Автор: Южакова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1 г. Горно–Алтайска"
Населённый пункт: Республика Алтай, г. Горно–Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента на уроках внеклассного чтения
Раздел: среднее образование
Использование
регионального
компонента
на
уроках
внеклассного
чтения. Люди войны в романе Нины Унуковой «Айачи».
Южакова Светлана Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1 г. Горно-Алтайска»
Проблема
приобщения
школьников
к
историко-культурному
наследию
актуальна во все времена, так как она закладывает основы нравственного
воспитания.
Краеведческий
материал
–
неиссякаемый
источник
воспитания
любви
к
Родине, а также способ повышения мотивации к обучению.
Цели
работы
с
краеведческим
материалом:
повышение
мотивации
к
обучению, формирование активной личности, любящей свою страну, малую
Родину, культуру и родной язык.
Литература
Алтая
в
этом
смысле
призвана,
прежде
всего,
воспитывать
высокие патриотические чувства, вызвать у учащихся живой интерес к жизни
родного края. Она вводит учеников и учителей в творческую лабораторию
писателей Алтая, тем самым делая созданные ими художественные образы
ближе и доступнее.
О войне рассказано, спето, сыграно и снято космически много… Создание
нового
о
ней
–
непростая
задача,
другое
дело,
что
все
истории
судеб,
отмеченных
страшными
годами,
насыщены
своими
подробностями,
заставляющими вновь содрогнуться. И – вспомнить. И роман Нины Унуковой
рассказывает о войне не где-то там, а в родном краю, где узнаваемы и люди, и
места, где происходит действие, и не использовать такой материал на уроках,
конечно, нельзя.
Этот роман автор посвятила своей матери Эмиль Маймановне, вырастившей
восьмерых детей.
Роман предлагает темы: село в пору войны, жизнь детей-сирот, человеческие
отношения в голодное время, материнство, супружеское предательство и
другие.
В
целом
в
романе
воспето
величие
человека,
раскрыты
темы
стойкости,
верности,
стремления
к
красоте,
добру.
Ярко
показаны
связь
поколений, значение семьи, связь людей с природой, со своей малой родиной.
Действие романа «Айачы» Происходит в маленьком алтайском селе Кулада.
Героиня книги, девочка-сирота Айачы борется за выживание своих братьев и
сестрёнки.
Книгу
невозможно
читать
без
слёз
и
переживаний.
Я
не
сомневаюсь
в
том,
что
каждый,
кто
возьмет
её
в
руки,
не
останется
равнодушным.
Автор
раскрывает
героический
труд
тружеников
небольшого
колхоза,
расположенного далеко в горах, но живущего интересами Родины в суровые
годы Великой Отечественной войны.
Героиня романа — девочка Айачи. Перед самой войной уходят из жизни ее
родители. На руках одиннадцатилетней девочки остаются осиротевшие три
брата
и
трехлетняя
сестренка.
Помня
наказ
матери
не
расставаться,
она
отказывается отдать детишек в детдом, она бьется за их выживание.
Невозможно читать без слез многие моменты жизни детей -сирот. Особенно
то место, когда пытаясь хоть как-то прокормить голодающих братьев, Айачи
ночью
в
скотомогильнике
рубит
тушу
сдохшей
коровы.
А
после
войны
повзрослевшие
братья
Айачи
вынашивают
мысль
поставить
памятник
суслику, который, как они говорят, спас их от голода и смерти.
Через образ главной героини романа писатель выражает свое понимание
народного характера. Именно в этом образе воплощены черты алтайского
народа
—
трудолюбие,
упорство,
умение
преодолевать
трудности,
скромность.
Автор
показал
историю
простой
девочки,
ее
тяжелую,
но
большую судьбу.
Пройдя все испытания, впавшие на ее долю, а, следовательно, и на долю
всего
народа.
Айачи
становится
женщиной
сильной,
решительной.
В
ее
характере
нашли
отражение
лучшие
качества
народа:
твердость
духа,
стойкость, патриотизм, самообладание, выносливость. В то же время образ
Айачи — это типичный образ алтайской женщины. На ее долю выпала
тяжелая
участь.
Порою
жизнь
Айачи
становилась
невыносимой,
но
она
находит в себе силы, чтобы перенести все трудности.
Так изо дня в день, из года в год растет и мужает Айачи.
Кроме
Айачи
-
главной
героини
романа,
в
книге
немало
других
запоминающихся образов простых людей.
С большой теплотой автор пишет о русских людях. Русские и алтайцы
наравне несли все тяжести войны. В книге добрая русская женщина, баба
Дуня, как ангел-хранитель появляется в судьбе незнакомых ей детей-сирот.
