Автор: Привалова Галина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №70
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Песочная игротерапия как средство речевого развития детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Песочная игротерапия как средство речевого развития детей с ОВЗ
«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-
разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира,
поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы,
избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?
Да, есть такая игра!
Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете
ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее,
чем песочная игра.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних
времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную
картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один
жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и
приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто
старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании
этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским
психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях
диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М.
Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для
сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.
Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и
новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок
нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать,
что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А
если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется
собственный мир, где он выдумывает и фантазирует , и в то же время,
учится работать и добиваться цели.
«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть
индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические
затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их
реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия
имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя
с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир –
это мир под контролем.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно
поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих
занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в
наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и
жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и
врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные
педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и
психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко
Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»,
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии»,
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку»,
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по
песочной терапии».
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет
одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи.
Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает
самооценку, учится работать в коллективе.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые
никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой,
повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают
фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием
весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры.
Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих
ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов,
восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над
дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха.
Главное, идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры.
С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры
на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные,
насекомые, моря, транспорт и т.д.)
Проективные игры.Направлены на коррекцию и развитие ребенка.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры
с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.На стадии "хаоса" ребенок
хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе,
часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие
тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики.
Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального
состояния и освобождение от него. Многократное повторение
психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное
отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких
занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество
используемых фигурок и появляется сюжет.Стадию "борьбы" можно
наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся
внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные
конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг
друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время
может появиться герой или силы, которые наводят порядок
и восстанавливают справедливость.
Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает
заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике".
Основные принципы игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок
чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка;
формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается
негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и
творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических
фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить
положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность
ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе
с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого
в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы,
ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает
ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается
в правильности или ошибочности выбранного пути.
Игры в песочной стране:
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее –
холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое».
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои
следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами
ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки
поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными,
большими и наконец мизинчиками).
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре
компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая
мягкие движения вверх-вниз.
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы,
изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация
игры «Волшебный мешочек»).
Игры на развитие диафрагмального дыхания:
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки воспитатель проводит неглубокую канавку в песке,
ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает
изображение.
«ЯМКА»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая
живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному
зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы,
чтобы лиса не обнаружила зайца.
«ДОРОГА К ДРУГУ»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей
образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«СЕКРЕТ»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет.
Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:
• существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно;
• в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа
«ручного интеллекта»;
• в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также
речь и моторика;
• совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует
развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
• песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно
актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-
первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-
третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией
психических процессов детей с ОНР .
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный
момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие
коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.