Автор: Гулина Елена Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 135
Населённый пункт: город Можайск–10 Московской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по биологии в 7 классе
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________/ Е. Полянина
«___» ____________ 2018 г.
ПРОГРАММА РАБОЧАЯ
ПО БИОЛОГИИ
В 7 КЛАССЕ
(базовый уровень)
УЧИТЕЛЯ ГУЛИНОЙ Е.В.
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты обучения биологии:
·
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его
познания и объяснения на основе достижений наук;
·
формирование и развитие ответственного отношения к обучению;
·
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и
поступках
по
отношению
к
живой
природе,
здоровью
своему
и
окружающих;
·
умение применять полученные знания в практической деятельности;
·
осознание потребности и способности к самообразованию;
·
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни;
·
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин
успехов и неудач в учебной деятельности;
·
формирование личного позитивного отношения к окружающему миру,
уважительного отношения к окружающим;
·
формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения биологии:
·
работать с разными источниками информации;
·
составлять тезисы, различные виды планов;
·
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять
полученные результаты;
·
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
в
учебной и познавательной деятельности;
·
формирование
умений
осознанно
использовать
речевые
средства
для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки
зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
·
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникативных технологий;
·
интегрироваться
и
строить
продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты обучения биологии:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
·
классификация — определение принадлежности биологических объектов
к определенной систематической группе;
·
выделение существенных признаков биологических объектов;
·
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
·
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
·
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных
животных, опасных для человека;
·
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
·
выявление
приспособлений
организмов
к
среде
обитания;
типов
взаимодействия разных видов в экосистеме;
- в ценностно-ориентационной сфере:
·
знание основных правил поведения в природе;
·
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
- в сфере трудовой деятельности:
·
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
·
соблюдение
правил
работы
с
биологическими
приборами
и
инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- в эстетической сфере:
·
овладение
умением
оценивать
с
эстетической
точки
зрения
объекты
живой природы.
Обучающийся научится:
·
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
животных;
·
выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов
животных разных систематических групп;
·
приводить доказательств эволюции и общности происхождения живых
организмов;
·
характеризовать
приспособления
животных
разных
систематических
групп к условиям различных сред обитания;
·
демонстрировать навыки оказания первой помощи пострадавшим при
укусе животных;
·
описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;
·
применять методы биологической науки для изучения животных;
·
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности
по изучению животных организмов;
·
ориентироваться
в
системе
познавательных
ценностей
–
оценивать
информацию
о
животных,
получаемую
из
разных
источников,
практическую значимость животных в природе и в жизни человека;
·
соблюдать
правила
работы
в
кабинете
биологии,
с
биологическими
приборами и инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
·
выделять
эстетические
достоинства
животных
разных
систематических групп;
·
осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
·
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению
к объектам живой природы;
·
находить информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и
переводить из одной формы в другую;
·
выбирать
целевые
и
смысловые
установки
в
своих
действиях
и
поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа и тематическое планирование курса биологии для 7
класса
соответствует
федеральному
государственному
образовательному
стандарту
(второго
поколения)
для
основной
школы
основного
общего
образования
по
биологии,
составлены
на
основе
примерной
программы
основного общего
образования
по
биологии 5
–
9
классы,
автор В. В.
Пасечник, и полностью соответствует ее содержанию.
Согласно действующему
в
школе
учебному
плану
рабочая
программа
предусматривает
следующие
варианты организации процесса обучения:
- изучение предмета ведется на базовом уровне по учебнику: Биология.
Животные. Учебник для 7 класса/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М.: Дрофа,
2016.
Учебник
имеет
гриф
«Рекомендовано
Министерством
образования
и
науки Российской Федерации»;
- количество часов: всего – 70 часов, в неделю – 2 часа;
- форма организации учебных занятий – классно-урочная система.
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История
изучения
животных.
Методы
изучения
животных.
Наука
зоология
и
её
структура.
Сходство
и
различия
животных
и
растений.
Систематика животных.
Раздел I. Многообразие животных (37 часов)
Глава 1. Простейшие (3 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий,
микропрепаратов простейших.
Глава 2. Многоклеточные животные (34 часа)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни
и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни
и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания,
образ
жизни
и
поведение.
Биологические
и
экологические
особенности.
Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека.
Класс
Насекомые.
Многообразие.
Среда
обитания,
образ
жизни
и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
адкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда
обитания,
образ
жизни,
поведение.
Биологические
и
экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс
Земноводные.
Многообразие:
безногие,
хвостатые,
бесхвостые.
Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс
Пресмыкающиеся.
Многообразие:
ящерицы,
змеи,
черепахи,
крокодилы.
Среда
обитания,
образ
жизни
и
поведение.
Биологические
и
экологические
особенности.
Значение
в
природе
и
жизни
человека.
Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс
Млекопитающие.
Важнейшие
представители
от ря дов
млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и
экологические
особенности.
Значение
в
природе
и
жизни
человека.
Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Раздел I I.Строение, индивидуальное развитие, эволюция (29 часов)
Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.
Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь.
Обмен
веществ
и
энергии.
Органы
размножения,
продления
рода.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности
организма.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением
и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 часов)
Д о ка з ат е л ь с т в а
э в ол ю ц и и :
с р а в н и т е л ь н о - а н а т о м и ч е с к и е ,
эмбриологические,
палеонтологические.
Ч.
Дарвин
о
причинах
эволюции
животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как
результат
эволюции.
Ареал.
Зоогеографические
области.
Закономерности
размещения. Миграции.
Глава 5. Биоценозы (5 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра,
лес,
населенный
пункт).
