Авторы: Кузнецова Татьяна Валерьевна, Захарова Елена Викторовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: АНОО "Школа Гармония", БОУ "СОШ №82"
Населённый пункт: Г. Омска
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО»
Раздел: начальное образование
Развитие одаренности младших школьников во внеурочной
деятельности при формировании исследовательских умений в условиях
введения ФГОС НОО
(из опыта работы методического объединения учителей начальных классов)
Кузнецова Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов
АНОО «Школа Гармония» г. Омск;
Захарова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 82»
Организация работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна
для современного российского общества. К образовательной деятельности в
настоящее время предъявляются самые высокие требования. В последние
годы интерес к повышению качества образования на основе познавательной
самостоятельности и интеллектуально-личностной активности обучающихся
возрос в связи с новой постановкой вопроса о целях образования. Новые цели
школьного образования ориентируются не только на воссоздание
интеллектуального потенциала страны, но и на обеспечение условий для
развития свободной, инициативной, критически мыслящей творческой
личности, способной найти свое место в жизни и реализоваться в избранной
деятельности. В настоящее время наряду с традиционным изложением
предметного содержания конкретных дисциплин актуальной задачей
становится формирование исследовательских умений, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,
самосовершенствованию и развитию одаренности.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль
учителя: из носителя знаний и информации, учитель превращается в
организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы,
добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и
нетрадиционных) источников. Поэтому, чтобы у обучающихся развить
одаренность в личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных сферах, в первую очередь, учитель сам должен в совершенстве
владеть и применять эти умения. Поэтому, при работе над формированием
исследовательских умений у одаренных учеников, педагоги наших школ
работают над научно-методической темой «Повышение эффективности
образовательного процесса на основе развития исследовательских умений
младших школьников», в соответствии с которой были определены и
индивидуальные методические темы педагогов, проведены диагностические
исследования, разработаны и реализованы модели учебных занятий для
развития исследовательских умений у одаренных школьников. Результаты
деятельности педагогов отслеживались в системе на всех этапах
деятельности.
1
В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что
формирование исследовательских умений у одаренных обучающихся
должно происходить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Формирование исследовательских умений во внеурочной
деятельности определенно имеет положительные стороны у одаренных ребят.
Во-первых, обогащается жизненный опыт. На уроке не всегда хватает
учебного времени для обсуждения жизненных ситуаций, с которыми ребята
встречаются в повседневной жизни. А внеурочные занятия менее
регламентированы, более гибкие. На них есть возможность акцентировать
внимание детей на актуальности научных знаний в реальной повседневной
жизни. Поэтому обучающиеся чувствуют свою успешность, самоценность на
таких занятиях. Это и есть личностные результаты "внеурочки". Во-вторых,
учитель моделирует занятие в соответствии с последовательными этапами
формирования каждой операции данного универсального действия.
Проводится целенаправленная, осознанная работа.
Ученые отмечают, что интеллектуальные умения на эмпирическом
уровне вырабатываются лишь благодаря многочисленным упражнениям. Но
без разъяснений учителем и, значит, без осознания младшими школьниками
используемых методов учения и познания, процесс происходит стихийно,
интуитивно. Конечно, без эмпирического пути не обойтись, так как он
обеспечивает в определенной степени формирование умений, но степень эта
не может быть признана достаточной.
Эмпирический уровень научного
познания характеризуется непосредственным исследованием реально
существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии
в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем
дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми
природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое
созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы
(суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное
значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со
стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию
и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется
процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем
проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки
экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация
получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Для
повышения качества обучения необходимо развивать учебно-познавательные
способности у одаренных обучающихся не только на эмпирическом уровне,
но и на теоретическом.
Все эти аргументы в наших школах используются при разработке и
реализации программы внеурочной деятельности « Я-исследователь». Целью
данной программы является приобщение ребёнка младшего школьного
возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной
активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской
деятельности.
2
Структура и содержание программы выстроены таким образом,
чтобы научить одаренных детей сознательно применять все умения не только
при разрешении исследовательских задач в рамках кружковой работы, но и на
уроках. С 1 класса проводятся отдельные занятия, позволяющие формировать
и развивать логические и собственно исследовательские умения системно и
целенаправленно, что создает основу, на которой будет строиться следующая
группа умений обучающихся.
Программа представляет собой образовательный четырехгодичный
цикл и предусматривает одно занятие в неделю. В течение четырёх лет
обеспечивается поступательное развитие исследовательского опыта
обучающихся, деятельность от фронтальной под руководством учителя к
индивидуальной самостоятельной деятельности. Данный курс способствует
выходу на самостоятельную учебно-исследовательскую работу одаренных
обучающихся, что очень актуально на сегодняшний день, особенно в рамках
реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Формирование исследовательских умений во внеурочной
деятельности сегодня позволяет развивать мышление обучающихся, обучить
их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний, т.е.
научить их учиться. К настоящему времени в практике школьного обучения
работа по формированию исследовательских умений осуществляется
стихийным образом. Стихийный характер развития исследовательских
умений находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в
низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы
обучающихся, а также способности ребят регулировать учебную и
познавательную деятельность, в недостаточном формировании
общепознавательных и логических действий. Альтернативой сложившемуся
положению должно стать целенаправленное и планомерное формирование
исследовательских умений не только на уроках, но и в рамках внеурочной
деятельности, которое будет способствовать дальнейшему развитию
одаренности ученика не только на кружковых занятиях после уроков, но и
поможет формированию учебной деятельности. Программа кружка «Я-
исследователь» способствует формированию межпредметных связей и
формирует действительно универсальные, надпредметные, жизненно
востребованные учебные действия. Хочется отметить, что на данных
занятиях в процессе совместной деятельности учителя и одаренных
учеников непременно возникнет благоприятный психологический климат,
который будет способствовать дальнейшему успешному развитию, как
школьника, так и учителя. Так как обучающиеся, которые занимаются
исследовательской деятельностью, имеют лучшую мотивацию, более глубоко
разбираются в причинах различных явлений, продуктивно доказывают свою
точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки,
аргументировать свои ответы, анализировать ситуацию, умеют делать
выводы.
Другими словами в ходе исследовательской деятельности
одаренные ученики:
3
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к
познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения
монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм
коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления
результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу,
видеофильмов и др.
Исследования обучающихся обеспечивают высокую информативную
емкость и системность в усвоении изучаемого материала, широко
охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи, у них
формируются исследовательские умения.
Список литературы:
1. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», М.
Народное образование,2001 год. Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина.
2. Журнал «Исследовательская работа школьников» №1,2007 год. Технология научного
исследования. Е.А. Нинбург.
3. Исследовательская работа школьников. Минск ИООО «Красико-Принт»,2005 год. Н.С.
Криволан.
4. Начальная школа № 2.Исследовательская деятельность младших школьников,2006 год.
Н.А. Семенова.
4