Именно она показывает Айачи, что дети — улыбка Бога, самый святой дар
жизни, и на прощание дарит ей образ Богородицы. В образе бабы Дуни
нашли воплощение замечательные качества, присущие русскому человеку —
чувство
братства,
гуманизм.
Именно
в
этом
образе
нашла
достойное
отражение
тема
дружбы
и
взаимопомощи,
и
взаимовыручки
русского
и
алтайского народов.
Особенно
привлекательны
образы
братьев
главной
героини.
Пытливые
и
умные
мальчики,
которые
вместе
с
сестрой
и
односельчанами
глубоко
переживают
и
стойко
переносят
все
трудности
войны.
Они
по-своему
заботятся о сестре и даже защищают ее.
Запоминаются образы людей, которые живут рядом с главной героиней. Это
бабушка Яманкыс, которая после смерти матери опекала детей и делилась с
ними молоком своей кормилицы. Сырку, не имея своих детей, всячески
пыталась помочь Айачи справиться с непосильной ношей. А когда началась
война, Сырку, проводив Мёрёя, уехала работать в Онгудай. Но забыть про
Айачи и ее семью так и не смогла, постоянно навещала их, и даже на время
забрала маленькую Кысчак. Но все эти люди также уходят из жизни Айачи и
ее братьев. «Почему дорогие мне люди уходят из жизни? Почему? Баба Дуня,
Почему? – спрашивает Айачи. - Слезы душили ее. Они не успокаивали друг
друга. Две женщины: молодая алтаечка и пожилая русская женщина, не
скрывая слез горько плакали. Это был отголосок страшной войны, которая
прошла
через
их
судьбы.
Они
оплакивали
потерю
светлого
человека,
ставшего для каждой из них родным.»
На их место приходят другие: Кубайчи и ее муж, спасшие Айачи от смерти
на морозной дороге. Они же помогают ей, чем могут. Сепсен-ака, который
вернулся с войны инвалидом, Чагат, который становится опорой для Айачи,
и многие, многие другие.
В
романе
также
присутствует
тема
осмысления
жизни
и
вечного
противостояния: сочувствия и жестокости, верности и подлости, малодушия
и преданности. Побеждают, как полагается, любовь и справедливость.
Как
бы
жизнь
ни
была
драматична,
сурова,
женщина
всегда
старается
сохранить
семейный
очаг
и
при
любых
обстоятельствах
оставаться
человеком.
В заключение книги главная героиня уходит из жизни, оставляя жить на
земле своих детей и внуков. В ее смерти автор обессмертила материнство,
ведь материнство вечно. Она оставила после себя главное — жизнь для
спасенного ею поколения.
Роман производит на читателя огромное впечатление. Язык произведения
эмоционально
богат,
красочен,
насыщен
меткими
и
остроумными
выражениями. Хорошо, что произведение написано на русском языке, оно
доступно любому читателю. Читается очень легко: Нина Унукова пишет
доходчиво
и
увлекательно,
с
юмором,
добавляя
лирики.
Каждая
читательница, наверное, проживает жизнь вместе с героиней, сочувствует и
сопереживает ей. Судьбы персонажей тонкой нитью связаны со временем,
драматической историей страны. Надо сказать, эта книга – дань уважения
труженикам тыла и детям войны. И мы должны о них помнить и ими
гордиться.
Библиографический список
1. История алтайской литературы. Курс лекций. – Горно-Алтайск: РИО
ГАГУ,2014.- 68с.
2. Катынова С.Ш. Литература 60–80-х годов / С.Ш. Катынова // История
алтайской литературы. – Кн. 1. – Горно-Алтайск, 2004.
3. Каташ С.С. Лик Алтая. Литература, история, культура / С.С. Каташ. –
Горно-Алтайск, 2000.
4. Кошелева А.Л. Хакасская поэзия 1920–90-х годов: типология и
закономерности развития / А.Л. Кошелева. – Абакан, 2001.
5. Литературы Сибири: опыт исследования- Горно-Алтайск,2014.- 180с.
6. Мир Алтая литературно-художественный альманах №1-2 2010. АУРА
Литературно-издательский дом «Алтын-туу».
7. Пустовалов С.И. Традиции работы с молодыми писателями после Великой
Отечественной войны / С.И. Пустовалов // Интеллигенция России: традиции
и новации. – Иваново, 1997.
8. Суразаков С.С. О развитии алтайской советской литературы / С.С.
Суразаков // Ученые записки ГАНИИИЯЛ. – Вып. 3. – Горно-Алтайск, 1960.