Факторы
среды
и
их
влияние
на
биоценоз.
Цепи
питания,
поток
энергии.
Взаимосвязь
компонентов
биоценоза
и
их
приспособленность друг к другу.
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие
человека
и
его
деятельности
на
животных.
Промыслы.
Одомашнивание.
Разведение,
о сновы
содержания
и
с е л е к ц и и
сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система
мониторинга.
Охраняемые
территории.
Красная
книга.
Рациональное
использование животных.
Заключение (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
(70 часов, 2 часа в неделю)
Номер
а
уроков
Наименования разделов и тем
Плановые
сроки про-
хождения
Скорректиро-
ванные сроки прохождения
Введение (2 часа)
1
Вводный урок. История развития зоологии
2
Современная зоология
Раздел I. Многообразие животных
Глава 1. Простейшие (3 часа)
3
Простейшие. Корненожки. Лабораторная работа №1
«Знакомство с многообразием простейших»
4
Простейшие. Жгутиконосцы, Инфузории
5
Значение простейших
Глава 2. Многоклеточные животные (34 часа)
6
Беспозвоночные. Тип Губки.
7
Тип Кишечнополостные
8
Тип Плоские черви
9
Тип
Круглые
черви.
Лабораторная
работа
№2
«Знакомство с многообразием круглых червей»
10
Тип Кольчатые черви, или Кольчецы
11
Классы
Кольчецов. Лабораторная
работа
№3
«Внешнее строение дождевого червя»
12
Т и п
М о л л ю с к и . Лабораторная
работа
№4
«Особенности строения и жизни моллюсков»
13
Классы
моллюсков:
брюхоногие,
Двустворчатые,
Головоногие
14
Тип Иглокожие
15
Тип
Членистоногие. Лабораторная
работа
№5
«Знакомство с ракообразными»
16
Класс
Насекомые. Лабораторная
работа
№6
«Изучение представителей отрядов насекомых»
17
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые,
Уховертки, Поденки
18
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы
19
Отряды
насекомых:
Бабочки,
Равнокрылые,
Двукрылые, Блохи
20
Отряды насекомых: Перепончатокрылые
21
Беспозвоночные животные
22
Тип
Хордовые.
Подтипы:
Бесчерепные
и
Черепные, или Позвоночные
23
Позвоночные. Классы рыб. Лабораторная работа №7
«Внешнее строение и передвижение рыб»
24
Класс Хрящевые рыбы
25
Класс Костные рыбы
26
Класс Земноводные, или Амфибии
27
Класс
Пресмыкающиеся,
или
Рептилии.
Отряд
Чешуйчатые
28
Отряды пресмыкающихся: Черепах, Крокодилы
29
Класс
Птицы.
Отряд
Пингвины. Лабораторная
работа №8 «Изучение внешнего строения птиц»
30
Отряды Птиц: Страусообразные, Гусеобразные
31
Отряды Птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные
32
Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые
33
Класс
млекопитающие,
или
Звери.
Отряды:
Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
34
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
35
Отряды
млекопитающих:
К и то о б р а з н ы е ,
Ластоногие, Хоботные, Хищные
36
Отряды
млекопитающих:
Парнокопытные,
Непарнокопытные
37
Отряды млекопитающих: Приматы
38
Повторение,
обобщение
и
систематизация
материала по разделу « Многообразие животных»
39
Контрольная
работа
по
теме
«Многообразие
животных»
Раздел I I. Строение, индивидуальное развитие, эволюция
Глава 3. Эволюция строения и функций организмов и их систем (14 часов)
40
Покровы тела. Лабораторная работа №9 «Изучение
особенностей покровов тела»
41
Опорно-двигательная система
42
Способы передвижения животных. Полости тела.
Лабораторная
работа
№10
«Изучение
способов
передвижения животных»
43
Органы дыхания и газообмен. Лабораторная работа
№11 «Изучение способов дыхания животных»
44
Органы
пищеварения.
Обмен
веще ств
и
превращение энергии
45
Кровеносная система. Кровь
46
Органы выделения
47
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Лабораторная
работа №12 «Изучение ответной реакции животных
на раздражение»
48
Органы
чувств.
Регуляция
д е я т е л ь н о с т и
организма. Лабораторная работа №13 «Изучение
органов чувств животных»
49
Продление рода. Органы размножения
50
Способы размножения животных. Оплодотворение
51
Развитие
животных.
Лабораторная
работа
№14
«Определение возраста животных»
52
Периодизация
и
продолжительность
жизни
животных
53
Повторение,
обобщение
и
систематизация
материала по теме «Эволюция строения и функций
организмов и их систем»
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на земле (5 часов)
54
Доказательства эволюции животных
55
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира
56
Усложнение строения животных. Многообразие
видов как результат эволюции
57
Ареалы
обитания.
Миграции.
Закономерности
размещения животных
58
Повторение,
обобщение
и
систематизация
материала
по
теме
«Развитие
и
закономерности
размещения животных на земле»
Глава 5. Биоценозы (5 часов)
59
Естественные и искусственные биоценозы
60
Факторы среды и их влияние на биоценозы
61
Цепи питания. Поток энергии
62
Взаимосвязь
компонентов
биоценоза
и
их
приспособленность друг к другу
63
Повторение,
обобщение
и
систематизация
материала по теме «Биоценозы»
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
64
Воздействие
человека
и
его
деятельности
на
животный мир
65
Одомашнивание животных
66
Законы
России
об
охране
животного
мира.
Система мониторинга
67
Охрана и рациональное использование животного
мира
68
Итоговая контрольная работа
Заключение (2 часа)
69
Урок – игра «В мире животных»
70
Итоговый урок
Итого
70 часов