, столько же, сколько весит сама.
Чтобы ваш корм попал синицам, поползням и другим полезным птицам и не был растаскан
прожорливыми воробьями и голубями, кормушки должны быть особыми. Корм должен быть
закрыт со всех сторон, а вход в кормушку – сбоку, через отверстие диаметром около 3 см.
Подвешивать её нужно высоко, чтобы голуби снизу к нему не могли дотянуться.
- Чем подкармливать птиц?
- Зимой птицы практически целиком переходят на растительный рацион. Лучше всего для
подкормки подходят нежареные семена подсолнуха. Их любят почти все пернатые, которые могут
появиться у вашей кормушки. Голуби глотают семечки целиком, вместе со скорлупой. Воробьи,
перебирая семечко в клюве, ловко освобождает его от скорлупы. Съедают ядро, роняя шелуху в
кормушку. Синицы и поползни, схватив семечко, уносят его на ближайшее дерево, и зажав в
лапах или загнав в трещину древесной коры, пробивают в скорлупе отверстие и достают по
кусочкам вкусное ядро.
Идеальным кормом для птиц считаются семена конопли и кедровые орехи.
Есть ещё один хороший корм: дынные и арбузные семена, семена тыквы и кабачков. Заготовить
их просто. Хорошо промытые и просушенные зёрна долго сохраняются. Для синиц или других
насекомоядных птиц можно подвешивать кусочки несолёного сала или мяса.
И наконец, можно насыпать крошек белого хлеба, выложить корочки сыра и другие крохи от
обеда. Кроме этого можно побаловать птиц любой крупой.
Каждая группа получает тарелочку с разными видами корма, дети рассматривают, называют,
какой вид корма узнали.
- Сегодня мы повесим эти кормушки и будем наблюдать за птицами.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а . Игра «Прилетели птицы».
- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно
топать или хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Дети топают.
- Что неправильно? (Мухи.)
- А мухи – это кто?(Насекомые.)
- Вы правы. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки,
макароны…
Дети топают.
- Начинаем снова. Прилетели птицы: голуби, куницы…
Если дети не обращают внимания на куниц, нужно остановиться и с шуткой привлечь у этому
их внимание.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети топают.
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
- Закройте глаза и представьте самую необыкновенную птицу, которая может прилететь к вам в
кормушку. Какие у неё перья, клюв?.. Сильно зажмурьте глаза… Откройте!
- Быть может, к нам прилетит и такая птица. (Вывешивается «загадочная» птица.) Она особенная:
на пёрышках она принесла загадки о своих собратьях. Но пока у неё нет названия. Может, вы
придумаете и станете участниками конкурса на самое оригинальное название.
4. Работа в группах. Характеристика птицы.
- Отгадайте, о каких птицах говорится в стихотворении.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится!
Стайка алых … (снегирей)
Облепила деревце.
На доске – изображение снегирей.
- Эта птица – кочующая. Она далеко не улетает в холода. Маленькими стайками снегири
перелетают к югу, по дороге выискивая места, где мало снега и много корма.
На доске вывешивается табличка «кочующие».
- У каждой группы вопросы об этой птице. Прочитайте и приготовьтесь дать ответ.
Дети отвечают на вопросы.
- Вместе вы составили рассказ о птице. Теперь вам будет легко выполнить домашнее задание:
составить небольшой рассказ о любой понравившейся птице. А поможет в этом план на странице
19.
5. Игра «Давай поспорим».
- Если птица живёт в лесу, как она называется? (Лесная.)
- Если птица живёт на воде, как она называется? (Водоплавающая.)
- Если птица живёт в городе? (Городская.)
- Какие птицы живут с человеком в городе? (Воробьи, голуби, вороны, сороки, чайки.)
- Значит ли это, что их можно назвать домашними птицами? Давайте поспорим.
Вызываются 2 группы спорщиков.
- Вспомните правила спора. ( Высказался сам – выслушай товарища; не перебивай; не кричи;
уважай всех участников спора.)
Дети приходят к выводу: городские птицы – это не домашние птицы, так как человек лишь
изредка заботится о них, не строит им жилища, не помогает выхаживать потомство. Но голуби
могут быть и домашними.
6. Итог урока.
- К какому же главному выводу мы пришли? (Зимой птицы, не улетевшие на юг, нуждаются в
помощи человека. Он должен подкармливать их, так как они приносят большую пользу и людям,
и растениям.)
- Зачем нам важно многое знать о птицах? (Чтобы уметь их различать, знать, как им помочь.)
- Справились ли мы стой задачей, которую поставили в начале урока?
- Есть люди, чьей профессией является изучение птиц. Это орнитологи.
На доску вывешивается табличка «орнитолог».
- Слово «орнитолог» образовалось от двух греческих слов: «ornis» - птица и «logos» - учение.
- Орнитологи выяснили, что одна из самых умных птиц – ворона. Она научилась использовать
городские условия в своих целях. Так чтобы разбить орех, она бросает его на дорогу и ждёт, когда
машина проедет по нему. Были замечены вороны, которые использовали для этого пешеходный
переход: бросали орех, когда для машин был зелёный сигнал светофора, а забирали его, когда
машины останавливались на красный свет. Кто из вас может похвастаться таким знанием правил
перехода улицы?
Дополнительное задание «Конкурс орнитологов».
Дети выбирают по желанию кроссворды, головоломки, игры, загадки о птицах.