Напоминание

Рабочая программа по биологии в 7 классе


Автор: Гулина Елена Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 135
Населённый пункт: город Можайск–10 Московской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по биологии в 7 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________/ Е. Полянина

«___» ____________ 2018 г.

ПРОГРАММА РАБОЧАЯ

ПО БИОЛОГИИ

В 7 КЛАССЕ

(базовый уровень)

УЧИТЕЛЯ ГУЛИНОЙ Е.В.

НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения биологии:

·

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его

познания и объяснения на основе достижений наук;

·

формирование и развитие ответственного отношения к обучению;

·

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях

и

поступках

по

отношению

к

живой

природе,

здоровью

своему

и

окружающих;

·

умение применять полученные знания в практической деятельности;

·

осознание потребности и способности к самообразованию;

·

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ

здорового образа жизни;

·

определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин

успехов и неудач в учебной деятельности;

·

формирование личного позитивного отношения к окружающему миру,

уважительного отношения к окружающим;

·

формирование экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения биологии:

·

работать с разными источниками информации;

·

составлять тезисы, различные виды планов;

·

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять

полученные результаты;

·

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

в

учебной и познавательной деятельности;

·

формирование

умений

осознанно

использовать

речевые

средства

для

дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки

зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

·

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникативных технологий;

·

интегрироваться

и

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты обучения биологии:

- в познавательной (интеллектуальной) сфере:

·

классификация — определение принадлежности биологических объектов

к определенной систематической группе;

·

выделение существенных признаков биологических объектов;

·

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

·

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

·

различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных

животных, опасных для человека;

·

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

·

выявление

приспособлений

организмов

к

среде

обитания;

типов

взаимодействия разных видов в экосистеме;

- в ценностно-ориентационной сфере:

·

знание основных правил поведения в природе;

·

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния

факторов риска на здоровье человека.

- в сфере трудовой деятельности:

·

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

·

соблюдение

правил

работы

с

биологическими

приборами

и

инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

- в эстетической сфере:

·

овладение

умением

оценивать

с

эстетической

точки

зрения

объекты

живой природы.

Обучающийся научится:

·

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности

животных;

·

выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов

животных разных систематических групп;

·

приводить доказательств эволюции и общности происхождения живых

организмов;

·

характеризовать

приспособления

животных

разных

систематических

групп к условиям различных сред обитания;

·

демонстрировать навыки оказания первой помощи пострадавшим при

укусе животных;

·

описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;

·

применять методы биологической науки для изучения животных;

·

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности

по изучению животных организмов;

·

ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей

оценивать

информацию

о

животных,

получаемую

из

разных

источников,

практическую значимость животных в природе и в жизни человека;

·

соблюдать

правила

работы

в

кабинете

биологии,

с

биологическими

приборами и инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

·

выделять

эстетические

достоинства

животных

разных

систематических групп;

·

осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;

·

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению

к объектам живой природы;

·

находить информацию о животных в научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и

переводить из одной формы в другую;

·

выбирать

целевые

и

смысловые

установки

в

своих

действиях

и

поступках по отношению к живой природе.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа и тематическое планирование курса биологии для 7

класса

соответствует

федеральному

государственному

образовательному

стандарту

(второго

поколения)

для

основной

школы

основного

общего

образования

по

биологии,

составлены

на

основе

примерной

программы

основного общего

образования

по

биологии 5

9

классы,

автор В. В.

Пасечник, и полностью соответствует ее содержанию.

Согласно действующему

в

школе

учебному

плану

рабочая

программа

предусматривает

следующие

варианты организации процесса обучения:

- изучение предмета ведется на базовом уровне по учебнику: Биология.

Животные. Учебник для 7 класса/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М.: Дрофа,

2016.

Учебник

имеет

гриф

«Рекомендовано

Министерством

образования

и

науки Российской Федерации»;

- количество часов: всего – 70 часов, в неделю – 2 часа;

- форма организации учебных занятий – классно-урочная система.

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История

изучения

животных.

Методы

изучения

животных.

Наука

зоология

и

её

структура.

Сходство

и

различия

животных

и

растений.

Систематика животных.

Раздел I. Многообразие животных (37 часов)

Глава 1. Простейшие (3 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и

жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий,

микропрепаратов простейших.

Глава 2. Многоклеточные животные (34 часа)

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и

экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни

и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе

и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни

и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе

и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и

жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания,

образ

жизни

и

поведение.

Биологические

и

экологические

особенности.

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и

жизни человека.

Класс

Насекомые.

Многообразие.

Среда

обитания,

образ

жизни

и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и

жизни человека.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

адкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда

обитания,

образ

жизни,

поведение.

Биологические

и

экологические

особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и

охраняемые виды.

Класс

Земноводные.

Многообразие:

безногие,

хвостатые,

бесхвостые.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические

особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и

охраняемые виды.

Класс

Пресмыкающиеся.

Многообразие:

ящерицы,

змеи,

черепахи,

крокодилы.

Среда

обитания,

образ

жизни

и

поведение.

Биологические

и

экологические

особенности.

Значение

в

природе

и

жизни

человека.

Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс

Млекопитающие.

Важнейшие

представители

от ря дов

млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и

экологические

особенности.

Значение

в

природе

и

жизни

человека.

Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Раздел I I.Строение, индивидуальное развитие, эволюция (29 часов)

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.

Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь.

Обмен

веществ

и

энергии.

Органы

размножения,

продления

рода.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности

организма.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением

и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 часов)

Д о ка з ат е л ь с т в а

э в ол ю ц и и :

с р а в н и т е л ь н о - а н а т о м и ч е с к и е ,

эмбриологические,

палеонтологические.

Ч.

Дарвин

о

причинах

эволюции

животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как

результат

эволюции.

