Напоминание

Песочная игротерапия как средство речевого развития детей с ОВЗ


Автор: Привалова Галина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №70
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Песочная игротерапия как средство речевого развития детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Песочная игротерапия как средство речевого развития детей с ОВЗ

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-

разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира,

поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы,

избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете

ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее,

чем песочная игра.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних

времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную

картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один

жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и

приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто

старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании

этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским

психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях

диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М.

Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для

сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и

новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок

нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать,

что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А

если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется

собственный мир, где он выдумывает и фантазирует , и в то же время,

учится работать и добиваться цели.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть

индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические

затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их

реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия

имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя

с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир –

это мир под контролем.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно

поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих

занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в

наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и

жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и

врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные

педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и

психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко

Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»,

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии»,

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку»,

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по

песочной терапии».

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет

одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи.

Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает

самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые

никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой,

повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают

фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием

весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры.

Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической

чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих

ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов,

восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над

дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха.

Главное, идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры.

С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры

на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные,

насекомые, моря, транспорт и т.д.)

Проективные игры.Направлены на коррекцию и развитие ребенка.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры

с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.На стадии "хаоса" ребенок

хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе,

часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие

тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики.

Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального

состояния и освобождение от него. Многократное повторение

психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное

отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких

занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество

используемых фигурок и появляется сюжет.Стадию "борьбы" можно

наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся

внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные

конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг

друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время

может появиться герой или силы, которые наводят порядок

и восстанавливают справедливость.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает

заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления,

заложенные в человеческой психике".

Основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок

чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка;

формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается

негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и

творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических

фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить

положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность

ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе

с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого

в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы,

ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает

ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается

в правильности или ошибочности выбранного пути.

Игры в песочной стране:

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее –

холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое».

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева

и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и

круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои

следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами

ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки

поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными,

большими и наконец мизинчиками).

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре

компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая

мягкие движения вверх-вниз.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы,

изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация

игры «Волшебный мешочек»).

Игры на развитие диафрагмального дыхания:

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки воспитатель проводит неглубокую канавку в песке,

ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает

изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая

живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному

зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы,

чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей

образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет.

Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

• существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,

экспериментировать и работать самостоятельно;

• в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа

«ручного интеллекта»;

• в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все

познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также

речь и моторика;

• совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует

развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

• песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно

актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-

первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-

третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией

психических процессов детей с ОНР .

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный

момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие

коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.



В раздел образования