Ареал.

Зоогеографические

области.

Закономерности

размещения. Миграции.

Глава 5. Биоценозы (5 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра,

лес,

населенный

пункт).

Факторы

среды

и

их

влияние

на

биоценоз.

Цепи

питания,

поток

энергии.

Взаимосвязь

компонентов

биоценоза

и

их

приспособленность друг к другу.

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие

человека

и

его

деятельности

на

животных.

Промыслы.

Одомашнивание.

Разведение,

о сновы

содержания

и

с е л е к ц и и

сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система

мониторинга.

Охраняемые

территории.

Красная

книга.

Рациональное

использование животных.

Заключение (2 часа)

Календарно-тематическое планирование

(70 часов, 2 часа в неделю)

Номер

а

уроков

Наименования разделов и тем

Плановые

сроки про-

хождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

Введение (2 часа)

1

Вводный урок. История развития зоологии

2

Современная зоология

Раздел I. Многообразие животных

Глава 1. Простейшие (3 часа)

3

Простейшие. Корненожки. Лабораторная работа №1

«Знакомство с многообразием простейших»

4

Простейшие. Жгутиконосцы, Инфузории

5

Значение простейших

Глава 2. Многоклеточные животные (34 часа)

6

Беспозвоночные. Тип Губки.

7

Тип Кишечнополостные

8

Тип Плоские черви

9

Тип

Круглые

черви.

Лабораторная

работа

№2

«Знакомство с многообразием круглых червей»

10

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

11

Классы

Кольчецов. Лабораторная

работа

№3

«Внешнее строение дождевого червя»

12

Т и п

М о л л ю с к и . Лабораторная

работа

№4

«Особенности строения и жизни моллюсков»

13

Классы

моллюсков:

брюхоногие,

Двустворчатые,

Головоногие

14

Тип Иглокожие

15

Тип

Членистоногие. Лабораторная

работа

№5

«Знакомство с ракообразными»

16

Класс

Насекомые. Лабораторная

работа

№6

«Изучение представителей отрядов насекомых»

17

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые,

Уховертки, Поденки

18

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

19

Отряды

насекомых:

Бабочки,

Равнокрылые,

Двукрылые, Блохи

20

Отряды насекомых: Перепончатокрылые

21

Беспозвоночные животные

22

Тип

Хордовые.

Подтипы:

Бесчерепные

и

Черепные, или Позвоночные

23

Позвоночные. Классы рыб. Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и передвижение рыб»

24

Класс Хрящевые рыбы

25

Класс Костные рыбы

26

Класс Земноводные, или Амфибии

27

Класс

Пресмыкающиеся,

или

Рептилии.

Отряд

Чешуйчатые

28

Отряды пресмыкающихся: Черепах, Крокодилы

29

Класс

Птицы.

Отряд

Пингвины. Лабораторная

работа №8 «Изучение внешнего строения птиц»

30

Отряды Птиц: Страусообразные, Гусеобразные

31

Отряды Птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные

32

Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые

33

Класс

млекопитающие,

или

Звери.

Отряды:

Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

35

Отряды

млекопитающих:

К и то о б р а з н ы е ,

Ластоногие, Хоботные, Хищные

36

Отряды

млекопитающих:

Парнокопытные,

Непарнокопытные

37

Отряды млекопитающих: Приматы

38

Повторение,

обобщение

и

систематизация

материала по разделу « Многообразие животных»

39

Контрольная

работа

по

теме

«Многообразие

животных»

Раздел I I. Строение, индивидуальное развитие, эволюция

Глава 3. Эволюция строения и функций организмов и их систем (14 часов)

40

Покровы тела. Лабораторная работа №9 «Изучение

особенностей покровов тела»

41

Опорно-двигательная система

42

Способы передвижения животных. Полости тела.

Лабораторная

работа

№10

«Изучение

способов

передвижения животных»

43

Органы дыхания и газообмен. Лабораторная работа

№11 «Изучение способов дыхания животных»

44

Органы

пищеварения.

Обмен

веще ств

и

превращение энергии

45

Кровеносная система. Кровь

46

Органы выделения

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Лабораторная

работа №12 «Изучение ответной реакции животных

на раздражение»

48

Органы

чувств.

Регуляция

д е я т е л ь н о с т и

организма. Лабораторная работа №13 «Изучение

органов чувств животных»

49

Продление рода. Органы размножения

50

Способы размножения животных. Оплодотворение

51

Развитие

животных.

Лабораторная

работа

№14

«Определение возраста животных»

52

Периодизация

и

продолжительность

жизни

животных

53

Повторение,

обобщение

и

систематизация

материала по теме «Эволюция строения и функций

организмов и их систем»

Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на земле (5 часов)

54

Доказательства эволюции животных

55

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира

56

Усложнение строения животных. Многообразие

видов как результат эволюции

57

Ареалы

обитания.

Миграции.

Закономерности

размещения животных

58

Повторение,

обобщение

и

систематизация

материала

по

теме

«Развитие

и

закономерности

размещения животных на земле»

Глава 5. Биоценозы (5 часов)

59

Естественные и искусственные биоценозы

60

Факторы среды и их влияние на биоценозы

61

Цепи питания. Поток энергии

62

Взаимосвязь

компонентов

биоценоза

и

их

приспособленность друг к другу

63

Повторение,

обобщение

и

систематизация

материала по теме «Биоценозы»

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

64

Воздействие

человека

и

его

деятельности

на

животный мир

65

Одомашнивание животных

66

Законы

России

об

охране

животного

мира.

Система мониторинга

67

Охрана и рациональное использование животного

мира

68

Итоговая контрольная работа

Заключение (2 часа)

69

Урок – игра «В мире животных»

70

Итоговый урок

Итого

70 часов



В раздел образования